|
Скачать FB2 |
| |
Лохвицкая Мирра Александровна.
Бессмертная любовь.
Драма в 5-и актах.
Действующие лица:
Действие происходит в Средние века во Франции, в замке де-Лаваль.
Акт 1-й.
Небольшой высокий готический зал, тускло освещенный восковыми свечами. Около узкого окна пяльцы с начатой работой. Три двери. На стенах портреты рыцарей и дам. Потухший камин. Близ него в кресле с высокой спинкой, украшенной гербом, сидит Роберт в полном рыцарском вооружении. У ног его, положив голову ему на колени, в отчаянии застыла Агнесса. Она одета в фиолетовое бархатное платье; ее головной убор, сброшенный, лежит на полу, и длинные каштановые волосы в беспорядке рассыпаются по плечам. Рука Роберта лежит на голове Агнессы.
Слышен звук рога.
Из двери налево показывается Фаустина, смуглая черноволосая женщина с красивым, но злым лицо; одета в оранжевое платье с черными прорезями на рукавах.
Клара, нежное белокурое созданье в светло-голубой одежде, появляется из двери направо.
Толпа слуг и служанок медленно входят под предводительством старого слуги.
Слуги уходят.
Фаустина уходит.
Агнесса опускается на колени. Клара со сложенными руками стоит за ней.
Акт 2-ой.
Готический зал тот же, что и в первом акте. Агнесса в черном бархатном платье и такой ж остроконечной шапочке с длинным вуалем, сидит за пяльцами и вышивает белым шелком по золотой ткани. Рядом с ней на низких табуретах работают Фаустина и Клара. Первая наматывает красный шелк, вторая прядет лен. Перед ними на столике корзина с разноцветными клубками и ножницы. Камин затоплен. В окна смотрит тусклый день.
Фаустина подходит к столу, уставленному кубками, и берет один из них.
Входят трубадуры.
Трубадуры, настроив инструменты, приготовляются петь. Агнесса берет из стоящей вазы цветок и прикалывает его на грудь.
Фаустина приносит поднос с кубками. Агнесса подает вино трубадурам, каждому по очереди.
Трубадуры уходят.
Фаустина и Клара подходят к пяльцам.
Входит Клара.
Входит безобразная старуха с клюкой и мешком за спиной.
Комната постепенно наполняется слугами и служанками.
Акт 3-тий.
Спальня Агнесы. Узкие окна, темные занавеси. Альков, увенчанный большим гербом. Посреди комнаты круглый столик, накрытый на два прибора; на нем хлеб, вино, ваза с плодами и пузырек с волшебным напитком. К столику придвинуты два кресла, одно против другого. Агнесса в богатом, белом подвенечном платье и драгоценной диадеме сидит перед туалетным столиком. Фаустина подает ей длинный, вышитый серебром вуаль.
Агнесса подходит к накрытому столу и садится в кресло, на ручке которого висит лютня.
Пауза.
Свечи гаснут. В темноте появляется ведьма и, крадучись, подходит к Агнесе.
Музыка играет скачущим темпом все один и тот же такт. Из толпы выдвигается хорошенькая девушка, пляшущая "dos a dos" с дьяволенком; она поет под музыку.
Сцена наполняется новыми фигурами, страшными и безобразными.
Все, взявшись за руки, лицом к сцене, Образуют кольцо, бешено вращающееся вокруг неожиданно появившейся фигуры черного козла с рогами, издающими огненное сияние. Он стоит на возвышении вроде престола.
Все исчезают.
Инкуб исчезает.
Льется золотистый свет. Медленно проходит процессия юношей и девушек в светлых греческих одеждах. Девушки несут цветущие венки, юноши - золотые лиры и форминксы. Слышится нежная струнная радостная музыка. Хор поет гимн Адонису.
Из толпы выходят юноша и девушка - Дафнис и Хлоя. Оба в белых одеждах, с венками на головах. Чертами лица они напоминают Роберта и Агнессу.
Целуются и, обнявшись, идут с процессией.
Видение исчезает. Мало помалу замирает нежная музыка и сменяется мрачным гудением органа. За стеной слышен хор монахов, поющих Miserere. Хор продолжается в течение всего монолога Агнесы. Сквозь узкие окна пробивается тусклое мерцание утра.
Слышен стук в дверь.
Входит рыцарь в зеленом охотничьем костюме. Он молод и красив. Светлые волосы вьются по плечам.
Входит Фаустина с перевязанной рукой.
Агнесса уходит.
Пауза. Рыцарь и Фаустина долго, молча, смеривают друг друга глазами.
Занавес.
Акт 4-вёртый.
Картина 1-я.
Маленькая проходная комната. У окна толпятся слуги и служанки с блюдами, тарелками и кубками в руках. Справа колонны, отделяющие комнату от большой залы с длинным столом посредине и пылающим камином.
Входит старая ключница в большом чепце, темном платье и белом переднике.
Общее смятение. Все бросаются к двери и в суматохе сталкиваются друг с другом.
Картина 2-я.
Спальня Агнесы. Обстановка та же, что и в 3 акте. В момент поднятия занавеса в комнату входят Агнесса и Фаустина. Агнесса в зеленой бархатной амазонке, вышитой розами; на голове зеленая шляпа с широкими полями и длинными перьями белого и розового цвета. В руках ее цветы. Фаустина одета в серую амазонку, отделанную мехом.
Входит служанка, несущая подсвечник с двумя зажженными свечами и белое спальное платье.
Служанка ставит подсвечник на стол, оставляет платье и уходит. Фаустина во время последующего разговора помогает Агнессе переодеваться в спальное платье, и затем накидывает ей на плечи алую бархатную мантию, отороченную мехом.
Направляется к двери и встречается с Эдгаром. Оба насмешливо-церемонно кланяются друг другу, причем Фаустина делает жест рукой, как бы уступая ему место. Фаустина уходит. Эдгар быстро приближается к Агнессе.
Агнесса подставляет ему щеку.
Доносится издали тихая и сладкая музыка.
Звуки арфы, слившись в один глубокий аккорд, вмиг замирают. Раздается резкий раскат рога.
Слышны восклицания и шаги бегущих людей.
Слышны крики за сценой.
Неожиданно появляется Фаустина и незаметно подкрадывается к Эдгару. В ее руке веревка с петлей на конце.
Роберт следит за ней.
Акт 5-ый.
"In pace" (подземная тюрьма).
Тяжелые каменные своды. У одной из стен связка соломы, прикрытая рогожей, где лежит Агнесса. На ней широкая белая рубашка из грубой шерстяной материи, собранная у горла. Кроме большого каменного кувшина и табурета, стоящего около постели, в подвале нет ничего.
Издалека, чуть слышно, доносятся и звуки арфы, играющей ту же мелодию, как и в 4-м акте. Постепенно музыка слабеет. С последним аккордом подземелье озаряется красным светом факелов. Их несут слуги. Некоторые остаются на лестнице, другие у самого входа в тюрьму. За ними идет Роберт, закутанный в черный бархатный плащ, вышитый серебром. Его густые черные волосы падают до плеч, на бледном, прекрасном лице смешанное выражение жестокости и скорби. Медленно подходит он к лежащей Агнесе и садится на табурет возле нее.
Агнесса, почувствовав его приближение, привстает на своем соломенном ложе.
Входит палач в красной одежде с помощниками, которые несут веревки, жаровню и различные орудия пытки. За ними следует старый доктор в темном плаще и круглой шапочке.
Помощники палача привязывают Агнессу к колонне, поддерживающей свод подземелья, скрутив ей руки за спиной. Между тем палач раздувает уголья в жаровне и накаливает длинный железный прут.
Помощники палача приносят нечто вроде узкой кровати с большим железным винтом на конце и ставят посреди подземелья. Между тем палач отвязывает Агнесу от столба.
Палач поворачивает винт.
Палач поворачивает винт.
Снова доносятся нежные звуки арфы. Агнесса приподнимается на ложе и говорит медленно и торжественно, с вдохновенным лицом.
Доктор, палачи и слуги уходят, оставив один факел, слабо озаряющий подземелье. Роберт молча смотрит несколько минут на умершую и падает ей на грудь с отчаянным воплем.
-------------------------------------------------------------------
|