ЛЮБИЧ-КОШУРОВ Иоасаф Арианович [1872, Фатеж. у. Курской губ. -- 1934(37?)], детский писатель, беллетрист, очеркист. Родился в бедной евр. семье, образование получил в начальном училище (вероятно, г. Фатежа). Перебравшись в нач. 1890-х гг. из провинции в Москву, неск. лет был журналистом-"мелочишником", помещая в "Развлечении" и "Будильнике" короткие юмористич. сценки, придумывая темы для карикатур. С 1895 постоянно сотрудничал в "Будильнике" (рассказы, обычно из провинц. жизни, чаще всего в форме монолога простодушного обывателя: см., напр., 1895, No 7; 1896, No 9, и др.). Жил на окраинах или в дачных местностях, имел неприятности с полицией, вероятно, из-за беспаспортно-сти, часто менял квартиры; бедствовал, временами добывая пропитание охотой в подмосковных лесах. Вел полунищенский-полубогемный образ жизни [см. об этом: Белоусов (1, ук.); см. также альм. "Сегодня", 1, М., 1926, с. 124--26]. К кон. 1890-х гг. Л.-К. оставил I развлекат. юмористику. В 1901 поместил вж. "Муравей" цик.-рассказов о "неудачниках". "Песня юности" (No 2), "Ненормальный человек" (No 30), "Незаметные люди" (No 35--36) и др. -- вошли в сб. "Очерки Бронной" (М., 1901). Герои его рассказов и очерков: газетчики-"поденщики", типографские рабочие ("Брр..." -- альм. "Маски и гримасы", М., 1898; "Мелочишник" -- "Очерки Бронной"), безработные артисты, уличные циркачи, клоуны, куплетисты ("Подписной лист" -- "Дет. чтение", 1902, No 6; "Верочка", "Васька-гном" -- сб. "Брат человечества", М., 1902). Талант наблюдателя, чувство худож. детали особенно проявились в очерках: "В вагоне" ("Муравей", 1901, No 11), серия "Из современной русской жизни" ("Дет. чтение", 1901--02) и др. С сочувствием изображая "труждающихся и обремененных", Л.-К. возмущен не столько социальным неравенством, сколько окаменением сердец: идея всеобщего братства и действ, любви к ближнему -- основная в его творчестве (см., напр., рассказ "Брат человечества" -- одноименный сб-к; сб. "Картинки современной жизни", М., 1902; рец.: РМ, 1903, No 3).
В 1904--05 написал ок. 30 рассказов о рус.-япон. войне, к-рую изображал в гуманистич. традиции (однако преобладает не обличит., а патриотич. пафос). Положит, герои -- простые солдаты, сохраняющие живую душу в тяжелых испытаниях ("Георгиевский крест", М., 1904; "В землянке", "Сказки о жизни" -- сб. "В Порт-Артуре", М., 1905, и др., особенно "Серый герой", к-рый выдержал три изд. -- М., 1905, 1908, 1915), причем автор все более заострял мысль о типичности своего героя: "Самый обыкновенный, рядовой человек -- сначала рядоюй мужик, а потом рядовой солдат, каких у нас сотни и тысячи..." (изд. 1908, с. 7).
В 1906 Л -К. принял деятельное участие в изд. сборников с красноречивыми заглавиями "Не убий...!" и "Птица Обида" (М.), в обоих (кроме других своих произв.) поместив рассказ "Живая скрипка" (по мнению Л.-К., одно из самых популярных его произв.; в основе сюжета -- смерть еврейского мальчика-скрипача во время погрома). В 1908 опубл. психол. этюд "Анафема" (М.), передающий поток мыслей человека, страдающего разрушением личности. Близки по духу рассказы "Роман сумасшедшего", "Иуда" (оба -- в "Очерках Бронной"); в последнем заметно идейно-стилистическое сходство с "Записками из подполья" Ф. М. Достоевского.
В ноч. 1900-х гг. Л.-К. печатался в журналах для детей "Дет. чтение, "Путеводный огонек", "Дет. мир" и др. В 1906 начал издавать собств. журнал, выступив в нем с довольно туманной программой: "Свобода придет в мир через чистую детскую душу", "освободите детей из-под власти врагов свободы" ("Мотылек", No 1, обложка), но изд. прекратило существование на первом номере (очевидно, по недостатку средств). Произв. Л.-К. для детей -- б.ч. рассказы и повести о "бедных людях" ("Души живые", М., 1901, 1911; рец.: "Рус. школа", 1902, No 4; "Новости дет. лит-ры", 1911/12, No 7; "Канарейка", М., 1901,1905,1916; рец.: Флёров, с. 197--98; "Рыцарь большого меча", М., 1903, 1913; рец.: "Рус. школа", 1903, No 1; "На заре. Сон в руку", М., 1902; рец.: "Вест, воспитания", 1903, No 2, с. 28; "Побирушка", М., 1914; рец.: "Новости дет. лит-ры", 1916, No 6, и др.). В основе сюжета обычно нравств. потрясение и пробуждение в душе героя раскаяния и сострадательной любви. Рассказы отличает нек-рая сентиментальность, идил-личность концовки, иногда их портит прямое поучение, но недостатки искупаются искренней теплотой автора по отношению к героям, простотой и доступностью для детского восприятия. Л.-К. написал также неск. приключенч. повестей (напр., "В маньчжурских степях и дебрях", М., 1905, 1910), много сказок о животных, в к-рых обычно содержатся полезные зоология, сведения ("Ворона и ее знакомые", М., 1901, 1909; рец.: Флёров, с. 196; "Дядя Вак", М., 1901; 3-е изд. -- М., 1913; рец.: Флёров, с. 197--98), и волшебных сказок ("Зеленые святки", М., 1901; "Волшебная книга", М., 1904; 2-е изд. -- М., 1914; "Золотая погремушка", М., 1912). Сказки Л.-К. занимательны, эксцентричны, остроумны, проникнуты любовью ко всему живому, добродушным юмором, хотя многие из них "сделаны наспех". Нек-рые "украинские сказания" (лучшее из них -- "Ничипор Бородай", М., 1901, 1911; рец.: "Рус. школа", 1902, No 7--8, отд. II; "Новости дет. лит-ры", 1911/12, No 7), как и большая часть дет. рассказов и повестей Л.-К., несут религиозно-нравственную идею. Ист. романы Л.-К. для детей ("Пожар Москвы в 1812 году", М., 1912; "Тушинские волки", М., 1913) основаны обычно на авантюрном сюжете и из-за вольного обращения с ист. фактами (напр., "собств. версия" возникновения моек, пожара) получили отрицат. оценку критики ("Новости дет. литературы", 1911/12, No 9; РСл, 1912, No 86).
Всю жизнь нуждаясь, Л.-К. брался за любую лит. работу: им сделан пересказ для детей "Дон Кихота" (М., 1910; отрицат. рец.: "Новости дет. лит-ры". 1916, No 4), составлена компиляция "Начало жизни на земле" (М.. 1913), "Пособие при изучении родной литературы" (М., 1911), книга фокусов "Два волшебника" (М., 1913; рец.: "Новости дет. лит-ры", 1913/14. No 8), биогр. очерки (о В. Г. Белинском -- сб. "Детские годы знаменитых людей", кн. 5, М., 1909; об А. Н. Серове, А. П. Чехове -- "Путеводный огонек", 1910, No 3; о Л. Н. Толстом -- там же, No 22, и др.), популярное ист. изложение "300 лет Дома Романовых" (М., 1911), очерк "Хлыстовский соблазн" ((М.. 1912]). В 1915--17 совм. с Е. Плат. Ивановым, Е. И. Вашковым и др. написал роман в стиле "поп-арт" -- "Вечное" (ЦГАЛИ, ф. 224, д. 6).
После 1917 почти не печатался. По собств. свидетельству Л.-К. (письмо к И. Ф. Масанову, б. д., ЦГАЛИ, ф. 317, No 228), ради заработка в 1920-е гг. он написал по предложению Я. Д. Ганзбурга роман "Кусты и зайцы" и опубл. под его именем (т. 1--2, М., 1930), три пьесы и повесть (о конфликте между ними по этому поводу -- ЦГАЛИ, ф. 2196, д. 76).
Др. произв.: рассказы и очерки в изданиях: "Муравей", 1900, No 6, 8; 1901, No 5, 7--12, 16, 28, 39, 41; "Дет. чтение", 1903, No 1--2; 1905, No 8, 11; 1907, No 6; "Дет. мир", 1914, No 1, 22; 1915, No 1, 2--4; "Путеводный огонек", 1910, No 2, 4, 8, 12, 14; 1913, No 2, 9, 13, 15, 16, 21; "Друг детей", 1928, No 2, и др.
Лит.: Флёров А. Е., Указатель книг для дет. чтения, М., 1905; Кто за детей?, М., 1906; Корольков А. Е. (сост.). Что читать детям, М., 1906; Соболев М. В.. (сост.). Справочная книжка по чтению детей, 2-е изд., СПб., 1907; Что читать народу? (Критич. ук.), т. 3, M., 1906, с. 101; Родников В., Очерки дет. лит-ры. К., 1912, с. 132; Саввин Н. А., Опыт ежегодника дет. лит-ры, М., 1914, с. 49. * Венгеров. Сл.; Альм. и сб-ки (1); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 613, No 6961 (неопубл. роман "Вальпургиева ночь", гл. 1, 2; 1934); Музей И. С. Тургенева в Орле (письмо И. А. Бунину, б. д.).
И. В. Никитина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994