Воспоминанія объ историческихъ событіяхъ переносятъ насъ къ временамъ давне минувшимъ, Москва и окрестности ея представляютъ намъ богатую и наглядную лѣтопись достопамятныхъ происшествій въ быту нашихъ царей. Село Измайлово, какъ и Коломенское, было пріютомъ ихъ въ лѣтнее время. Это дворцовое помѣстье есть старинная отчина бояръ Романовыхъ, оно почти граничитъ съ селомъ Черкизовымъ и находится между дорогами: Владимірскою и Остромынкою, въ двухъ верстахъ отъ заставъ Преображенской и Семеновской.
Измайлово состоитъ изъ дворцовыхъ зданій, изъ двухъ каменныхъ церквей и изъ остатковъ звѣринца съ бывшими еадами; при тамошнихъ слободахъ находится церковь во имя Рождества Христова, сооруженная въ XVII в., а дворецъ (нынѣ перестроенный въ богадѣльню) примыкалъ къ двухъ-этажной церкви, сооруженной во имя св. Іосифа, царевича индѣйскаго, и Всѣхъ Святыхъ, въ верхнемъ этажѣ ея видны хоры, на которыхъ царицы и царевны стояли во время богослуженія. Двѣ мѣдныя доски, найденныя подъ престолами храма, свидѣтельствуютъ о времени сооруженіи ея; на первой доскѣ начертано, что эта церковь основана въ честь и память препод. отца, цари Іоасафа Индѣйскаго, при державѣ цари Ѳеодора Алексѣевича и при патріархѣ Іоакимѣ, и въ ней положены мощи св. мученика Мины и Гавріила Египтянина, въ лѣто 7137 (1679) г.
На второй доскѣ начертано: "Основася сія церковь въ честь и намять Всѣхъ Святыхъ, при державѣ Вел. Гос. Даря Ѳеод. Алекс. и при свят. патріархѣ моск. Іоакимѣ, и въ ней положены мощи св. мученикъ въ то же лѣто".
Около половины XVII ст. въ Измайловѣ была уже церковь Покрова Божіей Матери (что видно изъ дѣлъ Патріаршаго Приказа), тогда еще деревянная; въ настоящее же время предъ восточными воротами бывшаго дворцоваго зданія, величественно возвышается массивный каменный соборъ въ честь Покрова Пр. Богородицы, о пяти главахъ, покрытыхъ чешуйчатымъ гонтомъ, въ него вели три входа съ высокими крыльцами (теперь два входа уничтожены). Наружныя стѣны храма со всѣхъ сторонъ сведены полукружіями, мишени въ которыхъ красиво испещрены разноцвѣтными кафелями; своды храма по(держиваются четырмя четырегранными столбами, между которыми для пѣвчихъ устроены хоры съ винтообразною лѣстницею. Алтарь въ полукружіяхъ раздѣленъ на три части: съ востока освѣщается онъ тремя длинными окнами, а но бокамъ двумя съ дугообразными перемычками и слюдяными оконницами. Прекрасный пятипоясной алтарный иконостасъ украшенъ иконами въ греческомъ стилѣ; величественный алтарь обширностію своею показываетъ, что онъ предназначенъ былъ для соборнаго служенія. За правымъ клиросомъ, у столба, находилось царское мѣсто, но обыкновенію обитое алымъ сукномъ.
Архитектура Измайловскаго собора подобна Успенскому, въ Московскомъ Кремлѣ; его началъ созидать царь Алексѣй Михайловичъ, а докончилъ сынъ его, Ѳеодоръ. Этотъ величественный храмъ принадлежитъ къ византійско-русскому зодчеству, онъ освященъ патріархомъ Іоакимомъ въ праздникъ Покрова Божіей Матери, октября 1-го 1679 года Въ немъ отслуженъ былъ первый благодарственный молебенъ по случаю рожденія царевича Петра Алексѣевича.
Вмѣсто соборной колокольни высится тамъ, на юго-востокъ, шатровая башня съ широкими подъѣздными воротами. Въ нижнемъ ярусѣ ея помѣщался весь церковный причетъ; въ среднемъ, называемомъ сенатскимъ., во время пребыванія тамъ царей, собиралась дума (впослѣдствіи сенатъ); а въ верхнемъ была звонница, тамъ и до сихъ поръ висятъ сохранившіеся колокола. Между соборомъ и дворцомъ устроенъ былъ каменный мостъ съ парапетами. Въ настоящее время пристроены къ сѣверной и южной сторонамъ собора два большіе каменные корпуса, почему и сломаны два крыльца, которыя придавали стройность и сановитость соборному храму; на восточной сторонѣ его высится третій новый корпусъ.
1837 г. ноября 2-го Измайлово посѣтилъ и тщательно осматривалъ священные остатки маститой старины нынѣ-царствующій императоръ Александръ ІІ-й (тогда еще Наслѣдникъ русскаго престола); державный родитель его, Николай I-й, того же года, ноября 19-го, рескриптомъ своимъ, даннымъ на имя тогдашняго военнаго генералъ-губернатора Москвы, кн. Дм. Вл. Голицына, предназначилъ въ Измайловѣ военную богадѣльню для призрѣнія ветерановъ Измайловскаго и другихъ русскихъ полковъ. Эта богадѣльня, освященная воспоминаніями о родовомъ помѣстьѣ дома Романовыхъ -- названа Николаевскою.
Про Измайлово одобрительно отзывались и иностранные послы, какъ напримѣръ польскаго короля Вишневецкаго въ XVII ст.; въ донесеніи своемъ они говорятъ, что видѣли въ немъ многія хозяйственныя заведенія и церковь съ дворцомъ о трехъ кровляхъ, а противъ него большое каменное гумно и разный хлѣбъ въ скирдахъ. Кромѣ пребыванія тамъ царской фамиліи въ лѣтнее время, въ храмовые праздники пріѣзжалъ туда и Петръ І-й къ обѣднѣ, а царица Евдокія съ царевнами праздновала тамъ дни рожденія и имяннны своего супруга; въ то время угощали тамъ и поселянъ, измайловскихъ. Въ дворцовыхъ теремахъ царевны занимались разными женскими рукодѣліями: они пряли ленъ и сами ткали новину, шили изъ нея рубашки, ширинки и убрусы, вышивали золотомъ, бисеромъ и разноцвѣтными шелками пелены и облаченія церковныя, списывали киноварью псалтыри и ежедневно хаживали къ церковной службѣ изъ своихъ укромныхъ теремовъ, черезъ крытые переходы въ дворцовую церковь. Въ праздничные дни около царскихъ хоромъ сельскія дѣвицы водили хороводы, за то имъ дѣлали разные подарки и угощали пряниками и другими незатѣйливыми сластями. На масляницѣ тамъ бывало веселое катанье съ горъ, въ которомъ участвовала и царская фамилія.
Вспомнимъ, что Петръ увидалъ въ Измайловѣ, въ сараѣ подъ навѣсомъ, ботикъ, который принадлежалъ Ник. Ив. Романову и который, по приказанію царя Ал. Мих. былъ перестроенъ; въ немъ плавалъ государь но измайловскимъ прудамъ, потомъ спущенъ онъ былъ на Яузу, тогда еще глубокую и ярую,-- и прозванъ дѣдушкою русскаго флота.
Императрица Анна Ивановна, вскорѣ послѣ своей коронаціи, съ большимъ церемоніаломъ отправилась въ Измайлово, гдѣ пробыла цѣлое лѣто; въ память этого мѣста она наименовала вновь-сформированный ею гвардейскій полкъ Измайловскимъ, себя объявила она полковникомъ его, а Бирона подполковникомъ. Имп. Елизавета, посѣщавшая также часто Измайлово, приказала сдѣлать изъ него просѣку въ село Перово.
Когда на берегахъ Невы образовалась новая столица и дворъ переселился въ нее -- Измайлово стало клониться къ упадку... Импер. Николай придалъ ему новую жизнь основаніемъ въ немъ помянутой богадѣльни.
Въ заключеніе скажемъ, что близь Измайлова и неогляднаго звѣринца въ недавнее время устроенъ прекрасный пчельникъ, съ красивыми зданіями.