Ляшко Николай Николаевич
Н. Н. Ляшко: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic

I.

   Ляшко, Н. -- псевд. Николая Николаевича Лященко, беллетрист, род. 30 нояб. 1884 г. в Лебедине, Харьк. губ. Отец -- отставной солдат, портной, мать -- крестьянка. Окончил церковно-приходскую школу. С 11 лет начал работать: служил мальчиком в кофейне, учеником на кондитерской фабрике. С 15 лет поступил на завод Бельг. об-ва в токарный цех. Работал на заводах Харькова, Николаева, Севастополя, Ростова. Продолжал учиться на рабочих курсах, в воскресной школе. С 1902 г. состоял членом РСДРП. Неоднократно сидел в тюрьмах (Ростов на Д. -- 1903 г., 1905 г.; Севастополь -- 1903 г., 1904 г.; Харьков -- 1905 г.; Черкассы -- 1908--9 г.; Кадников -- 1909 г.; Москва -- 1913 г.; Пятигорск -- 1914 г.), два раза ссылался (в Олонецкую г., осенью 1904 г. был амнистирован, и в Вологодскую губ. 1908--11 г.), отбывал наказание в Пятигорской крепости. Писать начал в 1904 г., но вскоре после напечатания первых рассказов в "Донск. речи", "Полтавщине", "Южной неделе" -- бросил. Вторично начал писать с 1908 г. Печатает свои произведения с 1911 г. Впервые выступил в "Нашем Журн." с рассказом "Старик с книгой". Затем печатается в журн. и газ. "Путь", "Эхо", "Огни", "Кузница", однодневн. газ. "Кузница", "Творч.", "Горн", "Общее Дело", "Северн. Раб. Газета", "Наше Дело", "Заветы", "Нов. Ж. Д. В.") "Рус. Записки", "Луч", "Кр. Новь", "Рабоч. Мир", в сборниках: "Сполохи", "Кузница", "Недра", "Наши дни", "Пролетарий" и т. д. С 1920 г. является активным участником группы "Кузница" в М. Вместе с М. Волковым и М. Герасимовым создал из-во "Кузница". В 1923 г. избран в тов. председателя "Кузница", каковым состоит до 1927 г. С 1918 г. состоит членом В. С. Пис. Член Правления изд. "Круг".
   Книги Ляшко: 1) "Никон из заимки". Изд. "ЗИФ". М. 1926 г.; 2) "Рассказ о кандалах". ГИЗ. М. 1921 г., 2-е изд. "Круг". М. 1923 г. Изд. "Недра". М. 1925 г.; 3) "Крепнущие крылья". Изд. ЦК РЛКСМ. М. 1922 г.; 4) "Железная тишина". Изд. "Кузница". М. 1922 г. 2-е изд. "Круг". 1923 г., 3-е изд. "Недра". М. 1925 г., 4-е изд. "ЗИФ". 1927 г.; 5) "На реке". 3 расск. Изд. Пролеткульт. М. 1923 г.; 6) "Борова мать". Расск. Изд. "Кузница". М. 1922 г. Изд. "Круг". М. П. 1923 г.; 7) "Радуга". "Понедельник". М. 1922 г. Сб. рассказов, кн. 2-я, изд. "Кузница". М. 1923 г.; 2-е изд. "Недра". 1925 г., 3-е изд. "ЗИФ". 1927 г.; 8) "Искра". "Металлист". М. 1923 г. Рассказы. Изд. "Кр. Новь". М. 1924 г.; 9) "Весенний день". Расск. Изд. ВАПП. М. 1921 г.; 10) "Льдинка на солнце". Изд. Губком. М. 1921 г.; 11) Повести. Изд. "Мосполиграф". М. 1924 г., 2-е изд. "Недра". 1925 г.; 12) "Рабочие рассказы". Изд. ВЦСПС. М. 1924 г.; 13) "В разлом". Повести. Изд. "Недра". М. 1924 г.; 2-е изд. 1925 г.; 3-е изд. "ЗИФ". 1927 г.; 14) Рассказы. Никитинск. суб. 1925--1926 г.; 15) "Нарная чертовщина". Изд. "Круг". М.-Л. 1924 г.; 16) "С отарою". Изд. "ЗИФ". М. 1927 г.; 17) "Доменная печь". Изд. "ЗИФ". 1927 г.; 18) "Первое красное знамя". Расск. ГИЗ. М. 1925 г.
   О Ляшко: 1) Бахметьев, В. "Цветы стали". Однодн. газ. "Кузница". 1922 г.; 2) Воронский, А. "О группе писателей". "Кузница". "Кр. Новь". 1923 г., кн. 3, 4, и сб. "Искусство и Жизнь". М. 1924 г.; 3) Львов-Рогачевский, В. "Сквозь темень с огоньком". (Н. Ляшко). "Московск. Понедельн.". 1923 г. No 5 от 17 июля; 4) Его же. "Город и деревня в новейшей литературе". "Гор. и Деревня". 1923 г. No 1; 5) Его же. "Новейшая русск. литерат.". Изд. "Мир". 1926 г. стр. 350--367; 6) Клейнборт, Л. М. "Очерки народной литературы". 1924 г.; 7) Кубиков, Ив. "Рабочий класс в русск. лит.". Изд. "Основа". Ив.-Возн. 1926 г.; 8) Якубовский, П. "Ляшко". "Прожектор". 1924 г. No 11; 9) Горбачев. "О доменной печи". "2 г. литерат. революции". Л. 1926 г.; 10) Голубков. "Современ. писатели в школе". ГИЗ. 1925 г.
   
   Источник текста: Био-библиографический словарь русских писателей XX века. Москва, 1928. вып. 1. Писатели современной эпохи, с. 176--177.

II.

   ЛЯШКО Н. (псевдоним Николая Николаевича Лященко) [1884--] -- пролетарский писатель. Сын николаевского солдата и крестьянки. Р. в Лебедяни, где окончил церковно-приходскую школу. С 11 лет служил в Харькове мальчиком в кофейне, учеником на кондитерской фабрике. С 14 лет работал учеником токаря на машиностроительных и судостроительных заводах Харькова, Николаева, Севастополя, Ростова-на-Дону. В Харькове посещал воскресную школу для взрослых Алчевской и рабочие курсы. В 1901 Ляшко знакомится с социал-демократич. подпольем и в 1903 вступает в РСДРП (меньшевиков). В 1903 арестовывается и высылается в Олонецкую губернию, в 1908--1911 отбывает ссылку в Вологодской губернии, в 1914 приговаривается к году крепости за издание журнала "Огни"; неоднократно сидел в тюрьмах Ростова, Севастополя, Харькова, Черкасс, Кадникова, Москвы, Пятигорска.
   Ляшко начал писать в 1904, первые рассказы печатал в провинциальных газетах "Донская речь", "Полтавщина", "Южная неделя" и т. д., но, не найдя внимательного руководства, бросил лит-ую работу и возобновил ее лишь в 1909--1911 в ссылке. В 1911--1916 Ляшко опубликовал свыше 10 рассказов в журналах и рабочих газетах. В 1918--1919 изредка посещал собеседования Московского пролеткульта. С 1920 -- один из руководящих работников группы "Кузница" (см.).
   Л. -- один из самых выдающихся пролетарских прозаиков старшего поколения, добившийся в пооктябрьскую эпоху широкой популярности. Творчество его первоначально было окрашено несколько идеалистической революционностью. Ляшко -- выразитель идей и чувств известных кругов развитых высококвалифицированных рабочих, политически созревших в эпоху подготовки буржуазно-демократической революции в России. Относительно большая обеспеченность и в известных (очень ограниченных) пределах привилегированное положение по сравнению с широкими массами пролетариата создавали предпосылку для кастовой замкнутости и реформистских иллюзий. Это порождало особую чувствительность не столько к общим явлениям капиталистической эксплоатации, сколько к наиболее отталкивающим, хамским, самодурским чертам самодержавного строя. Отсюда легкая подверженность мелкобуржуазным влияниям (меньшевизм, народнический гуманизм). Повышенное чувство своего человеческого достоинства, особо острое тяготение к утверждению своей личности, демократическая расплывчатость и повышенно-этическая окраска революционного мировоззрения, гуманизм, характерное в то время пренебрежение к деревне -- таковы первоначальные черты произведений Л. Все эти свойства особо выпукло выявились и в автобиографической повести "С отарой" [1926]. Герой ее -- наиболее характерный и близкий автору образ первоначального его творчества.
   Если в "Рассказе о кандалах" выражена несколько идеалистичная, полная жертвенности и этического пафоса революционность Л., то в его "Голубином дыхании", неслучайно посвященном памяти В. Короленко, проступает туманный гуманизм с примесью народнических настроений: нутряная "артельная" правда полуюродивого старика Алексея, кроткого и аполитичного, любовно противопоставляется "книжкам" и "программам" -- научно-осознанной правде классовой борьбы. Борьба классов уступает место борьбе человеческого против звериного. Правда, Ляшко показывает гибель носителя этой "артельной" нутряной правды, показывает нежизненность последней в суровом мире классовой борьбы, но глубочайшие симпатии художника остаются на стороне мечтателя-старика. Эти гуманистические настроения, отражающие сложность и противоречивость процесса освобождения пионеров пролетарской лит-ры от мелкобуржуазных влияний и пережитков и связанные с меньшевистским прошлым писателя, окрашивают собой все творчество Л. 1918--1920. Рисуя эпоху гражданской войны, Л. не нашел тогда красок для активных бойцов. До 1924 в его произведениях почти отсутствуют образы большевиков. Гражданская война обернулась к Л. не своим великим революционным значением, а прежде всего кровавыми жертвами, хозяйственной разрухой, суровостью. Однако и тут сильно сказалась связь Л. с рабочей массой. Скорбь о жестокостях войны переплелась со скорбью об остановившихся заводах, вдохновившей Л. на потрясающий рассказ "Железная тишина".
   Завод остановился. Рабочие разбрелись. В предместьи остались одни старики, вдовы, калеки, растаскивающие и выманивающие на провизию стекло из заводских окон, куски жести и железа. Но среди запустения, в давящей тишине, раз в неделю раздается грохот и звон. Это -- молотобоец Степка, хранитель исконной пролетарской любви к заводу, к машине, к железу. Степка клеймит сторожей, ворующих заводское оборудование, ходит в Совет; жалуется всем, всех просит пустить завод. В образе Степы Л. показал те творческие силы пролетариата, к-рые позволили рабочему классу на следующем этапе революции победить страшную "железную тишину" грохотом восстановления и реконструкции.
   При переходе от гражданской войны к восстановлению Л. впал в такую же грубую ошибку, как М. Герасимов (см.) и В. Кириллов (см.), написав болезненную и упадочную повесть "Стремена", трактующую нэп как ликвидацию революции и простое возрождение капитализма. Однако в дальнейшем Л. сумел преодолеть этот мучительный кризис.
   В первые же годы восстановительного периода начался процесс приближения Л. к идеологии большевистского авангарда пролетариата, процесс успешного изживания старого гуманизма, биографически завершившийся вступлением писателя в ВКП(б). Повесть "Доменная печь" [1924], предвосхищая "Цемент" Ф. Гладкова (см.), дает картину героического пуска в ход завода, ставшего в годы гражданской войны. Уступая "Цементу" в широте охвата и разнообразии побочных тем, повесть Ляшко выгодно отличается художественной простотой и строгой экономией изобразительных средств. В повести "В разлом" [1924] Ляшко выявил свое осознание непреложности суровых законов гражданской войны.
   Рисуя жизненный путь доктора из рабочих, Крымова, Л. показал, как развалилась, пошла "в разлом" семья доктора, отражая великий классовый раскол в стране. Жена и сыновья доктора оказываются в лагере остервенелой белогвардейщины, сам доктор и его дочь -- в лагере большевиков. Л. дает классовое столкновение в наиболее сгущенном и обостренном виде, касаясь таких боевых органов революции, как ЧК, и проводя классовую баррикаду через семью. Тем знаменательнее, что и при такой заостренной постановке вопросов былой гуманист Ляшко безоговорочно оправдывает суровые веления классового долга, торжествующие над родственными чувствами.
   А в прекрасном рассказе "Стена десятых" [1927], повествующем о занятии белогвардейцами завода и расстреле ими каждого десятого рабочего, Л. сумел изнутри показать борьбу и переживания большевистского авангарда рабочей массы в дни гражданской войны. Чрезвычайно показателен символический рассказ Л. "Кирдя на железном суде" [1930], в к-ром автор декларирует свой разрыв со всеми сомнениями и колебаниями прошлого и безоговорочное принятие дела Октября. В 1930 появились очерки Л. "Звездный серп", знаменующие приход писателя к тематике социалистической реконструкции.
   Гуманистическая окраска идеологии Л. обусловила тягу его к жанру психологической, лирически окрашенной новеллы. В художественном отношении произведения Ляшко страдают рядом существенных недостатков -- некоторой вялостью в развертывании сюжета, статичностью, растянутостью. Этически-революционная романтика вызывала внедрение в художественную ткань новелл Ляшко символов (кандалы в "Рассказе о кандалах"). Преодоление меньшевистских и народнических влияний, приближение к позициям пролетарского авангарда привели к ослаблению черт созерцательного психологизма и к динамизации сюжетного развития. Однако о полном "снятии" прежней художественной манеры Ляшко говорить еще преждевременно.

Библиография:

   I.
   Автобиография Ляшко;
   Родов С., Пролетарские писатели, М., 1925;
   Львов-Рогачевский В., Книга для чтения по истории новой русской литературы, М., 1924;
   Лидин В., Писатели, М., 1926 (изд. 2-е, М., 1928);
   Собрание сочинений, 6 тт., "ЗИФ", Москва, 1926--1927 (т. I. Железная тишина; т. II. Радуга, Рассказы; т. III. Никон из Заимки, Рассказы; т. IV. В разлом, Повесть; т. V. С отарой, Повесть; т. VI. Доменная печь, Повесть),
   Критич. ст. Ляшко: Вырождение и возрождение, "Кузница", 1920, VII;
   О задачах писателя-рабочего, там же, 1920, III;
   О быте и литературе переходного времени, там же, 1921, VIII;
   Песни у каторжной гуты, там же, 1922, IX;
   Пролетарская литература, "Кузница", однодневная газета, М., 1922.
   II.
   Воронский А., Искусство и жизнь, Москва, 1924 (статья о писателях "Кузницы");
   Горбачев Г., Два года литературной революции, Ленинград, 1926;
   Его же, Современная русская литература, Л., 1928;
   Кубиков И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Иваново-Вознесенск, 1926;
   Якубовский Г., Литературные портреты, Москва, 1926;
   Полянский В., Вопросы современной критики, М., 1927;
   Серебрянский М., Творчество Н. Ляшко, "На литературном посту", 1930, XXI--XXII и отд.: ГИХЛ, М., 1931;
   Майзель М., Краткий очерк современной русской литературы, Ленинград, 1931.
   III.
   Писатели современной эпохи, т. I, редакция Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, Москва, 1928;
   Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917--1927), т. I, Гиз, М., 1928.

Л. Г.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 675--680.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-6752.htm

III.

   ЛЯШКО (псевд.; наст. фамилия -- Лященко), Николай Николаевич [7.(19).XI.1884, Лебедин Харьковской губ., -- 26.VIII.1953, Москва] -- рус. сов. писатель. Чл. Коммунистической партии с 1928. Род. в семье солдата. Окончил церковноприходскую школу. В 1895 был увезен в Харьков, где работал мальчиком в кофейной и учеником на кондитерской фабрике.
   Работал токарем по металлу на заводах Харькова, Николаева, Севастополя, Ростова-на-Дону. В 1901--02 посещал подпольные рабочие кружки; в 1903 за участие в с.-д. движении был арестован и выслан в Олонецкую губ. В 1908--11 отбывал ссылку в Вологодской губ., в 1914 приговорен к году заключения в крепости за издание журн. "Огни". Первые рассказы Л. опубл. в 1904--05 ("В ночную", "В местах отдаленных"). В предреволюц. годы написаны рассказы "Старик с книгой" (1911) о никчемности религии, "Пятая камера" (1913), разоблачающий тупую жестокость царских тюремщиков, легенда "Орленок" (1914) и др. В 1920 Л. стал одним из руководителей лит. группы "Кузница". Одним из первых он обратился к теме социалистич. строительства. В повести "Доменная печь" (1925), предвосхищающей роман Ф. В. Гладкова "Цемент", показана мирная картина пуска завода после гражд. войны, трудовой героизм рабочего класса, правдиво изображен быт рабочих, становление новых отношений в семье. В 1924 опубл. повесть "В разлом" -- о передовой рус. интеллигенции, о "классовой баррикаде" в рамках семьи. Наиболее значит. произв. Л. -- автобиографич. роман "Сладкая каторга" (ч. 1, 1934; ч. 2 -- "Крушение сладкой каторги", 1936), рисующий широкую картину революц. борьбы рус. пролетариата в нач. 20 в. В автобиографич. повести "Никола из Лебедина" (1951) Л. возвращается к дням своего детства и юности.

Сочинения:

   Собр. соч. [Лит.-критич. очерк В. Полянского], т. 1--7, М. -- Л., 1926--28;
   Сочинения. [Вступ. ст. А. Воинова], т. 1--3, М., 1955.

Литература:

   Воронский А., Искусство и жизнь, М., 1924;
   Серебрянский М. И., Творчество Ник. Ляшко, М. -- Л., 1931;
   Красильников В. А., Николай Ляшко, "Лит-pa в школе", 1954, No 6;
   Жариков Л., Светлый талант, "Лит. Россия", 1964, 27 ноября;
   Санников Г., Писатель-большевик, "Октябрь", 1964, No 12.

М. Д. Смородинская.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 482--484.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-4825.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru