Ливанов Федор Васильевич
Ливанов Ф. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Ливанов (Федор Васильевич) -- писатель; служил по министерству внутренних дел, из архива которого добыл несколько дел о раскольниках. Материал, заимствованный из этих дел, он украсил измышлениями и выходками в духе старинных преследователей раскола, снабдил выписками из различных сочинений о расколе (без указания источников) -- и в результате получился ряд очерков и рассказов, вышедших отдельными сборниками: "Раскольники и острожники" (СПб. 1868; 4 изд. 1872--73) и "На рассвете" (М. 1874). Только к духоборцам и молоканам Л. относится не только беспристрастно, но и с уважением. В 1874 г. Л. издал в Москве ряд очерков об отдельных местностях Крыма: "Георгиевский монастырь", "Инкерман и Инкерманская киновия", "Бахчисарай и его достопримечательности", "Севастополь", "Херсонес, древний Корсунь", "Чуфут-Кале, иудейская крепость". Другие труды Л.: "Золотая грамота" (М. 1875 -- народная хрестоматия); "Золотая азбука, народное руководство к обучению по звуковой и церковной методе чтению и письму" (М. 1876); "Жизнь сельского священника, бытовая хроника" (М. 1877); "Курс истории русской литературы" (М. 1878).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIIa (1896): Ледье -- Лопарев, с. 645

II.

   ЛИВАНОВ Фёдор Васильевич [?. с. Ивантеевка Николаевского у. Саратов. губ. -- кон. 1878 или 1879, Москва], прозаик, публицист. Из духовной среды. После окончания Саратов, духовной сем. служил учителем Самар. духовного уч-ща, затем поступил своекоштным студентом в Казан. духовную акад. (1856--60), где Л., "серьезно считавший себя вполне светским кавалером и один из всех товарищей имевший даже собств. фрак" (Знаменский, с. 211), более, чем богословскими предметами (и в ущерб им), интересовался историей рус. лит-ры, иностранными языками, театром и танцами.
   По окончании акад. со степенью кандидата богословия вышел в светское звание и стал служить, часто меняя места службы и род занятий. В 1861 поступил в Аудиторский деп. Воен. мин-ва, затем числился по акцизному управлению в Перми. В 1865 переехал в Петербург, будучи прикомандирован к Деп. общих дел Мин-ва внутр. дел для разработки документов о расколе после того, как П. А. Валуев удалил от этой работы П. И. Мельникова-Печерского, -- и открыл доступ к ней Л., к-рый "раскола хотя не знал, но имел характер и взгляд более совместные... Личные свойства Ф. В. Ливанова достаточно известны и среди староверов и среди монашествующей братии, представители к-рой тоже тяжко испытывали неудобства всякого личного с этим человеком соотношения..." (Лесков, XI, 42--43). В 1866 Л. уже в Мин-ве юстиции, член (заседатель) палаты уголовного и гражд. суда во Владимире. В кон. 1867 вышел в отставку (коллеж, ас.) и поселился в Москве, подав прошение об издании собств. газеты, в к-ром ему было отказано (ЦГИА, ф. 776, оп. 3, д. 785, л. 1). Умер в бедности.
   В числе первых публ. -- перевод с итал. поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим" (ч. 1, СПб., 1862), лишенный поэтич. достоинств и более напоминающий подстрочник, содержащий текстуальные совпадения с прозаич. переводом С. А. Москотильникова (М., 1820), он прошел, не замеченный критикой, как и комедия Л. "На рассвете. (В четырех очерках провинциальной жизни)" (СП, 1864, No 65, 71--73, 107, 108). Во 2-й пол. 60-х гг. Л. обратился к публикации дел по истории раскола и различных сект (хлыстов, молокан, скопцов, духоборов и др.) из архива Мин-ва внутр. дел, в к-рых содержалось много интересных фактич. сведений по истории иноверия в России и отношений раскольников и сектантов с правительств, администрацией и полиц. сыском (см. в ж. "Отеч. записки". "Рус. слово", "Вест. Европы", "Б-ка для чтения", "Всемирный труд", "Правосл. обозр.", "Лит. б-ка", в газ. "Голос", "Новое время", "Рус. ведомости", "Церковно-обществ. вест.", "Совр. известия", "Деятельность"). Эти арх. документы, часто облеченные в беллетризированную форму, а также мат-лы о зарождении разл. сект в России вошли в 1-й том гл. труда Л. "Раскольники и острожники. Очерки и рассказы" (СПб., 1868; 4-е изд. -- 1872). Однако Л. предстал в книге не столько как исследователь, но как обличитель раскола, видящий в нем только фанатизм, невежество и изуверство, настаивающий на полит. опасности раскола и требующий от правительства и полиц. ведомства применения карат. мер для его преследования и искоренения. Для придания книге разоблачит, сенсационности Л. обильно украсил канцелярские бумаги и полиц. протоколы собств. вымыслами, что лишало их документ, ценности и сделало книгу "более годной для чтения моск. купчих, чем для серьезного знакомства с расколом" (<С. Уманец> -- ИВ, 1912, No 12, с. 1058).
   Отрицая худож. достоинства книги Л. (о его заимствованиях из "Бежина луга" И. С. Тургенева см.: <Акилов П. Г.>, Ворона в павлиньих перьях. -- "Развлечение", 1869, No 17), критика отметила несостоятельность обвинений Л. против раскольников и его претензии на открытие фактов, уже не раз использованных в серьезной лит-ре по расколу, незнание догматики раскола и разл. сект, их быта: "напраслина на раскол, незнание элементарного в расколе" (В. Кельсиев -- "Заря", 1869, No 6, с. 154; ср.: <Ткачёв П. Н> -- "Дело", 1869, No 1; ВЕ, 1869, No 2. Назвав кн. Л. "злохудожным сочинением", Н. С. Лесков писал: "В этой скандалезной и шельмовальной книге были глубоко оскорблены и обесславлены многие из достоуважаемых людей в моск. купечестве..." (XI, 43).
   Бесцеремонно вторгаясь в частную жизнь богатых моск. купеч. семей (см. очерки -- "Раскольник Кузьма Терентьев Солдатенков и Агафья Рахманова", "Богатые купцы Солодовниковы", "Раскольники Морозовы"), переплетая полиц. сведения с небылицами, Л. выставлял их "коноводами" раскола и скопчества и объявлял уголовными преступниками. И. П. Липранди, прежде бывший чиновником особых поручений при Мин-ве внутр. дел, обвиненный Л. в том, что при дознании по делу Солодовникова он был подкуплен скопцами, подробно изложил дело Солодовникова и свое в нем участие, опровергая клевету Л. ("Петерб. газ.", 1869, 3, 5 июня; см. также рец.: <Пятковски А. П.>. Раскол, изобличенный Л. -- ОЗ, 1869, No 5; ВТ, 1869, No 3; "Истина", Псков, 1869, No 10; Н. Соколовский -- СПбВед, 1869, 28 янв.).
   В обширном вступлении "Вместо предисловия" ко 2-му тому (СПб., 1870; 2-е изд. -- 1872) Л., не ответив на критику по существу, разразился бранью по адресу авторов рецензий -- "лит. неучей", "невежественных писак", "лит. тараканов", раскрывая псевдонимы и сообщая о них сведения полиц. характера, сдобренные собств. выдумками. Борясь с "врагами", Л. вырастает в собств. глазах в трагич. фигуру: "за свою деятельность, помимо литературных, мы нажили себе миллионы др. врагов, религ. фанатиков, от к-рых можем в своем положении опасаться преждевременной смерти" (с. VI).
   Реакция критики на "отповедь" Л. была бурной. Предисловие было оценено как "факт, небывалый в нашей лит-ре" (Ив. Рождественский -- "Будильник", 1870, No 12, с. 88; Д. Д. Минаев -- "Искра", 1870, No 9; <Пятковский> -- ОЗ, 1870, No 3). Кельсиев в обстоят. разборе назвал 2-й том "вредной и сочиненной книгой", а по поводу предисловия Л. выразил сомнение, в здравом ли уме находится его автор. И. С. Аксаков, к-рого Л. назвал "прикащиком Солдатенкова", написал резкое письмо с упреком в "нравств. небрезгливости" Н. П. Гилярову-Платонову, издателю-редактору газ. "Совр. известия", пост, сотрудником к-рой в 1868--76 был Л. и к-рая постоянно рекламировала его книги ("И. С. Аксаков в его письмах", т. 4. СПб., 1896, с. 271). Ж-л "Дело" опубл. две эпиграммы на Л. (1870, No 2, с. 93, подп. Л. Д.), Л. надолго стал любимым персонажем ж-ла "Развлечение" (см., напр., 1869, No 10, 17, 18; 1870, No 12, 15).
   Ф. М. Достоевский, видимо с интересом следивший за скандалом вокруг Л., использовал его в качестве одного из прототипов Петра Верховенского в ром. "Бесы" (Достоевский, XI, 150; также об отношениях Л. с Достоевским см.: ЛН, т. 83, с. 332). Л. был забаллотирован в члены моск. К-та грамотности, исключен из Моск. артистич. кружка (подробности скандала см.: "Дело", 1870, No 3, с. 46; "Деятельность", 1870, 11 апр.), не было удовлетворено его прошение о принятии в число моск. присяжных поверенных. Коммерч. аферы Л., непозволит. средства, с помощью к-рых он продавал свои книги, также стали достоянием гласности (Незнакомец <А. С. Суворин> -- СПбВед, 1873, 3 июня).
   В рец. на 3-й том (СПб., 1872) критик "Христианского чтения" педантично, с текстуальными сличениями показал, что он "больше, чем на 2/3, представляет буквальную перепечатку чужих трудов" (1872, No 12, с. 704) и что Л. "не только ворует, браня тех, у кого ворует, но еще не умеет хорошо пользоваться краденым" (с. 707). Аналогичные наблюдения были по поводу 4-го т. (СПб., 1873).
   Тираж 5-го т. "Раскольников и острожников" (М., 1875) был сожжен (сохранившиеся 10 экз. стали библ. редкостью) по представлению Совета Гл. управления по делам печати, в числе причин -- "заимствования из секретных архивов", "крайне неудобные... по тону и выражению цинич. выходки автора" (Добровольский Л. М., Запрещ. книга в России, М., 1962, с. 119--20). По тем же причинам не получил разрешения в моск. ценз. к-те 6-й том, что привело Л. к разорению и привлечению по векселям к судебной ответственности.
   Единств. беллетристич. соч. Л. -- "Жизнь сельского священника. Бытовая хроника из жизни рус. духовенства" (М., 1877; в отзывах -- указание на плагиат: НВ, 1899, 20 июля; А. В. Вадковский -- "Православный собеседник", 1878, No 1). Заявляя себя реформатором и руководителем духовенства, Л. выводит "идеального" молодого священника, после окончания академии приехавшего в сел. приход и с фантастич. быстротой в борьбе с "нигилистами" достигшего поголовного нравств. перерождения своих прихожан. В обширной ст. "Карикатурный идеал. Утопия из церковно-бытовой жизни" ("Странник", 1877, No 8--10) Лесков показал "фальшь этой скучной, но в своем роде не безвредной утопии" (X, 234). Подробно пересказывая сюжет и весело комментируя многочисл. курьезы и бессмыслицы, "не касаясь искусства и художественности, к-рых вообще в этой истории нет даже слабого признака и намека", Лесков показывает, что Л. "хочет реформ с судорожным метанием за нигилистами, в союзе духовенства с жандармами и прокуратурою" (тем же, с. 220, 231) и что представленный Л. "оригинальный новатор сельского прихода" -- не более как "тенденциозная карикатура" (с. 190, 202).
   Др. произв.: "Устав духовных консисторий, с объяснениями и приложениями" (СПб., 1871), "Издания о Крыме для путешественников" (М., 1874), "Путеводитель по Крыму" (М., 1875), хрестоматия "Золотая грамота..." (М., 1875; отрицат. рец.: "Дело", 1875, No 11; А. Сосницкий -- "Учебно-воспитат. б-ка", М., 1876, т. 1; Лесков, XI, 43), "На рассвете. Очерки и рассказы из быта раскольничьего" (М., 1875; рец.: "Церк. вест.", 1875, No 1), "Золотая азбучка..." (М., 1876; 2-е изд., М., 1878; отрицат. рец. -- "Педагогич. музей", 1877, No 3), "Курс истории рус. лит-ры" (М., 1877; отрицат. рец.: "Семья и школа", 1878, No 1; В. Щербина -- "Педагогич. музей", 1877, No7).
   Лит.: Достоевский (ук.); Благодушный [Лукин А.}, Моск. письма. -- "Искра", 1869, No 16; его же, Моск. письма. -- БВ, 1876, 21 февр.; Пятковский А. П., Живые вопросы. Критич. очерки и этюды из совр. жизни, СПб., 1870, с. 152--65; Знаменский П. В., История Казан. духовной академии..., Каз., 1892. в. III (ук.) * Брокгауз; Венгеров. Источ.; Гранат; Межов; Мезьер; Муратова (1, ук.); Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, д. 839 (вырезки), ф. 277, оп. 1, д. 111 (письма Л.); ЦГИА, ф. 776, оп. 3, д. 785 [справка С. И. Вареховой}; ЦГИАМ, ф. 31, оп. 3 (ценз. дела).

Н. И. Осьмакова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru