Лишин Григорий Андреевич
Лишин Г. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Лишин, Григорий Андреевич -- композитор и поэт; сын генерал-майора, родился в Петербурге 23 апреля 1854 г., ум. там же 15 июня 1888 г. Первоначальное образование получил дома, а музыкальное под руководством матери, ученицы Шопена. На 13 году он поступил в училище Правоведения, которое окончил в 1875 г. одним из лучших учеников, но этой специальностью он не воспользовался, как и не помышлял о служебной карьере, хотя два года служил в иностранной цензуре (1878--1879 гг.). Тяготение он имел к музыке, которая была ему родственна и которой он всецело отдался, обогатив ее многими произведениями. После матери учителями музыки его были Гарднер, Нагель, Гензельт и Н. Ф. Соловьев. Лишин обладал широкою талантливостью и живым, нетерпеливым характером. Если что мешало развитию его талантливости, то именно живость его характера, его темперамент и отчасти некоторые условия воспитания. Ему все легко давалось, и это заставляло его относиться нередко небрежно к подготовительным работам, составляющим необходимый фундамент для всяких прочных шагов вперед. Тем не менее он достиг того, что игра его, не будучи виртуозною в действительном смысле слова, отличалась большою законченностью техники. Уменье владеть фортепьяно дало, без сомнения, первый толчок дремавшим композиторским способностям Лишина и вместе с тем помогло его быстрым салонным успехам. Уже 9-ти лет он играл в концерте, а 13-ти лет выступил публично как пианист, как солист на корнете и как аккомпаниатор таких светил вокального мира того времени, как Тамберлик и Нантье-Дидье. Лишину принадлежит честь введения в России мелодекламации, т. е. декламирования поэтических произведений под аккомпанемент рояля. Было признано, что своей декламацией Лишин "внес определенность и тождество поэтических и музыкальных идей" и "что музыкальное сопровождение при его декламации близко иллюстрировало текст". Особенно удачно им декламировались стихотворения Лермонтова "Спор" и гр. Толстого "Колодники". По окончании училища Правоведения Лишин поступил вторым капельмейстером в Харьковскую оперу. Здесь он дирижировал (в 1875 и 1876 гг.) операми "Жизнь за царя", "Русалка", "Волшебный стрелок", "Фауст" и "Гугенота". После сезона он не вернулся в Петербург, как рассчитывал, а поддавшись живости своего характера, составил небольшую труппу, названную им "летучей", и объехал с нею юг и восток России, знакомя с русскою оперною музыкою те глухие уголки провинции, которые до этой попытки не имели никакого понятия об опере вообще. Эта попытка Лишина имела несомненно свою цену и принесла долю пользы обществу в деле его музыкального образования. Лишин к дирижированию имел особенную склонность и любил выступать во главе оркестра всегда, когда только ему представлялся случай. Так, в 1878 г. дирекция Московского театра заказала ему аранжировку Оберновской оперы "La part du diable" для московского Малого театра, и он сам дирижировал при ее постановке. В том же году, и опять в Москве, была им поставлена оперетта "Под ясным небом Испании", которая выдержала 14 представлений сряду; музыка ее послужила для некоторых сцен оперы, написанной им уже впоследствии под названием "Испанский дворянин" (Дон Сезар де Безан), шедшей с полным успехом в Киеве (1888 г.). Эту оперу в переводе на итальянский язык предполагали поставить в Одессе вместе с другой его оперой, не вполне обработанной, на сюжет "Цыган" Пушкина. Кроме двух названных опер, Лишину принадлежит еще третья -- "Граф Нулин", написанная, как и большинство его произведений, в мелодичном стиле, и неоконченная опера "Бахчисарайский фонтан". В жанре комической оперы Лишин обнаружил большой талант, и если бы не преждевременная смерть, ему, быть может, суждено было бы положить у нас прочную основу этому роду музыкальных произведений. Кроме опер, Лишин составил симфоническую поэму для оркестра "Салимская гетера", написанную на текст В. Крестовского; отрывки "Реквиема", кантату "Вещий Олег", "Торжественный марш", две сюиты для оркестра а capella, -- большое количество романсов и несколько фортепьянных пьес. Все они отличаются мелодичностью и несомненною грациею, а также уменьем дать достаточно яркие музыкальные образы. В этом роде особенно выдаются его баллады "Она хохотала" и "Колодник". Из романсов особенно популярны: "Первая любовь", "Дождя отшумевшего капли" и "Нельзя поверить". Последним напечатанным из его произведений был романс "Слеза дрожит". Позднейшею его крупною вещью была музыка к прологу и живым картинам, написанная для открытия Одесского театра. Немаловажной заслугой Лишина являются переводы оперных либретто. Их он перевел до 40 (Африканку, Джиоконду, Кармен, Мефистофеля и др.). Известно, что переводы либретто были у нас в большом пренебрежении и поручались первому встречному, даже и безграмотному. Лишин показал, что и переводам оперных либретто можно дать смысл, а подчас и поэзию. К своим операм он писал всегда сам тексты, и они отличаются литературными достоинствами.
   Лишин занимался и поэзией. Им написано немало стихотворений, напечатанных в разных ежедневных газетах и музыкальных органах ("Полярной Звезде", "Звезде", "Гражданине" и др.). Писал он под псевдонимом "Нивлянского", заимствованном от села Нивного, Черниговской губ., где находилось их родовое имение. Из его стихотворений особенно выдаются "Королевская месть" и "Памятнику Глинке", читанное им с большим успехом в Смоленске на торжестве открытия памятника. Наконец, Лишин занимался и музыкальной критикой, но в этой области он ничем не выдавался, тем более, что его постоянные поездки в разные концы России мешали его журнальной деятельности.
  
   "Памяти Григ. Андр. Лишина" (Биограф. очерк), Самара, 1893 г. (здесь полный перечень всех его музыкальных и поэтических произведений). -- "Памяти Григ. Андр. Лишина. Материал для его биографии. Изд. А. В. Мазаракия. Одесса, 1888 г. -- Чешихин, "История русской оперы", стр. 358--360, 394, 395, 500, 519. -- Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей и писательниц", вып. VIII, стр. 64--65. -- Некрологи в периодических изданиях за 1888 год: "Исторический Вестник", кн. 8, стр. 422--424; "Московские Ведомости", No 169; "Нива", No 28; "Новое Время" NoNo 4417--4419, 4421; "Новь", кн. 17, отд. II, стр. 129; "Нувеллист", No 9.
   М. Попов.
   {Половцов}
  
   Лишин, Григорий Андреевич -- русский композитор и поэт (1854--1888). Окончил курс в училище правоведения, но посвятил себя музыке. Первою руководительницею Л. в игре на фортепиано была его мать, ученица Шопена; позднее он учился у Нагеля и Гензельта. Он писал много и поспешно, но мало обрабатывал свои сочинения. Превосходный аккомпаниатор, искусно сопровождавший чтение стихов импровизацией на фортепиано (мелодекламация), Л. пользовался большим успехом в концертах и артистических путешествиях. Написал немало стихотворений, особенно эпиграмм. Между вокальными сочинениями его выдаются баллада "Она хохотала", "Колодники", оперы: "Испанский дворянин" (с успехом представлена в Киеве в 1888 г.), "Граф Нулин", "Цыгане", "Бахчисарайский фонтан" (не окончена), пролог к открытию одесского театра, кантата "Вещий Олег", симфоническая поэма "Солимская гетера", отрывки из реквиема, музыка музыкально-драматической мозаики "Ромео Пензенского уезда" (М. 1879). В последние годы жизни Л. был музыкальным критиком "Гражданина". См. "Памяти Р. А. Л." (1893).
   {Брокгауз}
  
   Лишин, Григорий Андреевич -- композитор-дилетант; род. 23 апреля 1854 в СПб., ум. 15 июня 1888 там же. Сын генерал-лейтенанта; окончив училище правоведения в 1875, 2 года служил по иностранной цензуре, но затем отдался музыке и литературе. И в той, и в другой области Л. обладал несомненным дарованием; к сожалению в нем не было усидчивости, знаний и серьезных художественных стремлений. Игру на фп. Л. изучал у матери и Гензельта; теорию музыки (довольно поверхностно) у Галлера и Соловьева. Свою музык. карьеру Л. начал 1877 в качестве второго дирижера харьковской оперы, затем антрепренера маленькой оперной труппы; потерпев неудачу, стал выступать главным образом в качестве аккомпаниатора и превосходного мелодекламатора (сам себе аккомпанировал). Его музыкальные рецензии ("Петербургская газета", "Свет", "Гражданин", "Звезда") не лишены были остроумия, но отличались такой же поверхностностью, как и композиции. Л. написал три оперы: "Дон Сезар де Базан" (Киев, 1888), "Граф Нулин" и "Цыгане" (неоконч.); несколько симфонических пьес (лучшая из них "Салимская гетера", неоднократно исп.), пролог на открытие Одесского городского театра (1887); романсы, из коих некоторые были очень популярны ("Нельзя поверить", "Она хохотала" и др.); мелодекламации и пьесы для фп. Кроме того, Л. перевел на рус. язык около 12 оперных либретто, массу романсов и др. Напечатаны только романсы, фп. пьесы и 2 оперы Л. ("Дон Сезар" и "Нулин"), остальные композиции сохранились лишь в рукописях.
   (В.).
   {Риман}
  
   Оригинал здесь -- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/72635/%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD
  
  
   Лишин, Григорий Андреевич - композитор и писатель (1854 - 1888). Окончил курс в училище правоведения. Первые его романсы - "Какие-то носились звуки" (Фет ) и "Весна" (А. Майков ). Теоретические познания он приобрел под руководством Галера и профессора Н. Соловьева . В 1875 - 1876 годах Лишин был вторым дирижером оперы в Харькове и затем дирижировал организованной им оперной труппой в разных городах России. В 1876 г. в Москве дирижировал сюитой из своей оперы "Граф Нулин" и аранжировал оперу Обера: "La part du diable" для московского Малого театра. Его опера "Испанский дворянин" ("Дон Сезар де Базан") поставлена с успехом в Киеве в 1888 г. Напечатаны, кроме двух его опер, романсы (свыше 60-ти), в свое время очень популярные, и фортепианные пьесы. Остальные две оперы - "Цыганы" и "Бахчисарайский фонтан" (неоконченная), симфоническая поэма "Соломитская Гетера", "Пролог" (текст автора) для открытия Одесского театра, отрывки из "Реквиема" остались в рукописи. Лишин пользовался известностью как декламатор под собственный аккомпанемент на фортепиано, часто на собственные тексты; им введена в моду мелодекламация. Его романсы отличаются выразительностью и правдивостью декламации. Он перевел много оперных либретто; писал музыкально-критические статьи во многих периодических изданиях. - См. брошюру: "Памяти Г.А. Лишина" (Самара, 1892).
  
   Оригинал здесь -- http://www.rulex.ru/01120297.htm
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru