Кушлина О. Б.
Липскеров Константин Абрамович
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Кушлина О. Б.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1994
Обновлено: 17/09/2019. 9k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Справочная
Об авторе
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Липскеров
Константин Абрамович
[25.1(6.2). 1889, Москва -- 28.10.1954, там же], поэт, переводчик, драматург. Отец Абрам Яковлевич (1851--1910), был редактором- издателем московской газете "Новости дня" (основанной в 1883 и закрытой в 1906 за сочувствие рев. движению), "Русский сатирический листок" (1884--89) и др. Л. учился в московском лицее, из средних классов, увлекшись живописью, ушел в мастерскую К. Ф. Юона.
Графические работы Л. в 1911--13 демонстрировались на выставках Московского товарищества художников" и Московского салона". Иллюстрации к произведениям Э. Т. А. Гофмана обращали внимание стремлением "сложностью и прихотливостью рисунка выразить гротескность сказки" (Россини А. М. Эфрос -- РВсд, 1913, 5 февр.). В эти годы Л. выполнял также графические работы для книг издательства К. Ф. Некрасова, позже придумывал обложки к собственным книгам.
К литературе Л. приобщался в кружке молодых поэтов, объединившихся вокруг В. Я. Брюсова; в манере брюсовских эпигонов -- и первые стихи, опубл. Л. в 1910 в московском журнале. "Денди" (No 3 -- стих. "
Устал дышать томительный сирокко
", подпись Константин Эль). На конкурсе имени С. Я. Надсона, организованном ОЛРС (в жюри входили И. А. Бунин, Брюсов), Л. занял первое место за цикл сонетов "
Голова Олоферна
", посланный анонимно (авторство открыл позже, включив цикл в сборнике "
День шестой
", 1922). С 1913 стихи Л. стали появляться в периодике, гл. обр. в "Северных записках".
Поездка в нач. 1914 в Среднюю Азию (совместно с Л. Ю. и О. М. Бриками, фактически субсидировавшими ее, -- см.: Брик Л. Из воспоминаний.-- В кн.: Альманах с Маяковским, М., 1934, с. 63) оказалась определяющей для всего последующего творчества Л.: здесь он обрел свою тему, свой поэтический голос. Это было отмечено критикой в отзыве на первую книгу Л. -- "
Песок и розы
" (М.. 1916). В. Ф. Ходасевич оценил стихи Л. как "очень хорошие", признал у автора "зоркий глаз и любовь к вещам и умение их увидеть и осязать", при этом с сожалением указал на некоторую робость в освоении материала: "приехав в Туркестан, поэт не сделал из него "своей страны", не превратил в "Туркестан Липскерова", а, наоборот, сам постарался сделаться как можно более "туркестанским" поэтом, однако же пишущим сонеты классическим пятистопным ямбом с цезурой на второй стопе" (УР, 1916, 5 марта; то же -- в кн.: Ходасевич В.. Колеблемый треножник. М., 1991, с. 507; др. положит, отзыв: Б. Олидорт -- "Приазовский край". 1916, 6 окт.).
Экзотическое содержание в необычном обрамлении изысканными твердыми европейскими формами стиха (сонет, рондо, расширенный триолет) обратило внимание всех, писавших о сборнике: Кто любит арабески, восточные ткани, персидские ковры, правда в процессе своей выделки уже прошедшие через утонченные руки европейца, -- тот испытает большое наслаждение от этой колоритной книжки (Ю. И. Айхенвальд -- "Речь". 1916. 25 апр.). книгу сочли нешаблонной: это "не наблюдение европейца" и "не интимность туземного поэта", а "чувствование поэта, словно увезенного с Востока ребенком и возвратившегося туда иным, зрелым человеком, к медленно вспоминающего, что все это когда-то уже видел и детски- нежно любил" (А. Эфрос -- РВед. 1916, 3 авг). Мастерство молодого поэта подчеркивала в своем отзыве С. Я. Парнок: "Первый сборник К. Липскерова по духовной и стихотворной зрелости... мог бы быть последней книгой поэта" (СевЗ, 1916, No 4--5, с, 240; подп. А. Полянин; есть основания полагать, что к Л. относятся ее слова в письме к Л. Я. Гуревич от 7 марта 1913: "Стихи "открытого мною поэта я пришлю. У него есть превосходные" -- ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1. 74 165, л. 64). Некоторое время по свидетельству А. А. Ахматовой, поэзией Л. "очаровывался" и О. Э. Мандельштам (
Лукн
и
цкая
В
., Из двух тысяч встреч, М.. 1987, с. 56). Суровее других был отзыв М. А. Волошина, считавшего, что ориентальные стихи А. Ренье, служившие, по его мнению. "образцом" для Л., были "совершеннее и полнее по чувству Востока", чем стихи "слишком эстета" у которого "хорошие строки потоплены в стихах безразлично-слабых" (письмо М. С. Цетлиной от 3 сект. 1916 -- ВЛ. 1990, No 9, с. 278)
В расширенном виде поэтический дневник поездки Л. на Восток вошел в сборник "
Туркестанские стихи
" (М., 1922). К ели критики книжных иллюстраций Л. отмечали чуткое понимание литературного материала, то рецензенты поэзии неизменно говорили о живописности и статичной картинности его произведений. Традиционная образность сказок "1001 ночи" трансполировалась на географически точные описания (подписи под его стихами: "Пустыня "Большие Барсуки"", "Казахстанские степи" и пр.), но восточный колорит поэзии Л. создавался не только тематикой, "немой цветистостью" стиха, но и погружением в эмоциональную атмосферу Востока (ср. в стих. "Продавец книг" -- "...В товар свой вечный верит он: Создатель /'Хранит его. Внезапный покупатель/ К нему с седла склоняет пыльный стан//. И смотрит он, держа ребенка сзади./ Большую книгу -- яростный Коран/ И маленькую -- песенки Саади").
В 1922 опубликована стихотворная "московская повесть" Л. "
Другой
" (М.; илл. К. Ф. Юона), созданная в окт. 1916 -- янв. 1917. Написанная классическим для рус. поэмы четырехстопным ямбом, поэма Л. воссоздавала городской пейзаж и московские нравы этого времени, на фоне которых разворачивался фантастический сюжет о двойнике, его трагическом вмешательстве в судьбу главного героя. "Искусно и суггестивно создается впечатление ... местного колорита", -- писал Л. П. Гроссман в обстоятельной и доброжелательной статье, отмечая удачное сочетание у Л. "чувства Москвы" с ориентализмом, называя лучшими свойствами "артистического стиля" Л. "вещность, конкретность, предметность, живописность"; к слабым сторонам поэмы он относил "недостаточную жизненность отдельных лиц" ("Поэма о двойнике" -- сб. "Свиток", No 4. М., 1926, с. 308. 309, 310). Интересно сопоставить описания заседаний Общества свободной эстетики в поэме Л. и в "Дневнике поэта" Брюсова, где он упоминает о чтении Л. 23 марта 1917 "поэмки" (ЛН. т. 85, с. 30). Л. выступал и как литературный критик, в 1916--17 публикует рецензии в "Русских ведомостях" о Н. С. Гумилёве, Мандельштаме, Г. В. Иванове (1916, 13 апр.), К. Д. Бальмонте (1916, 15 июня), Б. А. Садовском, М. Л. Лозинском, Г. К. Адамовиче (1916, 10 авг.), Брюсове (1916, 21 дек.), Волошине (1917, 11 янв.). В сборнике "
Золотая ладонь
" (М., 1922) и "
День шестой
" (М.--П., 1922) Восток уже не только мусульманский, но и библейский, и буддийский. Земля для поэта -- и яблоко "на ладони Кришны -- вечного ребенка", и "кадильница отшельников" Аллаху; он ощущает себя сыном Агари, через которого осуществилась "связь Аравии с родимым Ханааном". Религиозные образы и символы осваиваются поэтом как реликты культурных мифов. Тайна бытия открывается ему не через "Платона с Ведами" или "параграфы Спинозы", а через пассивную созерцательность, в пантеистической связи с природой.
"Неоклассицизм" "спокойных по внутреннему ритму" произведений отметил критик газеты "Накануне" (Б., 1923. 7 адр.; подп. Е. S.). упрекнув Л. в утомительной монотонности форм (книгу "День шестой" составляют 36 сонетов в духе "парнасца" Ж. М. де Эредиа) и в избитости образов. Чрезмерно резкий отзыв книги Л. вызвали у Брюсова, назвавшего три его сборника "оранжерейными пустоцветами", где все, несмотря на "всевозможные эстетичные вычуры". -- бледно, скучно и. главное, старо, знакомо, читано" ["Печать к революция", 1922, кн. 2. с. 144: то же -- в кн.: Брюсов (2), 560].
Входил в группу неоклассиков, участвовал в объединении "Круг". С сер. 20-х гг. перестал выступать как лирический поэт.
В 1925 опубликовал драматическая поэма "Морская горошина" (М., 1925; одноименный сборник стихов -- М., 1922) на сюжет в духе восточной притчи. В 1924 Вл. И. Немировичем-Данченко поставлена музыкальная пьеса Л. "
Карме
н
сита и солдат
" (по мотивам рассказа П. Мериме) (опубликована под название. "
Карменсита
" -- М., 1927), пьесы Л. "
Бабы
", "
Митькино царство
" (пост. 1928), "
Девушка из предместья
" и другие, ставились во МХАТе. Наибольшую известность приобрела написанная вместе с А. С. Кочетковым пьеса "
Надежда Дурова
" (пост. 1941; опубликована: М.--Л., 1942). Получил признание как переводчик восточной поэзии (Низами, Саади, эпос "Давид Сасунский" и многие другие).
И
здания
: [стихи]. -- В сборнике: Восточные мотивы. М.. 1985.
Лит
ература
: Гусман. Некролог: ЛГ, 1954, 2 нояб. Козьмин; КЛЭ; ЛЭ; ТЭ; Альманахи и сборники (2), Тарасенков.
Архивы
: ЦГАЛИ, ф. 1737 (в т. ч. два неопубл. сборника стихов), ф. 1276, No 322. 325, 332.1: ф. 613 (сбрник "Кочующий огонь", записные книжки и др.); ф. 341 (биография, письма); ф. 1386, No 575 (статьи, рец.. выступления); ИМЛИ. ф. 383: ГБЛ. ф. 415. к. 1. No 3 (сведения об отце).
О. Б. Кушлина
Источник текста: Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Том 3. К-М. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. Стр. 364--365.
Оставить комментарий
Кушлина О. Б.
(
yes@lib.ru
)
Год: 1994
Обновлено: 17/09/2019. 9k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.