Липецкий Алексей Владимирович
Липецкий А. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЛИПЕЦКИЙ Алексей Владимирович [наст. фам. Каменский; 8(20).2.1887, г. Липецк Тамбов. губ. -- 30.10.1942, Москва], поэт, прозаик. Отец -- выходец из крестьян, приказчик торгового двора, мать -- из мещан. Окончил четырехклассное уезд. уч-ще в Липецке (1897--1900). Не выдержав вступит, экзаменов в Лесную школу, служил на телеграфе; затем в. Петербурге нек-рое время проучился в Худож. школе (оставил учебу из-за болезни). В 1906--09 делопроизводитель дорожного отд. Липецкого земства. Участвовал в местном кружке молодых поэтов. В 1906 выпустил малотиражный сб-к стих. "Начало" -- отклик на события 1905 (Липецк; экз. сб-ка сохранился в собр. Липецкого краеведч. музея).
   Знакомство в 1909 с приехавшим в Липецк А. П. Каменским определило дальнейшую судьбу Л.: "Этот писатель убедил меня в несомненном достоинстве моих слабых творений... Я бросил службу и... покатил в столицу" (ЦГАЛИ, ф. 1328, оп. 1, No 210). Два пейзажных стих, в ж. "Весна" (1909, No 17; Ал. Каменский) и стих. "В монастыре" в "Новом журнале для всех" (1910, No 26) положили начало его проф. лит. работе; с тех пор стихи Л., а позднее и рассказы печатались в ж. "Совр. мир" (1910), "Свободным художествам" (1910--13), "Всеобщий журнал" (1911), "Вест. Европы" (1911--17), "Просвещение", "Современник", "Наша заря" (1914), "Лукоморье" (1915), а также "Новый Сатирикон" и "Бич" (1915--17).
   Двойств. отношение Л. к совр. Петербургу, жизни лит. богемы, с к-рой он соприкоснулся через Каменского, с ее импонирующими "исканиями", эмансипированным бытом, но и моральной беспечностью, доходящей до цинизма, выразилось в повести в стихах "Надя Данкова" (СПб., 1913; посв. "памяти великого учителя" А. С. Пушкина), где описана драма дочери псаломщика, приехавшей в Петербург поступать на курсы, соблазненной модным литератором, застрелившей соблазнителя ("Мщу как любовница и мать/ Тобой зачатого малютки") и отправившейся в Сибирь. Написанная "обманчивым языком, к-рый слывет... за "легкий стих", а есть на деле жаргон... вульгарности и безвкусия" (В. Нарбут -- НЖдВ, 1913, No 4, стб. 175), с обилием стилизованных "лирич. отступлений" ("Как мир был радостен и нов, /Когда с тобою, автор "Леды", /Литературный мой отец,/ Вели мы долгие беседы.../ Про все, Каменский, вспомяни/ И умилительно вздохни!") и т. д., повесть была расценена критикой в осн. как "бесцеремонная" пародия на "пушкинского Онегина" и "лит. курьез" ("Голос Москвы", 1913, 3 июня), хотя отмечалась и одаренность Л., пока что не нашедшего языка и стиля [Л. Войтоловский: "Поэт милостью Божией г. А. Липецкий еще непременно хочет быть поэтом соизволением "Вены"" (т. е. петерб. литераторов, завсегдатаев ресторана "Вена", не без симпатии упоминаемых в повести) -- "Киев, мысль", 1913, 24 июня; др. рец., 1913: Л. Уманец -- УР, 8 июня; "Путь", No 7; "Церк. вест.", No 32)].
   Лирика Л., с наиб, полнотой представленная в сб. "Тишина" (Липецк, 1920; тираж 100 экз.; рец.: Н. Чаров <Л. С. Федорченко> -- "Вест. лит-ры", 1921, No 10), в значит, своей части носила пейзажный характер с ощутимым влиянием К. М. Фофанова, К. Д. Бальмонта, в меньшей степени -- И. А. Бунина при общей опоре на разработанный и облегченно "музыкальный" стих постсимволист. журн. поэзии. Мн. стихи (о культе солнца, вечной любви и пр.) окрашены в религ. и эротич. тона. Нередки медитации на тему поэтич. творчества, понимаемого как слияние "души" с "природой". Иногда Л. поэтически интерпретировал произв. живописцев (В. В. Верещагина, В. М. Васнецова). Несмотря на обилие стих., описывающих деревню, крест, труд, неизбывно тяжкую долю пахаря, чуждость Л. "родникам" фольклора и нар. речи делали его "чужим" в глазах крест, поэтов; С. А. Есенин (в письме А. В. Ширяевцу от 21 янв. 1915) поставил Л. в один ряд с ранним С. А. Клычковым и А. С. Рославлевым: "есть у них красивые подделки", "но это всё не то" (Собр. соч., т. 6, М., 1980, с. 54).
   С началом 1-й мировой войны у Л., как и у мн. др. писателей его поколения, возникло достигавшее экстатич. напряженности ощущение, что Россия, "простором с пустыней небесною споря", достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага ("В горне испытаний страдой всенародной / Скует себе счастье несчастная Русь"). Эти мотивы получили развитие в сб-ках его рассказов "Воля к жизни" (П., 1915), "Наши герои" (для нар. чтения), "Капля крови и др. рассказы" (оба -- П., 1916), где можно найти и красочное изображение "немецких зверств", и "патриотич. невесту", отвергающую жениха, пытавшегося избежать мобилизации, и др. атрибуты "ура-патриотич." лит-ры, притом, однако, что они погружены в атмосферу совершающейся мистерии (ср. сходные по стилистике "воен. рассказы" Б. А. Верхо-устинского).
   В 1916 Л. вернулся из Петрограда в Липецк; события революции и гражд. войны в 1920 описал в стихах, использовав метафору "тифа", охватившего всю Россию ("Кошмарами изнеможденная, / По грудь стоящая в гробу, /Как гнев Господень, осужденная, /Ты вынесешь ли хворобу?").
   После 1917 участвовал в работе уезд. отд. нар. образования, где служил лектором. Позднее работал в Липецком отд. гос. статистики, в гор. музее, сотрудничал в ж. "Красный перец" (1925), "Прожектор" (1928), "30 дней" (1929), "Трезвость и культура" (1930) и др. Выпустил неск. книг прозы: рассказы "За пазухой леса" (М., 1930), очерки "Мастера" (М., б. г.) и др. Осн. произв. этого периода -- романы "Наперекор" (М., 1928), "Мельница в Карташове" (М., 1931) и пов. "Сибирка" (в его кн. "Сибирка", М., 1927; то же под назв. "Косорукий" -- М.--Л., 1930) -- о жизни деревни в первые годы сов. власти (стихи этих лет в осн. остались неопубл.). Последние годы жизни занимался живописью. Альбомы рисунков хранятся в Липецком краеведч. музее.
   Изд.: Проза. Поэзия, Воронеж, 1986 (вступ. ст. С. Панюшкина).
   Лит.: Силаев А. Я., Алексей Липецкий, Липецк, 1962; Рус. лит-ра и журналистика (1, ук.). Венгеров. Сл.; КЛЭ; Масанов.
   Архивы: Липецкий обл. краеведч. музей (л. ф.); ЦГАЛИ, ф. 66, оп. 1, M 757 (письма И. А. Белоусову), ф. 121, оп. 1, No 10 (письма H. H. Вентцелю), ф. 272, оп. 1, No 35 (письма Н. В. Корецкому).

В. М. Бокова, С. В. Махонин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru