ЛИДИН Владимир Германович [1894--] -- современный писатель. Р. в семье торговца, образование получил в Лазаревском институте восточных яз. в Москве. Печатается с 1915 в журнале "Русская мысль", "Красная новь", "Новый мир" и др. На ранних вещах Л. заметно сильное влияние творчества Чехова и Бунина.
Творчество Л. тематически почти целиком связано с послеоктябрьской действительностью. Однако ведущая, социалистическая тенденция долго была чужда Л. Представитель интеллигенции, тесно связанный с буржуазной культурой, Лидин в своем творчестве испытывает сильное влияние буржуазных тенденций. Последние особенно сильно сказываются в первых его произведениях. Характерна трактовка нэпа в его эпической повести "Курга-баба" [1922]. Новая экономическая политика является для писателя символом победы американского делячества над "скифской Русью"; эту "победу" Лидин всячески приветствует. Нэп для Лидина приемлем прежде всего потому, что он знаменует обогащение страны: "Когда уснут города в ночи, отгремят поезда, засереет заря, -- запоют петухи, как пели на кремлях и на башнях сторожевых в лихие годины, день возвещают, день новый, день сытый, день хлебосольный для всея Руси". В своем дальнейшем творчестве Лидин художественно развертывает образ человека-хищника, "искателя"; при этом "победы" героев даются исключительно в плане их личного жизнеустройства. Пафосом индивидуалистического "искательства" насыщена целая галлерея образов Лидина (инженеры Инжеватов и Шологов в "Искателях", Борн в "Идут корабли", Свербеев и Челищев в "Отступнике" и мн. др.). Сюжетика романов Лидина обычно представляет собою процесс борьбы сильных волевых "искательских" натур со слабыми отщепенцами, не приспособленными к жизни (напр. Бессонов в "Отступнике"). Ренегатство от революции, уход от нее в мещанское приспособленческое "борение" с жизнью оправдывается Лидиным (в "Отступнике") во имя "права" человека на свое жизнеустройство, побеждающего в нем классовые импульсы. Объектом преодоления для сильного волевого героя часто является природа (например в "Искателях"). Социальные процессы поняты Л. как процессы активного биологического приспособления к жизни: "Жизнь -- хитрый механизм, ничего более, и прав тот, кто перехитрит". Слабые оказываются не в силах "перехитрить" жизнь, сильные -- торжествуют, отсюда у Л. так часты вариации мотива биологического жизнелюбчества, характерные почти для всех без исключения его героев. В очерках "Путина", посвященных социалистическому строительству, Лидин начисто выхолащивает подлинное классовое содержание коллективизированного хозяйства, сводя все к той же "извечной" борьбе волжских ловцов за обогащение, за свое место в жизни.
Чрезвычайно характерно для Л., представителя классовой группы, искони считающей себя носительницей культуры, восторженно-риторическое воспевание науки как внеклассовой и чисто гуманитарной величины ("Искатели", описание инженера Дюпора и т. д.). Но если такая несоциальная трактовка культуры преломляется в ранних произведениях Лидина даже в преклонении перед западно-европейским "духом культуры" и учеными, то в последнем своем произведении "Могила неизвестного солдата" [1932] Лидин поднимается до сознания классовой сущности культуры современной буржуазии и отрицательного отношения к ней. Великие исторические потрясения и сдвиги заставили значительную часть интеллигенции осознать свою несостоятельность и несостоятельность той культуры, которой она жила до сих пор. Социалистическое строительство в Советской стране уже самым фактом своего существования помогает ей выбраться из идейного тупика. Этот знаменательный процесс "Смены вех" среди советской интеллигенции отразился в творчестве Л., прошедшего долгий и трудный путь от смутного недовольства ценностями буржуазной культуры, от смутного правдоискательства до признания идейно-психологической перестройки своей задачей.
По характеру своего стиля Лидин иногда напоминает Пильняка (см.), с той лишь разницей, что риторика занимает в его творчестве больше места. Наоборот, мотивы "скифской", "азиатской" Руси, исключительно характерные для Пильняка, оттеснены у Л. на задний план. Сближает Л. с Пильняком и его любовь к импрессионистским историческим аналогиям, в к-рых классовый характер взятого материала обычно затушевывается и на первый план выступает чаще всего произвольно устанавливаемая чисто внешняя общность исторических явлений.
Отсутствие изобразительной конкретности заменяется у Лидина весьма выспренними построениями широко обобщающего характера. Стилистические приемы Л. отличаются часто излишней изысканностью. Л. еще не чужд эстетизма, который так сказывался в его более ранних произведениях. Методом изображения человека у Л. является подчеркнуто-индивидуалистическое психологизирование, в чем Л. является запоздалым эпигоном Достоевского.
Библиография: I. Собр. сочин., тт. I--VI, Гиз, М. -- Л., 1928--1930 [т. I. Повести о многих днях (1922--1924); т. II. Великий материк; т. III. Отступник; т. IV. Идут корабли, Роман; т. V. Обычай ветра, Рассказы; т. VI. Пути и версты].
II. Эльсберг Ж., Вл. Лидин, "На литературном посту", 1927, V--VI; Фриче В. М., Заметки о современной литературе, М. -- Л., 1928 (ст. "Мещанские идиллии"); Горбов Д., Поиски Галатеи, М., 1929; Лежнев А., Литературные будни, М., 1929.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия 1917--1927, т. I, Гиз, Москва -- Ленинград, 1928.
Н. П.
Муравьев Д. П.Лидин // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978.
Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 191--192.
ЛИДИН, Владимир Германович [р. 3(15).II.1894, Москва] -- рус. сов. писатель. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1915). Участник гражд. войны. Лит. работу начал в 1915. В ранних рассказах изображал жизнь бурж. слоев общества, преим. интеллигенции (сб-ки рассказов "Трын-трава", 1916; "Полая вода", 1917; "Моря и горы", 1922), рисовал маленьких, ничем не примечательных людей, героев "мышиных будней" (сб. "Мышиные будни", 1923). Но любимые герои Л. -- смелые, волевые люди, искатели счастья, авантюристы (сб. "Норд", 1925; сб. очерков "Пути и версты", 1927). Те же мотивы борьбы за счастье и место в жизни пронизывают прозу Л. 20 -- нач. 30-х гг. (роман "Отступник", 1927, и др.). Постепенно романтич. ореол, к-рый окружал сильную личность в ранних произв. Л. (роман "Идут корабли", 1926), исчезает, а экзотика обстоятельств сменяется прозаической обыденностью: с одной стороны, жестокая и лживая действительность послевоенного бурж. Парижа (роман "Могила неизвестного солдата", 1932), с другой -- строительство новой сов. жизни на Дальнем Востоке, быт оленеводч. совхоза, рыбных и охотничьих промыслов (роман "Великий или Тихий", 1933). Менялся и стиль Л.; освобождаясь от витиеватости и напыщенности, язык писателя становился естественнее, свободнее и богаче. Во время Великой Отечеств. войны Л. был воен. корр. "Известий". Нек-рые его очерки собраны в кн. "Зима 1941 года" (1942). Первым годам войны посвящен роман "Изгнание" (1947), послевоен. моск. будням -- роман "Две жизни" (1950). Л. встречался со мн. писателями, художниками, артистами, воспоминания о к-рых собраны в кн. "Люди и встречи" (1957, 1961, 1965).
Соч.: Собр. соч., т. 1--6, М. -- Л., 1928--30; Искатели, М., 1930; Избр. рассказы, М., 1935; Сын, М., 1936; Дорога на Запад, М., 1940; Рассказы. Повести. Воспоминания, М., 1954; Повести и рассказы. Избранное, М., 1958; Ночные поезда, М., 1959; Дорога журавлей, М., 1962; Друзья мои -- книги. Заметки книголюба, М., 1966; Повести и рассказы. [Послесл. Ф. Левина], М., 1963; Шум дождя, М., 1963; О писательском деле, М., 1963; Сердца своего тень, М., 1965.
Лит.:Горбов Д., Человек на ловитве (О Вл. Лидине), в его кн.: Поиски Галатеи, М., 1929; Лежнев А., В. Лидин, в его кн.: Лит. будни, М., 1929; Федосеев Г., Творчество Вл. Лидина, "Новый мир", 1936, No 10; Усиевич Е., Рассказы Лидина, "Лит. обозрение", 1939, No 17; Золотницкий Д., "Дорога на Запад". [Рец.], "Звезда", 1941, No 6; Дроздов А., Тема жизни, "Новый мир", 1942, No 1--2; Хованская А., "Зима 1941 года". [Рец.], "Знамя", 1942, No 5--6; Наркевич А., Автоматы и суррогаты, "Октябрь", 1943, No 11--12; Милютина Д., Повесть о двух братьях, "Лит. газета", 1956, 15 мая; Чарный М., Люди и встречи, "Октябрь", 1958, No 4; Шкловский В., О пользе личных библиотек и о пользе собирания книг..., "Новый мир", 1959, No 10; Яранцев Б.,
- 192 -
Зачем собирают книги?, "Вопр. лит-ры", 1963, No 8; Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 2, Л., 1964.