Гроза гимназіи. Разсказы изъ школьной жизни Сигизмунда Либровича. Спб., 1892 г. Разсказы г. Либровича, какъ видно изъ предисловія, были напечатаны "въ одномъ изъ педагогическихъ журналовъ" и подписывались псевдонимомъ автора: "Викторъ Русаковъ". Предназначены они для юношества, но поучительны они не для "дѣтей" только, но и для "отцовъ", и, въ особенности, для тѣхъ, кому ввѣряется воспитаніе "дѣтей". Вотъ почему мы и отвели произведеніямъ г. Либровича мѣсто здѣсь, а не въ отдѣлѣ "книгъ для дѣтей". Мы рекомендуемъ эту книгу для чтенія одновременно школьникамъ и ихъ учителямъ. Послѣднимъ она напомнитъ кое о чемъ, забываемомъ пылѣ или же совсѣмъ отброшенномъ, какъ ненужное и даже вредное. Между прочими разсказами заслуживаютъ серьезнаго вниманія: Цезарь въ мелочной лавочкѣ и Каракули. Книжка Юлія Цезаря лежала на прилавкѣ мелочной лавчонки, гдѣ ее увидалъ преподаватель гимназіи. Изъ разспросовъ выяснилось, что принадлежитъ эта книжка гимназисту, сыну вдовы лавочницы, что гимназистъ тутъ же въ лавочкѣ готовитъ уроки, ведетъ торговыя записи и, horibile dictu, помогаетъ матери торговать за прилавкомъ. Другой ученикъ гимназіи выводилъ безобразныя "каракули" и вызывалъ тѣмъ негодованіе учителя чистописанія до тѣхъ поръ, пока не выяснилось, что мальчикъ каждый день, въ свободное отъ занятій время, помогаетъ бѣдняку отцу въ его "кузнечной" работѣ... Начальство не потребовало ни отъ юношей, ни отъ ихъ родителей выбрать одно изъ двухъ: науки въ гимназіи или торговыя и ремесленныя занятія въ помощь бѣднымъ семьямъ. Начальство, преподаватели и всѣ товарищи, разумѣется, подъ вліяніемъ своихъ честныхъ наставниковъ, отнеслись съ большимъ сочувствіемъ и съ уваженіемъ къ добрымъ юношамъ и сдѣлали все возможное, чтобы помочь имъ окончить курсъ гимназіи и поступить въ университетъ. Тогда знали и помнили, что не изъ однихъ только уютныхъ "дѣтскихъ" и комфортабельныхъ комнатъ выходятъ дѣловые люди и добрые слуги отечеству. Въ той же книжкѣ авторъ разсказываетъ, какъ изъ такой-то приспособленной для наукъ комнаты гимназистъ ушелъ въ актеры странствующей труппы и потомъ попалъ въ клоуны цирка. Случай это исключительный, конечно; тѣмъ не менѣе, въ сопоставленіи съ вышесказаннымъ, онъ доказываетъ, что не обезпеченный достатокъ родителей и не удобныя для занятій комнаты нужны для успѣшнаго прохожденія гимназическаго и университетскаго курсовъ, а нужно нѣчто болѣе существенное -- доброе направленіе, данное дѣтямъ родителями, и гуманное отношеніе въ ученикамъ ихъ наставниковъ въ школахъ. Книжка написана просто, безъ вычуръ, хорошимъ литературнымъ языкомъ. Прочитывается она съ одинаковымъ интересомъ дѣтьми, юношами и взрослыми людьми и оставляетъ пріятное, свѣтлое впечатлѣніе.