Лежнев Абрам Захарович
А. Лежнев: краткая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЛЕЖНЕВ, А. [псевд.; наст. имя -- Абрам Зеликович (Захарович) Горелик; июнь 1893, м. Паричи Бобруйского у., -- 29.XI.1938, Москва] -- рус. сов. критик и литературовед. В 1922 окончил в Екатеринославе (Днепропетровск) мед. ин-т. Участник и теоретик Группы "Перевал". Во 2-й пол. 20-х гг. Л. выступал за "органич. искусство", в к-ром слитны идеология и "эстетич. момент", против отрицания "учительской" роли иск-ва и против теории "социального заказа" (см. ЛЕФ). Возражая лефовцам -- сторонникам самодовлеющего "техницизма", т. е. теории мастерства, он писал: "Техника не знает "приспособленчества", но техника и не знает убеждений. Сегодня она может служить одному, завтра -- другому" ("Современники", 1927, с. 21). Борьба с приспособленчеством, с засильем рационализма в поэзии, пропаганда "эстетич. культуры" и "художественного видения", защита таланта полемически преломились у Л. в противопоставлении "творчества" -- "мастерству", "моцартианства" -- "сальеризму". "Моцартианство" означало, по Л., "искреннее", творч. иск-во в противоположность "сальеризму" (синоним рассудочности, набора "приемов" и т. д.), к-рый виделся ему "...в лефовской "фактографии", в головном, рассудочном творчестве конструктивистов, в рационалистических теориях..." ряда критиков ("Разговор в сердцах", 1930, с. 16). Л., однако, считал, что "моцартианство не отрицает сальеризма. Оно преодолевает его. Оно мыслимо лишь при наличии художественной, эстетической культуры" (там же, с. 19). В ряде статей (о М. Горьком, Л. Сейфуллиной, Э. Багрицком, Б. Пастернаке, Л. Леонове, И. Сельвинском, И. Уткине, И. Бабеле, А. Фадееве, Ф. Гладкове, Ю. Олеше и др.) Л. выявляет черты идейно-худож. своеобразия ведущих писателей той поры, иронически полемизирует с критиками РАПП; ратует за большое "трагедийное искусство". В 1930 Л. совершает поездку в Белоруссию и пишет кн. "Деревянный ключ" (1932). С нач. 30-х гг. переключается на лит-ведение: "Два поэта. Гейне, Тютчев" (1934), "Проза Пушкина" (1937; 2 изд., 1966), незаконч. исследование о М. Ю. Лермонтове. В 1938 был оклеветан и стал жертвой репрессий; реабилитирован посмертно.

Сочинения:

   Вопросы лит-ры и критики, М. -- Л., 1926;
   Лит. будни, Сб. ст., М., 1929;
   Лит-pa революц. десятилетия, 1917--1927, [X.], 1929 (совм. с Д. А. Горбовым);
   Единство противоположностей, "Октябрь", 1934, No 7;
   Об искусстве, М., 1936.

Литература:

   Мандельштам Р. С., Худож. лит-pa в оценке рус. марксистской критики. Библ. указ., 4 изд., М. -- Л., 1928;
   Писатели совр. эпохи. Биобибл. словарь, т. 1, [М.], 1928, с. 161--62;
   Глинка Г., На перевале, Нью-Йорк, 1954.

О. Н. Михайлов.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 94.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-0941.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru