М. М.
Критические замечания

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [на извлечения из Путешествия митрополита Платона].


   

Критическія замѣчанія.

(Сообщено изъ Чернигова.)

   Отрывки отечественной Исторіи, помѣщаемые въ журналахъ, а особливо въ отношеніи ко временамъ, погруженнымъ отчасти во мракъ древности, въ коемъ самыя тонкія изслѣдованія иногда могутъ попадать на камень преткновенія, призывать должны всякаго сообщать свои мысли и заключенія общественному разсмотрѣнію, не смотря на то, ежели они будутъ и ошибочны; ибо самое ихъ опроверженіе и на нихъ критика могутъ иногда приближить къ истинѣ; и я на таковой конецъ осмѣливаюсь сообщить нѣкоторыя мои замѣчанія на статью помѣщенную въ N 5 Вѣстника Европы сего года, относительно опредѣляемаго времени основанія соборныхъ церквей въ Черниговѣ Преображенія и въ Кіевѣ Софійской. Въ извлеченіи изъ путешествія Митрополита Платона сказано: "Путешественникъ для того упоминаетъ особенно о Черниговской Соборной церкви, что едва ли она не всѣхъ въ Россіи церквей древнѣе; ибо заложена, по Несторовой Лѣтописи, Великимъ Княземъ Мстиславомъ Владиміровымъ сыномъ въ 1024 году; а Кіевская Софійская по тому же Нестору основана въ 1025 году, какъ говорить Сочинитель {Какъ то, такъ и другое мнѣніе есть собственно мнѣніе Платона. Изд. Вѣстн.}" далѣе, о Софійской церкви слѣдуетъ продолженіе, что она есть древній храмъ, строенной Великимъ Княземъ Ярославомъ. Я долженъ признаться, что отношеніе на означенные годы по Нестору вводитъ меня въ крайнее недоумѣніе. Трудясь давно надъ сочиненіемъ Исторіи древняго Черниговскаго Княжества, которую надѣюсь въ непродолжительномъ времени представить моему Начальству, собиралъ я изъ разныхъ мѣстъ и рукъ свѣденія въ отношеніи къ остаткамъ здѣсь древности, и въ томъ числѣ наипаче не оставлялъ прибѣгать и къ повѣствованіямъ всѣхъ извѣстныхъ древнихъ лѣтописцевъ, ни гдѣ не могъ я найти истиннаго времени основанія означенной Черниговской церкви. Несторъ совсѣмъ не означаетъ года, когда она основана. Въ 6544 году (въ 1036) онѣ только упоминаетъ о ней по случаю кончины Князя Мстислава: "Мстиславъ изыде на ловы и разболеся и умре и положиша въ церкви Святаго Спаса, юже бѣ самъ заложилъ: бѣ бо содѣлана при немъ выше, неже на кони стоячи, рукою досячи." Соображаясь же съ повѣствованіемъ его о завладѣніи Мстиславомъ Чернигова, является, что Князь сей {Чтобъ Мстиславъ назывался Великимъ Княземъ, ни гдѣ не значитъ. Соч.} въ 1024 году въ отсутствіе Великаго Князя Ярослава въ Великой Новгородъ подходилъ къ Кіеву, и не будучи впущенъ гражданами, пришелъ въ Черниговъ и овладѣлъ онымъ; о чемъ узнавъ Ярославъ, приходилъ изъ Великаго Новгорода ополченный Воряжскими войсками во область Сѣверянъ противъ Мстислава; но сей съ Тмутараканскими своими войсками и съ Сѣверянами вышелъ къ нему на встрѣчу и при Лиственѣ {Нынѣ помѣщичье село въ Городницкомъ повѣтѣ на правомъ берегу рѣчки Рудни, впадающей въ рѣку Сновъ съ той же стороны. Соч.} разбилъ его. Послѣ чего Ярославѣ опять ушелъ въ Новгородъ, и Мстиславъ посылалъ къ нему съ предложеніемъ мира на условіи, чтобъ Государство раздѣлить рѣкою Днѣпромъ, предоставляя ему, какъ старшему брату, западную сторону, гдѣ Великокняжеской престолѣ; но однако, чтобъ Ярославѣ рѣшилъ чѣмъ ни будь сіе предложеніе, не видно, какъ напротивъ является, что онъ вновь вооружался противъ Мстислава; ибо въ 1026 году пришелъ къ Кіеву со многочисленнымъ войскомъ, и тогда уже они, съѣхавшись при Городцѣ {Остатки сего города и нынѣ видны въ Остерскомъ повѣтѣ подлѣ города Остра, въ селѣ, называемомъ Старогородкою, которое по новому Высочайше утвержденному плану должно съ городомъ быть соединено, и гдѣ находятся развалины древней церкви, коей стѣны хотя кажутся каменными, но видно, что известь, смѣшанная съ камнями разнаго рода, была наливана въ ящики и превращаема въ плиты, изъ которыхъ стѣны и складываемы были. Церковь сія можетъ быть остатокъ божницы Михаила, упоминаемой Г-мъ Татищевымъ въ 1152 году. Древніе городскіе валы также видны въ нѣсколько рядовъ, изъ коихъ къ одному внутреннему означенная разрушенная церковь и примыкается. Соч.}, примирились, такъ какъ Мстиславъ желалъ. Слѣдовательно весьма должно быть сомнительно, чтобъ Князь сей, не бывши увѣреннымъ до того времени, останется ли онъ обладателемъ Чернигова, въ 1024 году расположился основывать огромный храмъ, между тѣмъ какъ и то видно, что онъ весьма тщательно сберегалъ свои Тмутараканскія войска при сраженіи; ибо осматривая поле, гдѣ оное происходило, и увидя между убитыми Сѣверянъ почти однихъ, не остановился сказать: "кто сему не радъ? Се лежитъ Сѣверянинъ, а се Варягъ, а дружина своя цѣла." Да и поставилъ ихъ онъ въ самой срединѣ, а дружину свою по флангамъ. Другое затрудненіе опредѣлять заложеніе означенной церкви въ 1024 году есть то, что ежели Мстиславъ столько былъ ревностенъ къ тому, что на первомъ шагу приступилъ къ основанію церкви, то какимъ образомъ могло случиться, что чрезъ 12 лѣтъ, то есть по годъ его кончины, не только церковь не была окончана, но и не выше выведена какъ около четырехъ аршинъ, между тѣмъ какъ онъ въ сіе время былъ почти безотлученъ изъ Чернигова, кромѣ одного похода въ 1031 году съ Beликимъ Княземъ Ярославомъ противъ Поляковъ. Развѣ отнести къ недостатку матеріаловъ! То и на счетъ сей сомнительно заключать, чтобъ безъ пріуготовленія оныхъ приступлено было къ созиданію церкви. Наконецъ, оная расположена по древней Греческой архитектурѣ: то гдѣ могъ Мстиславъ сыскать сего рода зодчаго такъ скоро? Въ Кіевѣ таковыя можетъ быть и были, но ему оттуда получить ихъ до примиренія съ Великимъ Княземъ было не возможно, когда Кіевляне видѣли въ немъ непріятеля своему Обладателю. Впрочемъ, важнѣе всѣхъ соображеній, что Несторѣ совсѣмъ не говоритъ о времени заложенія этой церкви, какъ выше значитъ. О Кіевской Соборной церкви Софійской не менѣе удивительно, что ссылаясь на Нестора же, означается основаніе ея въ 1025 году, когда сей Лѣтописецъ говоритъ, что "въ лѣто 6545 (1037) заложи Ярославъ градъ великій (стѣну около Кіева), у него же града суть врата златыя. Заложи же и церковь Святыя Софіи и Митрополью;" а между тѣмъ извѣстно по томужъ Лѣтописцу, что Ярославъ отъ 1024 года и по 1026 годѣ въ Кіевѣ не былъ; ибо оной говоритъ: "несмѣяше Ярославъ пойти до Кіева дондежо смиристась и сѣдяше Мстиславѣ въ Черниговѣ; а Ярославъ въ Новѣгородѣ и бяху сѣдяше въ Кіевѣ мужи Ярославли;" а далѣе: "въ лѣто 6534 (1026) Ярославъ совокупивой многи и пріиде къ Кіеву." Слѣдовательно сомнѣнію подлежитъ, чтобъ въ 1025 году и Софійская церковь въ Кіевѣ была заложена. М. М.

-----

   Критическия замечания [на извлечения из Путешествия митрополита Платона]: (Сообщено из Чернигова) / М.М. // Вестн. Европы. -- 1814. -- Ч.75, N 11. -- С.194-199.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru