Левинсон Андрей Яковлевич
"Гиперборей"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Ежемесячник молодой поэзии).


   
   Акмеизм в критике. 1913--1917
   СПб.: Изд-во Тимофея Маркова, 2014.
   

Андрей Левинсон

"ГИПЕРБОРЕЙ"
(ЕЖЕМЕСЯЧНИК МОЛОДОЙ ПОЭЗИИ)

   О гиперборейцах еще древние любили рассказывать диковинные вещи. Правда, тот насмешливый ритор из Самосаты сомневался в их чудесных свойствах и хулил любителей праздных вымыслов; но ведь он осмеливался отрицать даже магическую силу заклятий и мудрость халдейских чудодеев. Между тем ходили достоверные слухи, что гиперборейцам ведомо искусство 56 ходить по воздуху, как по тверди.
   На заглавном листе молодого "ежемесячника стихов и критики" начертано красиво изогнутой дугой название "Гиперборей". Имя таинственного берега, богатого янтарями, "Ultima Thule" {Цель устремлений (лат.).} античной мечты окружает дружеский журнал поэтов, скромных и интимных, громадным и холодным Ореолом Северного Сияния.
   Новый ежемесячник должен явиться как бы лирическим дневником поэтов, объединившихся в "Цех".
   Образование этого цеха не только, думается мне, маскарадная причуда в средневековом роде; в этом прозвище, не случайно заимствованном из ремесленного быта, содержится обещание согласного и непритязательного тружничества.
   Признав в делах и исканиях славных предшественников, от Ломоносова до Блока, драгоценное, но опасное для их творческой независимости наследие прошлого (критический отдел первого выпуска с нарочитым смирением воздает этим предшественникам дань уважения; лапидарно-краткие рецензии о книгах Валерия Брюсова, К. Бальмонта, Вячеслава Иванова почтительны и пиететны -- как эпитафии), поэты Цеха дружно устремились к новым берегам.
   Нельзя впрочем утверждать, что им удалось уплыть особенно далеко, или даже отчалить. К тому же стороннего читателя меньше всего волнует осуществление поэтических лозунгов; для него новое дарование ценней, чем новые программы.
   Прежде всего: о самих "Мейстерзингерах", Синдиках Цеха,
   г. г. Гумилеве и Городецком. Стихотворения их посвящены воспоминаниям итальянских скитаний; я не слишком ценю этот прикладной, сказал бы я, род топографической профессии, но он освящен созданиями Эредиа и Андри де Ренье.
   Г. Гумилев (помнится, я был одним из первых, указавших на привлекательное его дарование), сумел сбросить пышные ризы экзотической расцвеченности, его голос выделяется из общего хора; благородная простота и отчетливость формы изобличают в нем переводчика и ученика Теофиля Готье.
   Его стихотворение -- умиленное и прозрачное восхваление смиренного Фра Анжелико, слуги Божия и художника, Его милости, монаха из Фьезоле; правильные строфы поэта недаром колеблемы порой подлинным волнением.
   
   На всем, что сделал мастер мой, печать
   Любви земной и простоты смиренной
   Да, он не все умеет рисовать,
   Но то, что он рисует, совершенно.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Вот скалы, роща, рыцарь на коне,
   Куда он едет, в церковь иль к невесте?
   Горит заря на городской стене,
   Идут стада по улицам предместий.
   
   И вот ангельский художник становится для поэта идеальным носителем прекрасной человеческой двойственности:
   
   Есть Бог, есть Мир -- они живут вовек
   А жизнь людей мгновенна и убога,
   Но все в себе вмещает человек,
   Который любит мир и верит в Бога.
   
   Г. Гумилеву возражает с заносчивостью и жаром г. Сергей Городецкий. В стихотворную форму он умеет заключить гиперболичность и запальчивость русских споров, сыплет терминами и, примеряя "плотоядного монаха к собственному величию, убеждается в его ничтожестве". Зачем шуметь вокруг смиренной кельи?
   Рядом с Городецким Николай Клюев, тот поэт из народа, чье появление недавно взволновало многих. Произведения его до чрезмерности богаты архаическими словообразованиями яркости необычайной, в которых былинный склад и славянская старина соединяются с этим звериным и лесным духом, которым исполнены деревянные идолы Коненкова.
   Но построение его стихотворений расплывчато, помыслы смутны и взвинчены, идеология надумана.
   "В бесконечности духа бессмертия пир".
   Так заключает он последнее из напечатанных стихотворений незвучным аккордом мертвенных слов.
   Нечеток и поэтический облик О. Мандельштама; для юного поэта "мгновенный ритм" еще "только случай"; но уже не 58 бесплодно его поэтическое волнение:
   
   ...Господи!, сказал я по ошибке,
   Сам того не думая сказать.
   Божье имя, как большая птица,
   Вылетело из моей груди...
   
   Вообще, несмотря на дух корпоративности, царящей в цехе, творчество самых юных из этих молодых поэтов отличено ярким личным отпечатком, той самобытностью, без которой не может быть поэта.
   Так в стихотворении Владимира Нарбута звучит благая строгость чинного и четкого стиха, твердость и внушительность старинной жизни и бытовая вещественность образов. Анна Ахматова, Василий Гиппиус, Гедройц -- каждый из них имеет уже лицо и свой обычай.
   Сотрудниками первого выпуска не исчерпаны силы цеха; в выпуске этом нет Зенкевича, отображающего мир с повышенной конкретностью галлюцината; не слышен и тонкий комариный голосок Музы "голубых лютиков" г-жи Моравской. Но все же есть в этой маленькой желтой тетрадке явная прелесть начала, обещания утренней свежести.
   В ее немногочисленных строках уже звучит порой стройная лира Аполлона и многоствольная цевница Пана.
   
   Печатается по: Андрей Левинсон. "Гиперборей" (Ежемесячник молодой поэзии) // Театр. 1912. No 87 (25 ноября). С. 2. Андрей Яковлевич Левинсон (1887--1933), театральный и художественный критик. "Ритор из Самосаты" -- Лукиан. В приводимой заметке Левинсон ссылается на свою рецензию: Левинсон А. Романтические цветы Н. Гумилева // Современный мир. 1909. No 7. С. 38--41. Формулу Левинсона "с этим звериным и лесным духом" Гумилев впоследствии взял на вооружение в своей программной статье "Наследие символизма и акмеизм": "Как адамисты, мы немного лесные звери" (см. в нашей подборке ниже). "Сергей Гедройц" -- псевдоним Веры Игнатьевны Гедройц (1876--1932), участницы "Цеха поэтов", основной финансовой вкладчицы в издание журнала "Гиперборей". Название "Голубые лютики" должен был носить поэтический сборник Марин Моравской, изданный под эгидой "Цеха", в итоге так и не вышедший (см. выше в нашей подборке).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru