Въ 25-й разъ справлялъ въ этомъ году международный пролетаріатъ свой боевой праздникъ, установленный международнымъ соціалистическимъ конгрессомъ въ Парижѣ въ 1889 г. Несмотря на такую давность, ни самый первомайскій праздникъ, ни выдвигаемыя въ этотъ день пролетаріатомъ всего міра требованія не утратили до сихъ поръ своего дѣйственнаго, жизненнаго значенія.
Два основныхъ требованія написаны на знаменахъ Интернаціонала въ день 1-го мая: 8 час. рабочій день и борьба съ милитаризмомъ.
8 час. рабочій день -- какъ классовое требованіе пролетаріата... независимое отъ различій національности, расы, пола и возраста и языка, отъ политическихъ и правовыхъ условій, въ которыхъ онъ создаетъ прибавочную стоимость {Значеніе 8 час. рабоч. дня формулировано Интернаціоналомъ въ резолюціи Цюрихскаго международнаго соціалистическаго конгресса 1893 г: "8 ч. раб. день одно изъ самыхъ важныхъ условій полнаго освобожденія рабочихъ отъ ига капитала и самая важная мѣра для улучшенія ихъ положенія. 8 ч. раб. день сокращаетъ безработицу, усиливаетъ работоспособность, повышаетъ заработную плату и покупательную способность рабочаго класса. 8 ч. раб. день возстановляетъ разбитую капитализмомъ семейную жизнь и даетъ больше возможности заботиться о дѣтяхъ. 8 ч. раб. день повышаетъ здоровье, силу, сознательность и нравственность народа. 8 ч. раб. день даетъ рабочему классу время для професс. и политич. организаціи и борьбы".}. Это требованіе объ ограниченіи капиталистической эксплуатаціи, объединяющее стремленія пролетаріата въ различныхъ странахъ, въ настоящее время не утратило ни на іоту ни своего принципіальнаго, ни своего практическаго значенія. Ибо и сейчасъ, послѣ десятилѣтій упорной экономической борьбы, лишь немногіе, наиболѣе счастливые рабы капитала, работаютъ 8 ч.; громадное большинство рабочихъ даже въ передовыхъ капиталистическихъ странахъ работаетъ не менѣе 9--10 час. въ день. И потому требованіе 8 час. раб. дня -- "восемь часовъ для сна, восемь свободныхъ" -- выдвинутое впервые еще на съѣздѣ американскихъ профессіональныхъ союзовъ въ 1885 г., -- звучигь каждое 1 мая для международнаго пролетаріата не какъ парадный лозунгъ, а какъ одновременно принципіальное и практическое требованіе, символизирующее и направляющее это экономическую борьбу.
Борьба съ милитаризмомъ и требованіе замѣны постоянныхъ армій вооруженіемъ народа -- второй международный майскій лозунгъ -- въ такой же, если еще не въ большей мѣрѣ, какъ и 8 час. раб. день, сохраняетъ въ настоящее время все свое жизненное значеніе.
Если въ моментъ это провозглашенія этотъ лозунгъ носилъ преимущественно декларативно-принципіальный характеръ признанія интернаціональности рабочаго движенія посреди раздираемаго національными противорѣчіями капиталистическаго строя, то въ настоящее время, въ эпоху лихорадочнаго развитія милитаризма, въ вѣкъ колоссальнаго роста военнаго бюджета, постройки дрэднаутовъ и сверхдрэднаутовъ, второй первомайскій лозунгъ, наряду съ его принципіальнымъ признаніемъ международнаго характера классовой борьбы и классовыхъ стремленій пролетаріата, пріобрѣлъ практическое значеніе борьбы съ постоянной угрозой всеевропейской войной. Недопущеніемъ войны между Франціей и Германіей изъ-за Марокко въ 1911 г. Французскій и германскій пролетаріатъ доказалъ на дѣлѣ, что братство народовъ и чувство между народной солидарности для него не звукъ пустой, и то же самое блестяще доказалъ весь международный организованный пролетаріатъ во время Балканской войны, продемонстрировавъ на Базельскомъ соціалистическомъ конгрессѣ въ разгарѣ шовинистической и милитаристической вакханаліи буржуазіи всѣхъ странъ свою классовую солидарность и ненависть къ милитаризму.
Два основныхъ международныхъ требованія пролетаріата, провозглашенныя въ 1889 г., какъ символъ его классоваго единства, за эти 25 лѣтъ, демонстрируемыя ежегодно во всемъ капиталистическомъ мірѣ первомайскими забастовками и манифестаціями, вошли въ плоть и кровь современнаго пролетаріата, стали руководящими принципами въ его повседневной экономической борьбѣ и текущей политикѣ.
Въ теченіе 25 лѣтъ, протекшихъ со времени провозглашенія первомайскаго праздника, въ ходѣ борьбы къ этимъ двумъ интернаціональнымъ требованіямъ, пролетаріатъ отдѣльныхъ странъ присоединялъ въ день 1 мая свои національныя требованія, вытекавшія изъ тѣхъ правовыхъ и политическихъ условій, въ которыхъ ему приходится бороться за свое соціальное освобожденіе. Такимъ требованіемъ является, напр., для бельгійскаго и голландскаго пролетаріата всеобщее избирательное право (такое же требованіе выдвигалъ и австрійскій пролетаріатъ въ день 1-го мая до завоеванія имъ всеобщаго изб. права), требованіе свободы коалиціи -- для пролетаріата тѣхъ странъ, гдѣ на нее дѣлаются серьезныя покушенія (въ современной Германіи), требованіе политической свободы тамъ, гдѣ пролетаріатъ ея лишенъ.
-----
25-ое празднованіе перваго мая прошло во всемъ мірѣ столь же дружно и стройно, какъ и въ предыдущіе годы. Въ Австріи, Италіи, Бельгіи, Швеціи, Норвегіи, Даніи и Швейцаріи этотъ день ознаменовался почти повсемѣстнымъ прекращеніемъ работъ и уличными манифестаціями, въ Германіи, Франціи и Англіи -- многочисленными массовыми собраніями и уличными демонстраціями, а также частичной пріостановкой работъ.
Въ 1914 г. празднованіе 1-аго мая въ Россіи носило еще болѣе грандіозные размѣры, чѣмъ въ прошломъ году. Если въ 1918 г. число бастовавшихъ 1 мая рабочихъ доходило до 400 тыс., изъ которыхъ большая половина пришлась на долю петербургскихъ рабочихъ, то въ этомъ году количество майскихъ забастовщиковъ выросло до полмилліона, причемъ больше половины приходится на провинцію. Въ Петербургѣ въ майской забастовкѣ приняло участіе до 220 тыс. рабочихъ, въ Москвѣ около 25 тыс. Почти полная забастовка фабрично-заводскихъ, типографскихъ и ремесленныхъ рабочихъ была въ Кіевѣ, Николаевѣ, Харьковѣ, Баку, Чіатурскомъ промышленномъ районѣ, Сормовѣ, Поти, Смоленскѣ; частичныя въ Одессѣ, Екатеринодарѣ, Тифлисѣ, Воронежѣ, Ревелѣ, Саратовѣ, Мотовилихинскомъ зав. Пермск. губ., Иркутскѣ, Новгородѣ и нѣкоторыхъ другихъ мѣстахъ.
Если прибавить, что въ Ригѣ и Варшавѣ 1-ое мая праздновалось по новому стилю, причемъ забастовка въ обоихъ этихъ городахъ была очень широкая, то можно сказать, что послѣдніе два года свидѣтельствуютъ о томъ, что первое мая становится и для рабочихъ Россіи такимъ же праздникомъ, какъ и для европейскихъ рабочихъ.
Быстрыми шагами россійскій пролетаріатъ пріобщается къ международному празднованію дня 1-го мая, подъ лозунгами всемірнаго пролетаріата.