Ш. Летурно. Соціологія, основанная на этнографіи. Выпускъ I. Изданіе О. Н. Поповой. Спб. Ц. 60 коп. Настоящій выпускъ представляетъ переводъ не болѣе третьей или четвертой части обширнаго труда Ш. Летурно, обнимающаго всѣ проявленія существованія человѣка и человѣческаго общества у разныхъ расъ и подъ разными градусами широты и долготы. Переведенныя главы (кн. I) заключаютъ этнографическій матеріалъ по вопросу о роли потребностей питанія въ человѣческой жизни, о характерѣ пищи въ разныхъ частяхъ свѣта, о пріемахъ ея приготовленіе, опьяняющихъ и одурманивающихъ веществахъ и пр. Вторая половина выпуска (книга II франц. изданія) посвящена роли чувства въ жизни человѣка, вопросу объ отношеніяхъ между полами, о роли искусствъ, удовлетворяющихъ тѣмъ или инымъ потребностямъ чувства. Здѣсь собранъ обильный матеріалъ о характерѣ украшеній, къ которымъ прибѣгаютъ и прибѣгали разныя племена земного шара, о первоначальныхъ ступеняхъ искусства, музыки, танцевъ, скульптуры, живописи и пр. Дальнѣйшія книги сочиненія Летурно, долженствующія войти въ послѣдующіе выпуски, даютъ факты изъ области нравовъ, культуры и религіи, общественныхъ формъ, семьи, собственности, политическихъ учрежденій и пр. Нѣкоторыя изъ этихъ главъ были развиты Летурно въ отдѣльныя сочиненія, вышедшія подъ особыми заглавіями, какъ-то: "Эволюція собственности". "Эволюція морали". Русскій переводъ "Соціологіи" снабженъ рисунками въ текстѣ, чего нѣтъ во французскомъ изданіи и что не совсѣмъ идетъ къ такому строго научному сочиненію,. какъ трудъ Ш. Летурно, тѣмъ болѣе, что рисунки эти, витые изъ разныхъ этнографическихъ и географическихъ изданія, не всегда отличаются хорошимъ исполненіемъ. Кромѣ того, присутствіе рисунковъ можетъ повести къ недоразумѣніямъ, внушая представленіе о книгѣ, какъ о сочиненіи популярномъ, между тѣмъ какъ въ томъ же первомъ выпускѣ есть главы, которыя не всегда могутъ бытъ съ удобствомъ предложены вниманію неопытныхъ читателей.
Переходя къ вопросу о значеніи трудовъ Летурно въ соціологической литературѣ, мы должны отмѣтить, что въ "соціологіи" онъ является по преимуществу только коллекторомъ и классификаторомъ обширнаго матеріала фактовъ и наблюденій, собранныхъ многочисленными этнографами, путешественниками, антропологами и историками, и касающихся тѣхъ или другихъ сторонъ человѣческой жизни. Авторъ проситъ не искать въ его книгѣ изложенія "соціологическихъ законовъ", претендующихъ на строгую научность. По мнѣнію его, соціальная наука находится еще въ періодѣ дѣтства, собиранія матеріала и выдѣленія наиболѣе важныхъ фактовъ изъ безпорядочной массы мелкихъ наблюденій. Соціоюгм-смстематики сдѣлали большую ошибку, когда, располагая очень малымъ количествомъ фактовъ, стали основывать на нихъ свои теоріи, нерѣдко искажая и подтасовывая факты съ цѣлью подтвердить всевозможными способами свои предвзятые взгляды. Къ такимъ соціологахъ Ш. Летурно относитъ не только Вико, Кондорсэ. С. Симона, Ог. Конта, но и Спенсера, Лёббока, Тай пора и многихъ другихъ. Онъ, конечно, признаетъ, что все въ природѣ подчинено законамъ; слѣдовательно, должны существовать и соціологическіе законы. Но "общій законъ открыть тѣмъ труднѣе, чѣмъ большимъ числомъ явленій онъ управляетъ и чѣмъ больше ихъ разнообразіе и сложность; явленія же соціальной жизни безчисленны и подвергаются самымъ разнообразнымъ измѣненіямъ". При изученіи области соціологіи необходимо принять во вниманіе не только разнообразныя проявленія человѣческой дѣятельности, но и внѣшнія условія, въ зависимости отъ которыхъ она находится. Соціологія основывается на данныхъ, заимствованныхъ изъ многихъ наукъ: естественной исторіи, антропологіи, этнографіи, демографіи, политической экономіи, исторіи и пр. Все, что въ большей или меньшей степени вліяетъ на жизнь человѣка, имѣетъ значеніе и для соціолога. Въ виду этой-то обширности, сложности и трудности задачи, "всякая надежда на строго научную соціологію должна быть пока оставлена". Передъ нами огромный предварительный трудъ собиранія матеріала, группировки фактовъ, ихъ классификаціи и сопоставленія. Этотъ трудъ, или, точнѣе говоря, часть этого труда и беретъ на себя Ш. Летурно въ своей "Соціологіи по даннымъ этнографіи", послѣдовательно описывая въ ней главныя проявленія человѣческой дѣятельности у важнѣйшихъ расъ и сопоставляя ихъ гдѣ возможно, съ аналогичными явленіями, наблюдаемыми у животныхъ.
Однако, какъ бы ни воздерживался ученый, избравшій предметомъ своего изученія область явленій соціологіи, отъ поспѣшныхъ обобщеній и произвольныхъ выводовъ, но для самаго "выдѣленія наиболѣе важныхъ фактовъ изъ безпорядочной массы мелкихъ наблюденій" -- нужно имѣть какой-либо заранѣе принятый критерій для отличенія болѣе важныхъ и менѣе важныхъ фактовъ. Элементъ общей идеи предшествуетъ всякой индукціи, тѣмъ болѣе той, которая имѣетъ дѣло съ матеріаломъ такой сложности и обширности, какъ область явленій соціальныхъ. И Ш. Летурно доказываетъ справедливость этой мысли, не оставляя въ теченіи всего своего труда почвы нѣсколько неопредѣленнаго, но неизмѣннаго понятія объ общемъ законѣ соціальнаго развитія, прогресса, усовершенствованія личности и соціальныхъ формъ. Эта идея красной нитью проходитъ въ его сочиненіи, составляя единственную дань систематизирующимъ стремленіямъ современной соціологіи.