Лесков Андрей Николаевич [12(25)7.1866, Петербург -- 5.11.1953, Ленинград]
-- прозаик, профессиональный военный.
Сын Н.С.Лескова. Азы грамотности постиг по старославянской Библии под руководством отца, от которого унаследовал чувство слова и красноречие. Учился в частной школе Е.С.Ивановой (1872-77), в 3-й военной гимназии. После разрыва родителей с 11-летнего возраста воспитывался отцом, испытав иго его страстной, мятущейся натуры, остро реагировавшей на общественные и литературные события. С детства был спутником отца в путешествиях по Петербургу, по букинистам, антикварам, кельям иконописцев и мастерским художников, в родном доме увидел многих деятелей русской литературы. Окончил Николаевский кадетский корпус, Киевское пехотное училище, 2-е Константиновское военное училище. "Полжизни -- на лошади, пол -- за письмом, штабным столом, всегда на трудносложных должностях",-- скажет он в "Автобиографии", хотя в личности Лескова такие люди, как А. П.Чехов, находили явные артистические способности. Накануне Первой мировой войны вышел в отставку в чине полковника.
С июля 1919 и до конца 1931 -- вновь на штабной службе в Красной Армии (в частности, исполнял обязанности начштаба Петроградского погранокруга). Разработал "Инструкцию по охране северо-западных границ" (1923), готовил кадры советских командиров-пограничников.
Первая публикация (в соавторстве с Е. Николичем) -- "На границе и дома. Справочный календарь для низших чинов пограничной стражи на 1911 год" (СПб., 1910; в библиотеках СПб. и Москвы не выявлена). 10 лет спустя Лесков опубликовал воспоминания об отце (Вестник литературы. 1920. No 4-5, 7), начал консультировать исследователей-лесковистов, снабжая биографическими и библ. сведениями А. И. Белецкого, С. П. Шестерикова, Б. М. Эйхенбаума и др.
С сент. 1932 по 1936 писал, печатая сюжетные фрагменты, 1-ю ред. книги "Дни и труды Н.С.Лескова" (иначе: "Николай Лесков. Биографическое исследование". В 6 ч., 72 главах), которой суждено было стать в итоге путеводителем в духовном мире великого писателя, уникальным мемуарно-документальным повествованием, основанным на всем фонде опубликованного и рукописного художественного, публицистического, эпистолярного наследия отца, на богатстве впечатлений 30-летнего ближайшего общения. М.Горький, ознакомившийся в 1934 с отрывками книги, назвал ее "замечательно своеобразной работой <...> талантливейшего человека" и просил своего помощника по руководству Пушкинским Домом В.А.Десницкого помочь скорейшему изданию монографии в уверенности, что вскрытые ею "мощи" Н.С.Лескова "окажут чудодейственное влияние на оздоровление русского языка, на ознакомление с его красотой и остротой, гибкостью и хитростью" (Горький М. СС: В 30 т. М., 1956. Т.30. С.582).
После смерти Горького А. Лескову удалось напечатать в 1937 5 глав книги, приобретшей отныне заглавие "Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям", но дальнейшая публикация застопорилась из-за вульгарно-социологической традиции толковать творчество Н. Лескова как прозу реакционера-антинигилиста, в лучшем случае -- буржуазного бытописателя. Лесков преодолевал торможение, публикуя запрещенные дореволюционными цензурой, редакциями забытые произведения отца ("Административная грация", "На смерть М.Н.Каткова" и др.), однако события развернулись драматически. Близкая к выпуску в издательстве "Советский писатель" книга была уничтожена немецкой бомбой, попавшей в 1941 в здание редакции. Второй полный авторский экземпляр погиб в Ленинграде блокадной весной 1942. Не примирившись с потерей, Лесков, находившийся в эвакуации в подмосковном Кратове, в 1942 начинает возрождать книгу по спасенным материалам, частью возобновляя, а частью создавая заново труд своей жизни.
В мае 1945 новую редакцию "Жизни Николая Лескова" (54 авторских листа вместо прежних 47) с восхищением читает филолог-искусствовед С. Н. Дурылин, вникавший в сложности духовных исканий Н. Лескова еще в начале XX в. Он резюмирует свой отзыв словами: "Как писатель сын Н. С. Лескова -- достойный ученик своего отца". Рассчитывая напечатать книгу в 2 томах, Лесков передал рукопись в 1948 и 1949 ленинградскому отделению издательства "Художественная литература", но перестраховочное редактирование затянулось на 5-летие. Лесков вынужден был защищать "самобытное и говорящее" от "обезличивания", направив непреклонные "Авторские заметы" из 156 возражений на редакторские вторжения в повествование. Вязкие корректуры так и не позволили Лескову дождаться выхода его труда.
Книга появилась в 1954, через год после кончины автора, сразу став классикой литературно-биографического жанра. Открыв и воссоединив множество перепроверенных в их подлинности житейских и творческих фактов, аналитически бескомпромиссно развертывая сложнейший, воистину романный социально-психологический сюжет, Лесков сумел войти в тайны и глубины судьбы великого художника. Он достиг поразительного эффекта присутствия, ибо собственное его мышление находится внутри того же самого, что у отца, только исторически продвинувшегося, речевого строя. Фамильная общность словесной культуры сказалась в любви к украшенности и искрометности речевой игры, к стилистике, "патинированной" архаикой древнерусского извода, XVIII столетия. Не теряя оригинальности, искусство Лесков органически прирастает к прозе Николая Лескова.
Соч.:
Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: в 2 т. М., 1984.
Лит.:
Десницкий В. [Предисл.] // Лесков А. Жизнь Николая Лескова... М., 1954;
Громов В.А. О книге А.Н.Лескова // Лесков. А. Жизнь Николая Лескова... Тула, 1981;
Горелов Ал. Единственная книга Андрея Лескова // Звезда. 1983. No7;
Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных войск СССР. 2-е изд., доп. М., 1983. С.38-39;
Аннинский Л. Сын классика // Литературная газета. 1985. No33. 14 авг.