Рукописи Пушкина. I. Автографы Пушкинскаго музея Имп. Александровскаго Лицея. Выпускъ I. Изд. князя Олега Константиновича. СПБ.
Недавно одно парижское ученое общество назначило денежную премію за изслѣдованіе вопроса, почему исчезли рукописи Мольера; извѣстно всего нѣсколько незначительныхъ автографовъ автора "Тартюфа". Пушкикъ, къ счастью, можетъ служитъ обратнымъ примѣромъ: почти всѣ его рукописи дошли до насъ. Самъ онъ бережно хранилъ ихъ всѣ въ завѣтномъ "гадкомъ сундукѣ", какъ назвалъ это хранилище Гоголь; цѣнили его автографы современники, отъ которыхъ до насъ дошли его альбомныя записи, письма, записки. Собственныя же бумаги поэта уцѣлѣли у его семьи, чему помогло опечатаніе ихъ жандармами и учрежденіе опеки надъ его дѣтьми и дѣлами; лишь небольшая часть ихъ осталась у Жуковскаго и отъ его сына перешла къ парижскому комиссіонеру А. Ѳ. Отто ("Онѣгину"), "уступившему" ихъ русскому правительству за единовременную выдачу въ 10 тысячъ рублей и ежегодную шеститысячную пенсію. Бумагами Пушкина пользовался П. В. Анненковъ, которому онѣ были предоставлены вдовою и дѣтьми поэта; у Анненкова осталась часть бумагъ, изъ которыхъ однѣ перешли къ покойному Л. Н. Майкову (теперь принадлежатъ академіи наукъ), другія достались профессору И. А. Шляпкину, а нѣсколько листковъ были по смерти Анненкова найдены въ его имѣніи среди разнаго бумажнаго хлама и поступили въ Румянцовскій музей. Туда же старшій сынъ поэта лѣтъ тридцать назадъ пожертвовалъ бумаги, принадлежавшія семьѣ Пушкина; ихъ насчитывается болѣе двухъ тысячъ листовъ. Немало бумагъ Пушкина хранится въ Имп. Публичной Библіотекѣ (даръ Тарасенко-Отрѣшкова, архивъ Краевскаго; кое-что продалъ сынъ Жуковскаго), въ лицеѣ, куда, между прочимъ, братьями Дашковыми были отданы автографы Пушкина, принадлежавшіе П. Я. Дашкову, а К. Я. Гротъ передалъ значительную часть своей коллекціи академіи наукъ (кромѣ майковской коллекціи и собранія Ефремова, пожертвованія Е. А. Масальской-Суриной, П. Н. Тургенева и друг.) Есть кое-что у частныхъ собирателей (вел. кн. Константина Константиновича, Л. Ѳ. Пантелеева, К. Я. Грота, М. П. Боткина, П. И. Бартенева, В. Е. Якушкина, графини Комаровской, Н. О. Лернера, В. А. Яковлева, Брюллова, графини Капнистъ, гр. С. Д. Шереметева и друг.) Относительно немногія произведенія Пушкина существуютъ только въ печатныхъ оригиналахъ; большая часть дошла до насъ въ рукописяхъ, преимущественно въ черновыхъ.
Развившееся и усложнившееся въ наше время изученіе Пушкина заставляетъ изслѣдователей обращаться къ его бумагамъ, имѣющимъ огромное значеніе для издателей, біографовъ и комментаторовъ. Никакое описаніе (румянцовскія бумаги давно уже описаны В. Е. Якушинымъ) не въ состояніи замѣнить непосредственное знакомство съ подлинниками, и только фотографическій снимокъ можетъ удовлетворить заинтересованнаго изслѣдователя. С. А. Венгерову, издающему сочиненія Пушкина, пришлось для работы по тексту заказывать сотни фотографій румянцовскихъ рукописей. Fac-simile иногда приходится прилагать къ изданіямъ не для одного "образца почерка", а ради нагляднаго разъясненія того или другого спорнаго мѣcта; въ печати появилось до сихъ поръ немало воспроизведеній рукописей Пушкина. Нѣкоторыя даже крупныя вещи воспроизведены цѣликомъ ("Русалка", "Скупой рыцарь"), но опубликованные до сихъ поръ снимки, весьма различно и подчасъ плохо исполненные, разбросаны въ разныхъ книгахъ и періодическихъ изданіяхъ; даже перечня имъ до сихъ поръ не составлено.
Не считаясь съ сдѣланнымъ ранѣе въ этомъ направленіи, издатель вознамѣрился, судя по титульной страницѣ его альбома, дать полное воспроизведеніе всѣхъ дошедшихъ до насъ рукописей Пушкина, мало сказать, воспроизведеніе текста -- а полную имитацію рукописей, съ передачей цвѣта и формата бумаги, оттѣнка чэрпилъ, какимъ онъ представляется въ настоящее время. Началъ издатель съ лицейскаго собранія, часть котораго и составила первый выпускъ. Въ немъ даны нѣсколько рукописей; часть ихъ уже появлялась въ довольно хорошихъ снимкахъ (напр., "Пирующіе студенты", "Воспоминанія въ Царскомъ Селѣ"), но нѣкоторыя воспроизведены впервые. Среда послѣднихъ -- цѣлая тетрадка, извѣстный подлинникъ "Кавказскаго Плѣнника", подаренный Пушкинымъ H. Н. Раевскому-младшему, которому посвящена поэма. Этотъ автографъ былъ описанъ В. Ѳ. Боцяновскимъ (въ сборникѣ "Памяти Л. М. Майкова"); на поляхъ его интересные рисунки, между прочимъ, портреты самого Пушкина, H. Н. Раевскаго.
Начатое кн. Олегомъ Константиновичемъ предпріятіе, особенно при внимательномъ отношеніи издателя къ дѣлу, такъ велико, что, признаемся,-- трудно вѣрится, что оно будетъ доведено до конца. Въ первомъ выпускѣ дано лишь десятка полтора fac-simile, -- значитъ, придется дать выпусковъ 180--200, чтобы вмѣстить въ изданіе дѣйствительно всѣ автографы. Оно было бы осуществимѣе при болѣе скромномъ планѣ,-- если бы исключить изъ него подлинники, которые не представляютъ особенно сложныхъ и малоразборчивыхъ варіантовъ, тѣ, въ которыхъ данъ бѣловой текстъ безъ помарокъ и поправокъ, а также тѣ, правда, немногочисленные, которые уже имѣются въ печати въ хорошихъ и, конечно, полныхъ воспроизведеніяхъ. Во всякомъ случаѣ, изучающіе Пушкина должны быть благодарны издателю за одинъ его благой починъ.