Сочиненія М. Ю. Лермонтова. Съ портретомъ его и біографическимъ очеркомъ. Рублевое изданіе въ одномъ томѣ. Спб., 1891 г. Въ іюлѣ нынѣшняго года исполнится пятьдесятъ лѣтъ со дня несчастной кончины геніальнаго поэта и за истеченіемъ давности прекратится право собственности наслѣдниковъ на его сочиненія. Теперь уже многія иллюстрированныя газеты и газетки наобѣщали дать своимъ подписчикамъ Сочиненія Лермонтова въ видѣ безплатныхъ приложеній или такъ называемыхъ премій, которыми эти изданія заманиваютъ публику. Изъ числа такихъ, якобы "даровыхъ", премій лучшими являются, конечно, отдѣльныя изданія произведеній знаменитыхъ русскихъ писателей. Большинство же, будто бы "безплатныхъ", подарковъ оказывается никуда негоднымъ хламомъ, "числомъ поболѣе, цѣною подешевле", перечисляемымъ въ широковѣщательныхъ рекламахъ, разсчитанныхъ на ничѣмъ непоколебимое легковѣріе обывателей, жадныхъ на даровщину. Но для того, чтобы отдѣльно изданныя сочиненія большихъ русскихъ писателей имѣли надлежащее значеніе и были бы на самомъ дѣлѣ хорошимъ пріобрѣтеніемъ, необходимо издавать ихъ тщатедьир и въ видѣ, достойномъ имени автора. А это-то именно и представляется у насъ большою рѣдкостью, и едва ли можно ожидать чего-нибудь порядочнаго отъ обѣщанныхъ "безплатно" изданій сочиненій Лермонтова. Петербургскій книгопродавецъ-издатель Глазуновъ поспѣшилъ предупредить другихъ аферистовъ и выпустилъ въ свѣтъ лежащее передъ нами "рублевое" изданіе Сочиненій М. Ю. Лермонтова на дешевенькой бумагѣ, перепечатавши его съ прежняго двухтомнаго изданія. Книжка вышла сѣренькая и неприглядная. "Біографическій очеркъ" коротенькій и устарѣлый; въ немъ, между прочивъ, говорится: "Причины дуэли, имѣвшей такой печальный исходъ, до сихъ поръ еще не вполнѣ выяснены..." и, вообще, повторяется лишь то, что было извѣстно о Лермонтовѣ двадцать лѣтъ назадъ, съ ссылкою въ примѣчаніи на разсказъ А. П. Шанъ-Гирей и въ воспоминанія К. I. Карпова, записанныя С. Н. Филипповымъ и напечатанныя въ послѣдней книжкѣ Русской Мысли за прошедшій годъ.. Такимъ образомъ, имѣющій въ рукахъ "рублевое" изданіе Сочиненій И. ІО. Лермонтова не получаетъ никакихъ новыхъ свѣдѣній о любимомъ русскомъ поэтѣ, тогда какъ въ настоящее время можно было бы за должно, наконецъ, почтить память геніальнаго человѣка обстоятельно написанною біографіей, составленною по многочисленнымъ даннымъ опубликованнымъ съ тѣхъ поръ, когда вышло послѣднее собраніе его сочиненій.
Въ однотомномъ "рублевомъ" изданіи произведенія Лермонтова напечатаны въ хронологическомъ порядкѣ, по годамъ, безъ объясненія, впрочемъ, что означаетъ выставленный годъ,-- время ли, когда это написано, или время появленія произведенія въ печати. Алфавитнаго указателя при книгѣ не имѣется. Издатели даже этого не потрудились сдѣлать, а работа, казалось бы, немудреная. О какихъ-либо библіографическихъ данныхъ нѣтъ и помина, и для читателя остается совершенно неизвѣстнымъ, когда и гдѣ напечатаны были въ первый разъ произведенія великаго поэта, когда и кѣмъ были изданы его сочиненія отдѣльными книгами. Грустное впечатлѣніе производитъ это "рублевое изданіе": отъ него вѣетъ чѣмъ-то унылымъ и мизернымъ, базарно-неряшливымъ. Рубль -- деньги не большія, но за такое рыночное издѣліе жалъ отдать и рубль, и приходится дожидаться еще полгода "дешеваго" изданія сочиненій Лермонтова въ смутной надеждѣ, что авось-либо найдется на Руси человѣкъ или учрежденіе, которые дадутъ намъ изданіе, достойное памяти поэта и соотвѣтствующее его значенію въ русской литературѣ и для цѣлаго народа.
"Русская Мысль", кн.II, 1891
-----
Сочиненія И. Ю. Лермонтова. Первое полное изданіе В. Ѳ. Рихтера, подъ редакціей Пав. Ал. Висковатаго. Москва, 1891 г. Шесть томовъ съ семью портретами и приложеніями. Цѣна 8 руб. 15 іюля нынѣшняго года исполнилось пятьдесятъ лѣтъ со дня смерти славнѣйшаго послѣ Пушкина поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Съ этимъ срокомъ у насъ соединяется, по закону, прекращеніе для наслѣдниковъ права собственности на литературныя произведенія умершаго писателя. По поводу пятидесятилѣія кончины А. С. Пушкина, въ нашей печати уже высказывалось мнѣніе о чрезмѣрной продолжительности полу вѣковаго срока, въ теченіе котораго исключительное право изданія сочиненій покойнаго принадлежитъ его наслѣдникамъ въ ущербъ цѣлому народу и самой памяти писателя. Мы знаемъ, что съ прекращеніемъ права наслѣдниковъ на сочиненія Пушкина произведенія его разошлись въ сотняхъ тысячъ экземпляровъ по цѣнѣ, доступной всѣмъ состояніямъ, тогда какъ до истеченія пятидесятилѣтія сочиненія Пушкина могли покупаться только людьми очень достаточными и въ массу народа проникали только въ видѣ ничтожныхъ отрывковъ. То же повторилось съ сочиненіями Лермонтова. Но Пушкинъ и Лермонтовъ -- поэты-стихотворцы; ими написано множество мелкихъ произведеній, изъ которыхъ немалое число полагалось на музыку въ видѣ пѣсенъ и романсовъ; другія некрупныя вещи печатались въ христоматіяхъ и сборникахъ, и слава великихъ именъ, такимъ образомъ, разносилась по всей землѣ Русской. Эти имена извѣстны каждому грамотному ребенку, посѣщавшему сельскую школу. Не такова участь иныхъ славныхъ именъ, каково, напримѣръ, имя H. В. Гоголя, и Россіи придется ждать еще болѣе десяти лѣтъ (до 19 февраля 1902 года) перваго общедоступнаго изданія сочиненій великаго писателя, до сихъ поръ почти неизвѣстнаго даже по имени стомилліонному народу, имѣющему право гордиться имъ наравнѣ съ Пушкинымъ и Лермонтовымъ. Говоря объ этомъ, нельзя не обратить вниманія и на то обстоятельство, что послѣ Гоголя не осталось прямыхъ наслѣдниковъ, а послѣ Лермонтова -- и совсѣмъ никакихъ, такъ какъ въ правахъ наслѣдства къ его имуществу никто утвержденъ не былъ при истеченіи всѣхъ закономъ опредѣленныхъ земскихъ давностей. Если бы въ такомъ положеніи оставалось какое-либо матеріальное наслѣдство, то его постигла бы участь имущества "выморочнаго" и оно поступило бы въ собственность государства. Но такъ какъ послѣ Лермонтова осталось наслѣдство "духовное", плоды его генія и творчества, то и лежало это неоцѣнимое сокровище полстолѣтія безъ собственника, имѣющаго на него законныя права. Извѣстный споръ г-жи Шанъ-Гирей съ книгопродавцемъ Глазуновымъ о правѣ на изданіе произведеній М. Ю. Лермонтова подтверждаетъ наше мнѣніе о томъ, что "законныхъ" правъ на литературную собственность, оставленную поэтомъ, не имѣлъ никто, и что, слѣдовательно, литературное наслѣдство послѣ Лермонтова очень давно принадлежитъ государству и, какъ таковое, должно бы составлять достояніе народное. Относительно всѣхъ родовъ имущества, неосуществленіе на него правъ въ теченіе извѣстнаго срока законнымъ вступленіемъ въ обладаніе имуществомъ прекращаетъ самое право собственности. Почему-то не примѣняется это лишь къ собственности литературной, могущей, такимъ образомъ, оставаться въ теченіе полстолѣтія непринадлежащею никому и, вслѣдствіе этого, для всѣхъ недоступною. Такъ дѣло и было съ сочиненіями Лермонтова, а, между тѣмъ, все-таки, охрана никому непринадлежавшаго права продолжалась пятьдесятъ лѣтъ. Въ такомъ же положеніи, т.-е. безъ законныхъ собственниковъ, остаются и многія другія литературныя наслѣдства, и впредь могутъ оставаться, въ несомнѣнному вреду для славы автора и народа. Но и тогда, когда имѣются налицо наслѣдники, заявившіе свои права и законно ихъ утвердившіе, до не воспользовавшіеся имц, не осуществившіе ихъ въ теченіе извѣстнаго срока изданіемъ въ свѣтъ принадлежащихъ имъ по наслѣдству литературныхъ произведеній, право литературной собственности должно бы почитаться прекратившимся. Мы думаемъ, что на ненормальность положенія литературной собственности, остающейся безъ собственника, пора было бы обратить серьезное вниманіе и соотвѣтствующимъ закономъ ясно опредѣлить положеніе такой собственности.
Изданіе В. Ѳ. Рихтера Сочиненій М. Ю. Лермонтова названо издателемъ: "первое полное изданіе", и это совершенно справедливо. Но таковыми же "полными могутъ быть и другія изданія, такъ какъ за послѣднее время съ большою тщательностью собрано и было опубликовано все, что осталось послѣ Лермонтова. Тѣмъ не менѣе, мы ставимъ на первое мѣсто это, именно, изданіе потому, что весь шестой томъ его занять біографіей поэта, составленной Павл. Алекс. Висковатовымъ, и что этотъ трудъ мы находимъ наиболѣе полнымъ и обстоятельнымъ изъ имѣющихся у насъ въ рукахъ "біографій", приложенныхъ къ другимъ изданіямъ. Почтенный авторъ біографіи съ величайшимъ вниманіемъ прослѣдилъ всѣ свѣдѣнія, какія можно было до сихъ поръ добыть о рано погибшемъ поэтѣ, сличилъ между собою всѣ разнорѣчивые разсказы, извѣстія, воспоминанія, до послѣднихъ мелочей, разъяснилъ ихъ разнорѣчивость, опредѣлилъ, по возможности, причины таковой, отдѣлилъ въ нихъ достовѣрное отъ сомнительнаго, недоказаннаго, неправильнаго или завѣдомо ложнаго, и серьезнаго, вполнѣ научною критическою оцѣнкой возстановилъ передъ нами всецѣло жизнь геніальнаго ребенка, юноши и молодаго человѣка. Вмѣстѣ съ тѣмъ, въ произведеніи г. Висковатаго передъ читателемъ проходитъ въ яркихъ и правдивыхъ картинахъ вся жизнь того общества, къ которому принадлежалъ Лермонтовъ и которое роковымъ образомъ вліяло на развитіе несимпатичныхъ сторонъ его характера и поступковъ, поставляемыхъ доселѣ въ упрекъ поэту съ большею, по нашему мнѣнію, рѣзкостью, чѣмъ слѣдовало бы. Возвышенность таланта и даже геніальность не могутъ оградить человѣка въ молодыхъ лѣтахъ отъ вліянія среды, въ которой онъ родился, воспитывался и переживалъ время юныхъ увлеченій. Натуры особенно богато-одаренныя и сильныя отдаются этимъ увлеченіямъ нерѣдко съ чрезмѣрною страстностью. Въ нихъ избытокъ неустановившейся энергіи, не нашедшей себѣ плодотворнаго исхода въ свободномъ творчествѣ или сдавленной внѣшними препятствіями, проявляется въ бурныхъ порывахъ, соотвѣтственно времени и обстоятельствамъ, соотвѣтственно опять-таки обычаямъ среды, въ которой приходится жить и дѣйствовать. И нельзя безсмысленно ставить въ вину исключительно выдающимся людямъ того, что они не совершали геройскихъ подвиговъ, когда для таковыхъ нѣтъ мѣста, -- не выразили въ геніальныхъ твореніяхъ всей полноты одушевлявшей ихъ мысли, когда, по условіямъ времени, это оказывается невозможнымъ. Высота таланта и тѣмъ болѣе геніальность черезъ то и познаются, что изъ всѣхъ испытаній, изъ всѣхъ увлеченій, не одобряемыхъ строгою моралью, чаще же ипокритствующими моралистами, изъ всѣхъ охлаждающихъ и иногда ошеломляющихъ воздѣйствій суровой дѣйствительности, врожденный даръ творчества выходитъ чистымъ, какъ вѣчная правда, и прекраснымъ, какъ вѣчная красота. Избранныя натуры быстро выдѣляются изъ толпы, становятся выше ея, и бури молодости не мѣшаютъ имъ ясно сознавать и рѣзко выражать такія идеи, которыя идутъ совершенно въ разрѣзъ съ общепринятыми понятіями огромнаго большинства современниковъ. Толпа недоумѣваетъ и чаще всего негодуетъ: "кто онъ и каковъ онъ, что смѣетъ такъ говорить съ нами, поучать насъ?..." Всѣ окружающіе злобствуютъ и "бросаютъ бѣшено каменьями", не умѣя или не желая отличать поступковъ увлекающагося молодаго человѣка отъ порывовъ таланта или генія. Кто онъ, что осмѣлился поднять голосъ на защиту памяти Пушкина и сказать:
А вы, надменные потомки
Извѣстной подлостью прославленныхъ отцовъ...
И то общество, которое гордиться должно было бы Пушкинымъ и Лермонтовымъ, подняло противъ Лермонтова такую же безсмысленную травлю, какою оно преслѣдовало Пушкина, и погубило въ цвѣтѣ лѣтъ великаго поэта такъ же точно, какъ погубило геніальнаго Пушкина.
Г. Висковатовъ въ біографіи Лермонтова тонко и блестяще разъясняетъ всѣ мелочи жизни поэта и всѣ ничтожные изгибы злобствующей интриги, начавшей опутывать его съ первыхъ шаговъ въ обществѣ. Біографія, написанная П. А. Висковатовымъ, прочитывается съ такимъ же интересомъ, какъ завлекательный романъ, несмотря на то, что событія, -- такъ сказать, фабула этого разсказа, -- давно всѣмъ извѣстны. Но въ изложеніи г. Висковатова все извѣстное и многое, остававшееся неизвѣстнымъ, такъ скомбинировано и передано въ такомъ яркомъ освѣщеніи, что этотъ трудъ почтеннаго автора далеко оставляетъ за собою другія біографіи, приложенныя къ тѣмъ изданіямъ сочиненій Лермонтова, о которыхъ мы упомянемъ ниже. Всѣ остальныя біографіи поэта неполны, нѣкоторыя довольно существенныя подробности передаются въ нихъ не совсѣмъ точно и не всегда согласно съ тѣмъ, какъ то было въ дѣйствительности.
Самое дешевое изданіе носитъ такое заглавіе:
Собраніе сочиненій М. Ю. Лермонтова, съ портретомъ автора и статьею о Лермонтовѣ Н. И. Арабажина. Изданіе книгопродавца-издателя Ф. А. Іогансона въ Кіевѣ. Цѣна 60 коп. Это одинъ томъ большаго формата въ 22 листа; отпечатанъ онъ въ двѣ колонки хорошимъ, четкимъ шрифтомъ, не безъ нѣкоторыхъ погрѣшностей въ текстѣ,-- погрѣшностей мелкихъ и неважныхъ, тѣмъ не менѣе, нежелательныхъ въ изданіи сочиненій великихъ писателей. Ничтожны, конечно, такіе корректурные недостатки, какъ названіе стихотворенія: Мазепы, вмѣсто Мазепа, на стр. 179. Но уже много существеннѣе ошибочная передача стиха (стр. 672):
"И я счетъ своихъ лѣтъ потерялъ
И крылья забвенья люблю"...
-- вмѣсто: "И крылья забвенья ловлю"...
Изъ дешевыхъ изданій, по нашему мнѣнію, лучшее -- изданіе Ф. Павленкова:
Сочиненія Лермонтова. Полное собраніе въ четырехъ томахъ, изданное подъ редакціей А. Скабичевскаго. Съ портретомъ Лермонтова, его біографіей и 116 рисунками художника И. Е. Малышева. Цѣна за всѣ 4 тома 1 руб. Въ ту же цѣну и съ тѣми же приложеніями, включая и рисунки, изданы г. Павленковымъ Сочиненія Лермонтова въ одномъ томѣ. Это перепечатка вышеназваннаго изданія только въ большомъ форматѣ. Тотъ и другой форматъ представляютъ свои удобства и неудобства. Мы предпочитаемъ однотомное изданіе потому, что въ немъ собраны въ одной книгѣ всѣ произведенія писателя. Но маленькій форматъ удобнѣе для чтенія, легче держится въ рукѣ. Въ четырехъ-томномъ изданіи произведенія поэта распредѣлены такъ: 1 томъ поэмы, баллады и легенды, повѣсти изъ современной жизни; 2 томъ -- лирическія и драматическія произведенія; 3 томъ -- романы и повѣсти; 4 томъ -- драматическія произведенія, письма, біографія поэта, написанная г. Скабичевскимъ, и алфавитный указатель. Рисунки г. Малышева, нѣкоторою наивностью и рѣзьбою на деревѣ, напоминаютъ старыя иллюстраціи двадцатыхъ и тридцатыхъ годовъ. Впрочемъ, за рублевую цѣну и странно было бы требовать большаго.
Полное собраніе сочиненій М. Ю. Лермонтова. Подъ редакціей Арс. И. Введенскаго. Въ 4-хъ томахъ. Съ біографическимъ очеркомъ, факсимиле и портретомъ Лермонтова. Изданіе А. Ф. Маркса. Сби., 1891 г. Цѣна 1 р. 50 к., съ пересылкою 2 р. По вѣрности и полнотѣ текста, тщательно свѣреннаго съ подлинниками, это изданіе можетъ быть названо лучшимъ изъ имѣющихся у насъ въ рукахъ. Въ немъ собрано все, написанное Лермонтовымъ и до сихъ поръ разысканное. Изъ юношескихъ произведеній исключены лишь отдѣльныя строки, неудобныя въ печати, слишкомъ юнкерски-откровенныя. Коротенькая біографія, на 12 страничкахъ, просто передаетъ главнѣйшія событія жизни поэта, не вдаваясь ни въ оцѣнку его произведеній, ни въ обсужденіе его юношескихъ увлеченій. На оберткѣ значится, что изданіе въ 4-хъ томахъ, въ дѣйствительности же оно выпущено двумя книгами. Въ первой части первой книги напечатаны стихотворенія, во второй -- поэмы; во второй книгѣ -- сначала прозаическія произведенія, потокъдрамы. Въ приложеніи ко второй книгѣ собраны письма Лермонтова, въ концѣ находится алфавитный указатель. Напечатано изданіе четкимъ шрифтомъ на довольно плотной бумагѣ.
Полное собраніе сочиненій М. Ю. Лермонтова. Общедоступное изданіе Ѳ. Н. Анскаго. Съ біографіей автора, портретомъ, снимкомъ съ его рукописи и съ 7-ю иллюстраціями. Москва, 1891г. Цѣна 1 р. 25 к. То же изданіе, только съ одною иллюстраціей, предлагается издателемъ по 60 коп. за экземпляръ. Это дешево, и, слѣдовательно, хорошо, но г. Анскій поступилъ бы еще лучше, если бы изъялъ изъ книги и эту одну иллюстрацію и пустилъ бы свое изданіе по 50 к., и уже совсѣмъ прекрасно бы сдѣлалъ, если бы снялъ съ книги пеструю обложку и назначилъ бы цѣну въ 40 к. Такія иллюстраціи только портятъ книгу: это -- лубочная мазня самаго пюхаго сорта, отбитъ же она такъ дорого, что втрое увеличиваетъ цѣну книги. Изданіе это далеко не такъ полно, какъ изданія В. Ѳ. Рихтера или А. Ф. Маркса.
Сочиненія М. Ю. Лермонтова. Художественное изданіе Товарищества И. Н. Кушнеровъ и Ко и книжнаго магазина П. К. Прянишникова. Цѣна за два тома 5 р. Изъ предисловія Отъ издателей, подписаннаго: "П. Кончаловскій", мы узнаемъ, что въ этихъ двухъ томахъ намъ даются не всѣ произведенія Лермонтова и что издатели предполагаютъ выпустить еще третій дополнительный томъ, само собою разумѣется, за особливую, дополнительную, плату сверхъ 5 рублей. Въ этотъ "третій", дополнительный томъ,-- по заявленію г. Кончаловскаго,-- "войдутъ всѣ юношескія и другія произведенія поэта, его переписка и до тридцати рисунковъ, между которыми будутъ помѣщены копіи съ оригинальныхъ рисунковъ Лермонтова". На оберткѣ книги выставлены имена художниковъ, иллюстрировавшихъ изданіе своими рисунками. Всѣхъ именъ семнадцать, и между ними есть такія громкія, какъ Айвазовскій, Полѣновъ, Рѣпинъ... Большинство рисунковъ принадлежитъ, однако же, не этимъ знаменитымъ художникамъ, да и тѣ рисунки, которые подписаны Айвазовскимъ (Парусь, Дары Терека) или Шишкинымъ (Сосна), далеко не могутъ служить къ прославленію иллюстраторовъ и къ украшенію изданія. А уже такими, какъ Сонъ ("Въ полдневный жаръ, въ долинѣ Дагестана"...) г. Коровина, какъ произведенія гг. Пастернака и Васнецовыхъ, лучше было бы и совсѣмъ не обезображивать дорогаго изданія, отпечатаннаго на превосходной бумагѣ, прекраснымъ шрифтомъ и съ тою образцовою чистотой, которою отличаются щегольскія работы типографіи И. Н. Кушнерева и Ко. Само собою разумѣется, что между иллюстраціями въ этомъ изданіи попадаютъ и такія, которыя могутъ быть, по справедливости, названы "художественными", и пожалѣть приходится о томъ, что издатели отнеслись крайне неразборчиво къ доставленнымъ имъ рисункамъ, погнались за количествомъ, пренебрегая ихъ достоинствомъ. Лучше было бы дать вдвое и даже втрое меньше рисунковъ, чѣмъ набивать книгу некуда негодными картинками.
Чтобы покончить съ новыми изданіями сочиненій Лермонтова, намъ остается упомянуть о Дешевой Библіотекѣ, издаваемой А. С. Суворинымъ, выпустившимъ въ свѣтъ 4 книжки: Стихотворенія М. Ю. Лермонтова (цѣна 12 коп., въ папкѣ 20 коп.), Поомы: Мцыри и Демонъ (8 коп., въ папкѣ 16 коп.), Маскарадъ, драма въ 4 дѣйств., и Маскарадъ, драма въ 5 дѣйсти. (15 коп. и 23 коп.) и Герой нашего временм, романъ (15 коп. и 23 коп.). Изданія Дешевой Библіотеки пользуются широкимъ распространеніемъ и хорошо извѣстны русской публикѣ, почему мы и ограничиваемся лишь указаніемъ на вышедшія произведенія Лермонтова. При этомъ мы считаемъ нужнымъ обратить вниманіе издателя на то, что въ томикѣ Стихотвореній нѣтъ оглавленія, что дѣлаетъ пользованіе этою книжкой почти невозможнымъ. Хорошо сдѣлалъ бы издатель, если бы дополнилъ этотъ существенно важный пробѣлъ.