Лермонтовскій музей николаевскаго кавалерійскаго училища. Составилъ А. Бильдеритъ, начальникъ училища. Приложеніе: 7 фототипій и 2 автографа. Спб., 1883 г. По заглавію и бросающейся въ глаза оберткѣ, мы ожидали встрѣтить одно изъ рѣдкихъ у насъ роскошныхъ изданій,-- такое изданіе, которое ознакомило бы публику съ музеемъ, учрежденнымъ при николаевскомъ училищѣ въ память его геніальнаго воспитанника. Мы горько разочаровались. Это -- простой каталогъ, перечень рукописей, книгъ, картинъ, рисунковъ, нотъ и вещей, поступившихъ до сихъ поръ въ музей. Изъ фототипій четыре имѣютъ прямое отношеніе къ поэту: снимокъ съ его рисунка на заглавномъ листѣ юношеской повѣсти; два снимка съ портретовъ М. Ю. Лермонтова и видъ дома, гдѣ онъ жилъ, и церкви, гдѣ похороненъ (въ с. Тарханахъ, Чембарск. уѣзда, Пензенской губ.). Остальныя четыре фототипіи ничто иное, какъ весьма посредственные снимки съ рисунковъ самого г. А. Бильдеринга, изображающихъ: Хаджи-Абрека, купца Калашникова и княжну Мери въ критическій моментъ поцѣлуя, да еще "Демонъ" г. Зичи. На что это кому нужно? Въ ряду многихъ другихъ рисунковъ, конечно, можно допустить и "человѣка-птицу" г. Зичи, и художественныя упражненія г. Бильдеринга; но выбрать эти четыре рисунка и опубликовать ихъ въ такомъ изданіи нѣтъ рѣшительно никакого основанія, когда имѣется нѣсколько набросковъ, сдѣланныхъ самимъ Лермонтовымъ на его тетрадяхъ и черновикахъ, совсѣмъ неизвѣстныхъ публикѣ. Намъ дорога каждая черточка великаго поэта и ни малѣйшаго интереса не представляютъ плоды досуговъ г. Бильдеринга. Имѣло-бы смыслъ изданіе въ одной тетради всѣхъ до сихъ поръ существующихъ картинъ и рисунковъ на сюжеты, заимствованные у Лермонтова, но только непремѣнно всѣхъ, а не по выбору. Лежащее передъ нами изданіе можетъ служить лишь неотразимымъ доказательствомъ того, какъ неумѣлые люди, берущіеся не за свое дѣло, могутъ изъ богатѣйшаго матеріала соорудить никуда негодную вещь.