Леопарди Джакомо
Дж. Леопарди: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Леопарди

   (Джакомо, граф) -- знаменитый итальянский поэт-пессимист (1798-1839); принадлежал к старинной дворянской семье Церковной Области. Отец его, граф Мональдо Л., был весьма образованный человек и небезызвестный публицист крайнего консервативного и клерикального направления. Болезненный и слабый от природы, чуждавшийся общества и развлечений и предававшийся пагубному пороку, Л. рос почти одиноким в семье, где деспотизм отца и пустота матери тяготели над детьми. С детства он погрузился в книги и к 15-летнему возрасту обладал громадной и разносторонней эрудицией, в особенности в области древней истории и языков (он вполне владел греческим и еврейским языками и несколькими новыми). Его филологические сочинения и стихотворные и прозаические переводы из древних, начавшие появляться уже с 1815 г., обратили на себя всеобщее внимание; когда Нибур познакомился с автором, он был поражен, увидев мальчика вместо седовласого ученого. Первые произведения Л. проникнуты мистицизмом и религиозностью, но уже к 20-летнему возрасту в нем совершается перелом. Исходя из благоговейного преклонения перед древностью, он приходит к отрицанию современного ему политического положения Италии, затем к религиозному скептицизму и кончает последовательным атеизмом и материализмом. Первым ярким выражением его нового направления была известная ода "К Италии" (1818 г., русск. переводы Буренина и Помяна); в звучных стихах (без рифм), полных ярких образов и глубокого меланхолического чувства, он оплакивает здесь упадок своей родины, проводя параллель с ее древней силой и говоря об Италии как о едином целом, когда Италия была еще лишь "географическим термином". Следующими стихотворениями в том же роде были: "К памятнику Данте" и "К Анджело Маи". Эти произведения вызвали крайнее недовольство отца. Л. покинул родной дом и в вечных поисках за куском хлеба переезжал с места на место; политические воззрения его мешали получить какое-нибудь постоянное занятие в Италии, а предложение Нибура переехать в Берлин и занять кафедру итальянской литературы он сам отверг, не желая расставаться с родиной и опасаясь берлинского климата. Успокоился он только тогда, когда поселился у друга своего Раниери, в Неаполе (1831), где и провел последние годы жизни. Глубоко пессимистическое мировоззрение Л. с особенной яркостью выразилось в его стихотворениях (1-е изд. 1824), прозаических рассказах "Operette morali" (1826) и "Pensieri", а также в его (изданной после смерти) переписке со многими итальянскими и иностранными друзьями, преимущественно учеными и литераторами. "Для меня" -- так рассуждает Л. -- "жизнь есть просто зло, но не для меня одного; жизнь ведет нас всех к смерти; природа порождает уничтожение и сама им же питается -- следовательно, истинная сущность, единственная реальность есть смерть; все прочее -- жалкие иллюзии; можно в них верить, можно себя обманывать -- но человек, обладающий благородным мужеством смотреть истине в глаза, не станет убаюкивать себя мечтами о загробной жизни, о благости Провидения". Такова в общих чертах философия Л., к которой Шопенгауер относился с глубоким уважением. Нетрудно, однако, отыскать черты сходства Л. не только с Шопенгауером, но и с Байроном. Л. видит печальное положение родины и Европы, негодует на социальные условия современной жизни, верит в то, что счастье и добродетель царили в древнем мире, проклинает виновников бедствий родины. Это сделало Л. одним из любимейших поэтов "молодой Италии". В 1879 г. на родине Л., Реканати, где в 1830 г. не нашлось и 6 подписчиков на его сочинения, ему воздвигнут памятник.
   Сочинения Л. изданы Ranieri: "Opere" (Флоренция, 1845, нов. изд. 1880); сюда не вошли "Studi filologici" (там же, 1845, потом 1 8 53) и "Saggio sopra gli errori popolari degli antichi" (1846, нов. изд. 1861). Отдельно изд.: "Le poesie" (Флор., 1886), "Epistolario" (1849 и 1886), "Lettere inedite" (Читта ди-Кастелло, 1881), "Opere inedete" (Галле, 1878-80), "Scritti editi sconosciuti " 1885).
   Переводы на русский язык:
   "Стихотворения Л." (Помяна, СПб., 1893).
   Отдельные стихотворения в пер. Граве, Курочкина, Плещеева, Буренина, Вейнберга, Минаева в "Отеч. Записках" (1869, N 11; 1872, N 6; l875, N l2), "Деле" (1869, N 12), "Беседе" (1871, N 2), "В. Европы" (1870, N 12; 1871, N 5), "Русск. Слове" (1865, N 1).
   Ср. Cappeletti, "Bibliografia Leopardina" (Парма, 1882); Bouche Leclerq, "G. L." (Пар., 1874); Ranieri, "Sette anni di sodalizio con L." (Неаполь, l880); Teresa Leopardi, "Notes biographiques sur L. et sa famille" (Пар., 1881); Montefredini, "La vita e le opere di G. L." (Милан, 1881); Piergili, "Nuovi documenti intorno alla vita e agli scritti di G. L." (2-е изд., Флоренция, 1889); De Sanctis, "Studio su G. L." (Неаполь, 1885); Cesareo, "Nuove ricerche su la vita e le opere di G. L." (Неаполь, 1893); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains et divers" (Пар., 1885); Gust. Brandes, "G. L's Dichtungen" (Галле, 1883); Вл. Штейн, "Граф Д. Л. и его теория infelicita " (СПб., 1891).

В. Водовозов.

  
   Источник текста: Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
  
  
  
   ЛЕОПАРДИ (Leopardi), Джакомо (29.VI.1798, имение Реканати, пров. Мачерата, -- 14.VI.1837, Неаполь), граф, -- итал. поэт. Юность провел в доме отца, деспотичного человека, крайнего консерватора. Болезненный от природы, Л. увлекался чтением и приобрел громадную эрудицию в истории и древних языках. В 13-летнем возрасте он написал трагедию "Помпей в Египте" ("Pompeo in Egitto), перевел "Войну мышей и лягушек" (см. "Батрахомиомахия"), песни из "Энеиды" и "Одиссеи", сочинил на греч. яз. две анакреонтич. оды, выдав их за подлинные. Часть этого раннего творчества Л. была опубл. в миланском журн. "Lo Spettatore" ("Зритель") за 1816 и 1817. В 18 лет Л. написал песнь в терцинах "Приближение смерти" ("Appressamento della morte"). Благодаря знакомству с П. Джордани Л. приобщился к совр. лит. жизни. В 1818 Л. создал две канцоны "К Италии" ("Sull'Italia") и "На памятник Данте..." ("Sul monumento di Dante...", изд. 1818), в к-рых патриотич. и свободолюбивые чувства берут верх над рано сложившимся у него ощущением трагич. безысходности жизни. В 1822 Л. выбрался из дома, порвав с отцом, и в постоянных поисках куска хлеба жил в разных городах Италии.
   Романтик по своей сути, Л. еще связан с классицизмом, -- в строфике и метрике его поэзии нет отклонений от традиц. канонов, однако начиная с 1825 Л. отходит от них, что привело к более свободной лирич. интонации. В сб. "Песни" ("Canti", изд. 1831, переизд. 1835 и 1845) идиллии помещены рядом с лирикой политич., интимной, философской. Сатирич. поэма в октавах "Паралипомены Войны мышей и лягушек" ("Paralipomeni della Batracomiomachia", изд. 1842) изображает события в Италии между 1815 и 1821. Л. оставил еще неск. незаконч. отрывков, "Гимн к Нептуну", "Пять сонетов" (1817), переводы из Мосха, Симонида. Гл. прозаич. произв. Л. -- "Переписка" (с 1814 до 1837) и "Моральные сочинения" ("Operette morali" изд 1827), написанные в форме диалогов. Л. опубл. комментарии к изданию лирики Петрарки, работы по антич. филологии и др.
   Творчество Л. -- значит. веха на пути развития итал. лит-ры нового времени, оно противоречиво отражает идеи Рисорджименто. Преклонение перед классич. древностью -- симптом глубокой неудовлетворенности Л. совр. итал. действительностью. Не видя сил, способных изменить положение страны, к тому же отрицательно воспринимая общий прогресс капиталистич. цивилизации в Европе, Л. проникся пессимизмом и выдвинул идею infelicitА -- универсального зла как источника вечных страданий всего живого. Поэзия Л. во многом созвучна "мировой скорби" Дж. Г. Байрона: как и он, Л. на вершине своего творчества пришел к атеизму в форме богоборчества, к страстной защите человеч. свободы во всех ее проявлениях. Л. -- один из любимых итальянцами поэтов; он популярен в Европе. Высоко оценивали творчество Л. рус. гарибальдиец Л. И. Мечников и Д. И. Писарев.
  
   Сочинения.:
   Tutte le opere, a cura di Fr. Flora, [v. 1--5], Mil., [1937] -- 49;
   Opere, a cura di S. Solni, Mil., 1956; Lettere, [Firenze, 1958];
   Canti, a cura di N. Gallo e C. GАrboli, Torino, 1962;
   в рус. пер. --
   Разговоры, пер. [и предисл.] А. И. Орлова, СПБ, 1888;
   Стихотворения, пер. В. Ф. Помяна, СПБ, 1893;
   Диалоги и мысли, пер. Н. М. Соколова, СПБ, 1908;
   Песни и отрывки, пер. И Тхоржевского, [СПБ, 1908]; [Стихи], в кн.: Хрестоматия по заруб. лит-ре XIX в. Сост. А. Аникст, ч. 1, М., 1955.
  

Литература:

   Чуйко В., Дж. Леопарди, "Наблюдатель", 1885, N 3--4;
   Штейн В., Граф Дж. Леопарди (1798--1837) и его теория infelicita, СПБ, 1891;
   Веселовский Ю., Лит. очерки, М., 1900;
   Стороженко Н., Поэзия мировой скорби, в сб.: Из области лит-ры, М., 1902;
   Потапова З. М., Итал. лит-ра Рисорджименто в России 60-х гг. XIX в., в сб.: Из истории лит. связей XIX в., М., 1962;
   Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, т. 2, пер. с итал., М., 1964;
   Ranieri A., Sette anni di sodalizio con G. Leopardi, Napoli, 1880;
   Vossler K., Leopardi, Napoli, 1925;
   Carducci G., Degli spiriti e delle forme nella poesia di G. Leopardi, Opere, v. 20, Bologna, 1943;
   Flora Fr., Poetica del Leopardi, "Rassegna d'Italia", 1948; De Sanctis F., Saggi critici. A cura di L. Rossi, v. 1, Bari, 1952;
   Russo L., "La carriera poetica" di G. Leopardi, в его кн.: Ritratti e disegni storici, ser. 1, 2 ed., Bari, 1953;
   Timpanaro S., La filologia di G. Leopardi, Firenze, 1955; Bigongiari P., Leopardi, Firenze, 1962;
   Mazzatinti G., Menghini M., Natali G., Bibliografia leopardiana, v. 1--3, Firenze, 1931--53.
  

Н. Б. Томашевский.

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 140--141.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru