Леонтьев Константин Николаевич
Фрагменты, наброски, записки

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    <О культурном своеобразии и пределах развития науки.>
    Фрагмент статьи "Прогресс и наука">
    <Фрагмент первой редакции "Афонских писем">
    Афон и его устройство
    <Фрагменты, не вошедшие в главу VIII "Писем о Восточных делах">
    <Записка о повести "Исповедь мужа">
    <О новой культуре >
    Общие основания
    Эптастилизм, или Учение о семи столпах Новой Восточной Культуры
    Эптастилизм. Афонские порядки
    Афон как образец реального, но не реалистического социализма Денисову. 7 столбов новой культуры
    Катков и Аксаков <Шуточная запись>
    <Записка о предыстории создания А. А. Александровым акростиха "Мария Вяземская">


   К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах
   "Владимир Даль", С.-Пб., 2021
   Том двенадцатый. Книга третья. Письма 1891 года. Дополнения
   

ФРАГМЕНТЫ, НАБРОСКИ, ЗАПИСКИ

   <О культурном своеобразии и пределах развития науки>
   Фрагмент статьи "Прогресс и наука">
   <Фрагмент первой редакции "Афонских писем">
   Афон и его устройство
   <Фрагменты, не вошедшие в главу VIII "Писем о Восточных делах">
   <Записка о повести "Исповедь мужа">
   <О новой культуре>
   Общие основания
   Эптастилизм, или Учение о семи столпах Новой Восточной Культуры
   Эптастилизм. Афонские порядки
   Афон как образец реального, но не реалистического социализма Денисову. 7 столбов новой культуры
   Катков и Аксаков <Шуточная запись>
   <Записка о предыстории создания А. А. Александровым акростиха "Мария Вяземская">
   

<О КУЛЬТУРНОМ СВОЕОБРАЗИИ И ПРЕДЕЛАХ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ФРАГМЕНТ СТАТЬИ "ПРОГРЕСС И НАУКА">

   два своеобразные начала: Самодержавие и поземельную общину, -- которых союз и процветание может еще составить духовное величие и действительное своеобразие будущей России. -- Что же останется в этой России особенного, любопытного, поразительного, такого, которое могло и открыть новые пути самой жизни, и доставить занимательную и новую пищу науке? -- Дворянство наше и теперь, утратив все права свои, <как> две капли воды похоже на образованную Западную буржуазию; -- купеческие дети посредством университетов, безверия, одинаково и посредством невежественного тщеславия, и посредством действительной образованности стремятся войти в тот же поток; они будут делаться нигилистами или катковистами (это все равно для нашего вопроса, как ни велика разница в другом отношении), во всяком случае они уже не будут теми богатыми, набожными, иногда крайне порочными, но всегда своеобразными купцами-мужиками, которых мы видим в комедиях Островского (и которых, несмотря на все пороки их, любим от души!). --
   Семинаристы и вообще дети белого духовенства, чиновники, учителя, доктора, литераторы давно уже составляют в высшей степени буржуазный контингент нашего общества. -- С распущением касты духовной это будет еще заметнее. --
   Уничтожьте при этом закон о неотчуждаемости крестьянского участка, посягните глубоко на Круговую поруку; и с другой <стороны,> ограничьте свободу Верховной власти, обратите Помазанника и Самодержца во Всероссийского Обер-Полицмейстера, состоящего на жаловании у Законодательного Собрания, в коем царствуют г.г. Лохвицкий, Краевский, .... быть может, и Нечаев... Что останется от России? -- Пусть мне докажут, что Россия не будет тогда простым переводом с одного из Западных языков. --
   Что же в ней будет особенного достойного гениального [ума]? исследований? Много земли. -- Вот и у Соединенных Штатов много земли; -- но что же в них особенно занимательного, такого, чтобы озарить человечество новым светом -- как могли озарить древний Греко-Римский Mip или прежняя Европа? -- пока они не были исследованы?
   Соединенные Штаты в своем своеобразии относятся к Англии в пространстве так же, как Франция Наполеона 1-го могла во времени относиться ко Франции Лудовика XlV-ro. -- Они демократизированная Англия; -- "Тех же щей -- да пожиже влей". --
   Никто не отозвался о С<оединенных> Шт<атах> лучше Прудона в La guerre et la Paix. --
   Конечно -- если бы гениальный европеец мог пожить долго внутренней жизнию Китая или Сиама, не тоскуя там по трактирам, библиотекам и телеграфам -- то он в этих странах нашел бы больше жизни для высоких и новых взглядов, чем в Америке, чем в Северной Америке или в России совсем [окатковленной]. --
   Итак, и социологии должен быть положен предел, как самым совершенством ее, так и разлитьем европеизма (однообразием), (разумеется -- если предположить, что никакие неожиданные препоны не обратят вспять и европеизм этот, и обещанный им экономический и психологический земной рай и внезапный удар не остановит триумфального шествия научной колесницы, на которой так вдохновенно несутся некрасивые люди в очках и фраках....)
   О Психологии можно и не говорить -- как сказано об антропологии и социологии. -- С упрощением житейского
   зрелища и она станет беднее содержанием -- причем и совершенства достигнуть ей будет легче; -- простейшее легче изучать и описывать. --
   Итак, какой же общий вывод из всего этого? -- Вывод тот, что наука (по крайней мере в том виде, в каком мы знаем ее теперь) -- вовсе не бесконечна. -- Бесконечности ее полагается предел, во-1-х, самим совершенством той или другой науки; во-2-х, обеднением содержания, достойного внимания науки и, в-3-х, неожиданными историческими катастрофами вроде того, как торжество германцов и Христианства приостановило развитие Греко-Римской науки. -- Об этом 3-м пределе мы еще не говорили, и большинство прогрессистов думает, что этого рода катастрофа в наше время немыслима. -- Прежде чем рассматривать, так ли это немыслимо, как кажется людям, верующим в положительные науки, мы еще раз возвратимся к прежнему и, заглянув в самую глубь, в самые недра науки, посмотрим, не кроет ли она в этих собственных недрах каких-нибудь самоубийственных принципов, т. е. таких принципов, вследствие осуществления которых наука возложит сама на себя руки, без помощи каких бы то ни было посторонних и варварских сил. --
   Я думаю, никто отвергать не будет, что Гегель и Прудон правы, раскрывая -- каким образом каждое явление носит в собственных недрах своих свою собственную антитезу, разрушающую ее для высшего Синтеза. -- Эта часть их учения, мне кажется, настолько же нерушима, как и история движущих и чувствующих ячеек, как качание маятника и как присутствие в европейских обществах реальных сил землевладения, капитала и труда? -- Что отдельные науки (и еще в разных смыслах) носят в ходе развития бесконечное повторен<ие> антитез, это известно. -- Напр<имер>, всякий бы сказал, что медицина прекрасно бы сделала, если бы уничтожила сама себя, т. е. сделалась бы простой, предупреждающей гигиеной. -- Ибо пышность развития современной патологической науки покупается слишком дорогой ценой для человечества. --
   И потому одно из двух: или, приближаясь к своему идеалу -- медицина должна обеднеть и даже умертвить себя; или жизнь должна быть многострадальна и тяжела, чтобы дать <медицине> возможность развиваться постоянно и пышно. -- (NB Т. е. развитие одной из положительных наук прямо противоположно развитию благоденствия.)
   Зоология, чтобы быть интересна, чтобы, не ограничиваясь сухим хозяйственным творчеством новых пород рогатого скота и кур, охранять хоть сколько-нибудь поэтическую и наивную часть животного мира (т. е. диких животных), должна, с одной стороны, принять диктаторские меры и стеснить: охоту, китовые промыслы, торговлю слоновой костью и т. п. (опять препятствия, если не благоденствию, то хоть удовольствию; и даже промыслам, питающим целые семьи); а с другой, должна с улыбкой смотреть на то, как голодные волки будут зимой опустошать стада, как каждый год столько-то сотен индусов или китайцов будут похищаемо тиграми и т. д.
   Если идеальная анатомия и физиология здорового человека уже почти неподвижны, то зато патологическая анатомия и физиология должны желать развития разнообразных и новых страданий, чтобы дать простор научному таланту. --
   И т. д.
   

"ФРАГМЕНТ ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ "АФОНСКИХ ПИСЕМ">

   2) (Об Афоне)
   Почему глупее и неразумнее верить, что "Христос есть Сын Божий", сверхъестественными средствами пришедший очистить Mip от первородного греха и облегчить загробное спасение, чем верить, что знакомые тебе и столь ограниченные ученые и журналисты естественными средствами и вопреки законам естества, жившего доныне борьбой и битвой (ибо и в растительном міре идет беспощадный и незримый бой за пищу под землей и воздух!), -- уничтожат навсегда борьбу и битву и дадут міру вечную и невозмутимую рациональную эклогу. --
   Эклога все в будущем, а борьба и даже у крайних и смелых проповедь бунта для достижения этой рациональной эклоги -- вся в настоящем и в настоящем, -- эклога -- в мечте, насилие -- в действительности"!.. Что научнее -- мечта или действительность?
   

АФОН И ЕГО УСТРОЙСТВО

   I. Афон, часть Турец<кой> Империи и особый, привилегированный, так сказать, уезд Салоникского Вилайета. -- Для полицейского и, вероятно, отчасти и политического надзора на Афоне в городке Карея имеет пребывание Тур<ецкий> Каймакам. -- Он не имеет права привозить с собою свой гарем на Святую Гору и держит обыкновенно своих женщин где-нибудь неподалеку, в деревне или городе, за чертой Афона. --
   Во внутренний порядок монастырей не вмешивается, собирает подати, обязан, конечно, следить за политической благонадежностью монахов; и, вероятно, доносит об этом Правительству. -- Относительно духовной, монашеской власти -- на Афоне -- Каймакам с жандармами является б<ольшею> ч<астию> лишь исполнительным органом; -- исполняет требования Протата (Афонского Синода) в случаях арестов, заключений, изгнаний, необходимости защитить монашеское начальство; -- наложения печатей казенных и т. д. Исполняет, конечно, и обще-полицейские обязанности для ограждения монахов и монастырей от мірян, -- разбоя, воровства и т. д. ... Но власть и деятельность Каймакама на Святой Горе вообще едва заметна; фактически -- он в руках монахов. --
   II. Судебные, тяжебно-гражданские и обще-уголовные дела Афона подлежат, как и всех подданных, мірским судебным учреждениям Города Салоник. -- Поземельные и денежные тяжбы монастырей между собою -- ведает, напр<имер>; -- если монастыри сами этого желают -- Солуньский Гражданский или административный суд. -- Ссоры монахов всегда кончаются так или иначе на месте духовной властью; -- но мірянин на монаха, а монах на мірянина в случае обиды могут жаловаться в Солунь. -- Разумеется -- не Турецкая власть запрещает и монахам жаловаться в мірские учрежд<ения> друг на друга, а собственная совесть и уставы Святой Горы. --
   III. Высшие административные и политические отношения к Афону зависят от Салоникского Генерал-Губернатора и Цареградских властей. --
   IV. Высшую духовную инстанцию для Афона представляет Вселенский Патриарх. -- Но его вмешательство, как по правам Святой Горы, так и фактически -- очень ограничено. --
   V. -- Всеми местными делами почти безапелляцион<но> по совести и обычаям, правит местный Синод, именуемый Протатом. -- Протат есть административно-судебный Совет, постоянно заседающий в городке Карее. -- Он состоит из делегатов 20 привилегированных корпораций (монастырей). -- Члены эти легко сменяемы. -- Это ближайшая и самая сильная инстанция для решения всяких ссор и дел тяжебных, для взыскания долгов, -- и полудуховных дел -- напр<имер> раздоров в обителях, жалоб на игуменов. -- Только в чисто-духовные отношения -- напр<имер> в дела старчества... Протат, конечно, не входит. -- (Примеры)
   VI. -- Скиты и келльи представителей в Протате не имеют. --
   VII. -- Внутреннее устройство как монастырей, так и скитов различно. -- Киновии похожи на демократические республики с неограниченным диктатором; -- Идиоритмы -- на аристократические республики с советом (Проэстосов) во главе. -- Временной и с ограниченной властью Дикей вместо Игумена. (Руссик -- образец первого вида; Ватопед -- второго.)
   Скиты тоже -- есть -- киновиальные (Андреевский, Молдавский, Ильинский) и идиоритмические, но очень строгие (Св. Анны, Ксенофский и т. п.). Идиоритмические монастыри слабее киновиальных м<онасты>рей; -- идиоритмические скиты суровее киновиальных скитов. -- Почему это? -- Не знаю. --
   VIII. Отношение богатства и бедности общинной и личной. -- Есть монахи лично очень богатые (напр<имер>, покойный От<ец> Анания, грек в Ватопеде; От<ец> Иосиф, там же, при котором было человек 7 келейников; занимали, в Ватопеде, по многу комнат (9--12-- 14?); деньги у них в руках легально и прямо). --
   

<ФРАГМЕНТЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ГЛАВУ VIII "ПИСЕМ О ВОСТОЧНЫХ ДЕЛАХ">

<1>

   Почему же это так? --
   Я старался доказать в предыдущих письмах моих, что так называемый "эмансипационный" или "либерально-эгалитарный" процесс есть именно то что называется (или вернее должно бы называться) революцией, т. е. разрушением векового строя государств и обществ без видимой еще замены условий этого прежнего строя новыми условиями естественной дисциплины и прочного устройства.
   Слово революция надо понимать с этой точки зрения не в тесном смысле восстания, бунта или междоусобной войны. -- Мирное движение христиан было великой революцией, т. е. одним из глубочайших переворотов для всего древнего мipa; это движение только завершилось одним из тех междоусобных столкновений, которое было так свойственно военно-избирательному характеру Римского Кесаризма, т. е. битвами Константина с Максентием и Лицинием; и в течение 4-х веков никаких бунтов и войн не производ<ило>, однако все старое разрушило, между тем как восстания иудеев против римлян или поляков противу России ничего в этом прямом смысле революционного в себе не имели; а, напротив того, были скорее реакционного или местно-охранительного характера. -- Это простое различие уже из того очень ясно, что революция может быть по приемам и по источнику вполне легальна, т. е. совершена (по ошибке или преднамеренно) самим Правительством, а бунты или междоусобия законными никогда не признаются и не признавались. -- Когда думаешь о нашем времени и сравниваешь его с последними веками Римской Империи, то чувствуешь, что движение эгалитарного либерализма вовсе на движение Христианства не похоже. -- Оно не похоже по многим причинам, которые я здесь перечислять не имею времени и места; но в особенности потому, что самые основные правила Христианства носили в себе залоги строжайшей земной общественной и государственной дисциплины; говоря, например, "Царство мое не от мipa сего", Христос этим самым равнодушным отношением к земной политике давал этой политике полную свободу устраивать государство, дисциплинировать общество как угодно; ибо Ему нужна была внутренняя свобода духа, а не внешняя свобода общественного положения, и раб, прикованный цепями, в Евангельском смысле, мог быть свободнее по бессмертному духу, по выбору веры, по жизни совести, чем сам всевластный Кесарь. --
   Пользуясь этим полным разрешением Учителя, ученики Христа уже прямо высказали требование повиноваться Кесарю и представителям его власти; Епископам и Священникам, отцам, мужьям, даже Господам -- домохозяевам. -- Апостолы сразу установили на целые века все те власти Церковные, гражданские, семейные и даже хозяйственные, которыми столько веков держалось общество. -- Эмансипационное движение, начавшееся в XVIII <веке> и продолжающееся и теперь, есть поэтому: во-1-х, движение против основ христианских, т. е. специально антихристианское движение, несмотря на всю видимую гуманность свою; а во2-х, оно есть вообще движение разрушительное, никакой еще новой духовной дисциплины взамен разрушаемой не представляющее. -- Поэтому либерально-эгалитарное движение нашего века похоже больше на то либерально-демократическое расстройство, которое в Риме предшествовало Христианству или сопровождало его первое зарождение, чем на то время, когда дисциплинирующие силы Христианства стали придавать обществу более и более ясные и совершенно новые формы, стесняющие личность и этими самыми стеснениями определявшие особенности ее нового развития. -- Теперь мы никаких этих ясных и новых форм новой дисциплины не видим. -- Мы видим только везде послабления личности и, вместе с тем, расслабление ее, и если есть где в обществах и в людях дисциплина, то это все благодаря реакции сохранившегося прежнего, а не благодаря зарождению чего-то нового. -- Пожалуй -- у нигилистов, в их собственной среде, есть строгая дисциплина; есть страх, есть вера, идеал, единодушие и самоотвержение; но этот страх только плотской, а не духовный, не мистический (убьют или изуродуют, если изменишь); но эта вера есть вера в равенство и благоденствие, т. е. в нечто несравненно более немыслимое, чем загробное спасение невидимой души. --
   

<2>
<Зачеркнутый фрагмент>

   И казнить жестоко и беспощадно хотя бы и наших нигилистов или Луизу Мишель -- надо не столько за то, что они социалисты (и Монах Афонский, и русский мужик общинник -- социалисты в хорошем смысле), а за то, что они ультра-либералы, за то, что они либералы насильственные снизу, атеисты, республиканцы; за то, что они анархисты сознательные и явные. -- Такое теоретическое различие очень важно
   

<ЗАПИСКА О ПОВЕСТИ "ИСПОВЕДЬ МУЖА">

   Писано в 1864--65 годах; напечатано H. Н. Страховым в 1866 г. в Отечеств<енных> Записках, которыми он тогда заведовал (с множеством грубых опечаток).
   В Петербурге никто из близких мне о корректуре не сумел позаботиться. --
   Духовный переворот, после которого я поехал на Афон и был обращен к Христианству От<цом> Иеронимом, случился со мной в 1871--72 году. --

К. Леонтьев

   1883; сентябрь
   Оптина
   

<О НОВОЙ КУЛЫУРЕ>

   NB
   Эта новая культура должна неизбежно, мне кажется:
   1.) Отказаться от гражданского равенства и даже от той степени личной свободы, которой достигло европейское человечество в XIX веке, т. е. в эпоху разложения Романо-Германской цивилизации; она должна создать новые сословные корпоративные и провинциальные неравенства. --
   2) Развенчать с глубочайшим презрением и фанатическою ненавистью утилитаризм и эвдемонизм положительной науки и таким образом, охладивши к ней отупелое в мелкой практичности человечество, дать снова простор мистическим верованиям и эстетическому творчеству (не только в отражениях искусства, но и в самой действительности). --
   3.) Ослабить чрезмерную подвижность, свободу и отчуждаемость собственности, ограничить власть подвижного капитала (денег) и в той или другой вовсе не либеральной и вовсе не эгалитарной форме дать разгадку и некоторое (далеко не восхитительное, но все-таки сносное) удовлетворение тому непонятому до сих пор движению, которое зовут обыкновенно со страхом и "отвращением" "социализмом" или "коммунизмом" и которое в сущности есть не что иное, как маскированная, неузнанная и сама себя еще не понявшая глубокая и коренная реакция противу гражданского индивидуализма (т. е. противу равенства и свободы) на экономической почве. -- Надо полагать, что эти новые формы экономических отношений будут очень сложны, очень разнообразны в сочетаниях своих и представят примеры всякого рода стеснений, обязанностей и даже своего рода узаконенного рабства, начиная от неотчуждаемости определенного максимума недвижимости (майораты или минораты) до неотчуждаемости минимума личной или общинной собственности; от стеснений и неравенства вроде монастырского до стеснений и неравенства целыми сословиями вроде Спартанских или старо-феодальных. -- Социализм есть не понятый самими социалистами феодализм будущего. -- Анархия он теперь только потому, что его назначение еще не понято; бунт он потому, что им занимаются теперь гуманные фразеры, завистливые, озлобленные мерзавцы и голодные, тщеславные, не знающие куда деть свою потребность действия молокососы. -- Если бы вся эта сволочь, вполне достойная чего-нибудь худшего виселицы, знала заранее, какая пестрая, разнородная, стеснительная, субъективно для многих крайне тяжелая, но объективно окрепшая и более, так сказать, "красивая" {Хотя бы и в трагическ<ом> и пластическ<ом> отнош<ениях>.} действительность мало будет похожа на их серый и плоский идеал всеобщего равенства и мелкого благополучия, -- то они, конечно, тотчас же отказались бы от своих разрушительных предприятий!...
   4.) Сосредоточить слишком федеративное до сих пор Православие и таким образом придать ему то, чего ему до сих пор недоставало по сравнению с Католичеством, -- внешнюю силу и большую независимость как от светской власти, так и от непостоянства интеллигентной демагогии. -- Ибо сила Католичества не в ложном догмате, а в правильном (независимом) устройстве Церковной администрации. -- Имея уже правильный догмат, необычайно-прекрасный обряд и более чистые предания, Православие подчинило бы себе, вероятно, все Христианство, если бы оно приобрело то, чего ему до сих пор недоставало, -- силу независимой, хотя бы и не единоличной, а Синодальной, так сказать, Централизации. -- Для этой небывалой централизации нужен новый центр и древние предания. --
   Центр этот, конечно, и есть тот Царьград, к которому влечет нас даже и против воли нашей поток Истории. --
   

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ

   В<опрос>. [Что возможно и что невозможно?] О чем мечтать и о чем не мечтать? -- К чему стремиться и от чего бежать? --
   О<твет>. Прежде всего мечтать с плодом тогда лишь о возможном и стран<ном?> <текст обрывается. -- Ред>
   

ЭПТАСТИЛИЗМ, ИЛИ УЧЕНИЕ О СЕМИ СТОЛПАХ НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Эптастилизм --
или
[Новое] Учение о семи столпах
Новой Восточной Культуры. --
К. Леонтьева.

   [Локк сказал: --
   "Nihil est in intellect!! quod non fuerit in sensu" --
   Но это еще вопрос, а я говорю:
   "Nihil est in intellectu quod non eraf prius non erit? postea in natura rerum". -- (или -- <...> в явлениях природы). --
   <Э>то, мне кажется, -- уже не вопрос, а <...> космическая (или космо-психическая)]

<...>ъ:

   мифологии своей имели <...> химеру, сфинкса, дракона
   <...> Дракон -- это <ящерица> огромная <с> длинным хвостом, летающая на перепончатых крыльях. --
   В этом создании человеческой фантазии была одна большая анатомическая или зоологическая ошибка. -- С тремя парами конечностей ни одной породы позвоночных животных не бывает. -- Начиная от плавников рыбьих* и до руки и ноги человеческих -- конечностей всегда бывает или две пары, или одна, или их вовсе нет. -- В отделе пресмыкающихся, напр<имер>, мы находим: змей, напр<имер>, у которых нет ни одной пары; -- черепах и ящериц, у <ко>торых постоянно четыре**. -- Мифология <прид>авала воображаемому дракону сверх четырех <ног>, подобных лапам действительного крокодила, <еще и> крылья огромной летучей мыши. -- Но что такое крыло <летуче>й мыши -- это опять та же передняя конечность, <как пер>едняя лапа крокодила, или та же рука человека, <только прино>ровленная для летания. -- В остеоло<гии> <...>анты -- те же; -- но относительные Признаки различаются> сообразно употреблению члена или <...> <у> летучей мыши это рука <...> <с необыча>йно длинными пальцами <...> <пятым пальце>м. -- Этим 5-м она <...>т, когда ей нужно; -- <...> <соедине>ны перепонкой (т. е. <...>) и поддерживания <...> <тел>а птицы. --
   Вот рука (или передняя конечность, или крыло летучей мыши (Cheiroptera -- рукокрылые)

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

   Значит, у Эллинского дракона было 4-ре воображаемых руки или 4 передних конечности, невозможных анатомически. -- Греки были, таким образом, неправы в частной форме своей фантазии, соединяя несоединимое в отдельном как бы реальном явлении; -- но они были вполне правы, воображая вообще летающую, хищную, огромную, чудовищную ящерицу. -- Что это было: -- искаженное веками предание об ископаемом Птеродактиле или интеллектуальное предчувствие, так сказать, -- возможности подобного чудовища? -- Или, наконец, занесенное из Индии, преувеличенное до страшных и грозных размеров изображение действительно живущего там и в наше время маленького, невинного дракона; draco lineatus (Daudin); draco volans (Linné); draco fusens (Daudin). -- Это маленькие ящерицы, с удлиненными и горизонтально вытянутыми ложными ребрами, опасные только для насекомых, которых они преследуют, перелетая не очень далеко с дерева на дерево. --
   
   Таким образом, позднейшая наука оправдала фантазию древних двояко: 1) палеонтология открыла скелеты разнообразных исполинских и ужасных ящериц (Sauna), из которых одна летала. -- Ее назвали птеродактиль. -- Она хотя (насколько помню) и уступала размерами игуанодону, мегалосауру, плезиозауру и другим пресмыкающимся погибшей фауны, но все-таки была довольно велика; -- пасть ее обширна и зубаста; она летала на перепонке, подобно летучей мыши, но с тою разницею, что у летучих мышей, глотающих мошек ртом на лету, 4 пальца обтянуты обширной перепонкой, и она идет от них сплошь до самого тела; и только 1 большой свободен; -- а у птеродактиля, конечно, терзавшего свою добычу (подобно фантастическому дракону), большой палец и три следующих свободны и вооружены с этой целью когтями; и только один необычайной длины мизинец соединен был с телом широкой перепонкой; -- и 2)-е Зоология отыскала в тропических странах Азии современную нам летающую ящерицу; в одном отношении даже ближе подходящую к мифическому дракону, чем даже ископаемый птеродактиль. -- В каком же это отношении -- ближе. -- У мифического дракона были 4 лапы, 2 пары передних с когтями, 2 пары задних с когтями, длинный хвост и, кроме того, около спины какие-то большие (сравнительно с телом) перепончатые крылья. -- У всех этих ныне живущих маленьких draco volans, lineatus и fusens -- тоже 4 лапы с когтями, длинный хвост и около спины перепончатые крылья (а не перепончатая передняя пара лап, как у птеродактиля; т. е. сверхкомплектных крыльев нет). -- Но природа вещей не могла сделать анатомическую ошибку подобно человеческой, еще в то время научно не подготовленной, фантазии: -- природа не приклеила еще двух рук летучей мыши; а только удлинила горизонтальные ложные ребра (т. е. ребра, не соединенные с грудной костью, sternum; -- нижние ребра) и одела их продолжением кожи. --
   Таким образом -- птеродактиль оправдывает баснословно<го> дракона тем, что он велик, хищен и силен и высоко, вероятно, летал; -- а современный draco volans, маленький, плохо летающий и безвредный для больших животных, с виду и, пожалуй, и анатомически более похож на маленькое чудовище. --
   Кто знает, быть может, дальнейшие раскопки в тех же тропических странах Азии откроют погибшую большую и опасную породу дракона с удлиненными ложными ребрами. -- Конечно -- трудно вообразить, чтобы такой тяжелый крокодил с перепончатыми парашютами у спины мог далеко летать; но и, кидаясь только с дерева и скалы, не был бы он все-таки ужасен? --
   Вот к чему я сочинил изречение: нет ничего в уме человеческом, чего бы не было прежде или не будет после в природе вещей. --
   Таково, я думал, и мое новое учение Эптастилизма, которое я здесь кратко и грубо изложу. -- То есть я хочу сказать, что оно не бред фантазии, не мечта совершенно несбыточная, а нечто действительно возможное и даже более, нечто неизбежно предстоящее человечеству ли вообще -- Славянству ли в особенности -- не знаю наверное. -- Полагаю и люблю мечтать -- что Славянству. --
   Ошибки с моей стороны неотвратимы, но они, я полагаю, не могут быть много грубее ошибки древних греков, придавших какому-то крокодилу крыло летучей мыши; а все-таки были и есть страшные крокодилы и летающие ящерицы. --
   Будет и по-моему -- хотя и не совсем так, как я воображал. --
   

ЭПТАСТИЛИЗМ. АФОНСКИЕ ПОРЯДКИ

Эптастилизм
Афонские порядки

No 4-й --
Денисову и Кристи.

Реальный
Крокодил Современности. --
(Окрестности Города Козельска)

0x01 graphic

Мои гипотетические "Драконы"

No 1-й

NB Ошибка:
не правильно --
смотри на обороте
и далее

1-й Гипотетический Дракон.

0x01 graphic

2-й Гипотетический Дракон.

Объяснение знаков -- Позднее, (наподобие Афона)

0x01 graphic

3
Мечты эгалитарного
социализма: --

   Или:

0x01 graphic

   Или:

0x01 graphic

Все одни общины
(государственные); --
и частное
мелкое пользование

Это невозможно и именно
и статика и динамика социальная

0x01 graphic

   Другой Реальный и современный Аллигатор: Афонский поземельный строй и отношения.
   NB
   Расположение земель; размеры и границы произвольны; -- так как я точных сведений здесь не имею. Но верны 1) общие черты -- соотношений; т. е. у одного монастыря земли гораздо больше, у другого меньше.
   2) Верны имена и количество как главных м<онасты>рей, так и скитов.
   3) Национальности.
   4) Классификация по родам устройств.
   a) синие полные -- греки
   b) красные полные -- болгары с) синие с красным
   (4x4)= русские и греки
   

АФОН КАК ОБРАЗЕЦ РЕАЛЬНОГО, НО НЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

На память писано и не проверено. --

Афон, как образец --
реального, но не реалистического
социализма.

   1. Афонский полуостров (в Турецкой Империи) есть часть Салоникского Генерал-Губернаторства; особо устроенная и привилегированная. --
   
   2. Отношения к Султану, Паше и Патриарху изложены кратко в моей статье "Панславизм на Афоне" ("Русск<ий> Вестн<ик>" 1873 год -- Апрель. -- Псевдон<им> Н. Константинов).
   
   3. Поземельное и внутреннее административное устройство. -- Афон есть как бы аристократическая республика, в которой привилегированными являются не лица, а корпорации. -- (Т. е. -- 20 монастырей). --
   
   4. Земля вся разделена между этими 20 корпорациями и в личную собственность никто, ни мірянин, ни монах, приобрести ни клочка не может. --
   
   5) На этих 20 участках могут с разрешения Начальства 20 корпораций жить и строиться как другие общины, нисшего разряда -- т. е. Скиты; -- так и отдельные лица. --
   
   6) Землю ни Скиты (нисшие корпорации), ни лица в собственность приобретать не могут. -- И те и другие, кажется, приобретают земли только в пользование.
   
   7). Должна быть, несомненно, однако, -- какая-нибудь разница и в поземельных отношениях между правами организованных общин (скитов) и правами отдельных поселившихся по договорам на монастырской земле лиц. -- Если не ошибаюсь, Скит (т. е. община организованная, нисшая, зависимая корпорация) -- землю приобретает более неотчуждаемую, а лица менее неотчуждаемую. -- Фактически, мне кажется, это не акт.... Не помню и не слыхал примера, чтобы целый скит сгонялся монастырем-собственником с земли; -- лица, вследствие недостоинства и др<угих> причин, -- удаляются; и не только лица, но Преосвящ<енный> Каллиник, грек-Епископ (живший в 1872--73 на Карее (городок на Афоне)) рассказывал мне, что "вот на этой горке, принадлежащей греческому Ватопедскому м<онасты>рю, русские монахи в былое время настроили много хижин (калив) и жили тут долго; но потом -- завелись у них такие беспорядки, что Ватопедск<ое> Начальство согнало их с своей земли и разрушило их жилища". -- Вероятно -- это селение не было скитом -- (организованной корпорацией); а случайным аггломератом лиц, -- или временной, совершенно свободной ассоциацией, или даже произвольным соседством "для компании". --
   
   8) Лица (монахи) приобретают земли в пользование по договорам (омологиям). -- Если не ошибаюсь -- можно купить в пользование землю в три поколения пожизненно. -- (Я купил, для себя по смерть мою, для послушника или слуги, пришедшего со мной по смерть его, и для маленького сына, которого он, вдовец, привел с собою; когда сын выростет, он наденет по крайней мере подрясник или рясофор (рясофорный) и будет опять пользоваться пожизненно. -- В принципе, вероятно, можно подновлять подобные договоры очень надолго, на несколько поколений подновляя их. -- Но едва ли это случается у монахов, так как они детей и внуков не производят. --
   
   9) Уже сказано, что корпорации организованные, Скиты, пользуются большей прочностью и большими правами, чем отдельные лица или чем целые группы лиц, не объединенные в определенную корпорацию (в скит) -- и живущие просто вместе или поблизости. -- (Келлиотская жизнь; келлиоты.) Вообще -- это так; -- но подробности этих отчасти юридических, отчасти просто бытовых прав -- мне неизвестны. -- Есть кой-что об этом в письмах Святогорца. --

-----

   Помню, напр<имер>, -- что Скит имеет право -- обнести себя каменной оградой, а жители Келлий -- имеют право огораживать приобретенную ими в пожизненное пользование землю только деревянной загорожей. -- Впрочем -- об этом я читал; но на деле -- я и в Скитах Афонских высоких каменных оград не видал -- Греческие скиты (Ксенофский, напр<имер>) -- совершенные деревни или селы; разбросанные домики; а русские -- напр<имер> Андреевский -- построены, как все Афонские обители, вроде Замка феодального; (т. е. не так, как у нас в России: ограда зубчатая и внутри отдельные постройки); а корпуса жилые и церкви в связи этих корпусов суть вместе с тем и ограда; стены самых жилищ очень высоки, толсты и крепки. --
   
   10) Зависимость как нисших корпораций -- скитов -- так и лиц, поселенных на земле корпораций привилегированных -- от этих последних -- весьма легкая -- свобода, как личная, так и коллективная, очень велика. -- У личных, пожалуй, еще большая -- чем коллективно-скитская. -- "Noblesse oblige!" -- говорили франц<узские> дворяне; -- можно сказать: "Corporation religiouse oblige!" -- Скитская жизнь на виду -- вот что. -- А кто, кроме Бога и духовника, знает, что я делаю в моем лесном домике (на келлии или в каливе; т. е. в доме с церковью домовой или в хижине без церкви), или даже в пещере, за которую и денег не взяли и не воз<ь>мут с меня?
   Конечно, ни один самый развратный монах не позволит себе привести с собою в лесную келлью свою переодетую женщину или завести у себя музыку или корову, кобылу и др<угих> самок, тем более крупных и заметных (разве кошку; да и то сомнительно); но если он, напр<имер>, пьет, один, или в обществе 2--3-х сожителей; -- пьет и, пьянствуя, особых бесчинств не творит, никто его не тронет. -- У него для этого есть духовник -- и больше никого. -- Святогорец -- поэтому с аскетической точки зрения -- келлиотам не благоприятен; -- он называет их жизнь -- дачною, почти мірскою, ибо в ней много свободы; -- мало случаев послушания, к<ото>рое важнее молитвы и поста. --
   
   11.) Есть келлиоты богатые; -- живут на таких келлиях, напр<имер>, отставные греческие Архиереи, удаленные игумены со средствами и т. п. Были и Патриархи. -- Напр<имер>, Андреевский русский скит, построенный на земле м<онасты>ря Ватопеда, -- вырос из богатой Патриаршей Келльи, которой здание даже цело до сих пор и вошло в состав Свято-Андреевских построек. -- Такие Келлиоты, конечно, совершенно независимы и в большинстве случаев очень влиятельны. -- Зависимость их, кроме требований обще-монашеских приличий -- от окружающих не более, как зависимость каждого мірянина от того, что зовут "общественным мнением". -- Отставные Архиереи, не постригшиеся на Афоне в схиму, сохраняют, разумеется все мистические права своего сана, рукополагают -- дьяконов и священников для монастырей и независимо, сами по себе (и напр<имер> хоть бы незаметного и никем не рекомендуемого келлиота или пустынника -- Архиерей может сделать священнослужителем, иереем...),... и вообще свершают таинства, не имея уже никаких на Афоне ни административных, ни судебных прерогатив, присущих им прежде на покинутой -- Епископской Кафедре. --
   Архиерей -- постригшийся на Афоне в схиму (или даже, кажется и в мантию, ибо на Востоке многие Епископы и Патриархи, по словам Климента Зедергольма, -- только рясофорные) -- такой Архиерей, насколько помню, отказывается и от права рукополагать и т. д. --
   
   Далее следует об -- Управлении Афона, суде; об отношениях богатства и бедности; об разнице в устройстве монастырей, и вообще о разнообразии жизни Афонской.
   В другой тетради.
   

ДЕНИСОВУ. 7 СТОЛБОВ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Денисову
7 столбов новой
культур<ы>

-----
-----

   Итак: великие столпы, на которых должно утверждаться [новое пышное] здание Славяно-Восточной новой культуры, следующие,
   
   I. -- Сосредоточенное в Царьграде Православие. -- (Возвеличение Вселенского Патриарха, избираемого всеми национальными церквами,-- и т. д.)
   II. -- Принудительная организация собственности и труда. -- (Minimum неотчуждае<мой> собственности и maximum ее же. -- Господство личных майоратов и богатых общин; -- запрещение пролетаризма; -- вообще приостановка излишней подвижности экономической жизни, т. е. ограничение личной свободы и организация нового и прочного юридического неравенства; другими словами: -- отнятие экономического движения из рук разрушителей...)
   III. -- Пессимизм в науке (отвержение демократич<еского> прогресса; уничтожение религии самодовлеющего, утилитарного человечества. -- Проповедь -- светоразрушения и его вовсе не так уж отдаленной неизбежности. -- Враждебность -- физико-химическим изобретениям и всеобщей грамотности. -- Разрушение машин и т. д.)
   IV. -- Великий Восточный Союз (Россия во главе; -- Царьград центр; -- славяне; греки; румыны; мадьяры; турки; персияне; индусы...): систематическое объединение против Западно-Европейских и Американских Государств (противу разлагающейся Романо-Германской Государственности). -- Таможенные и т. п. ограничения.
   V. -- Новая привилегированная аристократия. -- Размножение благословенного Царствующего рода Романовых: -- народ привык за него молиться в храмах; -- прекратить браки с немецкими принцессами {Разумеется -- надо по-прежнему обращать их в Православие.} было бы невыгодно потому -- что германская кровь очень государственна -- но можно восстановить и браки с русскими дворянками (или даже ввести и браки с девицами различных союзных племен). Брать -- даже можно русскую или греческую крестьянку или полу-дикую жительницу Индии и Кавказа, если она породиста и сильна. -- Обращать при этом внимание на атавизм и его выгоды.
   VI. -- Отношение к сектам и др<угим> верам. -- Предпочитать вообще Веры и Секты мистико-пластические (скопцы, мормоны, -- Хлысты, Мусульмане, и т. д.) религиям и сектам разрушительно-рационалистическим (Лютеране, Молоканы, Редстокисты и т. д. ...)
   VII. -- Эстетический аскетизм; -- перемена одежды и обычаев, новые пляски... Предпочтение стеснительной и упражняющей роскоши, рациональному и все-распускающему комфорту. --

---------------------------------------------------------------------------

   О Самодержавии я не упомянул, ибо оно есть conditio sine qua non, -- это ось всего движения, рычаг, -- срединный столп; -- оно-то -- и называется у меня той Премудростью научно-сознательной или практическ<ой> полу-сознательной, -- которая должна постепенным ходом дел -- создать себе тот дом, тот культурный храм, который будет утвержден на этих 7 столпах, и я хочу надеяться на целый нормальный государственный период, т. е. на 1000 или 1200 лет. -- Больше нельзя: -- и то, вероятно, много. -- Дело не в вечности, -- а в великом следе. --
   

КАТКОВ И АКСАКОВ

<ШУТОЧНАЯ ЗАПИСЬ>

Катков и Аксаков.

   Вместо букв -- цифры по счету этих букв в азбуке. -- Выйдет одно и то же. --
   К -- а -- т -- к -- о -- в -- ъ
   11 + 1 + 19 + 11 + 15 + 3 + 27 = 87
   А -- к -- с -- а -- к -- о -- в -- ъ
   1 + 11 + 18 + 1 + 11 + 15 + 3 + 27 = 87
   
   (Михаил Никифорович)
   Иван Сергеич
   М. Н.
   И. С.
   13 + 14 = 27
   9 + 18 = 27.
   К -- а -- р -- а -- у -- л -- ъ
   11 + 1 + 17 + 1 + 20 + 21 + 27 = 89
   Катков и Аксаков = 87 + 2 = 89. --
   
   а б в г д е ж з и і к. л. м н. о п
   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
   
   р. с т. у ф x ц ч ш щ ъ ы ь,
   17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
   
   ѳ ѵ.
   30 31.
   

<ЗАПИСКА О ПРЕДЫСТОРИИ СОЗДАНИЯ А. А. АЛЕКСАНДРОВЫМ АКРОСТИХА "МАРИЯ ВЯЗЕМСКАЯ">

1889 г. Оптина Пустынь

   1 августа. --
   30 июля вечером неожиданно в 10-го вечера собралось у меня большое общество. -- Кн<язь> Ал<ексей> Ал<ексеевич> Вяземский и его Княгиня Марья Владимировна > (ур<ожденная> Блохина); Два брата Оболенских: Алексей и Николай Дмитрич; -- Алек<сандр> Петр<ович> и Евгенья Влад<иміровна> Соломон; Влад<имір> Вас<ильевич> Якунчиков (молодой фабрикант и бывший товарищ Ал<ексея> Дмитр<иевича> по гусарскому полку); некто -- Павлов (дотоле вовсе мне незнакомый; гвард<ейский> артиллерист и родственник козельским Данибековым); начальник ремесл<енной> школы (молчаливый Валерий Фелицианович) Мейсснер и юноша Коля Кашкин (сын прысковского Никол<ая> Сергеича Кашкина). -- Просидели до 12; -- было очень весело. -- Ал<ександр> Петр<ович> Соломон -- явился "хиромантом" и особенно занялся рукой Княгини Вяземской. -- Он как всегда был очень любезен и умен. --
   Незадолго до этого Мейсснер снял с меня фотографию, и Княг<иня> Вяземская просила у меня один портрет с какой-нибудь надписью; -- я предложил Александрову написать вместо меня акростих на ее имя и фамилию -- в таком духе: что хотя ты и очень мила; но лучше всего то, что ты молишься; не забывай же Бога никогда. -- На другой день Александров принес мне следующее прекрасное стихотворение, которое я послал сегодня с нарочным сам Марье Влад<иміро>вне. --
   

Княгине М. Вл. Вяземской; 31 июля; 89 г.

   М-ой друг! Вы молоды, богаты красотою,
   А - я старик... Мой путь уж недалёк...
   Р-ебенок милый вы, ласкаемый судьбою,
   И-юньских дней душистый вы цветок. --
   Я бедный, старый дуб, надломленный грозою: --
   В-ам от меня не стыдно взять урок. --
   Я - знаю жизнь давно! Я видел скоротечность
   З-емной красы, кипенья юных сил...
   Е-му я сам дань сердца заплатил!
   М-инует всё, мой друг, и юность, и беспечность!
   С-ияние померкнет красоты,
   К-ак облетают пышные цветы
   А - в жизни есть одно, что прочно, неизменно;
   Я - вам скажу его: то Веры свет нетленной! --
   

КОММЕНТАРИИ

<О КУЛЬТУРНОМ СВОЕОБРАЗИИ И ПРЕДЕЛАХ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ФРАГМЕНТ СТАТЬИ "ПРОГРЕСС И НАУКА">

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 64. Л. 17--25.
   Датируется 1871--1872 гг.
   Впервые: Гептастилисты. С. 114--116.
   Печатается по автографу.
   Сохранилась обложка с надписью рукой Леонтьева: "Неокончен<ная> / статья / Прогресс и / Наука / 1871. / Салоники" (Там же. Ед. хр. 59. Л. I). Содержание наброска и характер почерка позволяют отнести текст к этому замыслу. От слов "И потому одно из двух..." написано другими чернилами и более тонким пером.
   С. 267. ...которых союз... -- Перед "союз" зачеркнуто: "своеоб<разный>".
   С. 267. ...составить духовное величие... -- "Составить" вписано над зачеркнутым: "сделать".
   С. 267. ...катковистами... -- Перед этим зачеркнуто: "св".
   С. 267. ...но всегда... -- После "но" зачеркнуто: "во всех".
   С. 267. ...с распущением касты духовной... -- Речь идет о возможности лицам из других сословий принимать духовный сан, а представителям духовного сословия переходить в иное.
   С. 268. ...на жаловании... -- Далее зачеркнуто: "и".
   С. 268. ...г.г. Лохвицкий, Краевский ~ Нечаев... -- В одном ряду упомянуты петербургские либералы адвокат Александр Владимірович Лохвицкий (1830--1884) и издатель Андрей Александрович Краевский (1810--1889) и революционер Сергей Геннадиевич Нечаев (1847--1882).
   С. 268. Что же... -- Перед этим зачеркнуто: "Э<то>".
   С. 268. Соединенные Штаты в своем своеобразии... -- Перед этим зачеркнуто: "И".
   С. 268. Никто не отозвался о С<оединенных> Шт<атах> лучше Прудона в La guerre et la Paix. -- Перед "La guerre" начато и зачеркнуто: "Во<йна>". После этого предложения -- знак вставки (предполагалось, вероятно, примечание). Речь идет о книге Пьера-Жозефа Прудона (1809--1865) "La Guerre et la Paix" ("Война и мир", 1861). Как и ряд других суждений Прудона, его мнения о Соединенных Штатах Америки импонировали Л. своей социально-исторической основательностью и политической проницательностью. В упомянутой книге французский мыслитель так определил происхождение и состояние современного американца и созданного им общества: это "внезапно обогащенный плебей". "Американский народ еще более усиливает утилитарный дух английского народа, из которого он вышел в большинстве; в нем британская гордыня переросла в наглость, грубость, жестокость. Свобода, для американца, может быть определена как способность делать все, что противно для других. -- Защищайтесь сами, это его максима" (Proudhon P.-J. La Guerre et la Paix. Paris, 1869. T. 2. P. 336). Начав с абсолютной свободы (именно отрицательной свободы), американцы пришли от демократизма, считает Прудон, к самому отвратительному индивидуализму (Ibid. Р. 337). Прудон видит исход Америки из такого положения в войне: "Наглая, злобная, ненасытная, она стремится только воевать; и если она не находит неизвестного врага, она будет воевать против себя. Тогда Бог хочет, чтобы война спасла ее, если она еще успеет дать себе через войну веру, закон, Конституцию, идеал, характер" (Т. 1. Р. 55).
   С. 268. ...в этих странах... -- "В" вписано над зачеркнутым: "и в".
   С. 268. ...России совсем [окатковленной]. -- Слово густо заштриховано карандашом, но так, что его можно прочитать.
   С. 268. ... однообразием... -- Далее зачеркнуто: "если......
   С. 268. ...предположить... -- Перед этим зачеркнуто: "нах<одить>".
   С. 268....внезапный... -- Перед этим зачеркнуто: "не в".
   С. 268. ...триумфального... -- Вписано над зачеркнутым: "тоже этой пышной"; над строкой вписано и зачеркнуто: "пышного".
   С. 268. ...несутся... -- Далее зачеркнуто: "люди".
   С. 268. О Психологии... -- Перед этим в отдельной строке зачеркнуто: "И так".
   С. 269. ...внимания науки и... -- Далее зачеркнуто: "наконец -- в 3".
   С. 269. ...этого рода катастрофа... -- Перед этим зачеркнуто: "этот пр<едел>".
   С. 269. ...немыслима. -- Далее зачеркнуто: "Посмотрим, так ли это".
   С. 269. ...заглянув в... -- Далее зачеркнуто: "гл<убь>".
   С. 269. ...вследствие осуществления которых... -- Далее зачеркнуто: "не нужно будет никакого насилия. --" После "осуществления" зачеркнуто: "или то".
   С. 269. ...правы... -- Далее зачеркнуто: "утверждая"; перед "правы" зачеркнуто: "б<ыли>".
   С. 269. ...каким образом... -- Вписано над зачеркнутым: "как".
   С. 269. ...разрушающую... -- В автографе описка: "разрушающая".
   С. 269. ...Синтеза... -- Далее зачеркнуто: "-- антитезу".
   С. 269. ...носят... -- Далее зачеркнуто: "сами в себе".
   С. 269. ...бесконечное повторен<ие> антитез... -- Было: "бесконечные антитезы".
   С. 269. ...пышность развития... -- Перед этим зачеркнуто: "от<крытия?>".
   С. 270. ...медицина... -- Перед этим зачеркнуто: "на<ука>".
   С. 270. ...умертвить... -- Далее зачеркнуто: "б<ольного?>".
   С. 270. ...или жизнь... -- После "или" зачеркнуто: "если на<ука>".
   С. 270. ...и пышно. -- Следующее предложение вписано между строк.
   С. 270. ...столько... -- Написано после зачеркнутого начала того же слова.
   С. 270. ...сотен... -- Далее зачеркнуто: "или 1000".
   С. 270. ...научному таланту. -- Перед этим зачеркнуто: "челов<еческому>".
   

<ФРАГМЕНТ ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ "АФОНСКИХ ПИСЕМ">

   Автограф: РГАДАФ. 1282. Ед. хр. 63. Л. 22.
   Датируется 1872 г.
   Впервые: Гептастилисты. С. 116.
   Печатается по автографу.
   См. также: Т. 8. Кн. 2. С. 185--186,1293.
   С. 271. ...пришедший... -- Далее зачеркнуто: "спа<сти>".
   С. 271. ...ученые... -- Вписано над зачеркнутым: "учителя".
   С. 271. ...законам... -- Перед этим зачеркнуто: "все<м>".
   С. 271. ...жившего доныне... -- Вписано над зачеркнутым: "живущего".
   С. 271. ...беспощадный... -- Далее зачеркнуто: "з<а>".
   С. 271. ...рациональную эклогу. -- Эклога -- стихотворение, изображающее сцену из пастушеской жизни.
   

АФОН И ЕГО УСТРОЙСТВО

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 62.
   Датируется 1872 г.
   Впервые: Гептастилисты. С. 116--117.
   Печатается по автографу.
   Создавалось для барона Ф. Р. Остен-Сакена, пожелавшего узнать, "есть ли Конституция определенная на Святой Горе" (Т. 11. Кн. 1. С. 315).
   С. 272. Вилайет -- область в Турции, управляемая генерал-губернатором.
   С. 272. Каймакам -- должность, аналогичная городничему в России.
   С. 272. ...обязан... -- Перед этим зачеркнуто: "веро<ятно>".
   С. 272. Протат -- орган административного самоуправления Афона, собрание представителей 20 монастырей.
   С. 272 ...Мірский судебным... -- Перед этим зачеркнуто: "Суде <бным>".
   С. 272....всегда... -- Вписано над зачеркнутым: "обыкновенно".
   С. 273. Киновии -- общежительные монастыри.
   С. 273. Идиоритмы -- особножительные монастыри.
   С. 273. Проэстос -- представитель старшей братии монастыря.
   С. 273. Дикей -- афонское название настоятеля скита; от греч. 8(каюд, справедливый.
   С. 273. Руссик -- монастырь Св. великомученика Пантелеймона. Предложение вписано между строк.
   С. 273. Ватопед -- монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. См.: Т. 6. Кн. 2. С. 471.
   С. 273. ..Андреевский, Молдавский, Ильинский... -- Об Андреевском ските см.: Т. 6. Кн. 2. С. 385, об Ильинском: Т. 7. Кн. 2. С. 617--618. Молдавский -- скит Лак на восточной стороне Афона, основанный в X в.
   С. 273. ...Св. Анны, Ксенофобий... -- О ските Св. Анны см.: Т. 6. Кн. 2. С. 418. Ксеноф (Ксенофонт) -- общежительный монастырь во имя Св. Георгия Победоносца (см.: Т. 7. Кн. 2. С. 617).
   С. 274. ...покойный От<еи> Анания... -- См.: Т. 7. Кн. 1. С. 212, 287, 288; Кн. 2. С. 657.
   С. 274. ...От<еи> Иосиф... -- Перед этим зачеркнуто: "ре".
   С. 274. ...там же... -- Далее зачеркнуто: "у кото<рого>".
   С. 274. ...занимали... -- Перед этим зачеркнуто: "Ан<ания>".
   

"ФРАГМЕНТЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ГЛАВУ VIII "ПИСЕМ О ВОСТОЧНЫХ ДЕЛАХ">

   Автограф неизвестен. Копия М. В. Леонтьевой с авторской правкой: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 59. Л. 2--7, 11.
   Датируется весной 1883 г.
   Впервые: Гептастилисты. С. 120--122.
   Печатается по копии.
   Часть копии (Ед. хр. 59. Л. 1; Ед. хр. 61. Л. 4 об., 4; Ед. хр. 59. Л. 11) соответствует итоговому тексту статьи (Т. 8. Кн. 1. С. 100, строки 3--10; С. 102, строка 32 -- С. 104, строки 1--17, "...вдохновляемые примером ~ к сожалению"). На л. 1 об. (Ед. хр. 59) рукой Леонтьева вписан текст, соответствующий после правки тексту с. 100, строкам 15--31. Правка в этих фрагментах описана на с. 429--431 в разделе "Варианты" (за исключением явных случаев исправления погрешностей копии). Фрагмент "И казнить..." (Л. 11) должен был следовать за абзацем, заканчивающимся словами "медленная, хроническая анархия" (Т. 8. Кн. 1. С. 103).
   С. 275. ...битвами Константина с Максентием и Лицинием... -- Максенций (Марк Аврелий Валерий Максенций;?--312) -- римский император (с 306). Перед сражением с ним Константин Великий увидел знамение Креста (см. с. 304). Лициний (ок. 250--325) -- римский император, соправитель имп. Галерия (308--312) и Константина (312--324), боровшийся с последним за власть над всей Империей.
   С. 275. ...и в течение ~ разрушило... -- Вписано Л. простым карандашом.
   С. 276. ..."Царство мое не от міра сего"... -- Ин. 18: 36.
   С. 276. ...ученики Христа уже прямо высказали требование повиноваться Кесарю и представителям его власти; Епископам и Священникам, отцам, мужьям, даже Господам -- домохозяевам. -- Ср.: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога..." (Рим. 13: 1); "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу..." (Еф. 5: 22). См. также прим, на с. 647.
   С. 277. ...равенство ~ т. е. в... -- Вписано Л. карандашом.
   С. 277. ..Луизу Мишель... -- Луиза Мишель (1830--1905) -- французская революционерка-анархистка и писательница.
   С. 277. ...столько... -- Вписано Л-м.
   С. 277. ...(и Монах Афонский ~ в хорошем смысле)... -- Вписано Л.; перед "социалисты" зачеркнуто: "соб<ственно?>".
   С. 277. ...насильственные снизу... -- Вписано Л. карандашом.
   С. 277. Такое... -- Далее вписано и зачеркнуто Л.: "опреде<ление>".
   

<ЗАПИСКА О ПОВЕСТИ "ИСПОВЕДЬ МУЖА">

   Автограф: частная коллекция (Москва).
   Датируется сентябрем 1883 г.
   Печатается впервые.
   Запись сохранилась на отдельном листе вместе с оттиском из "Отечественных записок", на котором Леонтьев сделал обильную правку (см. в разделе "Варианты").
   С. 278. ...в 1866 г. ... -- Повесть была впервые опубликована в 1867 г. (03.1867. No 7).
   С. 278. ...с множеством грубых опечаток... -- "Множеством грубых" вписано над зачеркнутым: "большими".
   

<О НОВОЙ КУЛЬТУРЕ>

   Автограф неизвестен. Копия М. В. Леонтьевой с авторской правкой: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 59. Л. 8; Ед. хр. 60. Л. 1--2; Ед. хр. 59. Л. 9--10.
   Датируется 1883 г.
   Впервые: Гептастилисты. С. 122--123.
   Печатается по копии.
   Датируется по связи с тематикой последних глав "Писем о Восточных делах".
   С. 279. Эвдемонизм (от греч. eùôatpovia) -- этическое учение, признающее высшей целью жизни земное благоденствие.
   С. 279. ...маскированная ~ реакция ~ феодализм будущего. -- Ср.: Т. 11. Кн. 2. С. 489.
   С. 280. Майорат -- имение, переходящее по наследству к старшему сыну.
   С. 280. Минорат -- имение, наследуемое младшим сыном.
   

ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 64. Л. 26.
   Датируется 1883--1885 гг.
   Впервые: Гептастилисты. С. 94.
   Начало "катехизической" беседы с учениками в форме "вопросеответов".
   С. 281. О чем мечтать и о чем не мечтать. -- Ср.: Т. 8. Кн. 1. С. 221--222.
   С. 281. ...тогда... -- Вписано над зачеркнутым: "можно".
   

ЭПТАСТИЛИЗМ, ИЛИ УЧЕНИЕ О СЕМИ СТОЛПАХ НОВОЙ ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 64. Л. 14--16,11--13.
   Датируется 1883--1885 гг.
   Впервые: Гептастилисты. С. 123--127.
   Печатается по автографу.
   С. 282. Локк сказал: -- Nihil est in intellectu quod non fuerit in sensu"... -- "Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувстве" (лат.); изречение английского философа-просветителя Джона Локка (1632--1704).
   С. 282. ...quod non erat prius non erit postea in natura rerum... -- Чего не было прежде или не будет после в природе вещей (в явлениях природы) (лат.). Глагольные формы употреблены Л. правильно.
   С. 283. Остеология -- раздел анатомии, изучающий строение костей.
   С. 285. ...draco volans... -- Дракон летающий (лат.).
   С. 285. ...Зондского Архипелага. -- Группа островов в Зондском проливе, соединяющем Яванское море Тихого океана с южной частью Индийского океана.
   С. 285. ...в книге " des Plantes"... -- Имеется в виду издание: Le Maout Е. Le Jardin des Plantes: Description complete, historique et pittoresque du Museum d'histoire naturelle. <Сад растений: Полное историческое и иллюстрированное описание Музея естественной истории, фр.> 2 vol. Paris, 1842--1843. Jardin des Plantes -- Ботанический сад, созданный в 1627 г. в Париже на основе дворцового сада.
   С. 286. ...draco Uneatus (Daudin)... -- Дракон линейчатый (лат.). Упомянут описавший этот вид ящериц в 1802 г. французский зоолог Франсуа-Мари Доден (1774--1804).
   С. 286. Linné -- Карл Линней (1702--1778), шведский естествоиспытатель.
   С. 286. ...draco fusens... -- Дракон простирающийся (лат.).
   С. 286. Sauria -- ящеры (лат.).
   С. 286. Мегалосаур (мегалозавр, megalosauros) -- хищный двуногий ящеротазовый динозавр.
   С. 286. Плезиозаур (плезиозавр, plesiosaurus) -- вымершая морская рептилия ок. 4,5 м длиной, с широким и плоским телом и коротким хвостом.
   С. 287. Sternum -- грудина (лат.).
   

ЭПТАСТИЛИЗМ. АФОНСКИЕ ПОРЯДКИ

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 64. Л. 1--2.
   Датируется 1883--1885 гг.
   Впервые: Гептастилисты. С. 128--130.
   Печатается по автографу.
   С. 289. Прыски, большое имение г-на Кашкина. -- Имение бывшего петрашевца Николая Сергеевича Кашкина (1829--1914). См.: Т. И. Кн. 2. С. 615.
   С. 289. Стенино -- деревня, соседняя с селом Прыски.
   

АФОН КАК ОБРАЗЕЦ РЕАЛЬНОГО, НО НЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 64. Л. 3--10 об.
   Датируется 1883--1885 гг.
   Впервые: Гептастилисты. С. 131--133.
   Печатается по автографу.
   Помета в верхнем углу л. 3 ("На память писано...") сделана позднее синим карандашом.
   С. 293. ...изложены кратко в моей статье... -- См.: Т. 7. Кн. 1. С. 210--213.
   С. 294. ...Преосвящ<енный> Каллиник, грек-Епископ... -- Л. был с ним знаком и упоминал его в "Записке об Афонской горе и об отношениях ее к России" и в статье "Панславизм на Афоне".
   С. 294. ...Ватопедскому м<онасты>рю... -- См. прим, на с. 639.
   С. 295. Есть кой-что об этом в письмах Святогорца. -- Имеется в виду выдержавшая множество изданий книга иеросхимонаха Сергия (в міру Семена Авдиевича Веснина; 1814--1853) "Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской" (первое отдельное издание: СПб., 1850). О зависимости келий от монастырей, скрепленной омологиями (купчими), и об условиях наследования келий говорится в "Письме тринадцатом". См.: <Сергий (Веснин), иеросхимон.> Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. Изд. 8-е. М., 1895. С. 149--150.
   С. 295. ...Ксенофобий ~ Андреевский -- См. прим, на с. 639.
   С. 295. Nobless oblige! -- Благородное происхождение обязывает! (фр.)
   С. 295. Corporation religieuse oblige! -- Религиозная корпорация обязывает! (фр.).
   С. 296. Святогорец ~ называет их жизнь -- дачною, почти м'грскою... -- В "Письме восемнадцатом" Святогорец противопоставляет строго "отшельническую" и "вольную" келиотскую жизнь. О второй, при которой используется труд наемных мірян, он говорит:
   "Жизнь таких келиотов отзывается дачною, можно бы сказать, панскою, но с тем различием, что здесь нет ни тех панских выходок, ни того панского духа, которого боится бедный хлопец; а главное, что здесь вычитывается в свое время церковная служба..." (<Сергий (Веснин), иеросхимон.> Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. С. 220).
   С. 296. ..Андреевский русский скит ~ вырос из богатой Патриаршей Келлъи... -- См.: Т. 7. Кн. 1. С. 229--230; Кн. 2. С. 619--620, 637.
   С. 297. ...на Востоке многие Епископы и Патриархи, по словам Климента Зедергольма, -- только рясофорные... -- О. Климент рассказывал Л. о своей поездке на Восток в 1860 г.
   

ДЕНИСОВУ. 7 СТОЛБОВ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ

   Автограф: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 61. Л. 1--3.
   Датируется: 1883 -- не позднее весны 1887 г.
   Впервые: Гептастилисты. С. 133--134.
   Печатается по автографу.
   С. 298. ...здание... -- Перед этим зачеркнуто: "новое пышное".
   С. 298. (Возвеличение Вселенского Патриарха, избираемого всеми национальными церквами,-- и т. д.) -- Вписано между строк.
   С. 299. ...прекратить браки с немецкими принцессами ~ с русскими дворянками... -- Было: "прекратить браки с Немецкими принцессами и восстановить".
   С. 299. ...С девицами различных союзных племен... -- Было: "или даже и с различными".
   С. 299. Брать -- даже можно... -- Вписано над зачеркнутым: "предпочитать всем принцессам Германско-Романского (уходящего мipa)".
   С. 299. ...Редстокисты... -- Последователи проповедника-евангелиста лорда Гренвила-Аугустаса-Вильяма-Вальдгрева Редстока (1831--1913), приезжавшего в Россию в 1874 и 1877 гг.
   С. 299. ...conditio sine qua non... -- непременное условие (лат.).
   С. 299. ...срединный столп... -- Далее зачеркнуто: "вполне сознательно или безсо<знательно> /полу-сознательно но".
   

КАТКОВ И АКСАКОВ
<Шуточная запись >

   Автограф: РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 2. Ед. хр. 20.
   Датируется: не ранее 1881 г. -- не позднее февраля 1887 г.
   Впервые воспроизведено в виде иллюстрации: Гептастилисты. С. 183.
   Печатается по автографу.
   Запись сделана на бланке Московского цензурного комитета, вероятно, во время одного из заседаний.
   

<ЗАПИСКА О ПРЕДЫСТОРИИ СОЗДАНИЯ А. А. АЛЕКСАНДРОВЫМ АКРОСТИХА "МАРИЯ ВЯЗЕМСКАЯ">

   Автограф: РГАЛИ. Ф. 290. Оп. 2. Ед. хр. 22.
   Датируется 1 августа 1889 г.
   Впервые: Сборник. С. 161--162.
   Печатается по автографу.
   А. А. Александров, публикуя эту запись, назвал ее "страничкой из дневника" (Там же. С. 161), однако, поскольку сведений о регулярном ведении Леонтьевым дневника не имеется, мы предпочли более осторожную формулировку.
   С. 301. Кн<язь> Ал<ексей> Ал<ексеевич> Вяземский и его Княгиня Марья Владим<іровна>... -- См.: II, с. 797--798.
   С. 301. Два брата Оболенских: Алексей и Николай Дмитрич... -- См. прим, на с. 474.
   С. 301. ...Алек<сандр> Петр<ович> и Евгенъя Влад<иміровна> Соломон... -- Евгения Владиміровна Саломон (урожд. Никольская; 1864--1916) -- дочь известного педагога Владиміра Васильевича Никольского (1837--1883), старшая сестра публициста Б. В. Никольского, жена А. П. Саломона (см. прим, на с. 611).
   С. 301. ...Влад<имір> Вас<илъевич> Якунчиков (молодой фабрикант и бывший товарищ, Ал<ексея> Дмитр<иевича> по гусарскому полку)... -- В. В. Якунчиков (1853--1916) -- потомственный почетный гражданин, старший сын основателя Воскресенской Наро-Фоминской бумагопрядильной мануфактуры Василия Ивановича Якунчикова (1827--1907), владелец усадьбы Нара; в молодости служил в лейб-гвардии Гусарском полку.
   С. 301. ...Павлов ~ гвард<ейский> артиллерист и родственник козельским Данибековым... -- Сведений найти не удалось.
   С. 301. ...начальник ремесл<енной> школы ~ Мейсснер... -- В. Ф. Мейснер -- брат архитекторов Ивана Фелициановича (1853 -- не ранее 1913) и Александра Фелициановича Мейснеров (1859--1935).
   С. 301. ...Коля Кашкин... -- Николай Николаевич Кашкин (1869--1909) -- сын H. С. Кашкина (см. прим. на с. 643), выпускник Александровского лицея (1889), впоследствии -- автор ряда трудов по генеалогии. О знакомстве Л. с владельцами с. Прыски см.: Т. И. Кн. 2. С. 116.
   С. 301. ...фотографию... -- Перед этим синим карандашом зачеркнуто: "очень удачную".
   С. 301. Акростих (от греч. акрод. край, и стход, стих) -- стихотворение, в котором начальные буквы стихов образуют слово.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru