Леонтьев Константин Николаевич
Предисловие
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Леонтьев Константин Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1882
Обновлено: 20/08/2025. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(к брошюре "Наши новые христиане").
К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в
двенадцати томах
Том девятый. Литературно-критические статьи и рецензии 1860-1890 годов
С.-Пб., "Владимир Даль", 2014
ПРЕДИСЛОВИЕ
(к брошюре "Наши новые христиане")
Соединенные в этой книжке два отзыва мои о наших двух знаменитых писателях не одновременны, как и самые обстоятельства, которые их вызвали.
Взгляд мой на речь Достоевского был напечатан под моим именем в никому почти не известном "Варшавском Дневнике" летом 80-го года, мой разбор повести гр<афа> Толстого появился недавно в "Гражданине", под псевдонимом "Русский мірянин".
Тот, кто знает, до чего в России теперь стало трудно найти средства для поддержания тех правильных и ясных начал, которые обыкновенно (и справедливо!) зовутся
охранительными,
тот поймет, почему я решился издать в небольшой брошюре эти две статьи мои вместе.
Написаны мои эти статьи по разным случаям в разное время; в них не рассмотрены подробно и внимательно другие творения тех же авторов с целью обобщить с большею основательностью и похвалы мои, и порицания. И гр<аф> Толстой, и Достоевский заслуживают бесспорно более серьезного изучения; мысли даровитых представителей великого народа в известную эпоху его жизни интересны и поучительны даже и тогда, когда они нам кажутся ошибочными. Все это так...
Но если все искать полноты, все ждать совершенства в труде своем, то не сделаем и той малой доли пользы, которую могли бы сделать при меньшей строгости к самому себе.
К тому же, в статье "О всемірной любви" я упомянул и о романах Достоевского, и о "Дневнике Писателя", и в них я нашел подтверждение тем мнениям моим, которые мне пришлось высказать по случаю прославленной речи на празднестве Пушкина.
Эта речь Достоевского была его почти
последним словом...
После этого он уже не успел сделать ничего замечательного и, благодаря именно этой речи, покойный, быть может, достиг той высшей степени популярности, которой он только мог достичь...
Что касается до повести Л. Толстого "Чем люди живы?", то и она -- явление весьма характерное и серьезное. Характерное потому, что в ней яснее прежнего выразился взгляд автора на
христианскую мораль.
Нечто подобное проповедывал и Левин в последней части "Анны Карениной"... Но мы не имеем права решительно отождествлять Левина с самим гр<афом> Толстым. Все мнения героя романа, хотя бы и с некоторою любовью изображенного, мы не имеем основания приписывать автору этого романа. Однако, если обратить внимание на то, что в "Войне и Мире" и других прежних произведениях гр<афа> Толстого эта
черта
была гораздо менее заметна, чем в рассуждениях Левина {В последней части "Анны Карениной".} и стала совершенно ясна уже по одному выбору эпиграфов в том последнем рассказе его, который я разбираю, то я думаю, что мы имеем повод заняться им, так сказать, -- специально и утверждать, что этот прелестный в своем роде рассказ есть явление почти столько же характерное, как и речь Достоевского.
Серьезно
же это явление уже потому, что
в течение одного лета
повесть "Чем люди живы?"
печатается в четвертый раз.
Сначала она появилась в журнале г-жи Истоминой "Детский Отдых"; потом она вышла отдельно с хорошими рисунками; потом тоже отдельно без рисунков, дешевым изданием; и недавно ее
четвертый
раз отпечатали в виде большого альбома с теми же рисунками, но тоже большого размера.
Значит она нравится, интересует; значит она стала очень популярна...
И заметим -- она считается полезной для детского возраста, то есть для такого, в котором:
...еще новы
Все впечатленья бытия...
Очень важно знать,
правильны ли
эти впечатления, строги ли они, или только
милы,
но
обманчивы!..
По моему мнению, впечатление этого рассказа именно мило и трогательно, но обманчиво. И по моему же мнению, речь Достоевского (которую я решился перепечатать здесь, чтобы возражения мои были яснее) -- речь пламенная, вдохновенная,
красная,
так сказать, но в основании своем совершенно ложная; ибо нельзя же смешивать так опрометчиво и грубо, как сделал Достоевский,
объективную любовь поэта,
любовь
изящного вкуса,
требующего пестроты, разнообразия, антитезы и даже
трагической
борьбы, с любовью
моральной,
с чувством милосердия и со стремлением к поголовной, однообразной кротости...
Как ни разнятся между собой Толстой и Достоевский и по складу художественного таланта, и по выбору предметов для творчества своего, и по столькому другому, -- но они сходятся в одном -- они за последнее время стали проповедниками того одностороннего Христианства, которое можно позволить себе назвать Христианством "сентиментальным" или "розовым".
Этот оттенок Христианства очень многим знаком; эта своего рода "ересь", не формулированная, не совокупившаяся в организованную еретическую церковь, весьма распространена у нас теперь в образованном классе.
Об одном
умалчивать;
другое
игнорировать;
третье
отвергать
совершенно; иного
стыдиться, и признавать святым
и
божественным
только то, что наиболее приближается к чуждым Православию понятиям европейского
утилитарного прогресса --
вот черты того Христианства, которому служат теперь многие русские люди и которого, к сожалению, провозвестниками явились на склоне лет своих наши литературные авторитеты.
От их ума можно было бы ожидать чего-нибудь поглубже и посамобытнее...
КОММЕНТАРИИ
Автограф неизвестен.
Датируется: не позднее сентября 1882 г.
Впервые:
ННХ.
С. I--IV.
Печатается по тексту
ННХ.
Большая часть предисловия была переработана Леонтьевым и включена в текст статьи "Страх Божий и любовь к человечеству".
С. 376.
...два отзыва ~ не одновременны... --
См. с. 788, 806.
С. 376.
...в никому почти неизвестном "Варшавском Дневнике"... --
См.:
(Фетисенко О.
Л.)
К. Леонтьев и "Варшавский дневник" (Т. 7. Кн. 2. С. 760--791).
С. 376.
...появился недавно в "Гражданине"... --
См. с. 789--791.
С. 377.
...упомянул и о романах Достоевского, и о "Дневнике Писателя"... --
Ср. с. 198, 199, 203--205.
С. 377.
...по одному выбору эпиграфов... --
См. прим. на С. 796.
С. 377.
...печатается в четвертый раз. --
См. прим. на С. 797.
С. 377.
...г-жи Истоминой... --
См. прим. на с. 797.
С. 378.
...еще новы / Все впечатленья бытия... --
См. прим. на с. 797.
С. 378.
...решился перепечатать здесь... --
Перепечатка не была предпринята; Л. ограничился цитированием Пушкинской речи.
С. 378.
...речь ~ красная... --
здесь в значении "радикальная".
С. 378.
...назвать Христианством ~ "розовым". --
См. преамбулу на с. 750.
ВАРИАНТЫ И РАЗНОЧТЕНИЯ
С. 450.
...не только
uti,
но иногда и
abuti...
--
Имеется в виду крылатое
лат.
выражение "uti non abuti" (употреблять, но не злоупотреблять).
С. 452.
...Иуда равен Иакову... --
Л. вычеркнул это место, по-видимому, чтобы не смущать неискушенного читателя, не знающего о существовании св. апостола Иуды, брата Господня.
С. 454.
...проповедуется и у нас органами революционной "Русской Мысли"... --
Здесь игра слов: русская мысль и "Русская мысль" (название журнала, цензором которого был Л.).
С. 456.
А до степени искренности чувств мне пожалуй и дела нет.
-- Ср.: "До
нравственных
качеств моих духовных начальников мне почти и дела нет, когда я ищу духовного совета" (Т. 6. Кн. 1. С. 111).
Оставить комментарий
Леонтьев Константин Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1882
Обновлено: 20/08/2025. 8k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.