Леонтьев Константин Николаевич
"История русской церкви"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Макария митрополита Московского и Коломенского.


   К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах
   Том девятый. Литературно-критические статьи и рецензии 1860-1890 годов
   С.-Пб., "Владимир Даль", 2014
   

"ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ"

Макария митрополита Московского и Коломенского.
Том XI.
Патриаршество в России. Книга II.
С.-Петербург, 1882, in 8, стр. 628

   Недавно вышел из печати новый, обширный по своим размерам, XI том "Истории Русской Церкви" нашего архипастыря, изображающий судьбы Православия в Восточной Руси при Патриархе Филарете Никитиче и двух его преемниках Иоасафе I и Иосифе, и в Западной -- при митрополитах Иове Борецком, Исаии Копинском и Петре Могиле. Самая эпоха, коей посвящен этот том, эпоха, когда Русь Восточная с избранием Михаила Феодоровича Романова на царство только что пережила страшную внутреннюю смуту и внешнюю грозу и когда Западная Русь вела борьбу с церковною унией за Православие и народность, уже возбуждает живой интерес к этому новому произведению знаменитого историка нашей Церкви.
   В первом отделе этого труда, посвященном Восточно-Русской Церкви и открывающемся встречей под Москвой Царем, со своим синклитом, церковными властями и народом, возвращенного из польской неволи своего родителя Митрополита Филарета Никитича, заслуживает особенного внимания описание церковной и государственной деятельности этого "высокого по своим страданиям и трудам для отечества и церкви" лица нашей истории, лица, "представившего в себе необычайное сочетание двух высших служений, царского и патриаршеского". С глубоким сочувствием следит церковный историк, как этот "Святейший Патриарх и Великий Государь", соцарствуя своему сыну, трудится "для устроения земли Русской, разоренной и опустошенной польскими и литовскими людьми и своими ворами". Вообще весь этот отдел представляет много интересного для характеристики состояния нашей Церкви при трех названных Патриархах как в ее внутренних делах, так и в отношениях к государственной власти. Особенное внимание здесь обращено на подготовку еще до Патриарха Никона, появляющегося в этом томе только в качестве пользующегося доверием и любовию юного Царя Алексея Михайловича, настоятеля Новоспасского монастыря и затем митрополита Новгородского, -- дела исправления церковно-богослужебных книг, а также и на первое насаждение у нас в Москве, под влиянием греческого Востока и западно-русского просвещения, нового образования. Также любопытны и многие фактические данные того времени: "Как ни дорого, говорит досточтимый автор, обошелся Москве пожар 1611 года, когда поляки выжгли и разрушили в ней почти все церкви, чрез два, три десятилетия храмов в Москве считалось уже более чем было прежде этого пожара. В одном Кремле находилось до 50 каменных церквей, а во всей Москве более 2000. В Москве, по словам Олеария, при множестве церквей несколько тысяч колоколов, которые во время богослужения производят такой многообразный звон и гул, что непривыкший к нему не может слышать его без особенного удивления..."
   Печальные и вместе отрадные картины рисует нам второй отдел книги, посвященный Западно-Русской Церкви под владычеством польских Королей Сигизмунда III и Владислава IV. Первое двадцатипятилетие существования церковной унии, описанное в предшествующем томе, имело в высшей степени тяжкие последствия для Православия в Западной Руси. Гонения против него оставили верных сынов Церкви без храмов и Иерархии: у них был только один епископ... Но искушенная гонением Церковь Православная проявила великие внутренние силы и во второе двадцатипятилетие унии возвратила многое что у ней было отнято... "Иерусалимский Патриарх (бывший в Москве), простившись с Царем Михаилом Феодоровичем, 4 февраля 1620 года выехал из пределов Московского государства чрез пограничный город Путивль и, направляясь к Киеву, посетил на пути Густинскую обитель под городом Прилуками. Здесь встретили святителя множество казаков и сам гетман Сагайдачный, славный своими воинскими подвигами и страшный для врагов. Казаки провожали Патриарха во всю дорогу до Киева, где остановился он, подобно другим странникам, в странноприимном доме недавно образовавшегося Богоявленского братства, учредили вокруг этого дома постоянную стражу и, по выражению летописи, "аки пчелы свою матицу, тако святейшего отца и пастыря овцы словесныя от волков противных стрежаху"". Польское правительство насторожилось, но не решилось открыто действовать против Патриарха. Посетив святыни Киева, святитель в грамотах своих благословил и утвердил на вечные времена западнорусские церковные братства, как учреждения, поддерживающие Православие. Благословляя Киевское Богоявленское братство, Патриарх обращает в своей грамоте особое внимание на учрежденную здесь "школу наук еллинско-славянского и латинского письма", и объявляет, что по полномочию от Константинопольского Патриарха, отца и архипастыря митрополии Киевской, а равно и Патриархов Александрийского и Антиохийского, водружает на память своего пребывания в Киеве крест при Богоявленской церкви киевского братства и учреждает патриаршую ставропигию, которая не должна подлежать никакому духовному начальству и суду, кроме самой патриаршеской Константинопольской кафедры. "Скоро начали стекаться в Киев православные со всего западно-русского края, чтобы принять благословение от Иерусалимского святителя. Религиозное настроение этих православных было высоко..." К 15 августа, храмовому празднику Киево-Печерской Лавры, по древнему благочестивому обычаю, собралось в Киев бесчисленное множество православных, духовных и мірян, со всех сторон Литвы и Польши, все просили Патриарха Феофана, чтоб он поставил для них православного митрополита и епископов. Феофан сначала не соглашался, потому что боялся короля и ляхов. Но потом "Святейшего Патриарха взяша на рамена и опеку свою благочестивое войско (казаки)" -- и Патриарх согласился. 9 октября ночью в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря, при закрытых и завешанных окнах, во время тихо совершавшегося, при пении одного певца, богослужении, при коем принимал участие Болгарский митрополит из Софии, посвящен был на митрополию Киевскую и Галицкую игумен Златоверхо-Михайловского монастыря Иов Борецкий, бывший прежде ректором Львовского училища и потом Киево-Братского. Так в западной Руси была восстановленная иерархия, разрушенная унией. С этого момента до кончины Киевского митрополита Могилы, московский архипастырь живыми чертами изображает судьбы Западно-Русской Православной Церкви. Пред нами проходят картины борьбы Православия с унией и Католичеством и пред польским правительством и сеймами, и в тиши монастырей, и на братских собраниях, и в западно-русских народных школах, и в столкновениях казаков. При этом автор чутко следит за зарождающимся в юго-западной Руси стремлением к соединению с Московским государством и очерчивает первые сношения православных с нашими Царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем, направленные к этому соединению. Во второй половине книги особый интерес возбуждают характеристики выдающихся деятелей обеих борющихся сторон: Мелетия Смотрицкого, Кунцевича и Петра Могилы и др.
   Обращаясь к характеру исследования этой важной и чрезвычайно интересной страницы истории нашей Православной Церкви, не можем не отметить в нем сочетания истинно-академической точности и глубины, с сердечною простотой и редкою прозрачностию изложения. Сложный ученый процесс исследования и критики первоисточников и документов и трудная группировка фактов здесь скрыты в простом рассказе, столь мало доступном нашим новым историкам. Спокойное его течение, не возмущаемое тенденцией -- поучать и намекать на современность, приближает его к рассказу древне-русских иноков-летописцев, хотя автор и стоит на высоте современного знания.
   

КОММЕНТАРИИ

   Автограф неизвестен.
   Датируется 1882 г.
   Впервые: МВ. 1882. No 112. 24 апр. С. 5.
   Подпись: N.
   Печатается по тексту первой публикации.
   
   Митрополит Московский (с 1879) Макарий (в міру Михаил Петрович Булгаков; 1816--1882), богослов, историк и известный проповедник, начал работу над "Историей Русской Церкви" еще в 1840-е гг. (в 1846 г. вышло его исследование "История христианства в России до равноапостольного князя Владиміра как Введение в историю Русской Церкви", первый же том "Истории..." опубликован в 1857 г.). При его жизни появилось одиннадцать томов "Истории...", следующий том автор не успел закончить, и он был издан его братом прот. А. П. Булгаковым в 1883 г.
   Рецензию на 11-й том "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (М., 1882) можно атрибутировать Леонтьеву по связи с другими рецензиями в МВ, подписанными тем же криптонимом "N.", принадлежность которых этому автору устанавливается по письмам. В отличие от Т. И. Филиппова, для которого преосвященный Макарий был фигурой одиозной, олицетворяющей мертвенность синодальной системы, ассоциировался с созданным им схоластическим, неудобьчитаемым сводом "Догматического богословия", Леонтьев относился к Макарию далеко не так резко, и то же "Догматическое богословие" служило ему впоследствии для справок по таким сложным вопросам, как, например, вопрос о "развитии Церкви". В связи с этим предположение об авторстве Леонтьева применительно к републикуемому тексту вполне возможно. С другой стороны, текст рецензии не содержит характерных стилистических примет, свойственных языку Леонтьева, проявившихся в других его работах того же периода: заметка невыразительна, не выделяется из потока обычных газетных рецензий, почти целиком состоит из цитат. Известно, впрочем, что Леонтьев умел применяться к требованиям редакций Каткова, и, возможно, речевая и содержательная "нейтральность" входили в намерения автора, однако осторожнее будет поместить публикуемую заметку в раздел "Dubia", который впервые появляется в нашем собрании.
   Далее в примечаниях ссылки даются на современное издание "Истории...": Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996 (указывается только страница).
   
   С. 395. ...при Патриархе Филарете Никитиче и двух его преемниках Иоасафе I и Иосифе... -- 11-й том "Истории..." открывала глава "Патриарх Московский Филарет и два его преемника" (с. 275--399). Филарет (в міру Федор Никитич Романов; ок. 1554/55 -- 1633) -- патриарх Московский (1608-- 1610 и с 1619) и фактический правитель страны (с того же 1619 г.); отец царя Михаила Феодоровича; Иоасаф (?-- 1640) -- патриарх Московский (с 1634), до этого (с 1627) -- архиепископ Псковский и Великолукский; в монашество был пострижен в Соловецком монастыре; Иосиф (?--1652) -- патриарх Московский (с 1642); избран из архимандритов московского Симонова монастыря; его избранию предшествовал период "междупатриаршества".
   С. 395. ...при митрополитах Иове Борецком, Исаии Копинском и Петре Могиле. -- См. главу "Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под управлением православных митрополитов" (с. 400--576). Иов (Борецкий; ?--1631) -- митрополит Киевский и Галицкий (с 1620); Исаия (Копинский; ?--1640) -- епископ Перемышльский (с 1620), архиепископ Смоленский и Черниговский (с 1628); митрополит Киевский и Галицкий (с 1631); сведен с кафедры в 1633 г.; один из руководителей боровшегося с унией Киевского Богоявленского братства при Богоявленском Киевобратском училищном монастыре; Петр (в міру Петр Симеонович Могила; 1596/97 -- 1646/47), митрополит Киевский и Галицкий (с 1633), церковный писатель, основатель Киево-Могилянской коллегии (1631), покровитель книгопечатания.
   С. 395. ...с избранием Михаила Феодоровича Романова на царство... -- Михаил Феодоровича (1596--1645) -- первый царь из династии Романовых; избран на царство Земским Собором в феврале 1613 г.
   С. 395. ...открывающемся встречей под Москвой царем ~ своего родителя митрополита Филарета Никитича... -- Речь идет о событии 14 июня 1619 г. (с. 275--276). В польском плену митрополит Филарет пробыл более восьми лет (с 1611).
   С. 395. ...этого "высокого по своим страданиям и трудам для отечества и церкви" ~ "представившего в себе необычайное сочетание двух высших служений, царского и патриаршеского". -- Вторая цитата приводится с небольшим изменением (с. 314), источник первой не найден, это скорее сокращенный пересказ суждений Макария о патриархе Филарете.
   С. 395. ...как этот "Святейший Патриарх и Великий Государь" ~ трудится "для устроения земли Русской, разоренной и опустошенной польскими и литовскими людьми и своими ворами". -- Немного измененная цитата из той же главы (с. 279).
   С. 396. ...еще до Патриарха Никона... -- Никон (Минов; 1605--1681) -- патриарх Московский (с 1652); в 1658 г. оставил патриаршество из-за несогласий с царем Алексеем Михайловичем; Собор 1666--1667 гг. снял с него патриаршество, после чего Никон был сослан в Ферапонтов монастырь.
   С. 396. ...юного Царя Алексея Михайловича... -- Алексей Михайлович (1629--1676) -- русский царь (с 1645).
   С. 396. ...настоятеля Новоспасского монастыря и затем митрополита Новгородского... -- Настоятелем московского Новоспасского монастыря (в сане ахимандрита) Никон был с 1646 г., митрополитом Новгородским -- с 1649 г. О Никоне в III томе "Истории..." см. особенно с. 360--364.
   С. 396. ..."Как ни дорого ~ без особенного удивления..." -- Неточная цитата (с. 383--384).
   С. 396. ...по словам Олеария... -- Адам Олеарий (1603--1671), немецкий путешественник, посетивший Россию в 1630-х гг. и оставивший "Описание путешествия в Московию".
   С. 396. ...польских Королей Сигизмунда III и Владислава IV. -- Сигизмунд III Ваза (1566--1632) -- король Речи Посполитой (с 1587) и Швеции (1592--1599), один из организаторов польской интервенции в Русское государство; его сын -- Владислав IV Ваза (1595--1648), король Речи Посполитой (с 1632).
   С. 396. ...описанное в предшествующем томе... -- Десятый том "Истории..." был посвящен "периоду самостоятельности Русской Церкви" и "патриаршеству в России"; он вышел в 1881 г.
   С. 396. ...у них был только один епископ... -- Вероятно, имеется в виду Иеремия (Тисаровский; ?--1641), епископ Львовский и Каменец-Подольский (с 1608; управлял епархией с 1607 г.).
   С. 396. "Иерусалимский Патриарх ~ стрежаху". -- Речь идет о патриархе Феофане (автор рецензии опустил его имя). В "Истории..." (с. 400) цитируется "Летопись Густынского монастыря" (см. прим. митр. Макария: с. 618).
   С. 397. ...Густинскую обитель под городом Прилуками. -- Имеется в виду Густынский монастырь, основанный в 1614 г. при участии Исаии Копинского на о. Густыни в имении кн. Михаила Корибута-Вишневецкого.
   С. 397. ...сам гетман Сагайдачный... -- Петр Кононович Сагайдачный (Конашевич-Сагайдачный; ?--1622), гетман реестрового казачества (с 1598 г., по др. свед. с 1606 г.); возглавлял походы казаков против Крымского ханства и Турции (1614, 1615, 1616, 1621); известен также своей борьбой с униатством.
   С. 397. ...Богоявленского братства... -- см. прим. на с. 920.
   С. 397. ...на учрежденную здесь "школу наук ~ латинского письма"... -- См. с. 401 по изданию 1996 г.
   С. 397. ...учреждает патриаршую ставропигию... -- Там же. В рецензии пропущены указанные в источнике имена патриархов -- Константинопольского Тимофея, Александрийского Кирилла и Антиохийского Афанасия.
   С. 397. "Скоро начали стекаться ~ было высоко..." -- Измененная цитата (ср. с 402).
   С. 397. К 15 августа, храмовому празднику Киево-Печерской Лавры... -- Успение Пресвятой Богородицы. С этого места (до слова "согласился") -- незакавыченная цитата с изменениями (с. 403).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru