Леонтьев Константин Николаевич
Психический мир женщины

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Его особенности, превосходства и недостатки. С приложением статьи: "Понятие психического ритма".


   К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах
   Том девятый. Литературно-критические статьи и рецензии 1860-1890 годов
   С.-Пб., "Владимир Даль", 2014
   

"ПСИХИЧЕСКИЙ МІР ЖЕНЩИНЫ.

Его особенности, превосходства и недостатки". -- П. Е. Астафьева, с приложением статьи: "Понятие психического ритма"

   В прошедшем году вышло немало весьма замечательных книг и у нас в Москве, и в Петербурге. Назовем только некоторые: "Перелом", г. Маркевича; "Собственность и Государство", г. Чичерина; "Современные церковные вопросы", г. Филиппова; "Боярская Дума", г. Ключевского. Мы считаем себя вправе упомянуть здесь и о книге г. Любимова "Против течения"; ибо, хотя она отпечатана в конце 81 года, но она вполне еще не кончена; г. Любимов продолжает в "Русском Вестнике" отрывки этого сочинения своего, в котором так удачно соединены серьезность и самостоятельность исторического исследования со всей завлекательностью оживленной беседы и художественного рассказа.
   К числу подобных, внимания достойных произведений русской литературы следует отнести и оригинальное сочинение г. Астафьева, которого заглавие мы поместили в начале этой небольшой заметки. Мы не имеем в виду подробного разбора этой книги, но хотим здесь только сказать, что всем, кто интересуется женским вопросом, противник ли он "женской равноправности" или защитник ее, -- полезно прочесть ее. Что труд автора весьма беспристрастен, видно уж из того, что он признает за женщиной особые качества и превосходства (тесно, впрочем, связанные с ее недостатками) и находит даже, что есть много сторон жизни душевных и умственных, в которых мужчина был и будет всегда ниже женщины, точно так же и наоборот: -- в некоторых отношениях женщина заменить мужчину и сравниться с ним никак не в силах (напр<имер>, в умственной сфере автор указывает на меньшую способность женщины к отвлечению и в сфере нравственной вследствие этого на меньшее умение возвыситься до справедливости и беспристрастия). Г. Астафьев признает, так сказать, равносилие или равноценность обоих полов, но не однородное равенство между ними.
   Поэтому, отдавая должную справедливость женской природе и в некоторых отношениях видимо даже восхищаясь ею, автор все-таки остается сторонником и некоторого подчинения женщины мужчине. Семью он признает религиозной корпорацией, а не свободной и легко расторжимой ассоциацией.
   Г<-н> автор основывает свои серьезные выводы не только на психологических, но и на физиологических данных сравнительной организации обоих полов.
   

ВАРИАНТЫ И РАЗНОЧТЕНИЯ

   В угловых скобках даются фрагменты текста, вычеркнутые или претерпевшие правку в ВРС. Полужирным шрифтом показаны вставки в ВРС и в авторских экземплярах (гранки, оттиски и т. д.). Очевидные опечатки (например: "издерка" вместо "изредка") не учитываются.
   

ПСИХИЧЕСКИЙ МІР ЖЕНЩИНЫ

   Текст газ. "Афиши и объявления": 1883. No 14. 26 янв. С. 1--2.
   С. 226
   1 <Равноправность женщины.> Психический мір женщины; его особенности, превосходства и недостатки. П. Е. Астафьева; с приложением статьи: "Понятие психического ритма". (Москва. 1882>.)
   7 названия произведений даны курсивом без кавычек, перед именами авторов нет запятых
   13 отрывки этого своего сочинения
   15 со <всею> занимательностью
   17 К числу <таких выдающихся> произведений ~ следует отнести и <ученое> сочинение г. Астафьева
   21 но хотим здесь только <заметить здесь>
   23 <должно> прочесть <эту книгу>. Что труд <этот> весьма беспристрастен, видно уж из того, что <автор> признает за женщиной особые качества и превосходства<,> тесно впрочем связанные и с недостатками<,> и находит даже, что есть много сторон
   С. 227
   2 не в силах;
   4 в сфере нравственной вследствие этого
   7 в ВРС и СС: обоих полов; но не исправлено по первой публикации
   7 между ними.
   Поэтому ~ легко-расторжимой ассоциацией.
   Г. <Автор> основывает
   в "Афишах и объявлениях" в этом месте не было разделения на абзацы.
   

КОММЕНТАРИИ

   Автограф неизвестен.
   Датируется январем 1883 г.
   Впервые под названием "Равноправие женщины": Афиши и объявления. 1883. No 14. 26 янв. С. 1--2.
   Без подписи.
   Вошло В ВРС (T. II. С. 234), СС (T. VIII. С. 125--126).
   Печатается по ВРС.
   
   Рецензия на книгу философа и публициста Петра Евгеньевича Астафьева (1846--1893) "Психический мір женщины. Его особенности, превосходства и недостатки. С приложением статьи: "Понятие психического ритма"" (М., 1882). Здесь под одной обложкой объединены оттиски двух статей, первоначально опубликованных в PB (1881--1882), каждая -- со своим титульным листом (М., 1881; М., 1882). Первая работа написана на основе "трех публичных лекций, читанных в Киеве в 1880 году" (С. 3).
   Об отношениях Леонтьева с Астафьевым см. Т. 8. Кн. 2. С. 1203--1214.
   
   С. 226. ..."Перелом", г. Маркевича... -- См. с. 729--736.
   С. 226. ..."Собственность и Государство", г. Чичерина... -- исследование Бориса Николаевича Чичерина (1828--1904), юриста, историка, философа (Ч. 1. Кн. 1. Право. Кн. 2. Промышленность. М., 1882. Ч. 2. Кн. 2. Промышленность (Продолж.). Кн. 3. Государство. М., 1883). Л. была хорошо известна и другая его книга -- "История политических учений" (Ч. I. М., 1869). См.: Преемство от отцов. С. 129, 519.
   С. 226. ..."Современные церковные вопросы", г. Филиппова... -- См. с. 719--720.
   С. 226. ..."Боярская Дума", г. Ключевского. -- Василий Осипович Ключевский (1841--1911), историк. Речь идет о его книге "Боярская дума Древней Руси" (М.: Тип. б. Миллера, 1882); это было уже второе изд., первое вышло в 1881 г.: Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси. Опыт истории правительственного учреждения в связи с историей общества. М.: Типо-лит. И. Н. Кушнерева и Ко, 1881.
   С. 226. ...о книге г. Любимова "Против течения" ~ вполне еще не кончена... -- Николай Алексеевич Любимов (1830--1897) -- ученый (математик, профессор Московского университета), публицист, сотрудник PB. Его очерки "Против течения. Беседы о революции. Наброски и очерки в разговорах двух приятелей" печатались в PB в 1881--1884 гг. под псевдонимом "Варфоломей Кочнев". Отдельное издание: Вып. 1--3. М., 1880--1882. В письме к И. Фуделю Л. отзывался об этой книге как об очень хорошей (Преемство от отцов. С. 86). Отношения Л. с Любимовым, первоначально почти приятельские, резко испортились во второй половине 1880-х гг.
   С. 226. ...признает за женщиной, особые качества и превосходства (тесно, впрочем, связанные с ее недостатками)... -- Ср.: "...женщина <...> впечатлительнее мущины и раздражительнее его. <...> двигательные реакции, как более быстрые, имеют у женщины и более отраженный, неудержимый характер. <...> Реакции женского организма на более многочисленные внешние и внутренние влияния быстрее, разнообразнее и точнее, чем у мущины <...> но по тому же самому они и слабее, и менее постоянны, и менее сосредоточены, чем у мущины, и более пригодны, следовательно, к приспособлению организма к среде, чем к активному воздействию на нее, изменяющему ее" (Астафьев П. Е. Психический мір женщины. С. 42-- 43).
   С. 226. ...находит даже, что есть много сторон жизни ~ в которых мужчина был и будет всегда ниже женщины... -- Ср.: "...слабая женщина, однако, выносливее сильного мущины <...> меньше и легче мущины спит и легче его переносит лишение сна <...> свободно дышит в такой атмосфере, которую мущина с трудом выдерживает несколько часов <...> меньше мущины ест и пьет..." (Там же. С. 47); "Мущины, много учившиеся, легко впадают в непонимание действительных фактов <...>. В эту ошибку редко впадает женщина..." (Там же. С. 90--91).
   С. 227. ...в умственной сфере автор указывает на меньшую способность женщины к отвлечению и в сфере нравственной вследствие этого на меньшее умение возвыситься до справедливости и беспристрастия... -- См. об этом в главе V первой статьи Астафьева (Там же. С. 72--81). Ср. также в главе VI: "Ни в борьбе, ни в победе женщина не сохраняет того великодушия, той совестливости в выборе средств, уважения к личности противника и хладнокровного беспристрастия, которые одни обращают борьбу в средство развития, а не источник личной вражды..." (Там же. С. 101--102); и в главе IX: "Там, где для женщины вопрос о достоинстве человека, его мыслей и начинаний еще не решен предварительно в смысле полной и непоколебимой веры в него, -- там женщина обыкновенно руководится правилом: "что свет признает -- то верно и что свет делает -- то хорошо"" (Там же. С. 142).
   С. 227. Семью он признает религиозной корпорацией, а не свободной и легко расторжимой ассоциацией. -- Ссылаясь на актовую речь проф. А. С. Шкляревского "Об отличительных свойствах мужского и женского типов" (1874), Астафьев называет семью "мірoм в миниатюре" (С. 4) и доказывает, что в периоды упадка женщина утрачивает свое "истинное значение", перестает быть "средоточием семьи", а сама семья в таком случае превращается "в простую ассоциацию некоторых интересов, терпимую лишь как необходимое зло, в виду улучшения производства или потребления разных благ" (С. 5--6). "Но в том именно и достоинство, и великое нравственно-воспитательное значение и сила семьи <...> что она не ассоциация, в которую пытаются обратить ее большинство сторонников так называемой "эманципации" женщины <...> морально-воспитательное значение семьи принадлежит ей, наравне с церковью и отечеством, именно потому что она, подобно им, не есть ассоциация, основанная на специальном, частном договоре, в виду частных же целей, и охватывающая жизнь личности не со всех сторон и не органически" (С. 6-7).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru