Леонтьев Константин Николаевич
Фрагменты, не вошедшие в статью "О всемирной любви"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах
   Том девятый. Литературно-критические статьи и рецензии 1860-1890 годов
   С.-Пб., "Владимир Даль", 2014
   

ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ

<ФРАГМЕНТЫ, НЕ ВОШЕДШИЕ В СТАТЬЮ "О ВСЕМІРНОЙ ЛЮБВИ">

<1>

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   сложность, и шум и множество движений в результате дают что-нибудь очень нужное для нас и, вместе с тем, простое: муку, стекло, белую полосу бумаги и т. д. -- Церковь не верит в природное достоинство человека; -- она не надеется привлечь и образумить его одними только ласками и односторонней проповедью практически-морального добра; она считает себя вправе пользоваться и немощами даже нашими для нашего обращения. -- Расскажу один только пример, которому я был свидетелем на Афоне. -- Приезжий из России столбовой помещик, занимавший сверх того и коронную должность, не совсем уже ничтожную, привыкший к светской жизни, но при этом набожный и желавший утвердиться в вере, -- поссорился при мне из-за горячего спора с опытным и влиятельным иеромонахом русского монастыря. -- Иеромонах (из купцов, кажется, сибирских), был по природе своей горд, упорен и сух; приезжий дворянин самолюбив и вспыльчив. -- Духовное начальство монастыря находило, что иеромонах сделал ошибку, но молчало и не мешалось в их ссору, предоставляя им поступить как хотят. Поклонник и в первую минуту извинился при всех нас за обедом, но несколько раздражительно и ядовито, и ушел из-за стола. -- Вскоре пришлось ему говеть. -- Он помнил, что "внутреннего бесстрастия" и "смирения" в его извинениях не было. -- Частые посещения Церкви смягчили его сердце; он пламенно желал помириться с иеромонахом. -- Иеромонах, судя по всем дошедшим до меня данным, каялся перед главным духовником в своем промахе, но перед приезжим извиниться почему-то не находил нужным. -- Приезжий, чувствуя свое умиление и радуясь ему, начал бояться впасть в монашескую гордость, или в тщеславие своего смирения. -- Он не колебался просить прощения перед исповедью, до которой оставалось немного времени; -- но ему хотелось поступить правильнее, быть чище, лучше перед Богом, и он спрашивал себя: -- где и как ему просить прощения у иеромонаха, который его оскорбил, заступившись резко, в споре, не совсем кстати за другое лицо, которое монастырю было тогда очень нужно; с глазу ли на глаз в келье поклониться ему, или при многих свидетелях, чтобы еще больше наказать себя за нечистоту первого извинения, по-мірски вовсе бы и ненужного, так как не он был оскорбителем. -- Но и то, и другое не представлялось поклоннику вполне чистым от тщеславия или гордости. -- Как нарочно -- пожилой духовник его в часы этой борьбы был болен и отдыхал. -- Случайно в это время ко мне, как к Консулу, пришел по делу знаменитый Афонский подвижник, анатолийский грек, Хаджи Георгий. -- Человек, по образу жизни, не только простой, но в высшей степени суровый. -- Он в очень диком месте имел бедное, преднамеренно-грязное помещение, где обучал молодых монахов иконописи; питался сам и их кормил почти одним хлебом и разгавливался с ними на Пасху вместо яиц, допущенных в других Афонских монастырях, вареным картофелем, окрашенным в розовую краску. -- Между прочим, он славился и тем, что с опасностью собственной жизни обратил секретно несколько турок в Христианство. -- Наружность этого человека чрезвычайно располагала в его пользу; он был строен и силен, несмотря на довольно поздние годы, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Поклонник-дворянин не скрывал от меня своих колебаний, и я посоветывал ему обратиться к Хаджи Георгию. Когда он спросил у этого аскета, что ему делать между двух огней, -- между мірскою гордостью, советующей ему поклониться с глазу на глаз в келье, и чем-то вроде монашеского, духовного тщеславия, побуждающего его упасть в ноги иеромонаху при свидетелях, Хаджи Георгий отвечал: -- "Если ты чувствуешь себя не совсем свободным от этих страстей, так предпочти слабость монашескую. -- Ты человек, имеющий звание в міру; поклонись при всех; сделаешь пользу своим примером всем, даже монахам. -- А за то, что ты считаешь себя так искренно нечистым, то Господь поможет тебе". -- Приезжий исполнил и причащался после с великой радостью. --
   Я привел этот пример как один из тысячи в объяснение того, что Церковь имеет возможность и право даже и немощи наши употреблять на пользу христианских целей. -- Конечно, это отвлекло и меня, и читателя от главного предмета нашего, -- но это не беда; может быть, от этого примера многое и в остальных моих словах будет яснее. -- Пусть читатели потрудятся подумать. -- Возвращусь к "смирению перед народом". --
   Итак, мне кажется ясно, что Церковь учит народ смирению и простоте сердца (ибо простота ума вовсе Церковью не рекомендуется обязательно). -- Если же народ есть не что иное, как почва, на которой нередко зеленеют утешающие нас всходы Христи<нства?> . . . . . . . . . . .
   

<2>

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   самосознательного. -- Посмотрим <чем> <?> еще будет наш простолюдин при новых условиях! Едва ли у него найдется тогда и столько мягкости, сколько у нас; и мы еще его смирения, -- без совокупного давления Церкви, Государства, помещичьей власти и собственных общин -- не видали. -- Итак, еще раз: если мы не гонимся за демократическими гуманными предрассудками, то мы, в Христианском смысле, перед народом должны смиряться настолько, насколько мы находим в нем соответственности Церковному учению; настолько, насколько на нем заметны следы этого учения; -- не перед ним самим мы должны склоняться в демократическом раболепстве, а мы должны, конечно, благоговеть и перед тем слабым отражением Церковного света, который сияет на нем; сияет на нем, скажем со вздохом, довольно тускло; конечно, гораздо тусклее, чем на тех из образованных людей, которых сподобил Господь не человечество какое-то непонятное любить, а Церковь, как сказал г. Победоносцев, со всей ее высшей красотою! --
   Народ, конечно, в этом не виноват. -- Не виновато и духовенство, если оно было плохо, если силы ему недоставало. -- Никто не виноват и все неправы! --
   Что будет из России дальше, но теперь она очень похожа на "тощий плод до времени созрелый". -- По крайней мере в религиозном отношении она такова. -- Не успевши дать міру никаких своеобразных культурных примеров на других поприщах, долго не имея духовенства, стоящего наравне с высшими классами по мірской образованности, -- она вдруг сорвалась и со всех охранительных тормозов своих понеслась так быстро к чему-то неизвестному и беспринципному, что даже такие великие умы и такие горячие сердца, как ум и сердце г. Достоевского, впадают в общий тон обыкновенной европейской эгалитар<ности> и все-смешения. --
   Г. Достоевский произносит часто имя Христа, и в этой речи оно заняло видное место. -- Конечно, надо уметь различать, кто произносит это имя; -- уста г. Достоевского не могут осквернить этого святого Имени, как оскверняют его уста стольких других русских литераторов. -- Когда встречаешь это Имя в статьях "Голоса", то содрогаешься как будто от созна<ния> греха. -- Когда произносит это Имя г. Достоевский, -- слышишь искренность, веришь его вере! Но зато и с глубокой скорбью хочешь воскликнуть: -- "И ты тоже, Брут! И тебе занадобилась эта повальная человеческая правда; и тебя, художника, пленила эта мещанская современная Европа, которую Христианину позволительно духовно ненавидеть так, как ненавидели сами Святые Отцы Ария, Македония и Нестория. -- Сказано: "возлюби ближнего и возненавидь грехи его". -- Быть либеральным Европейцем и верить в человека и в человечество больше чем в Святых Отцов -- это грех перед Церковью. -- Возненавидь этот грех! Не ставь так несправедливо <?> имя Христа рядом с никогда не обещанным земным раем и отсутствием зла у людей!"
   Я никогда не забуду того, что я сказал прежде, что г. Достоевский -- писатель в высшей степени полезный некоторыми сторонами своего таланта и своего міровоззрения; -- но эта последняя его речь на празднике Пушкина положительно вредна. --
   Говоря языком тех самых монахов, которых г. Достоевский в своих сочинениях как будто бы учит, не желая сам учиться у них, -- эта речь есть духовная прелесть. --
   Прелестью называется греховное состояние, но не какое-нибудь грубое, или безнравственное, а духовное заблуждение самого высшего полета. --
   Такою прелестью страдали все великие ересиархи. -- И многие из этих ересиарх<ов> были люди лично высоко-нравственной жизни. -- "Им <?> суетно <?> верил <?> род человеческий" -- гов<орит> <?> Ц<ерковь> <?> --

К. Леонтьев

   

ВАРИАНТЫ И РАЗНОЧТЕНИЯ

   В угловых скобках даются фрагменты текста, вычеркнутые или претерпевшие правку в ВРС. Полужирным шрифтом показаны вставки в ВРС и в авторских экземплярах (гранки, оттиски и т. д.). Очевидные опечатки (например: "издерка" вместо "изредка") не учитываются.
   

<ВАРИАНТ ОКОНЧАНИЯ СТАТЬИ "О ВСЕМІРНОЙ ЛЮБВИ">

   Текст копии М. В. Леонтьевой с авторской правкой: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 60. Л. 3--6; Ед. хр. 59. Л. 12. Ед. хр. 60. Л. 7--8, 9--13.
   С. 401
   8 природное вписано Л. синим карандашом
   10 было: только проповедью
   22 было: что иеромонах поступил неправильно
   С. 402
   9 было: Он не знал что дел<ать> / решился просить прощение
   33 было: Самая наружность
   35 было: был стройный и сильный
   С. 404
   6 склоняться вписано Л. синим карандашом
   12 подчеркнуто Л. синим карандашом
   13 то же
   21 перед долго зачеркнуто: никогда
   27 было: обыкновенной европейской демократии. эгалитар<ности> и все-смешения. -- вписано Л. синим карандашом
   29 перед Г. Достоевский зачеркнуто: Конечно,
   32 было: как оскверняют его уста Г. Бильбасова и стольких других Г. Бильбасова и зачеркнуто Л. синим карандашом
   С. 405
   4духовн<о> вписано Л. синим карандашом
   6 подчеркнуто Л. синим карандашом
   8--9 то же
   9 после Не ставь синим карандашом Л. зачеркнуто: еретически так несправедливо <?> вписано Л. синим карандашом
   23 было: И все эти ересиархи исправлено Л. синим карандашом
   

КОММЕНТАРИИ

   Автограф неизвестен.
   Копия М. В. Леонтьевой с авторской правкой: РГАДА. Ф. 1282. Ед. хр. 60. Л. 3--6; Ед. хр. 59. Л. 12. Ед. хр. 60. л. 7--8, 9--13.
   Датируется июлем -- августом 1880 г.
   Впервые: Фетисенко О. Л. "Гептастилисты": Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. СПб., 2012. С. 118--120.
   
   Обнаруженные фрагменты сохранились среди других, попавших от Леонтьева к его любимому ученику, Ивану Кристи. Сохранилось две группы фрагментов, не вошедших в печатный вариант статьи: 1) "автобиографические" (продолжая разговор о "смирении перед народом" Леонтьев вспоминает эпизод из собственной афонской жизни, но говорит о себе как о другом лице, себя же самого упоминая отдельно -- как консула, гостившего на Святой Горе); эти фрагменты сохранились без начала и конца с лакуной в середине, в архиве они оказались разнесенными по разным единицам; 2) "богословско-полемический" фрагмент (отвергнутый финал статьи, без начала). В последнем отрывке есть правка Леонтьева, сделанная характерным для него синим карандашом. Не исключено, что правка может относиться к более позднему времени -- к периоду подготовки ННХ или ВРС. Последнее вернее, поскольку объясняет, как эти листки могли оказаться в архиве семьи Кристи -- Толстых.
   
   С. 401. Расскажу один только пример, которому я был свидетелем на Афоне. -- Другие случаи, когда Л говорил о себе в 3-м лице: в книге "Отец Климент Зедергольм" (Т. 6. Кн. 1. С. 342--345), в статье "Добрые вести" (Т. 8. Кн. 1. С. 433--435).
   С. 397. ...взяша на рамена... -- т. е. под свое покровительство. Рамена -- плечи (ц.-сл.).
   С. 398. 9 октября... -- Выше в том же абзаце (с. 403) Макарий описывает состоявшееся 6 октября 1620 г. рукоположение игумена Исаии Копинского во епископы Перемышльские.
   С. 398. ...в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря... -- Монастырь был основан не позднее 1588 г.; на месте указанной церкви в 1690-е гг. был построен каменный Богоявленский собор (не сохранился).
   С. 398. ...Болгарский митрополит из Софии... -- Имеется в виду митрополит Неофит.
   С. 398. ...Златоверхо-Михайловского монастыря... -- Монастырь в Киеве, основанный, по преданию, св. Михаилом, митрополитом Киевским (Хв.); главный его храм, Михайловский собор, возведен в 1108--1113 гг.
   С. 398. ...до кончины Киевского митрополита Могилы... -- т. е. до 1647 г.
   С. 398. ...Мелетия Смотрицкого, Кунцевича... -- Мелетий (Смотрицкий; ок. 1578--1633) -- архиепископ Полоцкий и Витебский (с 1620); в 1627 г. перешел в унию; церковный и общественный деятель, филолог; автор "Грамматики" (1619) и полемических богословских трудов; Иосафат (Кунцевич; 1580--1623) -- архиепископ Полоцкий и Витебский (1618--1623), один из устроителей Брестской унии 1596 г.; убит в Витебске; канонизирован Католической Церковью.
   С. 401. ...русского монастыря. -- Имеется в виду Русский СвятоПантелеймоновский монастырь.
   С. 402. ...каялся перед главным духовником... -- Имеется в виду иеросхимонах Иероним (Соломенцев); см. о нем прим. на с. 743.
   С. 402. ...начал бояться впасть в монашескую гордость, или в тщеславие своего смирения. -- Об этом грехе монашеской гордости Л. подробно говорит в "Афонских письмах" (Т. 7. Кн. 1. С. 142--143); упоминается он и в книге "Отец Климент Зедергольм": "Это -- гордость смирения" (Т. 6. Кн. 1. С. 332). Преп. Иоанн Лествичник так писал о подобных явлениях в 22-м Слове "Лествицы": "...тщеславие радуется о всех добродетелях. <...> Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх" (Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в рус. переводе. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908).
   С. 402. ...пожилой духовник его ~ был болен... -- Скорее всего имеется в виду не о. Макарий (в міру Михаил Иванович Сушкин; 1821--1889), но тот же о. Иероним.
   С. 402. ...знаменитый Афонский подвижник, анатолийский грек, Хаджи Георгий. -- Речь идет о греческом старце-подвижнике Хаджи-Георгии (в міру Гавриил; 1809--1886), жившем в скиту са вмч. Димитрия Солунского на Керасях и часто бывавшем в Пантелеймоновском монастыре. См. о нем: Антоний (Святогорец), иеромон. Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. М., 1994. С. 106--126; Пантелеймон (Сапожников), мон. Письма с Афона о современных подвижниках Афонских. Вып. 1. Киев, 1871 (последний источник цитируется Антонием: с. 112--114).
   С. 402. ...в очень диком месте ~ преднамеренно-грязное помещение, где обучал молодых монахов иконописи... -- См.: Антоний (Святогорец), иеромон. Жизнеописания Афонских подвижников благочестия... С. 112--113.
   С. 402. ...обратил секретно несколько турок в Христианство. -- Еще юношей, в начале 1820-х гг., будущий подвижник оказался в Константинополе, где его дядя, некогда потурчившийся из страха смертной казни, служил при дворе султана Махмуда II. "Гавриил <...> не только дядю, но с ним и одного священника и еще других нескольких человек потурчившихся он успел возвратить в христианство. Все они втайне снова стали христианами, но еще некоторое время остались на прежних местах служения" (Там же. С. 107). В дальнейшем "он успел обратить ко Христу несколько турок и даже одного турецкого начальника -- агу" (Там же. С. 119).
   С. 402. Наружность ~ располагала в его пользу... -- Ср.: "О. Хаджи-Георгий на вид всегда был бодр и здоров; лицо его было полное и даже с легким румянцем <...>. Лица своего никогда не умывал, а между тем оно всегда было светло..." (Там же. С. 120--121).
   С. 403. ...простоте сердца ~ простота ума вовсе Церковью не рекомендуется обязательно... -- Отсюда известные слова Л.: "Ум мой упростить я не могу" (Т. 6. Кн. 1. С. 333). См. также прим. на с. 800--801. О простоте сердца см., например, 4-е Слово "Лествицы".
   С. 404. ...не человечество какое-то непонятное любить, а Церковь, как сказал г. Победоносцев, со всей, ее высшей красотою! -- Отсылка к речи К. П. Победоносцева в Ярославском епархиальном училище. См.: с. 216 и прим. на с. 828.
   С. 404. ...на "тощий плод до времени созрелый". -- Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Дума" (1840).
   С. 404. Когда встречаешь это Имя в статьях "Голоса"... -- Возможно, Л. имел в виду статью А. Д. Градовского "Мечты и действительность" (см. прим. на с. 816).
   С. 405. ..Ария, Македония и Нестория. -- Арий (ок. 256--336) александрийский пресвитер, учивший, что Сын Божий не рождается предвечно от Бога Отца, а сотворен Им во времени и, следовательно, не единосущен Ему; ересь арианства осуждена на I Вселенском Соборе (325); Македоний -- епископ Константинопольский (355--359), полуарианин; его учение о том, что Сын подобен Богу-Отцу, а Св. Дух не имеет участия в Божестве Отца и Сына (за это последователей Македония назвали духоборцами), осуждено II Вселенским Собором; Несторий (ок. 381 -- ок. 451), патриарх Константинопольский (428--431); учил, что Пресвятая Дева Мария не должна называться Богородицей, так как родила она не Бога, а человека, который был только через наитие Са Духа стал Христом; это учение осуждено IV Вселенским Собором.
   С. 405. Сказано: "возлюби ближнего и возненавидь грехи его". -- Одна из любимых Леонтьевым святоотеческих цитат: из 57 Слова св. Исаака Сирина ("Люби грешников, но ненавидь дела их..."). Ср. Т. 4. С. 588; Т. 8. Кн. 1. С. 619.
   С. 405. ...что г. Достоевский -- писатель в высшей степени полезный некоторыми сторонами своего таланта и своего міровоззрения... -- Ср.: с. 197.
   С. 405. Прелестью называется ~ духовное заблуждение самого высшего полета. -- Прелесть -- обман, заблуждение (ц.-сл.); часто в значении: ложное (завышенное) мнение о себе.
   С. 405. Им <?> суетно <?> верил... -- Последняя фраза лишь слегка намечена синим карандашом.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru