Леонтьев Константин Николаевич
Статистические труды, отредактированные К. Н. Леонтьевым

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах
   Том десятый. Книга первая. Документы служебной деятельности. Рапорты в Нижегородскую врачебную управу (1858-1860). Дипломатические донесения и другие документы консульской службы (1864--1873)
   С.-Пб., "Владимир Даль", 2017
   

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ, ОТРЕДАКТИРОВАННЫЕ К. Н. ЛЕОНТЬЕВЫМ 1870--1871

   

Я. ДЖИОВАНОПУЛО. КАЗА-МЕЦЦОВО

Перевод, редактирование и примечания
К. Н. Леонтьева

Сопроводительное письмо No 196 от 18 декабря 1870 г.
П. Н. Стремоухову

Янина; декабря 18;

   No 196
   1870.

Милостивый Государь
Петр Николаевич,

   Честь имею препроводить при сем под буквою I описание Казы-Меццово (Янинский Мут<есарифлы>к), составленное одним молодым меццовитом г. Джиованопуло и переведенное мною по-русски с помощью г. Лазаридиса, драгомана нашего Консульства.
   Я сократил некоторые длинноты и дополнил этот труд моими собственными замечаниями. -- По крайнему моему разумению, это самый лучший очерк из всех представленных доселе моими греческими помощниками; -- я думаю, что прекрасное и правдивое изображение быта меццовского, которое Ваше Превосходительство найдет в нем, объясняет многие стороны восточной жизни нагляднее всяких цифр и общих рассуждений.
   Считаю также долгом сделать здесь еще несколько замечаний.
   Bo-1-x. -- Я не поспел приготовить теперь обещанное мною краткое изложение здешних мнений о происхождении меццовитов. -- Я сделаю это впоследствии; -- вообще же, кажется, что одни считают их (как и всех других куцо-влахов) потомками переселившихся в Эпир, Фессалию и Македонию -- даков (молдо-валахов), -- а другие ведут их происхождение от военных римских поселений.
   Bo-2-x. -- Отдел, трактующий о мануфактурной деятельности Меццова, очень краток; но этот самый предмет будет подробнее рассмотрен в труде нашем о промышленности в Эпире. -- Таблицы, образчики, а может быть -- и фотографии с соответственным описанием местного шерстяного производства, -- я надеюсь представить к марту или апрелю месяцу 1871 года.
   В-З-х. -- На днях Каймакам удален из Меццова, и дела тамошние будет ведать Янинский Мутесариф; т. е. Меццово из Казы обращено в нахие.
   Совсем ли уничтожена должность этого Каймакама, или только это временная перемена -- трудно сказать; относительно уездов и округов Турецкое Нач(альст)во не придерживается постоянных правил, а сообразуется больше с текущими обстоятельствами.
   С глубочайшим почтением имею честь быть

Вашего Превосходительства

   покорнейший слуга: К. Леонтьев
   
   Littera I.

К No 196 (1870)
Янина

Каза-Меццово
(Янинский Мутесарифлык)

Составлено г. Яни Джиованопуло
и переведено с греческого (с некоторыми
сокращениями и заметками) Консулом
К. Леонтьевым и драгоманом Консульства
Лазаридисом

Каза Меццово

   Каза эта зависит от Янинского Мутесарифлика. -- Главный город ее называется тоже -- Мецирво. -- Кроме города в этой Казе всего четыре только села: 1, Малакаш, 2, Куиуфляни, 3, Милья и 4, Вутоноси.
   Управляется она Каймакамом, который назначается обыкновенно Генерал-Губернатором Вилайета; иногда же прямо из Константинополя.
   Население Казы простирается до 7500 душ.
   

Город Меццово

   Город лежит в месте гористом, на Южном склоне Пинда; на Востоке от Янины.
   Климат довольно холодный, но здоровый. -- Множество маленьких речек, сбегающих с высот Пинда, образуют реку, называемую -- Меииовский Сарандопорон (т. е. Сорок отверстий), которая разделяет город на две половины: Просильо и Анильо (Против-Солниа и Без-Солниа). -- Эта река за городом сливается с речкой Вувусой (вытекающей из Загор), и обе вместе впадают в Артскую реку. -- Зимой река Сарандопорон в брод непроходима. -- То же случается иногда и осенью от проливных дождей и весной от таяния снегов на горах. -- Есть, однако, мосты для пешеходов и коней.
   Положение города важно в военном отношении, ибо через него идет сообщение Эпира с Фессалией и даже с Македонией.
   Полагают, что на месте нынешнего Меццова четыре века тому назад жило несколько влашских семейств, занимавшихся скотоводством и сходивших на зиму с овцами своими в равнины Фессалии.
   В XVI-м столетии случилось одно происшествие, которое послужило к возвышению Влашской общины этой. -- Один Визирь, заслуживший гнев Дивана, скрылся в Фессалийской деревне Гризьяни, у одного Христианского Священника; этот Священник имел другом одного старшину из этих влахов, по имени Стерио Флокка; -- он поручил этому Стерио гонимого Визиря, и Стерио взял его с собою в одежде пастуха, берег его долго и следил даже за новостями из Константинополя. -- Наконец в столице обстоятельства переменились; -- Паша был вызван туда, чтобы стать Великим Визирем. -- Уезжая -- он обещал своему спасителю сделать все, что он желает, для него самого и для общины. -- Когда Стерио Флокка приехал в К<он>с<тантино>п<о>ль, Великий Визирь принял его с большими почестями и дал общине фирман со следующими привилегиями:
   1, Все пастбища, на которых паслись в Эпире, Македонии и Фессалии стада меццовских пастухов, объявлены были вечной собственностью Стерио Флокка и его общины.
   2, Жители Меццова имеют право сами смотреть за своей безопасностью, и никакой турок не должен жить в Меццове.
   3, Община платит в год в казну только 941 пиастр и никаких других повинностей не несет.
   4, Никакая власть не может преследовать человека какой бы то ни было веры и какого бы то ни было звания, если он укрылся в Меццово.
   5, Турки, когда им случится проезжать через Меццовскую землю, должны считать эту землю священной и, покидая ее, обязаны стряхать прах с подков коней своих, чтобы не унести даже и пылинки этой земли.
   6, Страна эта управляется Патриаршим Экзархом, который выбирается самими меццовитами и утверждается Патриархом.
   7, В политическом отношении Меццово зависит от Правителя Эгриппа, {Негропонт.} а в судебном от Ливадийского Кади. {В Аттике.} (Последнее право -- подчиняться властям столь далеким, было выговорено, чтобы воздержать жителей от бесполезных и разорительных тяжб и принудить их кончать дела на месте, патриархально и по-братски.)
   Теми же правами пользовались, кроме города, и четыре вышесказанные села: Малакаш, Куцуфляни, Милья и Вутоноси.
   Население возрастало, благодаря тому, что многие гонимые и обиженные люди скрывались в Меццово под защиту этих прав. -- Али-Паша, захватив власть над всем Эпиром, вскоре посягнул и на независимость Меццова и подчинил и этот край своему деспотизму. -- С тех пор Меццово стало зависеть от Янины; -- а с утверждением Вилайетов назначили туда Каймакама и Кади, по общему образцу. -- Из старых прав своих Меццово сохранило только прямую зависимость от Патриархии, через своего Экзарха.
   Правительство, опасаясь меццовитов, которые в 54-м году восстали против него, построило в городе небольшую крепость. -- Ею командует один сотник с небольшим отрядом солдат. -- В крепости построили мечеть, чего доселе в Меццове не было видано. -- Надо полагать, что и крепость, и мечеть, и Каймакам, и Кади -- все это заведено турками в наказание за Меццовское восстание 54-го года. -- Впрочем, положение этой крепости таково, что она для горожан не очень опасна; многие думают, что гарнизон может быть легко поражаем ружейными выстрелами из домов, стоящих выше крепости по горам.
   
   Подати города. -- Податей до переписи {Тахрыры-Джедит; -- 1858 года. -- К. Леонтьев.} Меццово платило: 107 342 пи(астро)в; -- а после переписи платит: 96 453 пи<а>стр<ов>.

0x01 graphic

   Лавок разных в городе -- 16. -- Из них 3 принадлежат Церкви Св. Параскевы и отдаются ею внаем; -- остальные принадлежат разным лицам в городе; вообще лавки эти незначительны.
   Ханов -- 2 и оба принадлежат церквям: Митрополичьей Св. Параскевы и другой, тоже Св. Параскевы.
   Церквей в городе -- 14.
   Школ -- 4; 2 взаимного обучения; 1 -- эллинская {Т. е. где обучают уже старо-эллинскому языку и греческой истории. -- К. Леонтьев.} и 1 женская.
   Из богоугодных заведений в Меццове имеются: богадельня и аптека, устроенная по завещанию одного меццовита; -- она обязана раздавать всем лекарства бесплатно.
   Все вышеупомянутые заведения содержатся на суммы, пожертвованные несколькими гражданами Меццова; -- суммы эти сверх того употребляются и на другие полезные обществу цели.
   

Taблица пожертвованных сумм

0x01 graphic

   413

0x01 graphic

   Монастырей -- 2: Успения Божьей Матери и Св. Николая. -- Оба стоят на реке Сарандопорон; имеют небольшие доходы от своих церквей и от принадлежащих им пахотных земель.
   Так называемых панигирей здесь бывает 3 больших: Св. Троицы, Св. Апостолов и Св. Пророка Илии. -- Кроме того есть много и меньших панигирей по разным церковным праздникам. -- Торгового значения они не имеют и устроиваются больше для развлечений.
   Недалеко от города находится обширная долина, которая славится своей красотой, здоровым воздухом и богатой растительностью; здесь проводят лето в шатрах многие меццовские семейства. -- Место это называется -- Поличья.
   Вблизи от Поличья находится и другая, подобная же долина, Imperatore называемая; некоторые думают, что тут была Мегара древних. {Консульство за археологические мнения автора не ответственно. -- К. Леонтьев.}
   

Описание сел

1. Село Малакаш

   В Малакаше: домов -- 167; жителей: -- 1002; 6 церквей; 1 школа, которая содержится на счет некоторых селян, торгующих в К<он>с<тантино>п<о>ле. -- 1 хан и 1 лавка; оба принадлежат не лицам, а общине и от нее отдаются внаем.
   До переписи с. Малакаш платило 24 731 п<иастро>в; а после переписи платит: -- 23 397 п<иастро>в.

0x01 graphic

   Жителей этого селения другие соседи их зовут по-влашски: афумачи (т. е. задымленные, закопченные). {Потому что они занимаются изготовлением уголья и смолистых растопок для топки очагов. -- К. Леонтьев.}
   

2. Село Куцуфляни

   Домов -- 63; жителей -- 378; церквей -- 3; школа -- 1 (она содержится на счет жителей).
   Податей до переписи село платило -- 8 808 П<иастро>в; теперь платит: 13 098.
   Возвышение податей в этом селе сравнительно с другими селами, произошло оттого, что в Куцуфляни больше земли.

0x01 graphic

3. Село Милья

   Домов -- 80; -- жителей -- 420; -- церквей -- 2; школа 1 (содержится на счет жителей). -- Ханов -- 2 (один принадлежит церкви и от нее отдается внаймы; а другой есть личная собственность одного жителя). -- Есть также 2 лесопильные заведения; доски из них продаются б<ольшею> ч<астию> в Янину. -- При этих лесопильнях делают также долбленые корыта. -- Хозяева получают, впрочем, от этих лесопилень очень мало дохода.
   Податей село платило прежде: 8 949 п<иастро>в; а теперь платит: 10 631 п<иастро>в.

0x01 graphic

   Недалеко от этой деревни есть пещера, которая зовется -- Джини.
   В ней много узких и темных ходов, и своды ее покрыты множеством сосцевидных сталактитов; -- из них добывается камень, который зовут -- галактит и употребляют как медицинское средство для возбуждения отделения женского молока. {Принимается внутрь в виде порошка. -- К. Леонтьев.}
   Старые люди рассказывают, будто бы в этой пещере скрыта статуя женщины, держащей двух младенцев. -- Говорят также, что существовала и какая-то дверь, но ее занесло песком.
   Внутри этой пещеры есть река, которой истоки неизвестны, ибо люди не могут проходить далеко вглубь пещеры. {Автор прибавляет, что, по мнению некоторых, в этой пещере был когда-то храм Зевеса. -- К. Леонтьев.} -- Около горы, заключающей эту пещеру, простирается обширная и чрезвычайно красивая долина, окруженная большими и древними лесами.
   

4. Село Вутоноси

   Домов -- 30; жителей -- 180; церковь -- 1; -- школа -- 1, содержимая жителями.
   Податей село платило до переписи: -- 3 188 п<иастро>в.
   Теперь же платит -- 4 002 п(иаст)ра.

0x01 graphic

   Здесь есть развалины старой крепости, которую жители зовут Лахано-Кастро (т. е. Капустная крепость). -- По немногим ее остаткам можно полагать, что она очень древнего происхождения; но какой именно эпохи, -- здесь никто не знает.
   Произведения и рукоделья
   Хлебное производство в Меццовской Казе очень слабо; недостаточно даже для ее собственного потребления. -- Виноградников тоже мало; хотя они здесь вообще удаются; но жители ими пренебрегают.
   Главное средство к жизни здесь -- скотоводство: овцы, козы и лошади.
   От скотоводства уделяется даже часть для вывоза в другие области Турции, а иногда и за границу. -- Сыр, масло и шерсть вывозятся в Корфу, а оттуда и в другие места. -- Овцы обыкновенно продаются на месте покупателям, приезжим нарочно из других городов и сел для этой цели. -- Мулы и лошади отправляются в Грецию и в другие области Турции.
   Все молочные произведения Меццова считаются хорошими; в особенности же те, которые из деревни Милья. -- Вина лучшие делаются в Малакаше.
   Рукоделья. -- Меццовский уезд в отношении мануфактурном один из первых, если не первый -- уезд в Эпире. -- Главное производство здесь шерстяное. -- Шерсть обрабатывается женщинами, которые вяжут чулки {Чулки, особенно длинные женские чулки в Эпире -- не то, что какие-нибудь простые белые чулки; -- во многих деревнях вяжут толстые и прочные, но чрезвычайно красивые, изукрашенные снаружи разноцветными звездочками, чулки.} и ткут шерстяные ткани различного рода, -- напр<имер>: род толстой фланели, белой и чорной; ковры для полов и другие ковровые же ткани для диванов и подушек; -- разных родов одежды, употребляемые в стране, -- капы, безрукавники мужские и женские крайне прочного и толстого чорного сукна. -- Работа обыкновенно производится в домах хозяев, и никаких фабричных заведений для этого не существует.
   Ковровые ткани меццовские чрезвычайно прочны и держатся более 60 лет, не теряя ни красок своих, ни других достоинств. -- Один ковер, 12 подушек (диванных), три веленцы и одна бердэ -- для убранства комнаты по здешнему обычаю, {Автор говорит, конечно, о тех турецких диванах, которые идут вокруг трех стен комнаты; их-то покрышки зовут веленцами; -- что касается до слова турецкого: "бердэ" -- то оно значит вообще занавеска, на дверь или окно; -- в этом случае говорится о дверной бердэ, гладкой, без складок, которая продается вместе с ковром и диванными веленцами. -- К. Леонтьев.} -- стоят 25 турец<ких> лир (около 150 руб.). Есть и дешевые ковры и веленцы; смотря по качеству.
   Вывоза, однако, этим меццовским тканям вовсе нет, и даже тот, кто желает иметь их, редко находит их готовыми, а должен б<ольшею> ч<астию> заказывать их.
   По красоте своей меццовские ковры и веленцы занимают первое место (в Эпире) между всеми подобными им местными тканями; -- но они гораздо ниже македонских ковров. {Я сам не видал македонских ковров, -- и потому по вопросу о красоте -- не сужу их. -- Слышал, однако, что в Салониках подражают плохим западным образцам в рисунке, и единственный ковер салоникский, который я видел, оказался гораздо пошлее меццовских. -- К. Леонтьев.}
   Золотых и серебряных дел мастерство в Меццове гораздо ниже македонского; -- меццовские мастера гораздо менее искусны, чем македонские влахи.
   

Язык, характер и быт меццовитов

   Хотя меццовиты и говорят все по-влашски, -- но нисколько не думают о происхождении своем {Автор вслед за этим много говорит о происхождении куцовлахов меццовских; но так как я не знаю, какими археологическими и этнологическими источниками он пользовался, то предпочел выкинуть это все и в конце описания привести как его мнения, так и мнения г. Аравантино, здешнего жителя, который печатал о влахах.} и образом мыслей все -- эллины, б<олее> или м<енее> приверженцы "Великой идеи". {Не все так думают; -- другие говорят, что и между меццовитами есть люди умеренные в большом числе; к тому же выражение "Великая идея" не все на Востоке употребляют одинаково; -- одни соединяют с этим словом представление об обширной Византийской Империи, -- другие же просто независимость всех греков. -- К. Леонтьев.} -- Все дети обучаются по-гречески в школах и кроме эллинской никакой другой политической будущности не имеют.
   Все меццовиты большие патриоты и не раз доказывали это, жертвуя не только деньгами, но и жизнью. -- Бывали примеры, что сын убивал отца или отец сына, чтобы избавить родину от предательства. -- В 21-м году из Меццова вышло несколько известных капитанов, и в движении 54-го года меццовиты тоже принимали участие. -- Замечательнейшие из меццовитов подвижников 21-го года: Димитрий Джимо и Димитрий Стамо. -- Последний служил в "Священной Сотне" во время восстания и кончил тогда же и жизнь свою. -- А Джимо, обвиненный в связях с гетеристами, был предан отцом своим и повешен в Лариссе. -- Димитрий Папа-Яни тоже во время дел 21-го года был убит в Элладе. -- Арматолы (капитаны) от времени Али-Паши до 54-го года: отец и сын Дели-Яни; отец и сын Флокка; отец и сын Дзапа; -- когда отцы эти умерли, а сыновья еще были малы -- Али-Паша воспользовался этим временем, чтобы уничтожить меццовские привилегии. -- Сыновья же вышеназванные отличились в 54-м году. -- В этом же году прославился вместе с ними Николай, сын Папа-Василья, Мичо; -- он в одной схватке своей рукой убил многих албанцев, самого начальника их Карафиль-бея и знаменосца, у которого отнял и знамя турецкое. -- Он был бакал и мясник.
   Меццовиты гостеприимны и очень самолюбивы; они не любят, чтобы люди чужие превосходили их в чем-нибудь. -- Воров и разбойников из этой казы почти никогда не бывает; -- но меццовиты имеют и недостатки довольно крупные; напр<имер>, они очень мстительны и сварливы. -- У меццовитов преобладает дух несколько аристократический и иерархия между разными сословиями наблюдается строго. -- К первому классу относятся все богатые купеческие дома, особенно те, которые происходят от старинных и издавна влиятельных домов. -- Их зовут обыкновенно "благородными". -- Второй класс составляют мелкие торговцы и ремесленники; а третий и самый низший: пастухи и хамалы (носильщики).
   Из людей первого разряда иные живут с земель, которые имеют в Фессалии; другие же имеют капиталы в разных банках и живут процентами. -- Почти все они рано уезжают торговать и делать другого рода денежные дела на чужбину, особенно в Молдо-Валахию, Россию и Константинополь. {и Египет.} -- Возвращаются на родину поздно и тогда только женятся, -- устраняются обыкновенно от новых предприятий, доживая свой век в Меццове и занимаясь лишь местными общественными делами. -- Люди этого первого класса обыкновенно и заведуют всем в общине. -- Никогда человек, принадлежащий к двум низшим классам, не выбирается в судьи, в эфоры училищ, в эпитропы церквей и завещанных общине сумм, в димогеронты и т. д. -- Властолюбие архонтов этих таково, что нередко борьба местных партий доходила до кровопролития или даже (несмотря на патриотизм меццовитов в обще-греческих вопросах) -- до предательства противников туркам, чтобы только повредить противоположному направлению.
   Когда архонты задумают какую-нибудь общую меру (предварительно посоветовавшись между собою внутри домов своих) -- они составляют акт, -- подписывают его и посылают его с кавассом димогеронтии (называемым протогерус -- т. е. первый старик) -- на подписание людям двух других классов, и эти слепо и молча подписывают бумагу.
   Любопытно видеть меццовских архонтов, когда они выходят утром в церковный сад, садятся все с суровым видом на стулья, кто с тростью, а кто с янтарными чотками, и начинают рассуждать сначала о местных делах и нуждах, не позволяя себе никаких шуток или острот. -- Покончив беседу о местных делах, они начинают читать различные греческие газеты, выражая и о них каждый свое мнение. -- Все политические рассуждения их направлены на один предмет, на разрешение Восточного вопроса. -- Ниже, против этого церковного сада есть поляна, на которой сбираются люди двух других классов; -- туда иногда сходят и архонты с целью приобрести популярность или приглашают бедных людей в церковный сад. -- Замечательно, что прошлого года в первый раз Пра<вительст>во назначило в Меццово двух судей из деревенских жителей 3-го класса; -- но меццовиты подали прошение, что Каза недовольна ими, и люди эти были удалены, несмотря на то, что в селах большинство голосов было в их пользу. -- Гражданское равенство, которое само Турецкое Пра<вительст>во вводит своими новыми уставами, крайне не нравится меццовским архонтам. -- Они допускают равенство, но с тем условием, чтобы люди низшего сословия сами не забывали уважения к архонтам; -- если же эти последние забывают, то тогда не только и законы пренебрегаются, но люди, нарушившие древний обычай, {Напр<имер>, в отношении одежды, которая у разных классов, по обычаю, должна быть разная, как увидим о том же подробнее ниже. -- К. Леонтьев.} подвергаются немедленно какому-нибудь местному наказанию (тюрьме и т. п.). -- Когда архонт судится с бакалом или пастухом, последний стоит, а архонт сидит. -- Выигрывает тяжбу почти всегда по праву сильного архонт. -- (Кади и Каймакам находятся совершенно под влиянием архонтов.) Но вместе с тем архонты меццовские очень искусно ведут себя в других отношениях: когда тяжба идет между людьми 2-го или 3-го классов -- архонты стараются решить дело как можно беспристрастнее и взяток в таком случае никогда не берут.
   Религиозность меццовитов очень велика; -- оба пола посещают прилежно церкви и исполняют все обязанности, налагаемые Церковными уставами и обычаями.
   Людям, даже и разжившимся, но других классов, архонты стали давать дочерей только в последнее время; прежде о браках между людьми 1-го класса и 2-х других никто и не слыхивал. -- Интересно также, что меццовиты, несмотря на свой эллинский патриотизм, никогда дочерей своих за эллинов свободного Королевства не выдают, -- а всегда за меццовитов же, -- даже и тогда, когда вместе с семьей находится на чужбине.
   Везде где только меццовиты путешествуют и торгуют, они известны своей торговой изворотливостью и вообще слывут за способных людей.
   Людей, способных к ученым занятиям, также Меццово производило всегда. -- Многие меццовиты еще в XVIII веке были преподавателями, известными и в других местах Эпира и Фессалии.
   Образ жизни всех классов в Меццове вообще, можно сказать, суров и воздержен. -- Зимой единственное развлечение меццовитов ходить друг к другу запросто в гости; -- летом же веселятся несколько больше на панигириях.
   Песни меццовиты очень любят, но только одни воинственные; эротических же и вакхических у себя не допускают.
   В танцах местных -- полукруговых, а иногда и круговых, наблюдается особого рода порядок. -- В них принимают участие люди обоего пола и всякого возраста от стариков до детей. -- Сперва становятся, взявшись за руки, мужчины высшего класса, потом второго, потом третьего; потом уже следуют женщины, тоже по степеням. -- Никогда этот последний из взрослых мужчин не держит за руку первую из молодых женщин; между ними ставят или мальчика не старше 12 лет, или какую-нибудь старуху.
   Девушки танцуют особо, в отдаленном месте, и никто из мужчин не смеет подойти к ним ближе как на 20 шагов. -- Между девушками сословиями не считаются, а наблюдают в порядке танцов лишь старшинство возраста.
   Одежда меццовитов высшего класса теперь большею частию европейская; некоторые, однако, еще носят старую архонтскую одежду турецкого фасона: так назыв<аемую> дулама, длинный халат, подпоясанный шалью, и сверху длинную шубку, или особого рода длинный чорный, суконный "безрукавник" (домашней работы), обшитый кругом красным. -- Женщины носят верхние безрукавники тоже чорный с обшивкой красной кругом; -- а внизу обыкновенные платья и красный передник (домашней работы). -- На голове женщины этого класса носят сверх фески особого рода убор, {Нечто вроде тюрбана, только небольшого, жгутом. -- К. Леонтьев.} и на феске нашито много золотых монет.
   Образ жизни второго класса. -- Мелкие торговцы и ремесленники, составляющие этот класс, проводят обыкновенно зиму в Фессалии или Янине, -- а лето дома, где безвыездно остаются их семьи. -- Очень редко люди этого сословия уезжают дальше Фессалии. -- Иные из них торгуют пшеницей в Фессалии; другие бакалы (мелочные лавочники), мясники в самом Меццове; другие занимаются шитьем платьев, золотых дел мастерством и золото-вышиванием.
   Почти все то, что заработывают в одну зиму, они расходуют летом, преимущественно на заготовление припасов для семьи на следующую зиму. -- Избыток же охотно тратят на развлечения во время летних "панигирий".
   Люди этого разряда очень трудолюбивы и энергичны; во всем же остальном довольно схожи с людьми 1-го сословия.
   В отношении одежды этот класс отличается от 1-го не только тем, что на нем еще европейского платья не ветретишь, но и местное платье на людях 2-го класса отличается несколькими признаками от местной одежды людей 1-го класса. -- Так, напр<имер>, на чорном суконном безрукавнике есть тоже красная обшивка, но она не идет, как у людей 1-го класса, кругом, а оканчивается на талии. -- Одежда женщин этого разряда также несколько иная, и монет золотых на их головном уборе нет.
   Образ жизни 3-го класса. -- Сюда принадлежат: пастухи, погоньщики (агойяты) и носильщики (хамалы). -- Первые спускаются со стадами своими на зиму в Фессалию, а летом возвращаются в Меццово. -- Семейства свои они оставляют в Меццове, снабжая их всем необходимым на зиму.
   Погоньщини живут перевозкой на вьючных животных разной клади, товаров и путешественников между Эпиром и Фессалией.
   Ремесло хамала крайне важно в Меццовской Казе потому, что зимой Пинд от снегов становится почти непроходим, и лишь с помощью этих людей через него могут переправляться путники и товары на пути из Фессалии в Эпир и обратно.
   Летом хамалы занимаются обыкновенно столярным и плотничьим делом при постройке домов и т. п.
   Хамалы все люди очень мужественного характера, высокого роста и необыкновенной силы; -- кроме их никто другой и не может выносить тягости их ремесла. -- Сила их такова, что каждый из них поднимает на плечи до 200 ок, без всякого вреда здоровью своему.
   Они все очень живы характером и подвижны, но любят пьянствовать.
   Мужчины третьего класса носят сверху такой безрукавник из толстого чорного сукна, как и люди 2-го класса, но вместо красной обшивки двух первых классов имеют обшивку чорную. -- Под безрукавником носят белое суконное, длинное платье, домашней работы.
   Женщины одеваются также беднее женщин 2-х первых классов; -- но на фесках носят, вместо золотых, -- серебряные монеты (тогда как женщины 2-го класса вовсе монет не носят). Жены пастухов по праздникам выходят в белых бумажных платьях и этим отличаются всегда от других женщин. {Все шерстяные ткани (чорные, белые и друг<их> цветов, носимые меццовитами, делаются как в отделе "о рукодельях" и сказано, женщинами на месте из своей шерсти. -- Бумажные же и шелковые ткани, которые употребляются на женские платья и другие части разных одежд, привозятся б<ольшею> ч<астию> из Европы. -- Примеч<ание> К. Леонтьева.}
   

Общая таблица (Населения, школ и т. д.)

0x01 graphic

   

КОММЕНТАРИИ

   Перевод, редактирование и примечания К. Н. Леонтьева
   Автограф: АВПРИ. Ф. 161. Оп. 181/2. 1870. Д.1112. Л. 99--115 (указание номера донесения и места его составления -- рукой И. П. Крылова.)
   Сопроводительное письмо П. Н. Стремоухову от 18 декабря 1870 г., автограф: Там же. Л. 97--98.
   Печатается впервые.
   
   Получено в Азиатском департаменте 18 января 1871 г., входящий номер -- 149 (Там же. Л. 99). Сопроводительное письмо носит характер предисловия к очерку. Автор статистического очерка -- Иоаннис (Яни) Джиованопуло. Перевод был выполнен Леонтьевым при участии драгомана Д. Лазаридиса.
   
   С. 407. Меццово -- см. прим. на с. 514.
   С. 408. ...Янинский Мутесариф... -- Изеддин-Шир.
   С. 409. ...1, Малакаш, 2, Куцуфляни, 3, Милья и 4, Вутоноси. -- Села Милиа и Вотоноси (Botonosiou, Botonosi) существуют до сих пор. Милиа находится на горном переходе в Гревену (в Западной Македонии), Вутоноси (Вотоноси) -- на г. Зигос (переход в Македонию). Куцуфляни -- другое название Плата нистос.
   С. 409. ...на Южном склоне Пинда... -- Горный хребет высотой б. 1160 м над уровнем моря.
   С. 409. ...Меццовский Сарандопорон... -- р. Мецовитикос.
   С. 410. В XVI-м столетии случилось одно происшествие... -- Должно быть: в XVII в.; привилегии были получены в 1659 г. (см. прим. на а 514), а впервые -- еще в XV в.
   С. 410. ...Визирь, заслуживший гнев Дивана... -- Легенда связана с именем Фазыл Ахмед-паши (1635--1676) из династии Кёпрюлю, великого визиря султана Мехмеда IV Охотника (Авджи) (1642--1893), правившего в 1648--1687 гг. Ахмедпаша -- сын великого визиря Мехмед-паши Кёпрюлю (1580--1661), получивший этот пост по наследству в 1661 г. В турецкой версии его биографии нет эпизода гонений и пребывания у меццовитов. В 1659 г. (год возобновления меццовских привилегий) Ахмед-паша был пашой Дамаска.
   С. 410. Стерио Флокка -- меццовский пастух Кириакос (Киргос) Флокас; его существование не подтверждено документально, однако род Флокас живет в Меццово до сих пор. Историю дарования "неслыханных прав" меццовитам за заслуги Флокка Л. упоминает в повести "Аспазия Ламприди" (Т. 3. С. 336).
   С. 411. ...от Правителя Эгриппа... -- Эгрипос -- одно из названий острова Эвбея.
   С. 411. ...Ливадийского Кади. -- Ливадия (Левадия) -- столица нома Беотия в Центральной Греции. (При упоминании судебной зависимости Меццова от Левадии имеется в виду период до освобождения Эллады.)
   С. 411. В крепости построили мечеть... -- Она сохранилась до сих пор.
   С. 412. Макту -- единовременный налог (прим. К. А. Жукова).
   С. 412. Харачь (харач, харадж) -- подушная подать, ежегодная выплачивая в Османской Империи не-мусульманами мужского пола; после 1856 г. этот налог приобрел характер откупа от военной службы (прим. К. А. Жукова).
   С. 412. ...Церкви Св. Параскевы... -- главный храм Меццова.
   С. 414. Панигирии -- ярмарки.
   С. 415. ...что тут была Мегара древних. -- Древнегреческий город (в настоящее время город с таким названием, центр Мегариды, расположен недалеко от Афин).
   С. 417. Галактит -- белая яшма.
   С. 419. Капа -- плащ из толстого сукна.
   С. 420. ...Аравантино ~ который печатал о влахах. -- Имеется в виду Панагиотис Аравантинос (Αραβαντινός; 1811--1870) -- греческий историк, фольклорист, автор книг об истории Эпира, педагог, директор греческого училища (гимназии) в Янине (с 1836). Наиболее известный его труд "Χρονογραφία της Ηπείρου" ("Хронография Эпира") был издан в двух томах Афинах в 1854--1856 гг. под криптонимом "П. А. П.". Его собрание эпирских песен вышло посмертно в Афинах в 1880 г. В донесении Е. П. Новикова Игнатьеву от 18 апреля 1866 г. со ссылкой на сведения А. С. Ионина Аравантино упомянут как "этерист" (АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 672. 1865--1870. Л. 2). Л. писал М. К. Ону, что "с некоего греческого поддан<н>ого Аравантино в Янине" "снят" характер одного из персонажей романа "Одиссей Полихрониадес" -- Исаакидеса; с ним же связана и вошедшая в роман история "нечистой" тяжбы с беем (Т. 4. С. 835). Возможно, та же самая тяжба подразумевается в письме Крылова к Л. на Корфу, датированном 31 июля 1870 г.: "Письмо Аравантино я получил. Дело это я хорошо знаю. До того преподлейшее дело..." (ОР ГЛМ. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 162. Л. 15 об.). Однако ученые занятия Аравантино скорее сближают его с другим героем романа -- учителем Несториди, готовящим труд по истории Эпира. В то же время итальянизированная форма фамилии наводит на мысль, что тот же "информант" консульства связан еще с одним, совсем иным по характеру персонажем "Одиссея..." -- доктором Коэвино.
   С. 420. ...служил в "Священной Сотне"... -- Священная фаланга; главный отряд кн. Александра Константиновича Ипсиланти (1792--1828) во время восстания 1821 г.
   С. 420. ...с гетеристами... -- Т. е. с членами тайных обществ, готовящих освобождение от турецкого владычества.
   С. 421. Бакал -- см. прим. на с. 614.
   С. 421. Эфоры -- см. прим. на с. 514.
   С. 421. Эпитропы -- попечители.
   С. 422. Димогеронты -- сельские старосты. С. 426. Око -- см. прим. на с. 541.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru