Не буди неверен, но верен (Ин.20:27), сказал Господь наш Иисус Христос Апостолу Фоме, который не хотел верить воскресению Его до тех пор, пока не осязает своими руками язв и ран Спасителя. При чтении этого события в Св. Евангелии, невольно поражаешься упорством Фомы в неверии, а также его дерзновенным требованием. Все верили, а он один сомневался; он отверг даже показания и уверения других любимейших апостолов, как Петра, Иакова и Иоанна.
Но так надлежало быть, таковы пути Промысла Божия! Для удостоверения воскресения Пресвятой Богородицы, Христос избрал того же маловерного апостола Фому, хотя в то время он был уже просвещен Духом Святым и научен Им всякой истине. Ясно, что неверие Фомы должно было впоследствии удостоверить многих неверующих. Сам Господь Иисус Христос не нашел нужным обличить упорство Фомы -- упреками, укорами или угрозами и приказал ему коснуться рукою и перстами ран и язв Своих. Следовательно, Спаситель не счел великим грехом желание Фомы найти пути и средства к разрешению своих сомнений, дабы сделаться верующим. Когда же он, осязанием ран Спасителя, вполне удостоверился в истине воскресения и воскликнул от радости, что видит Христа: "Господь мой и Бог мой!" , то Сын Божий сказал ему: яко видев Мя, веровал еси: блаженни не видевшии и веровавшие (Ин. 20:29).
Это событие, по Воскресении Христовом, чрезвычайно поучительно для всех нас и во многих отношениях. Между нами и теперь есть люди, которые считаются верующими, готовыми всегда воспринять божественные тайны и истины христианской веры, но лишь на одном непременном условии. На каком? Чтобы эти тайны и истины имели для них ясные доказательства. Такое требование считается даже естественным и правильными Однако, чтобы решить, правильно ли действуют подобные люди, надо ранее отдать себе отчет: в чем заключаются их требования? Не приводит ли их в такое состояние самомнение и высокоумие? Св. отцы говорят, что не может ум жить безумием и отсутствием всякой мысли; не может сердце жить в состоянии неверия, холодности ко всему. Если эти люди верят только себе, своему уму, то они не будут верить никому другому. Состояние неверия не есть ли состояние болезненное? Несомненно, это болезнь духа, а может быть отчасти и ума. Эти гордые люди, большею частью, не верят по привычке во всем сомневаться, относиться ко всему подозрительно. Некоторые доходят до того, что не хотят верить не только тому, чего не видят, но и тому, что видят. Следовательно, без веры нельзя ни жить на земле, ни иметь знания. Вера нужна для ума, для души, для сердца, для всех пяти наших чувств -- зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Надо быть уверенным, что ум мыслит правильно, душа и сердце чувствуют безошибочно, а глаза видят верно и. т.д. Вера нужна для сознания достоверности того, в чем убеждают нас другие. Всеведение совершенно невозможно человеку и потому Христос показал нам в примере апостола Фомы, что не следует оставаться в неверии, но -- быть верующими.
Насколько возможно верить тому, что мы и не видим, это доказывается самим Воскресением Христовым. Смотрите, возлюбленные, как поступил св. апостол Иоанн! Он не нашел Господа во гробе, не видел его воскресшим как это лицезрела Мария Магдалина, но имел в себе достаточные основания, чтобы поверить Его воскресению. Многие из вас читали в Св. Евангелии о посещении апостолами гроба Господня, на утро Воскресения, но, вероятно, по трудности понимания этого повествования, остались в неведении произошедшего. Обратимся же к толкованию святых отцов.
Когда Христос явился своим ученикам, то в горнице никого не было, кроме апостолов. Он сказал Апостолу Фоме: яко видев Мя, веровал eси! Но эти слова относились ли к одному Фоме? Несомненно, Он сказал это всем апостолам, кроме одного из них, ибо они все поверили Воскресению Христову только потому, что увидели Его воскресшим. Следовательно, между Фомою и остальными апостолами не было в этом отношении никакой разницы, разве только в том, что Фома требовал -- для разрешения сомнений осязательного удостоверения, когда остальные поверили Господу на основании одного лицезрения рук, ног, ребер и язв Спасителя. Чтобы укрепилась вера апостолов в истину Воскресения Христос дунул на них и произнес: приимите Дух Свят! Одного Фомы не было в это время. Поэтому, при втором Своем явлении, Христос, смотря на апостола Фому, но обращаясь ко всем апостолам, сказал: яко видев Мя, веровал eси! Но для кого же он присовокупил еще: блажени не видевшии и веровавше? К кому могла относиться эта заповедь блаженства? Неужели ко всем тем, которые отсутствовали в горнице? У Христа было много учеников, жен мироносиц и не они ли уверовали, не видевши Его? Наконец, Господь не сказал ли это о будущих христианах, о всех нас, которые не могли видеть Воскресения Спасителя, но веровали и веруют. Конечно нет, ибо невозможно, чтобы остальные ученики Христовы жены мироносицы, a тем более мы, были блаженнее св. апостолов. Следовательно, в этих словах Спасителя -- сокрыта тайна.
Уразумеемте же, возлюбленные, Христову тайну, исследуя другое повествование Св. Евангелия о посещении двумя учениками гроба Господня в утро Воскресения. Евангелист Иоанн пишет: вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу, и виде, и верова. Что же он видел? Без сомнения тоже, что видел первый ученик, апостол Петр: ризы едины лежащия. А чему же он поверил? Тому ли, что возвестила ему только что Мария Магдалина, а именно, что взяли Господа и она не знает, где положили Его? Но чему тут было верить? Нет, второй ученик, его же любяще Иисус, поверил тому, к чему он не был приготовлен никаким Писанием, и поверил один, в своем сердце, тайно, молча, потому что любил Спасителя более других. Эта необычайная, живая любовь его возбудила в нем непоколебимую веру. Одна мысль, что ризы, обвивавшие тело Иисусово не могли отделиться сами собой, убедила его уже в Воскресении. В глубине своего горячего сердца он тотчас ощутил, что Возлюбленный живет, восстал, воскрес и он Его увидит.
После всего выясненного, беседа Господа с Фомою получает совсем иное освещение. Смотря на Фому и обращаясь незаметно ко всем апостолам, Христос произнес: видев Мя, веровалъ eси, но взглянув одобрительно на Иоанна, Он добавил: блажени не видевшии и веровавше!
Итак, возлюбленные, неверие Фомы было доброе, ибо продолжалось недолго и доказывало лишь его пытливость. Иное дело спорить о вере и иное испытывать писания. Дозволив Фоме осязать Свои раны и язвы, Христос показал нам, что не грешно искать уверения, если сомневаемся в вопросах веры и Он подаст нам вразумление, если искренно будем добиваться истины. Но состязаться о вере, рассуждать о том, что выше нашей меры -- непозволительно и греховно.
Дивные дела веры! "Сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1Ин.5:4). Аминь.