Некоторые Евангельские истины, по мнению светских людей - не исполнимы, хотя они и доступны человеческому разуму. К таким истинам надо отнести учение Христа о том, что для каждого дня нашей жизни довольно своей заботы и поэтому не следует заботиться о завтрашнем дне. Эта истина совершенно отвергается людьми, обремененными семьями, делами, службой или имуществом. Но странно однако, что светские люди забывают при этом исторические факты и что не может существовать такой Евангельской истины, которая бы не оправдалась в жизни христиан и не подтверждалась на примерах. Не благоразумно, да и не справедливо отвергать жизнеописания многочисленных христианских подвижников.
Действительно, заботились ли святители, преподобные, бессребреники и многочисленные подвижники русской земли, об одежде, пище, о жилище, безопасности среди своих врагов? Искали ли власти, чести, средств к существованию? Нуждались ли в чем? Нет, они пользовались всем и сами помогали неимущим; заботились лишь о делах небесных, духовных, о благочестии и спасении души; решительно отрекались от дел мира и последовали слову Христа: ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам! И многие другие прославились на весь мир своею жизнью, хотя были люди женатые, семейные и со средствами. Следовательно, подобная жизнь возможна всем христианам и сомнения нашего светского разума - есть клевета и хула на Евангельскую истину.
Чем только не оправдываются светские люди! Будто бы Евангелие требует удаления в пустыню и отречения от мира, созданного, однако, для пользования людей; пища, одежда, жилище, знание и обучение не могут явиться сами собою и, по определению Божию, люди должны работать в поте лица и добывать себе необходимое.
О слепота духовная! Искание Царствия Божия - не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира; такого требования не мог предъявить Господь, обличавший людей, что между ними много званных, но мало избранных. Удаление от мира для спасения своей души и для службы Богу, это одно, a искание Царствия Божия - другое. Отречение возможно лишь по особому призыву Божиему, вследствие ниспослания избранникам особого величайшего дара Божия. Человек не может по своему произволу отречься от мира, что подтверждается жизнью апостолов и других святых. Святитель Филарет Московский говорит (т.V стр. 86): "благо тому, кто сей дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет деятельно! Этот дар не для всех!"
Иное дело - искание Царствия Божия; оно учит достижению того, чтобы дела мирские и земные не препятствовали делу духовному и небесному. Поэтому Христос и сказал, что надо прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, а потом уже заботиться о своих земных делах, которые по милосердию Божию сами приложатся, устроятся, когда человек исполнением Христовых заповедей докажет свою любовь к Богу и стремление спасти душу свою. Следовательно, искание Царствия Божия не препятствует заниматься, без вреда для дела духовного, делами земными, исполнением своих обязанностей по службе, в семье, приобретением познаний в науках и прославлением Отца небесного в труде и благотворениях. Христианская жизнь требует только, чтобы впереди всех дел были поставлены заботы о душе и о будущей, вечной жизни.
Как искать Царствия Божия? Не плотию, не на земле и не делами мира ищется Царствие Божие, но духом, сердцем, мыслию, в небесном пространстве, горячею молитвою, воздыханиями, у ног Спасителя, коленопреклоненно пред Преблагословенною Материю Божиею. Молитвы, возношения духом не могут мешать заботам о семье, о хлебе насущном, работе и изучению наук и искусств. Но чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей, подобно тем, которые блаженствуют в Царствии Божием. Такое очищенное, освященное сердце есть жилище Духа Святого, а потому Христос и сказал фарисеям: Се бо царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Итак, искание Царствия Божия есть устроение в сердце своем жилища Святому Духу.
Ищите - правды Его . Но что такое правда Царствия Божия? Это конечно истина во всем, всегда, везде! Каждое слово Евангелия - есть величайшая правда, а потому желать усвоить себе слово Божие - значит искать правды.
Когда же ради Спасителя, вечной Истины, мы будем служить правде, существовать ею, обучать и воспитывать детей - правдой, истинно любить и поддерживать любовь - правдой, когда изгоним из сердца - лицемерие, мечтание о земном счастье, величии, богатстве, ибо все это ложь и прах, то возможно ли допустить, чтобы правда Божия - не воздала нам сторицею за все и не оправдала слов Христа - и сия вся приложится вам!
Не говорите, что вы любите Бога и ищете Царствия Его, если, просыпаясь по утру, прежде вспоминаете о делах и заботах, а потом благодарите Бога за прошедшую ночь и наступивший день! Никого вы не убедите, что живете правдой, когда прежде исполняете свои намерения, а потом просите у Бога помощи и успеха! Если хватает время на заботы о наживе, о красоте своей, о здравии и благоденствии и не находится несколько дней в году, чтобы посвятить их покаянию, очищению от внутренней нечистоты, исходящей из уст с каждым словом, то правда ли в сердце такого человека?
Ищите же Царствия Божия, по слову Христа! Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях и решениях! Прежде согрейте свои сердца любовию ко Господу и ближним, любовию деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними и становитесь их руководителями! Прежде познайте свою немощь, готовность ежеминутно преступить заповеди, свое бессилие в борьбе со страстями, а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона! Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь высоким именем ученика Христова. Аминь.
-----
В Богородичный праздник. Ищите прежде Царствия Божия...
Марфа, Марфа, печишися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу... сказал Господь наш Иисус Христос, -- Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея. (Лк.10:41--42).
Что же именно: едино на потребу?
Слушать слово Божие, как Мария, стремиться уразуметь тайны царствия Божия, правды Его и искренно, всем сердцем отдаться Богу.
Ищите прежде царствия Божия и правды Его и все приложится вам, сказал Христос. И так не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф.6).
Вот задача нашей жизни. Но человеческий разум боится и не хочет верить, что для собственного блага люди должны отвергнуться себя. Наш разум противится понять, как на земле, где человек зарабатывает свое существование в поте лица, может что-либо само приложиться. Так, отцы семейств убеждены, что если они не будут исключительно заботиться о завтрашнем дне и вообще о будущем своих детей, то конечно дети останутся неучами и нищими. Матери думают, что семьи безусловно держатся их бесконечными хлопотами о мелочах. Молодые люди все свое спасение усматривают в хлопотах о карьере и т.д. Все заблуждаются таким образом, потому что человеческий разум -- горд и надеется лишь на себя. Самонадеянность и самоуверенность мешают людям просветиться истинным светом, которого источником есть и будет всегда Христос. Наше пристрастное сердце много препятствует избранию благой части.
Лжив человеческий разум и бесчувственно наше сердце! Точно отцы семейств не видят и не чувствуют, что не они дают благое детям, а Господь, Отец их небесный. Всем ли детям принесло покой и счастие то добро, которое скопили их отцы? Точно матери семейств не видят, что врожденные, худые наклонности их детей не поддаются коренному исправлению, что у заботливых иногда дети удаются меньше, чем у беззаботных и Господь всегда сохраняет и выращивает заброшенных, сирых и обиженных. Точно молодежь, а также заботящиеся о наживе и славе не видят и не чувствуют, что лживый разум обманывает их на каждом шагу, планы их распадаются как здания, построенные на песке.
Человеческое сердце лживо и бесчувственно к Богу! Между тем, евангельскую истину мы должны прежде всего уразуметь сердцем, а иначе наша воля никогда не подчинится этому разумению. Часто пред началом забот о таких вещах, о которых Христос не велел заботиться, мы на молитве взываем к Создателю, называя Его Отцом небесным и этим подтверждаем, что считаем себя -- детьми, которыми Он управляет как всемогущий, всеведущий, всеблагий Отец. Можно ли из этого заключить, что мы сомневаемся в знании Им наших потребностей, желаний, мечтаний, тревог и горей? Конечно нет; призывание Отца в молитве Господней должно убеждать Создателя, что мы сознаем свое ничтожество, беспомощность и готовы быть искренними детьми Его. Но одновременно мы Ему не верим, сомневаемся, когда читаем, что едино на потребу бессильному человечеству. Мы как бы не во всем верим Христу и страшимся допустить, что за заботы о собственной душе все остальное приложится нам...
Не мы ли наставляем наших детей говоря: "вы должны почитать родителей и заботиться только об учении; остальные заботы лежат на нас". Разве не тоже самое говорит Христос: "ищите прежде Царствия Божия, т.е. заботьтесь о своих душах, а остальное приложится Отцом небесным!" И все-таки мы не верим этому, потому что в сердце нет любви к Богу. Известно, что кого любим, тому верим.
О, если бы мы все могли, как счастливая Мария, прочувствовать нашими сердцами беспредельную любовь к нам Христа, тогда бы явилась и вера. Мария сердцем уразумела, что истина -- лишь в словах Христа, правда -- в обещаниях Его, справедливость -- в суде Иисуса и на устах Его, что Он -- сама любовь, что только Он один сильно возрадовался ее возвращению к Отцу небесному, когда все окружающие, даже сестра Марфа, лишь обвинили и осудили ее, что только Он -- Христос, Господь и Сын Божий, не отверг ее, простил, подал руку помощи и спас -- в жизнь вечную!
Ужели каждый из нас, в известной степени, не чувствует то же? Непременно чувствует, но мы часто стремимся дать такому чувству ложное объяснение. Господь несомненно дает каждому по мере любви нашей к Нему; кто был прост, тот, любя Христа, делается мудрым; бедный, любя Христа, -- прочно богатеет, слабый -- укрепляется, немощный здоровеет и т.д. Все стремящиеся к Богу испытывают на себе исполнение Евангельских истин.
Возлюбленные! Что же потребуется для того, чтобы идти по пути счастливой Марии?
Отдать Богу наше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым мы любим своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором ощущаем сладость непритворной, чистой любви! Аминь.
-----
Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. -- Кишинев: Епарх. тип., 1911.