На день Покрова Пресвятой Богородицы. Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни!
Св. Православная церковь вспоминает ныне благодеяние, чудесно оказанное Божией Материю христианам в 910 году в Константинополе, при Греческом Императоре Льве Премудром. Сарацины с большими силами напали на город и грозили ему совершенным разрушением. Не видя ниоткуда помощи, греки во множестве стеклись во Влахернский храм, в котором хранилась риза Богоматери и молились, как вдруг св. Андрей Христа ради юродивый, бывший тут с своим учеником Епифанием, увидел под самыми сводами величественного храма Богоматерь со множеством Ангелов и святых, стоящую в воздухе, сияющую как солнце, с омофором в руках, молящуюся о всем мире и о спасении града и жителей в нем. На следующий день, неприятель был рассеян без всякого кровопролития и греки одержали победу, по заступлению Божией Матери.
Но мы празднуем сегодня не только событие, бывшее в Константинополе, но воспоминание о любвеобильном покрове Божией Матери над всеми христианами, прибегающими к Ее предстательству и заступлению от бед и напастей; мы празднуем этот день в честь испытанного каждым из нас в жизни милосердия Богородицы!
Когда в третий день по Своем Успении, Она явилась св. апостолам во славе воскресения, то сказала им:
"Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни!"
С тех пор Ее видели многие св. угодники Божии, которым Она являлась в сопровождена св. апостолов, св. мучеников и мучениц, св. Предтечи Иоанна Крестителя, Святителя Николая Чудотворца и других, но от нас -- грешных, отнята возможность, по нечистоте нашей, лицезреть Богородицу, охраняющую и нас также Своим Покровом и за нас молящуюся Господу Своему и Сыну.... Мы не могли -- бы выдержать лицезрения славы Ее нашими телесными очами.... Но, несомненно, мы видим Матерь Божию духовными, сердечными очами и прямо ощущаем, сознаем Ее помощь и заступление. Просим, молим и Она помогает.
Поэтому, радуйтесь, дети, радуйтеся, сироты! Вас питает, растит, просвещает в науках и учит любить Бога, -- Сама Матерь Божия, ибо Она с вами во вся дни! Вы, часто брошенные родителями, забытые, голодные и сирые, сохраняетесь любовию и заботами Богоматери, несравненно лучше, чем все, так называемые, -- счастливые дети.
Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! В миру ли вы или в монастырях, но о вас особенно печется Матерь Божия, как о самых близких сердцу детях своих и уневестившихся Христу, Сыну Ея. Не бойтесь козней врага человечества, не бойтесь соблазнов злобствующего на вас мира, но мужайтесь, Сама Матерь Божия с вами есть во вся дни..
Радуйтесь, подвизающиеся в вере, желающие спасения! Матерь Божия конечно с вами, искренними учениками Сына и Бога Своего, ибо в лице св. апостола Иоанна, Сам Христос -- усыновил вас Богоматери. Что было бы с вами без Ее заступления и предстательства?! Чем бы вы победили врага, возненавидевшего вас силою своего адского сердца и оклеветавшего, очернившего и обвинившего вас пред людьми в небывалых преступлениях? Кто бы утешил вас, утер вам слезы, придал силы, для терпения неправды, нападков и скорбей, если бы не была с вами во вся дни Пречистая и Всесильная Царица Небесная!
Радуйтесь, ревнители слова истины! Положите всю надежду, ваше упование на Матерь Божию, Матерь Истины, Которая с вами во вся дни... Она непрестанно молит Господа о даровании вам премудрости и силы для борьбы с житейскою ложью, гордостию -- высокоумных и заблуждением -- неверующих...
Радуйтесь, любящие, благочестивые родители и горячо молящиеся материнские сердца! Ваша молитва сильна пред Господом и Богоматерию! Царице Небесной, рожденной по слезным молитвам праведных родителей, воспитанной в доме Божием, соделавшейся Материю Христа и мученицей за Него, Ей ли не понять ваших просьб, молитв и слез, после того, как оружие пронзило Ее материнское сердце и Ей ли не сочувствовать вашим воздыханиям? Теперь, когда Она сильна славою небесною, могущественна дерзновением ко Господу и Ею усыновлен весь человеческий род, теперь Богородица во Имя заслуг Христа, Сына Своего, а также ради Своих прошедших страданий, вымолит спасение, радость и вечную жизнь детям вашим и с вами будет во вся дни!
Радуйтесь, подвизающиеся в терпении и уповании на Бога! Великими скорбями и испытаниями, может быть даже лишениями, голодом, бессонными ночами, идете вы по своему крестному пути, но радуйтесь, ибо идете путем Христа, св. апостолов, мучеников и поэтому пути в величайшем смирении шла Сама Матерь Божия. Ныне Она охраняет этот единственный путь в Царство Ея Сына и Бога и, облегчая, идущих по нем, нареклась радостию всех скорбящих.
Не предавайтесь отчаянию и заблудшие отроки, потерявшие свою чистоту юноши; совратившиеся с духовного пути люди и все, живущие в забвении! Не падайте духом, ибо и вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она хочет вашего спасения, вашего вразумления, и покаяния! Она смотрит на вас, как на детей Христа, ради которых также Он страдал и чрез это Она мучилась! В усердных молитвах ко Господу Матерь Божия просит вас спасти и даровать вам дух раскаяния. Радуйтесь, что имеете такую любвеобильную Матерь, но поболейте сердцем, посетуйте, что столько раз Ее оскорбляли своими грехами. Покайтесь и присоединитесь к тем, с которыми Матерь Божия пребывает во вся дни. Аминь.
Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. О молитве
Вспоминая ныне явление Богоматери, молившейся во Влахернском храме за весь род человеческий, о чем же нам и беседовать, как не о значении молитвы в нашей жизни и о необходимости молитв; для каждого человека. Если без молитвы ничего не делается на небе, то как же она нам нужна на земле. Херувимы, серафимы, святые и преподобные, блаженствуя в раю и участвуя в славе Христа, Сына Божия, -- все непрестанно молятся. Нельзя это сказать о людях, живущих на земле и предназначенных для прославления своего Создателя.
Человечество увлечено иными стремлениями и целями, созданными себе во вред и на пагубу. Есть люди, которые совсем не молятся, не чувствуют в этом необходимости, не понимают смысла молитвословия и не верят в возможность быть услышанными Богом; весьма многие люди молятся -- редко и всегда неохотно, с принуждением и тяготою. Таким образом, очень мало людей, живущих горячей, сильной, искренней, умной и непрестанной молитвой, по заповеди Христа и наставлениям святых апостолов; надо полагать, что эти люди и есть те праведники, ради которых спасаются страны, города и веси.
Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке. св. апостол говорит: Сам дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим.8:26), т. е. Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, a где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому, как для жизни естественной, прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной, прежде всего надо возбудить дух молитвы. На этом основании св. Апостол и писал: Молю прежде всех творити молитвы (1Тим.2:1--2). Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое дело благое. Как без молитвы найти путь Господень и пройти его в действительности; как уразуметь истину, распять свою плоть со страстьми и похотьми -- покаянием, очистить себя от скверны плоти и духа; как воскреснуть посредством веры без молитвы и просветиться светом Христовым в сердце? Как может найти путь тот, кто не видит истины и не разумеет ее, или как может идти путем тот, в ком нет жизни? (М. Филарет). Так и св. Златоуст говорит, что кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен. Что может быть святее того, кто беседует с Богом, что праведнее, что достославнее, что премудрее? Если часто беседующие с мужами мудрыми сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?
Когда Марфа принимала Господа, а при ногах его сидела Мария, то в обеих сестрах сказалось прекрасное усердие; однако, дела их были различны. Господь одобрил обеих, но предпочел Марию. Марфа -- образ деятельного служения другим; Мария -- образ созерцательного предстояния Богу в молитве, но Мария благую часть избрала. (Лк.10:42). "Если, пишет Святитель Василий Великий, и ты хочешь быть тайником Христовым, сядь -- при ногах Его и пребывай в молитвенном созерцали Его!"
В древности люди всему предпочитали молитву и святые отцы при свидании всегда спрашивали друг друга о том, как идет или действует молитва? Действие молитвы было у них признаком духовной жизни, но не всякое молитвословие и стояние на молитве они признавали за истинную молитву. Так, поклоны пред иконами и чтение по книжке, заучивание молитвы на память и слышание чтения другого, они считали лишь за принадлежность молитвы. Сама молитва, по их определению, есть возникновение в сердце чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Насколько легко класть поклоны и читать молитвы, настолько трудно возноситься сердцем к Богу. Полет духа требует возбуждения, a возбуждение -- укрепления, дабы, как говорится, воспитать в себе молитвенный дух.
Следовательно, возлюбленные, чтобы молитва сделалась нашею необходимостью, нашею радостью, потребностью жизни и самым драгоценным даром для нас, надо воспитать в себе молитвенный дух. Из одного определения святыми отцами, что такое истинная молитва, можно понять, насколько важно это воспитание молитвенного духа. Действительно, молитва есть мать и глава всех добродетелей, ибо заимствует их из источника всех благ -- Бога, с Которым молящийся пребывает в общении, а потому без молитвы нельзя сделаться добродетельным христианином. Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога, ибо она есть путь к Нему, и оживотвориться причащением к жизни. Святитель Митрополит Филарет Московский так объясняет движение молитвенного духа: "душа, погруженная в чувственность, рассеянная в мире, омраченная грехом, не чувствует, что по своему началу, она есть дыхание из уст Божиих, но сила этого чувства, без ее ведома возникает из глубины и движет сердце к Богу".
Но как воспитать в себе молитвенный дух? С чего надо начать? Всякое важное дело начинается с размышления и приготовления. Приступая к молитве, надо всегда отрезвить свои мысли, отвлечь их от земных дел и интересов и для этого, покойно постоять, посидеть, или походить по комнате. Затем, подумать, перед кем намерен встать и к кому обратиться, дабы явилось чувство смирения и самоуничижения. После этого следует положить несколько поклонов и начать молитвы, не спеша, вникая в смысл каждого слова и доводя их до сердца. Когда читаешь, -- учат святые отцы, -- очисти ны от всякия скверны, восчувствуй скверноту свою; читаешь: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, в душе своей прости всем, а сердцем проси у Господа себе прощения и т.д. Умение молиться прежде всего необходимо для воспитания в себе молитвенного духа и оно состоит в известном порядке мыслей на молитве. Этот порядок, однажды, открыл ангел св. иноку. (Леств. сл.28, гл.7). Начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения за бесчисленные благодеяния Его; потом, мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших в сокрушении духа и, в заключение, можем высказать с великим смирением наши прошения о нуждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле. Каждое подобное молитвословие оставить в душе след молитвы; ежедневное продолжение его вкоренит молитву, a терпение, без которого нельзя ничего добиться в жизни, несомненно привьет молитвенный дух.
Однажды братия спросила авву Агафона: какая добродетель труднее всех? Он ответил: "простите мне, я думаю, что труднее всего -- молиться Богу. Когда человек захочет молиться, то враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто им так не противодействует, как молитва Богу. Во всяком подвиге, какой бы не предпринял человек, он получает после усиленного труда -- успокоение, а молитва до последней минуты жизни требует борьбы". И какой борьбы?! Весьма трудной и сложной, с плотию -- расслабевающей, с собственным двоедушием, сомнением, неверием и -- кознями врага спасения. Но Господь сказал: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, -- приимите. (Мф.21:22). Следовательно, если воспросите неверующе или с сомнением, -- не приимите и для получения какого либо блага у Бога, необходимо прежде молитвы приготовить себя к несомненной, крепкой вере, ибо сомнением мы оскорбляем Бога.
О, всемилостивая Царице--Богородице! Помози нам немощным, слабым, неразумным, скверным, неисправным, печальным, унылым, скорбным, отчаянным и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором! Даруй нам дух молитвы! Единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Помози нам, Ты наша радость и веселие, Ты упование, прибежище, надежда и спасение наше во веки веков! Аминь.