ЛЕНСКИЙ Владимир Яковлевич [наст. фам. Абрамович; 4(16).3.1877, Таганрог -- 1937], прозаик, поэт. Брат Н. Я. Абрамовича. После смерти отца (1885) учился в Таганрог. г-зии и гор. уч-ще г. КилииБессараб. губ., куда из Таганрога переехала его мать (урожд. Потоцкая); при г-зии в Кишинёве сдал экзамен на звание аптекарского ученика, затем в Харьков, ун-те получил диплом на звание пом. провизора. До 1901 служил в аптеках в городах Юж. России. Начал писать в детстве; в 1898 в газ. "Таганрог, вест." напечатал стихи и рассказ (не выявлены). В 1900 появились стих. Л. в ж. "Новый мир" ("Приют ночи" -- No 44) и "Север" ("О, возвратись!" -- No 44). С 1902 пост. сотрудник газ. "Юг" (Херсон). Первые рассказы -- "В глуши" ("Наука и жизнь", 1905, No 10--11) и "Ганка" (ЖдВ, 1906, No 9; о самоубийстве соблазненной и поруганной девушки-прислуги в провинц. городке).
В кон. 1905 Л. женился и обосновался в Петербурге, где прожил почти всю жизнь (за исключением кратковрем. пребывания в Москве в 10-х гг.). Через Абрамовича вошел в группу литераторов, близких к М. П. Арцыбашеву (Л. И. Андрусон, В. В. Башкин, Я. В. Годин и др.); печатал стихи и прозу в ж. "Новый журнал для всех", "Образование", "Нива", "Пробуждение", "Всеобщий журнал", "20-й век", в арцыбашевском сб-ке "Жизнь" (СПб., 1908) и мн. альманахах. В 1907 совм. с Абрамовичем издал альм. "Проталина" (СПб.), в к-ром "петерб. модернисты" (А. А. Блок, Л. Д. Зиновьева-Аннибал) соседствовали с авторами его собств. круга и почти случайными (В. Р. Менжинский). Эклектич. состав альманаха, как и претензия составителей на причастность к символист, движению стали одним из козырей в тогдашней полемике моск. символистов против "петербуржцев" (А. Белый: "тут и анархо-реализм, и мистико-народничество, и мистико-хулиганство -- чего душа просит" -- "Весы", 1907, No 7, с. 73). Столь же резко был встречен сб-к стих. Л. "Утренние звоны" (СПб., 1907; с обложкой по его собств. рисунку в стиле art nouveau), откровенно эпигонский по мотивам ("Я увяданью осени больному / Не меньше рад, чем зелени весны, / И сладкую ношу в себе истому / Задумчивой, безгрешной тишины"). Отметив "гнетущее однообразие этой банальной из банальных книги", Блок иронически заметил, что "время Бальмонта, надо полагать, прошло, скипетр его передан Вл. Ленскому" (V, 230, 231). О поэтич. бездейственности лирики Л. писал и К. И. Чуковский в ст. "Третий сорт": "я назвал лит. онанизмом поэзию г. Чулкова и у меня не осталось названия для творчества г. Ленского... Из одного <его> стих, можно сделать три, из трех -- одно"; стих. Л. "Белые лилии... Цвет упоительный" Чуковский цитировал от конца к началу, демонстрируя т. о. обратимость и необязательность "смысла" ("Весы", 1908, No 1, с. 89-- 90). Позднее (не без влияния поэзии И. А. Бунина) в лирике Л. наметилась тенденция за счет реалистич. деталей и нек-рой прозаизации стиха уходить от расплывчатой и невнятной "музыкальности" -- см. его сб. "Стихи" (М., 1917).
Как прозаик Л. обратил на себя внимание сб-ком "Рассказы" (т. 1, М., 1910), здесь он, по опенке В. Гофмана, проявился как поэт, почему-то "влюбившийся" в прозу, у к-рого "характерная ... черта -- пристрастие к грезе, к бреду, к визионерству", а рассказы -- "словно не доделаны, словно еще черновики" (НЖдВ, 1910, No 20, стб. 119--20; ср. рец. В. Волькенштейна, заметившего, что Л. лучше, чем события или чувства героев, рисует их "случайные настроения" -- СМ, 1910, No 12, 2-й отд., с. 132). Эта слабость авт. воли и женств. впечатлительность Л. не в последнюю очередь обусловили тематич. эволюцию его рассказов -- от непритязат. "Ганки" (в общем в русле демокр. литры кон. 19 в.) к рассказам на "модные" темы. О "вопросах пола", напр., -- рассказ "Жена" ("Лит. сб. "Яма"", СПб., 1910), по мотивам к-рого (как и нек-рых др. своих произв.) Л. написал сценарий фильма "Искушение" (1915) и сам сыграл в нем одну из ролей. Об "эпидемии самоубийств" -- "Отчего?" (сб. "Грех", М., 1911) и особенно "Так бывает" (НЖдВ, 1911, No 32; о человеке, решившем покончить с собой и в последний момент отказавшемся от решения, став свидетелем смерти др. самоубийцы), в к-ром Е. А. Колтоновская отметила "необыкновенную легкость" самого помысла о самоубийстве -- результат "нервной неустойчивости... отсутствия уважения к собств. жизни", присущего "всей совр. психологии" (см. ст. "Бацилла смерти" в ее кн.: Критич. этюды, СПб., 1912, с. 284).
Психология совр., часто женской, души -- гл. тема первого романа Л. -- "Трагедия брака" ["Новая жизнь", 1911, No 3--4 -- под назв. "За счастье"; отд. изд. -- М., 1911; рец., 1911: А. Налимов -- "Против течения", No 4(28); НЖдВ, No 33], в к-ром от лица женщины рассказана история любви-ненависти, с самоубийством и разбитыми судьбами в финале, и написанных вслед за ним -- "Песня крови" (СПб., 1912), "Больная любовь" (М., 1913; СПб., 1914), "Белые крылья" (т. 1--2, М., 1914, 1916; рец.: НВ, илл. прил., 1915, 6 июня).
В единств. обстоят, статье, поев, творчеству Л., Вяч. Полонский, обобщенно характеризуя эти романы, говорил, что героини писателя, "как сестры родные" похожие одна на другую, только и знают, что мечтать о счастье (к-рое понимают "очень бедно", т. к. для них "нет искусства, нет красоты, нет природы"), счастье же обманывает их, заставляя мечтать о себе снова; "все мужчины Ленского думают только о женщине, женщины -- наоборот", всеми владеет эротич. зуд, мешающий даже рассмотреть, если не понять личность любимого: "где уж тут говорить о прекрасной даме, о мечте единственной и вечной. Но характерно, что эту мечту восприняли маленькие люди и по-своему облекли ее в плоть и кровь, наградив видом... куртизанки и душой мещаночки". В талантливом, хотя и слишком небрежном изображении "несложной драмы несложных душ" Полонский сидел "немалую заслугу" Л. ("Свободный журнал", 1914, No8, стб. 77--84).
Вероятно, Л. и сам понимал, что тематич. и стилистич. однообразие его романов (каждый из к-рых к тому же был выстроен и написан хуже предыдущего) чревато опасностью автоэпигонства, хотя в его приверженности к темам больной страсти, греха и смерти было, помимо "моды", что-то безусловно искренне пережитое. Так или иначе эти темы возникали и в след. романах, в к-рых Л. старался обогатить фактуру и расширить диапазон своей прозы. Лучший из всех написанных им ром. "Под гнездом аиста" (М., 1913) был навеян его дет. воспоминаниями о Бессарабии, о тамошних цыганах и евреях; череда бытовых, проникнутых сочувств. юмором эпизодов проходила на фоне южно-рус, природы, описанной подробно и с лирич. задушевностью; "благородно-эпической, спокойно-худож. вещью" назвал этот роман И. М. Василевский, в целом считавший Л. "одним из многих", жертвой "лит. рынка" (ЖЖ, 1915, No 17, с. 18; др. рец.: А. Бараден -- "Новая жизнь", 1913, No 12). За ним последовали авантюрно-любовные с некоторым мистич. налетом ром. "Зори ночные" (М., 1915; о волжской деревне) и "Черный став" (М., 1917; об Украине, с участием бандуристов, цыган, разбойников и картинами сельской ярмарки).
В 1916 Л. привлек к соавторству Абрамовича, к-рому совм. написанный ром. "Демон наготы" (М., 1916; поев. Арцыбашеву, "писателю, темы к-рого -- Смерть и страсть"; отрицат. рец.: А. Бунина) -- "Жен. дело", 1916, No 14) был оиязан мотивом экстатически-напряженного чаяния времен, "когда истощится бесплодное напряжение внешней культуры", рассеется "кошмар" чувств, жизни и последние люди на земле "воспримут Христа, чтобы исчезнуть в Нем", хотя с т. з. темы и фабулы он, как и след. совместный ром. "Игра" (М., 1917; о самоубийстве промотавшегося игрока и кутилы, к-рому. юная девушка хотела посвятить свою жизнь), был как бы возвращением к первым романам Л.
После 1917 Л. пытался найти свое место в советской действительности; в 1919 написал ист. драму из эпохи У. Тайлера "Союз восстания" (отзыв Блока: "устарело, бессильно, мертво" -- VI 428); в 20-х гг. выпустил неск. дет. сказок в стихах; писал рассказы -- гл. обр. о детях (сб. "Сморчки", Л., 1928); в 1925 по его либретто в ленингр. Саду отдыха (б. Аничкова дворца) была поставлена оперетта "Коломбина"; задуманный киносценарий "Исполнить приговор!" (1929) остался неосуществленным.
Изд.: Собр. соч., т. 1--7, М., 1910--13; Собр соч., [т 1--7], 2-е изд., М., 1916--17; Собр. соч . т. 1, 3, 4, 8, М., 1917.
Лит.: История рус. лит-ры, т. 4, Л., 1983 (ук.) * Гранат; Альм. и сб-ки (1, 2); Вишневский (ук); Муратова (2); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 8; ИРЛИ, ф. 377.
А. В. Чанцев, Б. Н. Лондон.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994