Ленский (настоящая фамилия Воробьев), Дмитрий Тимофеевич - известный водевилист и актер Императорского московского театра (1805-1860). Кончил московскую практическую академию; занимался торговлей; в 1824 г. поступил на сцену на роли женихов и молодых людей. Как актер, Ленский не обладал большим талантом, его игра была умна, но лишена выразительности и однообразна; только в некоторых ролях (например, Фигаро, Молчалин) он пользовался большим успехом. Гораздо больше сделал Ленский для театра как водевилист. Он перевел с французского и "переделал на русские нравы" более 70 комедий, опер и водевилей, большинство которых было напечатано в журналах 30-х и 40-х годов, издано отдельно и перепечатано в собраниях: "Оперы и водевили" (М., 1835-1836) и "Театр Д.Т. Ленского" (СПб., 1874). Рядом с Кони и П. Каратыгиным Ленский считался постоянным поставщиком актерских бенефисов, вследствие чего его переделки были торопливы, часто грешили против литературности, но неизменно пользовались успехом. Лишенные каких-либо типов, составленные по трафарету популярного тогда Скриба, водевили Ленского всегда были остроумны, переполнены намеками на литературные и театральные происшествия и приправлены удачными выражениями и бойкими словечками, входившими в обиходную речь. Из его водевилей еще в 90-х годах пользовались повсеместно успехом "Лев Гурыч Синичкин", "Простушка и воспитанная", "Вот так пилюли", "Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминична" и другие. Ленский был талантливый версификатор, мастер эпиграмм, колкого словца и находчивого ответа. Его импровизациями, анекдотами, шутками пестрят воспоминания актеров того времени, например, П. Каратыгина (см. "Русскую Старину", 1880, октябрь), Алексеева (СПб., 1894). Большая заслуга Ленского - перевод песенок Беранже, помещавшихся в "Репертуаре" Песоцкого, "Пантеоне" и других журналах. - См. "Древняя и Новая Россия" (1879, No 5); "Исторический Вестник" (1894, No 8); "Русская Старина" (1886, No 4). А. Поляков.
Оригинал здесь - http://www.hronos.km.ru/biograf/bio_l/lensky.html
Ленский (псевдоним; настоящая фамилия - Воробьев), Дмитрий Тимофеевич [1805, Москва, - 9(21).XII.1860, там же] - русский писатель и актер. Сын купца. В 1819 году окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1824 году, вопреки воле отца, дебютировал на сцене. Был первым в Москве исполнителем роли Хлестакова, которой он придал водевильную трактовку. В 1835 году издал "Оперы и водевили, переводы с французского" (ч. 1-2), о которых В.Г.Белинский писал: "Г-н Ленский, без всякого спора, есть лучший наш водевилист..." (Полное собрание сочинений, т. 2, 1953, с. 121). Заимствуя сюжеты из французских пьес (главным образом у Э.Скриба), Л. приспосабливал действие к русским условиям, насыщал бытовыми подробностями из жизни купечества, мещанства, провинциальных актеров. Водевилям Л. не хватало глубины содержания, яркости характеров; но их сильную сторону составляли сценичность, умелое использование элементов "грубой комики", легкость куплетов. Лучшие водевили Л. - "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (пост.1839), "Хороша и дурна, глупа и умна", "Стряпчий под столом", "Зятюшка!" и др. - в течение длительного времени входили в основной репертуар русского театра. Л. переводил стихи П.Ж.Беранже, написал либретто оперы А.Н.Верстовского "Громобой".
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", т.4, М., 1967.
Сочинения:
Театр, т. 1-6, П.-М., 1873-1874;
Водевили, М., 1937;
Лев Гурыч Синичкин..., в сб.: Русский водевиль, М.-Л., 1959;
Простушка и воспитанная, там же.
Литература:
Мазаев М., Старый водевилист, "Исторический вестник", 1894, No 8;
Варнеке Б.В., История русского театра, ч. 2, Казань, 1910, с. 96-101;
История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.
Б-н Э. Ленский // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 6. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. - Стб. 263-264.
ЛЕНСКИЙ Дмитрий Тимофеевич [1805-1860] - русский водевилист. Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала, приспособляемого к "русским нравам". Перу Л. принадлежат также многочисленные переводы комедий Скриба и несколько переводов Мольера. Наряду с Григорьевым, Каратыгиным, Ф. Кони и др. Л. ориентировался на широкого зрителя 30-х гг. - мелких чиновников, купечество, зажиточное мещанство и т. п. Именно этому непритязательному зрителю Александринского и Малого театров нравилась водевильная издевка Л. над семейным бытом буржуазии ("Жених нарасхват", "Две кормилицы", "В людях ангел - не жена, дома с мужем - сатана", "Жена за столом, а муж под столом" и мн. др.). Из водевилей Л. наиболее прочно удержались в репертуаре "Простушка и воспитанная" и особенно "Лев Гурыч Синичкин" (переделка французской пьесы "Отец дебютантки"), возобновленный в последние годы московским театром им. Вахтангова. В последнем ярко развернуто противопоставление пустых и легкомысленных прожигателей жизни (граф Зефиров) бедной, но добродетельной дочери "костромского благородного отца" - Синичкиной, пробивающей себе через многочисленные преграды дорогу к искусству. Кроме того Л. писал оперные либретто, в том числе либретто оперы "Громобой" на музыку Верстовского. Популярны также были его переводы песен Беранже.
Библиография: I. Оперы и водевили, переведенные с французского, 4 тт., М., 1835-1836; Театр Ленского, 6 тт., СПБ, 1874.
II. Горбунов И. Ф. и Каратыгин П. А., Дм. Тим. Ленский. Очерк его артистической и литературной деятельности. Письма, стихотворения, эпиграммы, "Русская старина", 1880, X, стр. 309-337, 446-452; Мазаев М., Старый водевилист, "Исторический вестник", 1894, IV; Воспоминания Каратыгина, перепеч. в его "Записках", новое изд., Л., 1929. См. также лит-ру к ст. "Водевиль".
III. Геннади Гр., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. II, Берлин, 1880; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, Петроград, 1914.