ЛЕНКЕВИЧ Фёдор Иванович [нач. 1780-х гг. -- не позднее 10(22).12.1810, Петербург?], поэт, переводчик. В нач. 1800-х гг. учился в Моск. ун-те на юридич. ф-те. В студенч. годы переводит с лат. речь проф. ун-та X. А. Шлёцера (сына историка А. Л. Шлёцера) "Слово о том, что справедливый и мудрый государь сам никогда не судит дел своих подданных..." (М., 1802), печатается в журналах, издаваемых при ун-те П. А. Сохацким, где помещает неск. стих., две оды Александру I, в т. ч. "Оду на всерадостное коронование Александра Первого" ("Иппокрена...", 1801, ч. 10) -- первые публикации Л. -- и оду "Бог" ("Новости рус. лит-ры", 1802, ч. 1). По окончании ун-та (1804?) определяется на службу в Петербург, в Комиссию составления законов (пом. редактора), где служили в то время мн. выпускники Моск. ун-та (в 1805 в звании студента, в 1806 в чине коллегии-юнкера; с 1807 тит. советник: НБ ЛГУ, Архив ВОЛСНХ, п. 57/24).
Под влиянием сослуживцев В. В. Попугаева и А. X. Востокова в июле 1805 вступает в ВОЛСНХ -- при благоприятных отзывах И. М. Борна и Востокова. Пик активной деятельности в Обществе приходится на 1807, когда Л. избирается в цензоры, сменяя Борна, регулярно посещает собрания, часто выступает с чтением своих произв., значит, часть к-рых составляют переводы с франц., лат. и нем. языков; нек-рые стихи, в т. ч. басня "Лев и Еж", не сохранились (упоминания о них см. там же, п. 78, 204). Л. печатается в журналах, изд. членами ВОЛСНХ, -- Н. Ф. Остолоповым ("Любитель словесности", 1806), А. Е. Измайловым и А. П. Бенитцким ("Цветник", 1809--10).
В своем ориг. творчестве -- одах, стихах, речах -- Л. культивирует архаич. по стилю духовную оду, ориентированную на державинскую традицию, экспериментируя со строфич. формами; ее филос. основой является распространенное в 18 в. учение о теодицее. Место и бытие человека мыслятся в границах строгого и соразмерного мироздания, в цепи существ "от атома до Серафима", вселенная предстает как божий храм, идеал гармонии и упорядоч. иерархичности -- "велелепие миров" ("Феодицея", "Гимн Богу" -- "Цветник", 1809, ч. 1). Отсюда предельная обобщенность и космич. масштабность образов ("К другу моему на Новый год" -- "Новости рус. лит-ры", 1802, ч. 1; "К благотворительности" -- "Любитель словесности", 1806, ч. 3). Говоря о неустранимости борьбы "двух духов" Вселенной -- добра и зла -- и веря в торжество первого, Л., однако, не освобождает человека от действенного участия в этой борьбе ("Два Зороастрова гения" -- там же, 1806, ч. 4). В одич. стих. "Феодицея" (там же, 1806, ч. 2) он, в духе просветительского мировоззрения, прямо наделяет человека свободой нравств. выбора: "Но есть на свете человек -- / И зло на свете существует, / Но есть на свете человек -- / И существует добродетель... Ключ ада и рая... у нас".
Стих, написано белым стихом; неоднократно переизд. в сб-ках: "Собр. рус. стихотворений", подготовл. В. А. Жуковским (ч. 2, М., 1810), "Собр. образцовых рус. соч. и переводов в стихах" (СПб., 1815, 1821), "Пантеоне рус. поэзии" П. А. Никольского (ч. 5, СПб., 1815).
Сходные мысли содержатся в "Речи на смерть <И. П.> Пнина" (ИРЛИ, архив Измайлова), в к-рой Л. выделяет достоинства, состоящие "во власти человека": "честность, сострадание, благотворительность и прочие добродетели суть расположения нашей воли, они зависят от нас самих".
Идеями умеренного просветительства проникнуты политич. воззрения Л., о к-рых можно судить по характеру переводов и кругу переводимых авторов: нем. юриста И. Г. Гейнекция, нем. историка Ф. Ансильона ("О влиянии городов на политич. дела Европы во время феод, правления" -- "Любитель словесности", 1806, ч. 3), франц. юриста и гос. деятеля Ж. Э. М. Порталиса (пер. из "Эмиля" Ж. Ж. Руссо и филос. соч. К. Гарве -- не сохр.; см. НБ ЛГУ, архив ВОЛСНХ). Интересы Л. лежат в области гражд. права. "Искусство народоправления" Л. предпочитает воен. славе (см.: "Предуведомление от переводчика" к пер. Гейнекция, ч. 1, с. 3); в пер. "Речи гос. советника Порталиса" ("Цветник", 1809, ч. 3) утверждается взгляд на гражд. законы как гарантию свободы и нравственности народа (с. 43), особенно при состоянии нестабильности об-ва в пореволюционные эпохи. Политич. идеал Л. укладывается в монархич. систему правления. Образ мудрого, просвещенного Государя, несущего благо отечеству и народу, присутствует не только в ранних восторж. одах Александру I, но и -- частично от противного -- в статьях "О Юстиниановом законодательстве" ("Цветник", 1809, ч. 1), "Отличит, свойства Александра Великого < Македонского" (там же, ч. 3; пер. с франц.). Последним трудом Л. в области юридич. просвещения явился выпущенный им в 1809--10 со своим предисл. пер. с лат. "Основания рим. права, изъясненные Гейнекцием" (СПб., ч. 1--2).
Ранняя смерть прерывает его деятельность: 11 июня 1810 он в последний раз присутствует в собрании ВОЛСНХ, а 10 дек. журнал Общества сообщает: "собрание с прискорбием известилось о смерти сочлена своего Фед. Ив. Ленкевича, в котором Общество лишилось одного из трудолюбивейших своих сотрудников" ("Поэты-радищевцы", 1935, с. 634).
Лит.: Петухов Е., Неск. новых данных из науч. и лит. деятельности А. X. Востокова.-- ЖМНП, 1890, N 3, с. 88--89, 111--112 (рец. 2 и 3); Шляпкин И. А., Берлин. мат-лы для истории рус. лит-ры. -- PC. 1893. No 4, с. 59. * Сопиков; Геннади; Венгеров. Источ.; Масанов (не учтен криптоним Л-чь).
Архивы: НБ ЛГУ, архив ВОЛСНХ, п. 57 (No 2, 24), п. 78, 98 (No 3), 189, 204; ИРЛИ. архив А. Е. Измайлова (мат-лы ВОЛСНХ); ЦГИА, ф. 1260, оп. 1 (Комиссия составления законов, 1804--25).
С. В. Уварова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994