Леметр Жюль
Жюль Леметр: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ЛЕМЕТР Жюль [Jules Lemaître, 1853--1914] -- французский писатель. Вышел из семьи зажиточных крестьян. Учился в духовной семинарии в Париже, окончил Нормальную школу, был преподавателем. Свою литературную деятельность начал стихами, вскоре перешел к критике. Много писал также о театре. Критик-импрессионист, Л. смакует всякое оригинально выраженное художником жизнеощущение. Восторгаясь классиками, Леметр сумел без предубеждений отнестись к Золя (однако широта его литературно-эстетических взглядов имела свои границы: он так и не сумел признать символистов).
   Задача критики, по его мнению, извлечь из художественного произведения наибольшее количество впечатлений и суметь передать эти свои личные впечатления читателю. "Критика -- искусство наслаждаться книгами", говорит он. Он любит жонглировать идеями, иронически высказываться за и против, кокетничать своим скептицизмом, в значительной мере напускным. Блестящий стилист, он давал довольно яркие и не лишенные меткости суждений характеристики, когда старался беспристрастно передать общий характер и психологическое содержание произведения. Но в каждой из них все-таки проглядывает эстетствующий буржуазный идеолог, для к-рого великие социальные драмы в сущности нечто глубоко безразличное. Он вполне заслужил лукаво-ироническую похвалу А. Франса: "Л. -- писатель добронравный. Он защитник общественного порядка и частных добродетелей". Л. впитал в себя консервативные инстинкты французского кулачества, сознавал это и гордился этим: "Та капля истинной мудрости, -- пишет Леметр в 5-й серии своих "Современников", -- та капля духовного смирения и чувства меры, которыми я обладаю, достались мне потому, что прежде чем стать писателем, я был крестьянином, привязанным к своей колокольне, своему двору, своему лугу".
   Дело Дрейфуса окончательно выявило классовые инстинкты Леметра. Его переход к махровому национализму был вполне закономерен. От буржуазного эпикурейства и гурманства к буржуазному человеконенавистничеству -- один шаг: ведь национализм как-раз защищал те идеалы личного благополучия небольшой кучки избранных и привилегированных, к-рые так дороги были Л.
   Л. написал также много пьес, 2 тома рассказов и ряд романов. Некоторые пьесы имели успех на франц. сцене; в большинстве их виден тот же ограниченный национализм.

Библиография:

   I. Русский перевод: Поль Бурже, "Русская мысль", 1887, X; Литературные характеристики: Эрнест Ренан, Альфонс Додэ, "Русская мысль", 1888, IV; Современные писатели, СПБ, 1891; Бретонская легенда, сб. "Помощь голодающим", М., 1892; Мирра, Рассказ из времен Нерона, "Русская мысль", 1892, VIII; Этюды о русских писателях, Одесса, 1893; Флинот, Комедия в 3 д., перев. Э. Маттерна, "Театральная биб-ка", 1893, X; Прости, Комедия в 3 д., перев. Н. Е., "Театрал", 1895, XXXVII; За кулисами, Комедия, перев. Э. Маттерна, М., 1902; Серенус, История мученика, перев. Ю. Бромлей, М., 1908; Короли, перев. Ю. Бромлей, М., 1908; Contemporains, 7 vv., 1885--1899; Impression de théâtre, 10 vv., 1888--1898; Révoltée, 1889; "Député", "Le veau", "Mariage Blanc" etc.
   II. Арсеньев К., Новая французская критика, "Вестник Европы", 1887, VI; Андреев А., Жюль Леметр и его "Современники", "Северный вестник", 1892, V; Луначарский А. В., Этюды критические, Западноевропейская литература, М., 1925; Bordeaux H., Jules Lemaître, 1920; Morice H., Jules Lemaître, 1924.

Б. Гиммельфарб

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 169--170.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-1691.htm
   

II.

   ЛЕМЕТР (Lemaître), Жюль Франсуа Эли [27.IV.1853, Веннеси (деп. Луаре), -- 5.VIII.1914, Тавер (деп. Луаре)] -- франц. критик и писатель. Чл. Франц. академии с 1896. С 1885 вел отдел театр. критики в "Journal de débats" ("Журнал дебатов"); опубл. здесь статьи Л. объединены в сб-ки "Театральные впечатления" ("Impressions de théâtre", sér. 1--10, 1888--99 и 1920, посмертно). Статьи Л. о писателях, помещенные в "Revue bleue" ("Синее обозрение"), вошли в сб-ки "Современники" ("Les contemporains", sér. 1--7, 1886--99, и один посмертно, 1918). Л. -- мастер субъективно-импрессионистич. критики, тонкий стилист, родоначальник той линии эссеизма, к-рая нашла развитие в критич. деятельности Р. де Гурмона, А. Сюареса, П. Валери. Выделяются этюды Л. о В. Гюго, Г. Флобере, Э. Золя и А. Доде. Стихи, драмы, рассказы, романы Л. не представляют значит. интереса. В политич. деятельности Л. стоял на правых позициях, примыкая к группировке Ш. Морраса "Action française".
   Соч.: J. J. Rousseau, P., [1907]; J. Racine, P., [1908]; Fénelon, P., 1910; Chateaubriand, P., 1912.
   Лит.: Андреева А., Ж. Леметр и его "Современники", "Сев. вестник", 1892, No 5; Луначарский А. В., Ж. Леметр, в его кн.: Этюды критические, М. -- Л., 1925; Seilliére E., Jules Lemaître..., P., [1935].

М. В. Толмачев.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 111.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-1111.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru