Хлѣбный вопросъ. Юмористическіе разсказы Н. А. Лейкина. Спб., 1896 г. Цѣна 1 рубль. Изъ списка, приложеннаго къ этой книжкѣ, оказывается, что Хлѣбный вопросъ составляетъ тридцатый томъ произведеній названнаго автора, изъ которыхъ многія выдержали по два и по три изданія, одно -- семь изданій и одно -- одиннадцать. Это почти все юмористическіе разсказы и повѣсти. Повидимому, на "юмористику" порядочный спросъ. Здѣсь не. мѣсто разбирать прежнія сочиненія г. Лейкина и входить въ общую оцѣнку его литературной дѣятельности, и мы поставлены въ необходимость ограничиться короткимъ отзывомъ объ одной лежащей передъ нами книжкѣ. Въ ней, кромѣ повѣсти Хлѣбный вопросъ, помѣщены еще разсказы: На развалинахъ, По объявленіямъ, Несгараемый сундукъ, Прислуга изъ конторы, Въ рабочей избѣ, Водопроводъ шалитъ. Хлѣбный вопросъ и На развалинахъ изложены въ видѣ писемъ, въ первомъ случаѣ -- писемъ бѣднаго молодого человѣка, служащаго въ одной изъ петербургскихъ страховыхъ конторъ, во второмъ въ видѣ писемъ графа Бориса Угрюмъ-Голядовскаго къ сестрѣ, живущей въ провинціи. Банковскій служащій Глѣбъ сообщаетъ въ 48 письмахъ своему провинціальному другу Ипполиту Ивановичу очень послѣдовательно и подробно о своихъ попыткахъ и стараніяхъ разрѣшить Хлѣбный вопросъ въ благопріятномъ для себя смыслѣ посредствомъ "улавливанія" и "эксплуатаціи" зажиточныхъ и немолодыхъ вдовъ. Вначалѣ дѣла Глѣба идутъ хорошо, онъ уловляетъ не одну, а цѣлыхъ трехъ вдовъ, снискиваетъ себѣ около нихъ не только сытное пропитаніе, но и совсѣмъ благополучное житье на полномъ содержаніи. Затѣмъ Глѣба постигаютъ неудачи и разочарованія. Вся исторія кончается его женитьбой на одной изъ трехъ прокармливавшихъ его дамъ. Похожденія промотавшагося графа (въ 32 письмахъ) заключаются въ выпрашиваніи денежныхъ подачекъ у богатой сестры, причемъ онъ разсказываетъ, какъ онъ съ недѣлю на недѣлю и со дня на день перебивается займами у кого попало и какъ попало, за что, въ концѣ концовъ, самъ попадаетъ въ тюрьму, уличенный въ выдачѣ фальшивыхъ векселей. "Юморъ" этихъ повѣствованій состоитъ въ тѣхъ пріемахъ и изворотахъ, которыми герои, не безъ нѣкоторой наивности, хлопочутъ оправдать свои дрянныя дѣянія. И мѣстами это дѣйствительно можетъ вызвать улыбку не особенно требовательнаго читателя. Но простодушнымъ негодяйствамъ Глѣба отведено 98 страницъ, а мытарствамъ графа "на развалинахъ" промотаннаго состоянія -- 65. И въ столь длинныхъ, несоотвѣтственно съ сюжетами, писаніяхъ, въ многократныхъ повтореніяхъ одного и того же, расплывается всякая "юмористика" и получается впечатлѣніе довольно основательной скуки. Въ разсказѣ Но объявленіямъ, наиболѣе живомъ изъ всѣхъ, героиня, засидѣвшаяся въ дѣвушкахъ, разыскиваетъ жениха "американскимъ" способомъ, посредствомъ объявленій въ газетахъ, что даетъ автору поводъ изобразить нѣсколько забавныхъ сценокъ и сдѣлать нѣсколько остроумныхъ замѣчаній. Та же погоня за женихами составляетъ сюжетъ разсказа Несгараемый сундукъ. Догадливая мамаша, желая сбыть съ рукъ двухъ дочекъ, обзавелась такимъ сундукомъ въ одномъ изъ банковъ, чтобъ увѣрить всѣхъ, будто у нея имѣются большіе капиталы, и, быть можетъ, нашла бы довѣрчиваго женильщика, еслибы не открылось случайно, что, вмѣсто процентныхъ бумагъ, она кладетъ и вынимаетъ изъ сундука пакеты съ газетною бумагой. И опять здѣсь портятъ дѣло размѣры разсказа и многократныя повторенія. Въ разсказѣ Прислуга изъ конторы изображено послѣдовательно, какъ приходятъ наниматься лакей, кухарка, поваръ и кучеръ. Эти четыре сценки уже совершенно тождественны: прислуга хлопочетъ и договаривается не столько о жалованьи и своихъ будущихъ обязанностяхъ, сколько о большей или меньшей возможности "попользоваться" выгодами отъ разныхъ закупокъ. Очень вѣрно и забавно изображена Въ рабочей избѣ сценка писанія бариномъ писемъ отъ мужиковъ при посылкѣ денегъ къ ихъ роднымъ въ деревню. Водопроводъ шалитъ -- просто скучно, хотя въ дѣйствительности такіе казусы бываютъ съ жильцами квартиръ, имѣющихъ краны съ проведенною водой. Въ общемъ, мы находимъ "юморъ" этой книжки слишкомъ тягучимъ и однообразнымъ, мало занимательнымъ и потому еще, что всѣ фигуры дѣйствующихъ лицъ не новы, не оригинальны и не достаточно ярки для того, чтобы представлять какой-нибудь интересъ.