С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типографія д-ра М. А. Хана, Поварской пер., No 2 1880.
ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ.
Кабинетъ, стѣны котораго сплошь увѣшаны фотографическими карточками и портретами въ орѣховыхъ рамкахъ. На столахъ альбомы съ карточками. На одной стѣнѣ изъ фотографическихъ карточекъ сдѣлано даже вензелевое изображеніе имени и фамиліи хозяина дома: "П. Г. X." -- что означаетъ: Прохоръ Григорьевъ Ханковъ.
-- А неправда-ли, ваше превосходительство, это я хорошо придумалъ: вензель изъ собственныхъ изображеній? обращается хозяинъ дома, жирный мужчина съ лысиной и подстриженой бородой, къ коротенькому человѣчку пожилыхъ лѣтъ съ гладкобритымъ лицомъ и во фракѣ, изъ-за борта котораго выглядываетъ Станиславская звѣзда.-- Здѣсь въ этомъ вензелѣ, такъ сказать, отражается, какъ въ зеркалѣ, вся жизнь простаго русскаго человѣка, учившагося на мѣдныя деньги, но благодаря воспитанности собственнаго образованія, вышедшаго въ люди изъ простыхъ мужиковъ. Былъ нищъ, сиръ и убогъ, ходилъ въ долгополомъ сертукѣ, и вотъ теперь, благодаря Создателю, имѣю жену, четверыхъ дѣтей, домъ каменный, помѣстьишко легонькое и орденъ на шеѣ. Да-съ, и все своимъ умомъ, а чтобы отъ родителя наслѣдовать -- ни-ни!
-- Прекрасно, прекрасно, почтеннѣйшій Прохоръ Григорьевичъ, но мы еще не кончили... возразилъ гость.-- Вы мнѣ скажите рѣшительно: можете вы мнѣ дать подъ эту дачу шесть тысячъ?
-- А это нужно будетъ съ господиномъ архитекторомъ посмотрѣть. Ежели стоитъ она этихъ денегъ -- безъ задержки. Считайте, какъ у себя въ карманѣ.
-- Да какже не стоитъ-то! Вдвое больше стоитъ. Семь лѣтъ я ею владѣю и ни одного лѣта не стояла пустая. Судите сами: въ Павловскѣ.
-- Это не около-ли фотографіи?
-- Да, да.
-- Ну, знаю. Я тамъ раза четыре снимался. И вообразите какой случай... Охъ, эта фотографія мнѣ и посейчасъ памятна!
-- То-есть, дача, хотите вы сказать... поправилъ его гость.
-- Нѣтъ, фотографія. Что мнѣ за дѣло до дачи! Задумалъ я снять съ себя портретъ верхомъ на лошади.
-- Но вѣдь вы, Прохоръ Григорьичъ, верхомъ не ѣздите, замѣтилъ плюгавый брюнетикъ съ красными руками, до сихъ поръ безмолвно сидѣвшій въ углу кабинета.-- Что за фантазія!
-- Не ѣзжу верхомъ, но отчего-же мнѣ не имѣть этой фантазіи? У меня есть мои портреты во всѣхъ видахъ: въ пальто въ шубѣ, въ мѣховой шапкѣ, во фракѣ съ орденомъ на шеѣ, въ нашемъ пріютскомъ мундирѣ, въ трехъ-уголкѣ и безъ оной; есть даже въ одной жилеткѣ, въ русской рубахѣ и въ халатѣ, съ вѣникомъ и узломъ въ рукахъ -- это я снялся разъ идучи изъ бани. А верхомъ на лошади не было. Ну, вотъ я и порѣшилъ для коллекціи. Чудесно- Пришелъ, послали въ манежъ за самой смирнѣйшей лошадью, вынесли фотографическій аппаратъ на дворъ, сѣлъ я на лошадь верхомъ -- стоитъ какъ вкопанная. Но только, понимаете, навелъ на нее фотографъ трубу и закрылся самъ сукномъ -- какъ она бросится вонъ со двора! Я, разумѣется, позировалъ и не ожидалъ этого, а потому съ лошади долой и навзничь на землю да затылкомъ. Вѣрите-ли, вѣдь замертво подняли. Двѣ недѣли голова кружилась. Думали, что съ ума сойду. Это она, подлая, чернаго сукна испугалась, подъ которымъ шевелился фотографъ.
Гость невольно расхохотался.
-- Однако, кончимте какъ-нибудь насчетъ залога дачи-то, сказалъ онъ наконецъ.
-- А вотъ сейчасъ. Но прежде позвольте вамъ представить фотографическій снимокъ этого происшествія. На негативѣ все таки кой-что осталось, и вотъ я велѣлъ перевести на бумагу. Меня не видать, я туманное пятно, а вотъ двѣ лошадиныя ноги видны, видѣнъ и мой сапогъ съ кускомъ штанины. Возьмите это себѣ на память.
-- А такъ для курьезу. Кому нибудь покажете. Къ этому пятну я могу вамъ дать и настоящій мой портретъ. Это я снимался у Бергамаски. Дорого взялъ, но ужъ хорошо. Главное, поза величественная -- вотъ что мнѣ нравится.
-- Да вы мнѣ третьяго дня дали свой портретъ, отнѣкивался гость.
-- Далъ, да не тотъ. Тамъ рука заложена за бортъ жилета, а здѣсь она виситъ свободно, какъ плеть; тамъ ноги вмѣстѣ составлены, а тутъ правая нога величественно выдвинута впередъ. Кромѣ этого портрета, я могу вамъ предложить еще одно свое изображеніе, снятое на одной карточкѣ вмѣстѣ съ нашимъ протопопомъ. Заказывали мы ризы для церкви, идемъ мимо фотографіи, зашли и снялись ради такого случая.
-- Однако, вы большой охотникъ сниматься!
-- Необыкновенную фотографическую слабость чувствую, ваше превосходительство! И полагаете, что это мнѣ дешево стоитъ? Огромныхъ денегъ стоитъ! Я рублей на пятьсотъ въ годъ сниму съ себя портретовъ. Какъ придумаю какую-нибудь новую позу -- сейчасъ въ фотографію и сниматься. На прошлой недѣлѣ вотъ въ черкеской буркѣ и въ папахѣ снялся.
-- Для чего-же это? Развѣ вы въ такомъ костюмѣ ходите?
-- Нѣтъ, ваше превосходительство, не хожу и не ходилъ, но я разъ увидалъ себя во снѣ черкесомъ, и вотъ съ той поры какъ запало въ голову, такъ до тѣхъ поръ не могъ успокоиться, пока не снялся черкесомъ. Эту карточку тоже могу вамъ подарить. Нельзя-съ, надо себя чѣмъ-нибудь увѣковѣчить, а то умрешь -- и забытъ. Фотографическую слабость я чувствую давно. Еще въ бытность свою управляющимъ у графа Тарабарова началъ я снимать съ себя карточки. Есть даже одна въ длиннополомъ сертукѣ. Вѣдь я, ваше превосходительство, извините, совсѣмъ изъ простыхъ, изъ дворовыхъ людей, учился на мѣдныя деньги у дьячка и вотъ пошелъ, пошелъ... А теперь мундиръ и Станиславъ на шеѣ... Вотъ не помню, далъ-ли я вамъ свою карточку, гдѣ я въ мундирѣ, со шпагой и орденомъ?
-- Дали, дали, перебилъ его гость.-- Такъ какъ-же насчетъ дачи-то?
-- А вотъ сейчасъ-съ. Прежде позвольте мнѣ вамъ показать мою, такъ сказать, секретную карточку, продолжалъ хозяинъ.-- Тутъ я снятъ, яко Адамъ во всей натурѣ. Куда только она у меня запропастилась!
Хозяинъ шарилъ въ ящикѣ письменнаго стола.
-- Да не надо, не надо... Ну что аутъ интереснаго!
-- Нѣтъ, позвольте-съ. Интереснаго много. Тамъ я снятъ десять лѣтъ тому назадъ, и вы можете увидать, насколько я съ тѣхъ поръ потолстѣлъ. Вѣдь спичка спичкой былъ!
-- Я васъ попрошу: кончите насчетъ дачи. Когда-же вы поѣдете туда съ архитекторомъ?
-- Завтра, послѣ завтра, когда хотите. Но прежде маленькую просьбу... Ваше превосходительство, осчастливьте меня и позвольте сняться съ вами на одномъ портретѣ.
Гость выпучилъ глаза.
-- То-есть, съ какой-же это стати? Я съ вами такъ мало знакомъ.
-- Очень ужъ мнѣ лестно съ вами сняться. Такая можно сказать особа... Почту за великое счастіе. А то вмѣстѣ съ протоіереемъ у меня есть карточка, съ архимандритомъ я снимался, съ докторомъ военнымъ въ густыхъ эполетахъ снимался, съ женой снимался, со многими знаменитыми актерами снимался, съ сестрой милосердія, съ сыномъ, съ дочерью -- груднымъ младенцемъ, а вмѣстѣ съ генераломъ у меня нѣтъ портрета. Не откажите, ваше превосходительство. Вотъ въ этотъ альбомъ поставилъ-бы я ее...
Хозяинъ взялъ со стола богатый альбомъ и подалъ гостю. На немъ золотыми буквами было выгравировано: "изображенія потомственнаго почетнаго гражданина Прохора Григорьева Ханкова, вкупѣ съ его родственниками и друзьями". Гость колебался, не зная что отвѣтить, и открылъ альбомъ. На первомъ мѣстѣ хозяинъ былъ изображенъ въ охотничьемъ костюмѣ и съ собакой.