ПОВѢСТИ, РАЗСКАЗЫ и ДРАМАТИЧЕСКІЯ СОЧИНЕНІЯ. Н. А. ЛЕЙКИНА.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ. ИЗДАНІЕ КНИГОПРОДАВЦА K. Н. ПЛОТНИКОВА. 1871.
БИРЖЕВЫЕ АРТЕЛЬЩИКИ.
Тамъ, читатели, на томъ славномъ Васильевскомъ островѣ въ Петербургѣ, гдѣ живутъ въ обширныхъ хоромахъ биржевые купцы, разбогатѣвшіе вслѣдствіе выгодныхъ спекуляцій, гдѣ, по выраженію артельщиковъ, что ни плюнь, то купеческая контора, гдѣ на берегу Невы лежатъ два гранитные сфинкса и мечтаютъ о своемъ отечествѣ Египтѣ, гдѣ стоятъ университетъ и академія художествъ и гдѣ жрецы этихъ храмовъ науки и искусства гнѣздятся по угламъ и коморкамъ, отдаваемымъ въ наймы разными нѣмками "aus Wiborg", процвѣтаетъ особый мірокъ биржевыхъ артельщиковъ. Мірокъ этотъ, хотя и не превышающій двухъ тысячъ человѣкъ, играетъ на Васильевскомъ острову не послѣднюю роль. Онъ имѣетъ свои нравы, обычаи, развлеченія, пивныя, ямки, т. е. погребки, и въ массѣ, не безъ основанія, считаетъ себя кореннымъ жителемъ своего острова.
Въ то время, читатели, когда еще не существовало никакого ученія о соціализмѣ, когда еще политическая экономія была во младенчествѣ и когда еще не было написано ни одного проэкта объ ассоціаціяхъ, на сѣверѣ Европы, и именно въ Петербургѣ, ассоціаціи уже существовали у простыхъ мужичковъ, пришедшихъ изъ деревень для заработковъ. Начало основанія биржевыхъ артелей относится ко времени Петра Великаго. Сначала образовалась одна артель, но потомъ, вслѣдствіе прибытія новыхъ членовъ и разширенія торговли при петербургскомъ портѣ, она раздробилась на двѣ; эти двѣ артели по мѣрѣ увеличенія работъ и рукъ снова дробились, и такъ далѣе. Въ настоящее время ихъ считается двадцать двѣ, исключая присяжной артели дрягилей, находящейся при выгрузкѣ товаровъ, и артели купоровъ, спеціальность которыхъ, состоитъ въ откупориваніи и закупориваніи бочекъ и ящиковъ съ товарами при досмотрѣ ихъ таможенными чиновниками {Вотъ названія главнѣйшихъ биржевыхъ артелей: Бароновская, Коломенская, Козухина, Пининская, Ярославская, Полуярославская, Спасская, Владимірская, Московская, Портеровая, Стюартова, Гленова, Метелкина, Шляпкина, Шилинская и др.}. Каждая артель имѣетъ свой уставъ, впрочемъ мало отличающійся отъ уставовъ другихъ артелей, и управляется старостою и писаремъ, ежегодно избираемыми артельщиками изъ среды своей. Важныя дѣла, какъ-то: Принятіе.въ артель новика, исключеніе артельщика изъ артели, назначеніе ему за какой нибудь проступокъ штрафа, отписка {Отписать отъ артели значитъ то, что артельщикъ въ продолженіи мѣсяца, двухъ, трехъ, а иногда и болѣе лишается дувана, т. е. заработка, но не смотря на это, долженъ исполнять всѣ работы, которыя возложитъ на него староста.} его отъ артели за пьянство и нерадѣніе къ дѣлу, рѣшаются общимъ собраніемъ артельщиковъ по большинству голосовъ. Староста и писарь пользуются почетомъ и еще тѣми матеріальными преимуществами, что артель сверхъ слѣдуемаго имъ дувана, т. е. заработка, даритъ къ новому году по семидесяти и по сту рублей.
Артель работаетъ на купцовъ по таксѣ, установленной на это биржевымъ комитетомъ.
Артельщикъ во всемъ обезпеченъ: онъ имѣетъ постоянную работу, артельную квартиру и участвуетъ два или три раза въ годъ въ пирушкахъ, устраиваемыхъ на артельный счетъ; ежели заболитъ, то не неволитъ себя работой, а можетъ лечь въ больницу, не боясь, что по выходѣ изъ нея не будетъ имѣть угла и хлѣба, потому что даже и при долговременной болѣзни, продолжающейся около года, онъ не лишается нрава на полученіе за это время слѣдуемаго ему дувана. Ежели онъ закутитъ, запьетъ, артель старается объ его исправленіи: штрафуетъ его, отписываетъ отъ артели и даже увѣщеваетъ на собраніи; ежели во время его караула что нибудь окажется, несчастнымъ случаемъ, украдено изъ ввѣреннаго ему хозяйскаго товара и артель найдетъ его мало виновнымъ, то не вычитаетъ за все украденное изъ его денегъ, а половину, а иногда и болѣе, принимаетъ на себя.
Каждый новопоступающій артельщикъ долженъ вкупиться, т. е. внесть въ артель извѣстную сумму денегъ, ежели же онъ не внесъ вкупъ сполна, то долженъ зажить его. Вкупъ этотъ отъ 800 до 900 р. с. ему опредѣляетъ артель, глядя по его лѣтамъ и силѣ, въ какой степени онъ можетъ исполнять работы, исполняемыя другими артельщиками, для чего онъ получаетъ на содержаніе только одну половину дувана, другая же половина, за отчисленіемъ извѣстной суммы въ основной капиталъ, идетъ въ массу заработываемой суммы и дѣлится въ дуванѣ.
Старикъ-артельщикъ, зажившій свой вкупъ за вычетомъ расходовъ, именуемыхъ на ихъ языкѣ "большимъ ярлыкомъ", какъ-то на общественную квартиру, адресный билетъ и жестянку, получаетъ дувана отъ 200 до 400 р. с. въ годъ и болѣе; ежели же онъ захочетъ выйти изъ артели, то треть своего вкупа, даннаго имъ при поступленіи, получитъ тотчасъ же, а остальныя деньги ему выплачиваются въ продолженіи пяти или шести лѣтъ.
Почти всѣ артельщики крестьяне Архангельской, Ярославской, Владимірской и другихъ смежныхъ съ ними губерній. Вкупаются въ артель они въ очень молодыхъ лѣтахъ, по восемнадцатому, по девятнадцатому году, а иногда и ранѣе, всегда весною, до открытія навигаціи. Очень немногіе имѣютъ при себѣ женъ и семейства; семейства ихъ живутъ по деревнямъ, куда артельщики зимою, черезъ годъ или черезъ два, и ѣздятъ на побывку. Въ деревнѣ артельщикъ живетъ-гуляетъ, ходитъ по гостямъ, франтитъ сибиркой, фуляровыми платками и смазными сапогами,"знай де насъ, питерскихъ!" и не прикоснется ни до какой деревенской работы: за него работаютъ его домашніе, за что и онъ ихъ отдариваетъ питерскими подарками и поитъ чаемъ, кофеемъ и водкой. Нерѣдко артельщики проживаютъ въ деревнѣ всѣ свои скопленныя въ продолженіи лѣтнихъ мѣсяцевъ деньги, особливо ежели стремленіе его по части франтовства удовлетворено, а стремленіе это -- енотовая шуба. Какъ скопитъ артельщикъ сто, полтораста рублей, сейчасъ покупаетъ себѣ енотовую тубу,-- тогда уже и извощики величаютъ его не иначе, какъ купцомъ, а быть похожимъ на купца -- это мечта каждаго артельщика. Въ житьѣ-бытьѣ и одеждѣ артельщики также стараются подражать купцамъ, какъ гимназисты студентамъ; особливо это удается артельщикамъ, живущимъ при конторахъ и имѣющимъ свои квартиры; ихъ жены, такъ же какъ и жены купцовъ, варятъ варенье, мочатъ яблоки и бруснику, настаиваютъ настойку и ходятъ по субботамъ въ баню; дочери ихъ очень мило танцуютъ французскія кадрили и польки, а сыновья играютъ въ горку не хуже своихъ тятенекъ. Тятеньки никогда не запишутъ ихъ въ артель, а стараются отдать куда нибудь въ мальчики, въ лавку, въ гостиный или на апраксинъ, чтобы потомъ они сдѣлались прикащиками, женились бы повыгоднѣе и на женины деньги открыли бы свою торговлю. Цѣль и стремленіе артельщика -- получить мѣсто при конторѣ съ окладомъ сверхъ дувана по десяти, по пятнадцати рублей въ мѣсяцъ, высшая точка -- сдѣлаться амбарнымъ, т. е. такимъ артельщикомъ, которому хозяинъ довѣряетъ свои амбары и препоручаетъ отпускать и принимать товаръ. Здѣсь амбарному есть отъ чего поживиться; онъ получаетъ отъ хозяина праздничные -- подарки къ новому году и къ пасхѣ по сту или по полутораста рублей, да кромѣ того, состоя при пріемкѣ, и отправкѣ товаровъ, онъ ублаготворяется въ нѣкоторой степени покупателями, пользуется отъ продажи старыхъ рогожъ и веревокъ, въ которыхъ приходитъ товаръ, покупаетъ ящики, дерюжку, клеенку и веревки для отправляемыхъ товаровъ и въ концѣ мѣсяца подаетъ въ контору счетъ. Счетъ этотъ ужь разумѣется не безъ грѣшка и составляется съ барышкомъ для себя; хозяева конторъ знаютъ объ этомъ барышкѣ, но не обращаютъ на это вниманія, они наживаютъ сами и даютъ нажить отъ себя артельщику.
I.
Лѣтнее воскресенье. Девять часовъ утра. По первой линіи Васильевскаго острова идетъ удалой развалистой походкой франтъ артельщикъ. На немъ новый черный длиннополый сюртукъ или такъ называемая сибирка, изъ задняго кармана которой торчитъ кончикъ цвѣтнаго фуляра, дутые козловые сапоги, черная бархатная съ синими и малиновыми разводами жилетка, на шеѣ атласный галстукъ и на головѣ шляпа, ухорски надѣтая на бокъ. Сапоги, бронзовая цѣпочка отъ часовъ и шляпа такъ и блестятъ на солнцѣ. Ему встрѣчается Знакомый артельщикъ изъ другой артели, тоже франтъ, только одѣтъ немного иначе: темные брюки съ искрой выпущены поверхъ сапоговъ и суконная фуражка съ заломомъ.
-- Вишь какимъ франтомъ идетъ,-- и не узнаешь!.. Куда ваша милость ползетъ? Куда стремится сердце въ даль? спрашиваетъ артельщика въ шляпѣ артельщикъ въ фуражкѣ и по даетъ ему руку.
-- Что я за франтъ, смотри, самъ-то ты какимъ вырядился! говоритъ артельщикъ въ шляпѣ и съ ногъ до головы осматриваетъ товарища.-- Что, сибирку-то новую шилъ, что ли?
-- Новую... по три съ полтиной аршинъ сукно покупалъ.
-- Ну ужь, полно...
-- Съ мѣста не сойти. Да ты смотри, сукно-то какое -- такъ на солнцѣ и серебрится, что твое воронье перо. Ужь не сшилъ бы такого, да на именинахъ у Федорова пять рублей въ трынку выигралъ, ну, думаю, деньги съ вѣтру достались -- куплю получше сукно, покрайности вещь будетъ.
-- Я вотъ тоже шляпу купилъ...
-- Покажь-ка!
-- Смотри.
Артельщикъ снимаетъ шляпу и подаетъ товарищу; тотъ начинаетъ ее примѣривать.
-- Тебѣ, братъ, не къ рылу! говоритъ хозяинъ шляпы.
-- Это отчего?..
-- Такъ, ты въ фуражкѣ казистѣе выглядишь.
-- Слышь, давай мѣняться: я тебѣ дамъ фуражку, ты мнѣ шляпу... Много ли придачи? Сейчасъ и деньги на бочку.
-- Ну тебя къ лѣшему! Прощай!
-- Ну какъ знаешь... Куда идешь-то?
-- На артельную квартиру на спѣвку... Сегодня обѣдню будемъ пѣть у Екатерины Великомученицы.
-- Ну прощай!
-- Слышь, Кривоуховъ, приходи ко мнѣ -- угощу. У насъ нынче праздникъ артельнаго образа.
-- Ладно...
Два франта расходятся.
Почти всѣ артельщики, пѣвчіе-любители, собрались уже на артельной квартирѣ. Всѣ были въ праздничныхъ одеждахъ. Одни расхаживали по артельной залѣ, другіе сидѣли на стульяхъ, а третьи разсматривали картины, висѣвшія на стѣнахъ.
Въ залу вошелъ знакомый уже намъ франтъ въ шляпѣ.
-- Ну, Подметкинъ, что такъ поздно?.. Только тебя и дожидаемся!
-- Да невозможно было, братцы, и то со всею скоропалительностію на всѣхъ рысяхъ летѣлъ; -- даже взопрѣлъ! проговорилъ Подметкинъ, вытеревъ лицо цвѣтнымъ фуляромъ, и началъ натирать рукавомъ свою шляпу.
-- Что, шляпу купилъ?
-- Новая?
-- Сколько далъ?
Начали спрашивать другіе франты артельщики и окружили его.
У окна стояли два молодые артельщика изъ новиковъ. Они грызли орѣхи и бросали скорлупу за окошко.
-- Откуда это орѣхи?
-- Вчера въ третьемъ пакхаузѣ взялъ -- Шельменъмейеру шесть бочекъ пришло. Я при досмотрѣ былъ и взялъ.
-- Американку еще не получали, вотъ до тѣхъ орѣховъ такъ я больно лихъ!..
-- Вишь какъ жрутъ!-- рады, бестіи, что до чужаго добрались, говоритъ имъ почтенный артельщикъ съ окладистой бородой.
-- Что вы ругаетесь, Трифонъ Иванычъ!
-- Какъ же не ругать-то васъ! сейчасъ спѣвка будетъ, а вы орѣхи жрете! Черезъ это вѣдь першитъ. Собачьи дѣти, вѣдь вамъ честью говорятъ, вѣдь вы тенора!
-- Ну такъ чтожь?..
-- Какъ чтожь! ты старшихъ слушайся. Вамъ по яйцу сырому для голоса выпить слѣдуетъ, а не орѣхи ѣсть... Вѣдь вы не то, что мы: мы басы, намъ и стаканчикъ пропустить можно. Еще лучше съ хрипоткой голосъ будетъ -- басистѣе.
-- Да вѣдь вы и пропустили...
-- Съ тобой говорить, что воду толочь, замѣчаетъ бородатый артельщикъ и, махнувъ рукой, отходитъ въ сторону.
Начинаютъ строиться; басы къ стѣнѣ, тенора въ середину, мальчики-альты впередъ.
-- Братцы, да бросьте разговоры, послѣ поговорите! Федоръ Иванычъ, что вы цѣпочку-то разглядываете? первый разъ въ жизни чтоли вы ее видите? Штанниковъ вѣдь ты октава, встань поближе къ альтамъ-то... Ну, теперь слушайте тонъ! командуетъ артельщикъ-регентъ.
Онъ какъ-то куснулъ камертонъ, потомъ приложилъ его къ уху и задалъ тонъ. Пропѣли: "Господи помилуй. Пріидите поклонимся и припадемъ".
-- Какая у васъ, братцы, привычка: какъ верхняя нота, сейчасъ всѣ басы кричать начнутъ. Половина берите вверхъ, половина внизъ. Какой у насъ сегодня прокименъ?
-- Степанъ Макарычъ, чтожь вы камертономъ въ голову бьете! нешто можно драться? вскрикиваетъ альтъ.
-- А ты не скули безобразно, а пой въ ладъ...
Артельщики спѣлись, отправились въ церковь къ Екатеринѣ Великомученицѣ и встали на клиросъ. Кончилась обѣдня. Священникъ вышелъ изъ алтаря и направился къ артельному образу; пѣвчіе послѣдовали за нимъ. Начался молебенъ. Въ церкви остались только артельщики, семейства нѣкоторыхъ, да старухи, которыя положили себѣ за правило не выходить изъ церкви, пока не кончится все служеніе, будь то хоть заказная панихида... Пѣвчіе распѣлись -- заливаются... Одинъ бравый артельщикъ басъ такъ и рубитъ "Правило вѣры и образъ кротости", а самъ косится на старостину дочку; та смущается отъ его взгляда и усердно начинаетъ класть земные поклоны. Писарь, еще до обѣдни успѣвшій хватить "чашу спасенія", стоитъ около старостихи и ораторствуетъ ей о почтеніи, которое должны къ нему питать артельщики, потому что онъ писарь, "всѣмъ булгактерскимъ дѣломъ правитъ и грамоту какъ есть произошолъ". Старостиха отъ него все отодвигается и усердно крестится, а онъ, не останавливаясь, такъ и напѣваетъ ей о своей грамотности.
Молебенъ кончился. Артельщики вышли на паперть и собираются на пирушку въ трактиръ, которая въ этотъ день устраивается на артельный счетъ.
-- Да право не знаю, какъ... я вѣдь вотъ съ женой и дочерью... говоритъ отдуваясь и гладя свою широкую бороду, амбарный.
-- Имъ не далеко дойти до дому; не махонькія, не заблудятся... а нѣтъ, мы парня отрядимъ проводить.
-- Нѣтъ ужь, вы оставьте его, Лука Андреичъ, говоритъ старостѣ амбариха.-- Ему домой нужно; у насъ у самихъ сегодня будутъ гости. Нарочно пирогъ съ сигомъ пекли.
-- Ужь позвольте имъ. Пожалуйте же, Матвѣй Павлычъ.-- У насъ Спиродоновъ главный, артельщикъ отъ Шпильманъ-Шнее и компаніи, будетъ. Хотя не на долго!
Писарь и другіе артельщики также начинаютъ его упрашивать. Амбарный начинаетъ сознавать свое достоинство; онъ гордо подымаетъ голову и гладитъ бороду. Въ немъ начинается бореніе,-- борется гордость съ пріятностію выпить въ компаніи.
Амбарный, Матвѣй Павлычъ, важное лицо въ артели. Онъ любимецъ хозяина; въ продолженіе своего амбарствованія успѣлъ нажить копѣйку, и даже носятся слухи,-- даетъ три тысячи приданаго за дочерью...
-- Ну ужь, что съ вами дѣлать,-- пойдемте, только жена меня ругать будетъ.
Вся артель направляется въ трактиръ. Въ толпѣ слышатся самые разнообразные разговоры.
-- А важно мы дернули послѣ "Благочестивѣйшаго" -- и сохрани ихъ на многая лѣта!-- Я думалъ, Петруха сорвется, анъ нѣтъ, говорилъ одинъ.
-- Я пива пить не буду, а водки выпью, и то сладкой... слышится у другихъ.
-- За головки онъ съ меня беретъ четыре рубля, а за сапоги шесть ставитъ, за то ужь и кожа же, ораторствуетъ третій артельщикъ, и ставитъ ногу въ новомъ сапогѣ на тумбу.
Когда артельщики вошли въ трактиръ, буфетчикъ въ поясъ поклонился имъ и поздравилъ съ праздникомъ,-- почетные гости. Сѣли, заигралъ органъ и принялись половые таскать закуски, чайники, графины съ водкой и бутылки съ пивомъ. Часовъ четырехъ длилась пирушка, пока не пропили всѣхъ ассигнованнымъ на пропитіе денегъ. Староста заплатилъ счетъ и ушолъ изъ трактира. За нимъ, шатаясь, поплелись другіе артельщики; болѣе широкія натуры, еще недовольные угощеніемъ на артельный счетъ, остались кутить на свои деньги.
II.
Знакомый уже намъ франтъ, артельщикъ Подметкинъ, жилъ при какой-то маленькой нѣмецкой конторѣ. Не смотря на свои двадцать четыре года, онъ уже былъ пять лѣтъ женатъ. Жена у него была въ деревнѣ; жилъ онъ съ нею всего около года, и то въ разное время, когда пріѣзжалъ домой на побывку, и не смотря на это, имѣлъ, по его выраженію, годовалаго пискленка-мальчишку. Отецъ его женилъ потому, что въ домъ работница требовалась, а въ Питеръ въ артель вкупилъ, чтобы деньги заработывалъ да подати за все семейство платилъ. Подметкинъ былъ ярославецъ, какъ почти всѣ ярославцы, лихой малый, красавецъ собой, пѣсенникъ, что твой Молчановъ на Крестовскомъ, и Донъ-Жуанъ, гроза, и вмѣстѣ съ тѣмъ предметъ воздыханій, всѣхъ горничныхъ четырехъ-этажнаго дома, гдѣ помѣщалась контора. Товарищи говорили, что "противъ него никакая дѣвка не устоитъ". И точно, горничная ужь не попадайся ему подъ, воротами или на лѣстницѣ -- сейчасъ растопыритъ руки, въ охабку, и чмокъ въ щоку; та и не отбивается, бѣдняжка, а только шепчетъ: "оставьте, оставьте, неравно кто увидитъ".
При конторѣ, гдѣ жилъ Подметкинъ, было двое артельщиковъ: онъ, да еще старикъ Степанъ Ивановъ изъ петербургскихъ мѣщанъ, набожный холостякъ и начетчикъ, все свое свободное время посвящавшій на чтеніе духовныхъ книгъ. Степанъ Ивановъ былъ хорошимъ товарищемъ для Подметкина: хотя подчасъ онъ и журилъ его за волокитство и "безобразныя пѣсни", но по своей склонности къ домосѣдной жизни и къ сколачиванію копѣйки, частенько дежурилъ за Подметкина по воскресеньямъ въ конторѣ и позволялъ ему уходить со двора не въ чередъ. Въ день артельной пирушки Степанъ Ивановъ былъ тоже дома. Читалъ какое-то поученіе "Како мнѣ жить свято", пилъ чай и лежалъ въ своей комнатѣ на кровати. Комната, гдѣ жили Степанъ Ивановъ и Подметкинъ, была отгорожена отъ конторской прихожей ясеневой перегородкой, съ окнами вверху, сквозь которыя и проникалъ туда свѣтъ. У одной стѣны стояла кровать Подметкина; надъ кроватью висѣли: гитара, гравированный портретъ какого-то генерала въ треугольной шляпѣ съ перьями, зеркальцо, изображеніе какой-то католической церемоніи въ бумажной рамкѣ съ разбитымъ стекломъ; далѣе помѣщались: платяной шкафъ, посудный шкафикъ съ чашками, рюмками и стаканами, скрывавшій въ нѣдрахъ своихъ четвертную бутыль съ водкой, которая покупалась сообща обоими артельщиками. На противоположной сторонѣ стояла кровать Степана Иванова, покрытая засаленнымъ одѣяломъ, сшитымъ изъ самыхъ маленькихъ ситцевыхъ треугольниковъ, подаренное ему единственною его родственницею -- крестницею, которую онъ и выдалъ замужъ, давъ за ней изъ своихъ скопленныхъ денегъ сто рублей на приданое. Въ углу передъ образами, съ заткнутой за ними запыленной вербой, съ восковымъ херувимомъ на желтой бумагѣ -- горѣли двѣ лампады. Подъ одной изъ лампадъ висѣла цѣлая нитка фарфоровыхъ и сахарныхъ яицъ. Вотъ и все убранство комнаты.
Въ легкомъ хмѣлѣ, какъ говорится, съ мухой въ головѣ, возвратился Подметкинъ съ артельной пирушки; снялъ съ себя сибирку, бережно стряхнулъ ее и повѣсилъ въ шкафъ.
-- Такъ, ничего... Сегодня на пирушкѣ въ гостинницѣ Орлѣ былъ Янсенъ-Донорской амбарный. Ужь ломался, ломался онъ, чортъ его дери! Наши жалѣли, что и пригласили. Подпилъ послѣ да наставленія намъ началъ читать. Петръ Чистякъ что-то ему поперечилъ, такъ того чортовой куклой обозвалъ.
-- Что бѣса-то поминаешь, здѣсь, чай, образа есть!
-- Ну такъ чтожь?
-- Тебѣ все, забубенной головѣ, ничего. Водку-то всю вынюхалъ? продолжалъ помолчавъ Степанъ Ивановъ.-- Давеча я хватился рюмку выпить -- глядь, а ужь пусто. Я кухарку за полштофомъ посылалъ; двѣнадцать копѣекъ за тобой.
Въ прихожей онъ отворилъ окно и началъ глядѣть на дворъ. Четверть часа глядѣлъ Подметкинъ въ окно, а въ это время успѣлъ много сдѣлать дѣла: посулилъ татарину, кричавшему на весь дворъ "халаты бухарскіе", свиное ухо, обозвалъ кучера моющаго карету гужеѣдомъ и любезно бросилъ апельсинною коркою въ голову пробѣгавшей подъ ворота горничной. Татаринъ и кучеръ, какъ водится, обругали его, горничная остановилась, скосила глаза и проговорила: "какой вы шутникъ, Павелъ Герасимовичъ, право"... а шутникъ такъ и заливался смѣхомъ.
Раздался легкій стукъ въ дверь. Подметкинъ всталъ и отворилъ. Это былъ Кривоуховъ.
-- А, Вася, живая душа, здорово!
-- Какъ можешь? Что, давно дома? Я думалъ, что ты еще не возвращался; думалъ -- зарядилъ въ трактирѣ, такъ такъ ужь и хороводишься!
-- Нѣтъ, такъ, по малости выпилъ: душа не принимала... На Матвѣя Павлыча Янсенъ-Донерскаго больно озлился. Не удержи наши, кажется, изругалъ бы, какъ собаку!
-- А что?
-- Да вздумалъ намъ наставленія читать. Нешто онъ имѣетъ на это право? Только что связываться-то съ нимъ не стоитъ,-- подвыпилъ онъ.
-- Всегда онъ такой, я ужь его знаю...
-- Садись. Гдѣ побывалъ? спросилъ Подметкинъ.
-- У Исакія за обѣдней былъ, пѣвчихъ слушалъ! Вотъ, братъ, басы, такъ басы!
-- Чтожь, и у насъ въ хору тоже хорошіе голоса есть. Давеча такъ хватили "и всѣхъ и вся", что паникадила ходуномъ заходила. Трамбучка не хочешь ли? У меня, братъ, важныя сигарки есть; у Гришки Смоленые Штаны купилъ. За полсотни рубль съ четвертакомъ далъ. Хочешь?
-- Пожалуй...
-- Или, слышь, теперь закуривать не стоитъ. Докурить не докуришь, а послѣ сигарка ни къ чорту годиться не будетъ. Въ трактиръ пойдемъ, тамъ и покуримъ.
При словѣ "чортъ" за перегородкой послышался плевокъ Степана Иваныча.
-- Вонъ у меня лѣшій-то дрыхнетъ, шопотомъ добавилъ Подметкинъ, кивнувъ головою на перегородку:-- поэтому на квартирѣ ничѣмъ и не угощаю...
-- Ну, такъ идемъ...
-- А вотъ только сибирку натяну... Степанъ Иванычъ, я пойду... проговорилъ онъ, входя въ свою комнату.-- Вотъ только съ пріятелемъ на Петровскій погулять сходимъ.
-- Ладно; ступай. Да только слышь, Павелъ, не нахлестывайся ты, пожалуйста,-- знаешь, завтра деньги въ банкъ понесешь.
-- Нешто платежъ есть?
-- Есть. Августъ Карлычъ сказывалъ, никакъ тысячъ на пятнадцать.
-- Ладно. Да нешто я когда пью безобразно?
-- Все-таки лучше, какъ тебѣ скажешь.
-- Ну, прощайте, Степанъ Иванычъ. Заприте за нами двери, проговорилъ Подметкинъ, надѣлъ на бекрень шляпу, выставилъ ради шику конецъ краснаго фуляра и вышелъ къ пріятелю.
Они отправились въ трактиръ.
III.
На Петровскомъ островѣ противъ вокзала, въ которомъ лѣтомъ услужливый антрепренеръ устраиваетъ для публики разные праздники съ капканомъ, завываніемъ цыганъ и акробатическими представленіями, есть небольшая площадка. Площадка эта не представляетъ собою ничего привлекательнаго: потоптанная и выжженная солнцемъ трава, гнилые пни, тоскливо глядящіе изъ земли, да нѣсколько сосенъ съ тощими вѣтвями на самой верхушкѣ, а между тѣмъ, это есть любимое мѣсто гульбища артельщиковъ. Сюда собираются они по вечерамъ, чтобы послушать даровую музыку, звуки которой довольно отчетливо доносятся изъ вокзала, погулять и полежать на травѣ. Это нѣкотораго рода лѣтній клубъ артельщиковъ; здѣсь даже есть и буфетъ,-- пріютился какой-то промышленный пряничникъ костромичъ и продаетъ желающимъ кислыя щи, пряники, булки, рубецъ, печонку, пастилу и копѣечныя конфекты съ картинками, изображающими, обыкновенно, кавалера въ красныхъ штанахъ и даму въ зеленомъ платьѣ и жолтой шали, лихо откалывающихъ польку, а внизу французская надпись: "Amelie et Modeste", или кавалера въ оранжевыхъ штанахъ, стоящаго на колѣняхъ передъ дамою въ малиновомъ платьѣ, съ надписью: "deux amants". Для большаго привлеченія публики пряничникъ врылъ даже двѣ скамейки, на которыя, впрочемъ, садятся только артельщицкія жены да молодые артельщики съ ихъ предметами, а одинокіе предпочитаютъ лучше полулежать на травѣ, подославъ подъ себя фуляры; да оно и удобнѣе такъ бесѣдовать, особливо ежели есть третій собесѣдникъ,-- полуштофъ, съ какой нибудь крымской или бальзамной.
Семь часовъ вечера. На площадкѣ уже бродило, лежало и сидѣло до сотни артельщиковъ, когда явились туда Подметкинъ и Кривоуховъ. На одномъ концѣ играла шарманка, были разставлены ширмы и шло представленіе: извѣстный всѣмъ деревянный паяцъ Петрушка, подъ музыку "по улицѣ мостовой", плясалъ съ своей женой Матреной, которой, по его увѣренію, "девяносто лѣтъ и ни одного зуба во рту нѣтъ, взглянетъ въ окошко, такъ три года собаки пролаютъ", потомъ при всеобщемъ одобреніи убилъ нѣмца, отколотилъ по каскѣ полицейскаго и наконецъ попался въ лапы къ чорту, который и утащилъ его въ адъ, т. е. въ деревянный ящикъ. Казалось бы, что ничего здѣсь нѣтъ забавнаго, а между тѣмъ во все время представленія артельщики такъ и умирали со смѣху, хотя каждый изъ нихъ видѣлъ эту комедію по нѣскольку десятковъ разъ. "Вишь его угораздило собаку,-- нѣмца убилъ. И по дѣломъ ему бестіи, такъ ему и нужно: не смѣйся надъ русскимъ".
-- Ежели бы русскаго такъ побить, такъ ничего бы, не умеръ.
-- Еще бы, извѣстно, нѣмецъ сухопарый. Что русскому здорово, то нѣмцу смерть, дѣлали свои заключенія, зрители. "
Недалеко отъ шарманки стояла фортунка -- лотерея аллегри, гдѣ по числу выбрасываемыхъ изъ стакана костей разъигрывались рюмки, стаканы, расписныя чашки съ надписями: "въ знакъ удовлетворенія", "отъ сердца другу", "ей на память", игольники, мундштуки для куренія сигаръ, наперстки и прочія бездѣлушки, между которыми, для привлеченія желающихъ испытать счастье, была серебряная чарочка и большая ваза для цвѣтовъ съ изображенною на ней полногрудой нимфою. Предметовъ этихъ впрочемъ никто не выиграетъ, потому что они помѣщаются подъ 37 и 38 NoNo, а этого числа никогда не выкинешь, потому что всѣхъ костей въ стаканѣ шесть.
Какой-то артельщикъ выигралъ наперстокъ.
-- На кой онъ мнѣ песъ? спрашиваетъ онъ у содержателя фортунки.
Наперстокъ могъ придтись дѣйствительно какъ разъ по носу выигравшему. У артельщика былъ самый маленькій, носъ. Онъ обидѣлся.
-- Не у всѣхъ же такой оглоблѣ быть, какъ у тебя, проговорилъ онъ:-- у тебя вонъ не носъ, а топорище. Право, насади на него топоръ, приличнѣе будетъ, а то что ему у тебя даромъ на рожѣ-то пропадать! Табаку ты не нюхаешь; да ежели бы и нюхалъ, такъ не выгодно: цѣлую четверку нужно забить.
Острота эта понравилась, артельщики начали поддразнивать большой носъ.
-- Да онъ и такъ у него даромъ не пропадаетъ. Вчера онъ и то ящикъ въ третій пакгаузъ вмѣсто крюка носомъ кантовалъ {То есть катилъ.}.
Большой носъ потерялся, не нашолся что сказать и отошелъ отъ фортунки. За нимъ послѣдовали и двое его пріятелей.
Онъ подалъ одному молодому артельщику расписной чайникъ, какъ двѣ капли воды такой, какой обыкновенно пишутъ на дверяхъ разныхъ ресторацій и заведеній. Чайникъ былъ хорошъ и стоилъ по крайней мѣрѣ копѣекъ шестьдесятъ.
-- Синепупымъ {Синепупыми дразнятъ артельщиковъ Полуярославской артели. Они занимаются пріемкою красокъ и въ особенности индиго, отчего у нихъ во время работы передники бываютъ замараны синимъ.} вездѣ счастье! Изъ дерма шарьики катаютъ да продаютъ.
-- А то что же! извѣстно, не то, что вы Псковичи: мякину сѣяли, да три года ждали, пока взойдетъ.
У пряничника тоже стояла толпа. Ломали пряники. Подметкинъ и Кривоуховъ подошли къ толпѣ.
-- На споръ дѣло, кричалъ какой-то подгулявшій артельщикъ: -- двугривенный за руки отдаю, пусть кто двѣнадцать пряниковъ сразу переломитъ! Только не кулакомъ.
-- Давай я силы попробую, вызвался Подметкинъ.-- Вотъ мой двугривенный, берите, у кого за руками деньги.
-- Не свались съ каланчи! Рано похвалился! заговорила толпа.
-- Виданное дѣло двугривенный,-- не изъ послѣднихъ идемъ. Только не мягкіе ли пряники-то, спросилъ Подметкинъ.
Двое взяли за концы положенные одинъ на другой пряники. Подметкинъ засучилъ рукавъ сибирки, отставилъ правую ногу, размахнулся и хватилъ по пряникамъ.
-- Переломилъ, какъ есть переломилъ! Лихо! Ай, да молодецъ! говорили державшіе пряники, а между тѣмъ терли себѣ покраснѣвшія отъ удара и напряженія руки.
-- Пойдемъ, Вася, довольно! проговорилъ Подметкинъ и, взявъ съ собой два двугривенныхъ и пряники, пріятели отошли отъ толпы.
-- Разшибъ! говорили имъ вслѣдъ.
-- Еще бы не разшибить,-- у него такая силища, что онъ хоть съ чортомъ на кулачки драться пойдетъ. Я самъ видѣлъ на дняхъ, какъ онъ во второмъ пакгаузѣ двухъ-пудовой гирей крестился, разсказывалъ артельщикъ.
-- Врешь?
-- Ну вотъ еще, стану я врать; взялъ вотъ, какъ она есть, двухъ-пудовую гирю и перекрестился.
Подметкинъ и Кривоуховъ подостлали подъ себя платки, прилегли на траву и, закуривъ сигары, начали глядѣть, какъ охотники до гимнастическихъ упражненій влѣзали на сосны, боролись между собою и во всѣхъ видахъ пробовали силу.
-- Жалко, что съ собой косушечки не захватили, а то бы пріятно было рюмочку, другую на легкомъ воздухѣ выпить, говорилъ Подметкинъ.
-- Не хочу я больше пить, Павелъ Герасимычъ. Ужь и то сегодня довольно пилъ.
-- Ну такъ чтожь, что пилъ? Вѣдь не пьянъ, безобразія никакого не сдѣлалъ, значитъ и еще пить можно. Вѣдь пьяницей не сдѣлаешься. Вонъ у насъ старика Брыкалова отъ артели отписали на пятнадцать дней,-- пьетъ безобразно. И на собраніи-то увѣщевали -- ничего не внимаетъ, пьетъ, да и что хочешь!
-- Вотъ тридцати рублей и лишился. Заработка-то теперь какая? Поди, рублей по шестидесяти въ мѣсяцъ.
-- Да... Слышь, Вася, а нѣтъ,-- хочешь, пойдемъ туда въ нутро, въ вокзалъ. Вонъ тутъ у бутаря можно по четверку контромарки купить. И дешево, и сердито. Цыганокъ послушаемъ, Молчанова; нонече онъ здѣсь поетъ.
-- Пожалуй попозже пойдемъ, а теперь мнѣ нужно тебѣ слово сказать. Еще вѣдь восьми часовъ нѣтъ, успѣемъ нагуляться.
-- Ну, говори!
Кривоуховъ помолчалъ.
-- Ты, братъ, и не думаешь, что я тебѣ скажу.
-- Ну...
-- Я, братъ, женюсь...
-- Врешь?
-- Право-слово женюсь. Угадай, на комъ?
-- Да кто жь тебя знаетъ, на комъ. Говори что ли!
-- На дочери Матвѣя Павлыча Янсенъ-Донерскаго амбарнаго.
Подметкинъ вытаращилъ на него глаза.
-- Что тебѣ жизнь-то, опостыла, что ли? Да онъ тебя поѣдомъ заѣстъ!.. Да ты врешь... по харѣ вижу, что врешь!
-- Съ мѣста не сойти, женюсь! Дядя меня женитъ. Что жь, вѣдь, я не въ домъ къ нему иду, а своимъ домомъ жить буду. За невѣстой три тысячи: двѣ деньгами, да на третью приданаго. Дядя хочетъ, чтобы я лавку въ Андреевскомъ рынкѣ открылъ. Суровскими товарами да мелочами торговать буду. Двѣ тысячи мнѣ на заводъ даетъ. А вѣдь мнѣ это дѣло знакомо; я у Скрытникова два года при кладовой и при розничномъ дѣлѣ выжилъ; тоже продавалъ, какъ и всѣ.
-- А какъ же изъ артели, выдешь?
-- Виду; вотъ только лѣтніе мѣсяцы промаячу. Тутъ заработка хороша, да и новиковъ у насъ много. На меня десять новиковъ.
-- Женись, братъ, женись, конечно, тебѣ хорошо: жена у тебя подъ бокомъ будетъ, съ нею жить будешь. А вотъ я, такъ только слава, что женатый: пять лѣтъ женатъ, а и году съ женой не жилъ. По девятнадцатому году женили меня; что я тогда понималъ? да ежели бы и заартачился, такъ показалъ бы мнѣ отецъ кузькину мать! Вотъ я теперь здѣсь въ Питерѣ пообжился, людей видѣлъ и пообразовалъ себя маленько, а жена моя баба, какъ есть тетёха. Пріѣзжай она сюда, такъ мнѣ съ ней и въ люди показаться будетъ совѣстно, потому что ужь она все не то, что я... Ежели бы мнѣ теперь жениться, такъ я бы себѣ и подругу по сердцу пріискалъ... А теперь что?
-- Что, братъ, дѣлать, Павелъ Герасимычъ, ужь теперь не развѣнчаютъ...
-- Въ томъ-то и дѣло, Вася, что не развѣнчаютъ, говорилъ Подметанъ, разсматривая конецъ своего сапога:-- а дорого бы далъ, что бы развѣнчали!
-- Ой ли? Что жь, зазноба что ли какая есть?
-- Да ужь есть ли она тамъ, нѣтъ ли, а ужь кажись -- все бы отдалъ, только бы развѣнчали. Вставай, Вася, пойдемъ Молчанова слушать! проговорилъ Подметкинъ, быстро вставая съ травы.
Онъ вздохнулъ.
-- Вижу, братъ, что у тебя есть что-то на душѣ, только другу разсказать не хочешь!
-- Есть, братъ, Васюха, есть! когда нибудь подъ пьяную руку, можетъ быть, и проболтаюсь, а можетъ и такъ найдетъ стихъ, такъ разскажу. Вставай!
Кривоуховъ всталъ, и они отправились покупать у будочника контромарки.
Артельщики разгулялись; многіе подпили. Фортунщика успѣли уже уличить въ мошенничествѣ, "наклали въ шею" и прогнали съ площадки. Какіе-то три воинственные парня задѣли двухъ проходящихъ мимо писарей и начали съ ними драку; писаря, видя превосходство непріятеля, все болѣе и болѣе отступали къ вокзалу. Группы начали рѣдѣть; гуляющіе расходились. Еще часъ -- и на площадкѣ останутся только пьяные, изливающіе другъ другу свою душевную и сердечную привязанность.
IV.
По одной лѣстницѣ съ конторою, гдѣ служилъ Подметкинъ, только этажемъ выше, занималъ:, квартиру какой-то отставной раненый полковникъ. Полковникъ былъ вдовый, имѣлъ дочь -- дѣвочку лѣтъ четырнадцати, а всѣми домашними дѣлами управляла у него экономка, Марина Поликарповна, честная женщина, заботившаяся о хозяйскомъ добрѣ болѣе, нежели о своемъ собственномъ, и поднимавшая иногда такую баталію изъ-за какого нибудь куска, отданнаго кухаркою водовозу, что, какъ говорится, хоть святыхъ вонъ выноси. У Марины Поликарповны была племянница, Марья Ивановна, хорошенькая бѣлокурая дѣвушка, лѣтъ восьмнадцати, только что взятая ею изъ какого-то пріюта, гдѣ та воспитывалась. Отъ Подметкина, какъ отъ Ловеласа, и вообще какъ отъ охотника до прекраснаго пола, обстоятельство это не ускользнуло: онъ замѣтилъ Марью Ивановну и началъ ее преслѣдовать.
Однажды онъ былъ на черной лѣстницѣ, сидѣлъ на окнѣ съ гитарою въ рукахъ, курилъ сигару или, по его любимому выраженію, трамбучокъ, и слегка пощипывалъ струны. На лѣстницѣ вверху послышалось шуршаніе туго накрахмаленнаго ситцеваго платья и чьи-то шаги. Подметкинъ встрепенулся; онъ вынулъ изо рта сигару, взялъ два-три акорда на гитарѣ и запѣлъ:
Маша, Маша, дай, другъ милый,
Ручку къ сердцу приложить!
Дѣйствительно, это была Марья Ивановна; она сходила съ лѣстницы. Подметкинъ тотчасъ же оставилъ играть и пѣть, всталъ и положилъ гитару на окно.
-- Куда это вы такъ стремительно спѣшите, Марья Ивановна? спросилъ онъ, подбочениваясь.
-- Въ табачную лавочку. Тетенька послала шолку купить, проговорила она, вся покраснѣвъ, и опустила глазки.
-- А можетъ и не за шолкомъ-съ? на это доказательство представить нужно-съ.
Подметкинъ загородилъ ей дорогу.
-- Пустите пожалуйста я васъ прошу...
Лицо ея приняло серьезное выраженіе.
-- Представьте доказательства.
-- Да какое же вамъ дѣло; въ самомъ дѣлѣ? Пустите! Вамъ вовсе до этого дѣла нѣтъ.
-- Какъ намъ дѣла нѣтъ-съ? Намъ есть дѣло, говорилъ неотвязчивый кавалеръ, все еще не давая ей дороги.-- Намъ все знать нужно. Можетъ вы контробанду несете? Васъ ощупать требуется!
Марья Ивановна готова была заплакать. Губы у ней задрожали.
-- Пустите! проговорила она еще разъ.
-- Проходите, отвѣчалъ Подметкинъ и растопырилъ руки.
-- Куда же я пойду, если вы не пускаете? Какъ вамъ не стыдно!
У Марьи Ивановны на глазахъ показались слезы; она постояла еще нѣсколько секундъ, но видя передъ собой все еще растопыренныя руки, и когда, въ довершеніе всего, Подметкинъ схватилъ ее за рукавъ, она дѣйствительно заплакала и побѣжала обратно наверхъ.
Подметкинъ остался одинъ. "Экая дѣвка, какая упрямая", подумалъ онъ, садясь на окно, взялъ въ руки гитару, но играть не могъ. Ему стало жалко Марью Ивановну. Онъ оставилъ гитару и началъ курить, но и не курилось. "Хоть бы воротилась она, подумалъ онъ:-- пусть проходитъ, теперь бы не тронулъ. Вишь какая слезливая!" Но Марья Ивановна не шла. Прождавъ ее понапрасну съ четверть часа, Подметкинъ вошелъ въ комнаты. Проходя по кухнѣ, онъ сорвалъ сердце на кухаркѣ и обругалъ ее, та, какъ водится, не осталась въ долгу и обругала его.
Пришедши въ свою комнату, Подметкинъ повѣсилъ на стѣну гитару и легъ на кровать. Хотѣлъ заснуть, но не могъ: Марья Ивановна не шла у него изъ головы. Ему было ее очень жалко; онъ совѣстился самого себя за свой поступокъ. Онъ ясно видѣлъ, что она не изъ такихъ дѣвушекъ, съ какими онъ былъ до сихъ поръ въ сношеніи, и что то обращеніе съ женщинами, которое онъ имѣлъ до сихъ поръ, къ ней примѣнимо быть не можетъ. Думы эти смѣнялись другими. То вдругъ ему, привыкшему къ побѣдамъ всевозможнаго рода, было досадно: какъ это она ускользнула изъ его рукъ, тогда какъ до сихъ поръ не дѣлала этого ни одна женщина, на которую онъ обращалъ свое вниманіе. Такъ близко, какъ сегодня, Подметкинъ видѣлъ ее въ первый разъ; она ему очень понравилась. Онъ всталъ съ кровати, вышелъ въ прихожую и началъ смотрѣть въ окно, думалъ: не пройдетъ ли она снова въ табачную лавочку, тогда онъ увидитъ ее проходящую подъ ворота. Но Марья Ивановна не шла. Подметкину вдругъ какъ-то сдѣлались противными всѣ горничныя и кухарки, съ которыми онъ до сихъ поръ хороводился. Много ихъ проходило по двору и при видѣ его жеманилось и скашивало глаза, но ни одну не удостоилъ онъ, какъ то бывало прежде, какою нибудь галантерейною любезностію, въ родѣ подозрѣнія въ протаскиваніи контробанды. Совѣсть мучила Подметкина за его поступокъ; ему даже ночью во снѣ снилась плачущая Марья Ивановна. Проснулся онъ раньше обыкновеннаго и, лежа подъ одѣяломъ, началъ обдумывать свой вчерашній поступокъ. "Зачѣмъ она такая нѣжная да слезливая", думалъ онъ и рѣшился просить у ней прощенія. Съ нимъ сдѣлался нравственный переворотъ, онъ первый разъ въ жизни рѣшился преклониться передъ женщиной. Съ этихъ поръ онъ началъ искать встрѣчи съ Марьей Ивановной, но, какъ на зло, она нигдѣ ему не попадалась. По цѣлымъ часамъ сидѣлъ онъ на лѣстницѣ, дожидаясь ея, но она не являлась. Ему было ужасно досадно, онъ скучалъ. Такъ прошло съ недѣлю.
Однажды, по обыкновенію, Подметкинъ смотрѣлъ изъ окна прихожей на дворъ, смотрѣлъ самымъ равнодушнымъ взглядомъ на все; и на водовоза, несущаго вязанку дровъ, и на пробѣгавшихъ горничныхъ, на шарманку, наигрывающую романсъ "Подъ вечеръ осенью ненастной", и на оборваннаго малаго, изо всей силы акомпанировавшаго этой пѣснѣ на бубнѣ. Изъ подъ воротъ въ это время выходила Марья Ивановна. Подметкинъ тотчасъ же встрепенулся и побѣжалъ на лѣстницу. Когда она начала всходить по лѣстницѣ и увидала; Подметкина, тотчасъ же покраснѣла, потупилась и остановилась. Она не могла рѣшиться, идти ей впередъ, или сходить обратно. Подметкинъ не двигался съ мѣста и смотрѣлъ на нее. Она была дѣйствительно хороша собой. Лиловая шляпка, бѣленькое ситцевое платье и драповый бурнусъ какъ нельзя болѣе шли къ ней.
-- Оставьте меня пожалуйста, дайте мнѣ пройти, проговорила она наконецъ, бросивъ на Подметкина умоляющія взглядъ.
-- Проходите, Марья Ивановна. Я вышелъ сюда вовсе не за тѣмъ, чтобы что нибудь сдѣлать вамъ, или не пропускать васъ пройти; я совсѣмъ за другимъ вышелъ, Марья Ивановна.
Она недовѣрчиво посмотрѣла на него и начала взбираться по лѣстницѣ.
-- Я теперь вамъ позволю, чтобъ вы мнѣ руки связали. Я, Марья Ивановна, вышелъ сюда за тѣмъ, чтобы попросить у васъ прощенія за мои дурацкія обращенія. Простите меня дурака. Я совершенно не зналъ васъ, Марья Ивановна, потому такъ и поступилъ.
Галантерейность снова начала проявляться въ немъ, но онъ уже сдерживалъ ее.
При этихъ словахъ она улыбнулась.
-- Ну вотъ такъ. Теперь словно рублемъ подарили. Прощайте, не сердитесь, а ужь я попрошу кого нибудь изъ пріятелей, чтобъ они меня побили за мою провинность.
Она начала взбираться наверхъ. Повеселѣвшій Подметкинъ вошелъ въ комнаты. Теперь на душѣ у него было легко.
Прошло три недѣли. Въ это время много думъ перебывало въ головѣ Подметкина. Часто ему думалось: "какъ бы хорошо было, если бы я не былъ женатъ... Женился бы я теперь на Марьѣ Ивановнѣ, наняли бы квартиру и зажили бы припѣваючи. Кажется, ничего бы для нея не пожалѣлъ". То вдругъ ему видѣлось во снѣ, что онъ вовсе не женатъ, и не былъ женатъ, а холостой; онъ просыпался, и дѣйствительность разочаровывала его. Подметкинъ былъ не злой человѣкъ, а часто подумывалъ о жениной смерти: онъ желалъ ея, въ ней онъ видѣлъ свое счастье. Желаніе это еще больше начало разжигаться при видѣ Марьи Ивановны, а видѣлъ онъ ее на лѣстницѣ довольно часто. Она останавливалась иногда и разговаривала съ нимъ. Обращеніе свое съ нею онъ измѣнилъ совершенно, даже съумѣлъ себѣ снискать расположеніе ея тетки, Марины Поликарповны: та не знала, что онъ женатъ, и начала на него смотрѣть, какъ на выгоднаго для племянницы жениха. Марья Ивановна тоже ничего не знала о его женитьбѣ.
Іюля 17-го Марина Полицарповна бывала имянинница.
Наканунѣ этого дня, возвращаясь отъ всенощной, она встрѣтила на лѣстницѣ Подметкина -- онъ сидѣлъ на обычномъ своемъ мѣстѣ на окнѣ, и пригласила его къ себѣ на имянины, на чашку чаю. Подметкинъ очень обрадовался этому новому знакомству и обѣщался быть "всенепремѣнно".
На другой день, какъ только исправилъ онъ свои дѣла по конторѣ, то есть сходилъ на почту, въ Гостиный и на Апраксинъ за полученіемъ денегъ, на биржу въ старостѣ и въ экспедитору, тотчасъ же началъ сбираться на имянины. Сборы эти были довольно продолжительны: сально-пресально намазалъ онъ себѣ голову гвоздичной помадой, порасчесалъ свою бородку, нѣсколько разъ чистилъ сибирку и повязывалъ галстукъ и наконецъ собрался.
-- Я пойду, Степанъ Иванычъ, на имянины... сказалъ онъ своему товарищу артельщику.
-- Куда это? по обыкновенію угрюмо спросилъ тотъ.
-- Къ Маринѣ Поликарповнѣ, полковницкой экономкѣ... я у хозяина спрашиваться не буду, потому ежели понадоблюсь, такъ кухарку можно послать, здѣсь не далеко.
-- Ступай! какъ-то двусмысленно посмотрѣвъ на него, проговорилъ Степанъ Ивановъ.
Хотя нужно было только подняться пятнадцать, шестнадцать ступеней, однако Подметкинъ для шику надѣлъ шляпу. Отправляясь, онъ захватилъ съ собою что-то тщательно завернутое въ бумагу и обвязанное тесемкой. Это былъ подарокъ для Марины Поликарповны -- шерстяной платокъ, который онъ купилъ сегодня на Апраксиномъ, когда ходилъ туда за полученіемъ. Для поддержанія знакомства онъ не пожалѣлъ даже и трехъ рублей, заплаченныхъ за него.
V
Гости у Марины Поликарповны были всѣ въ сборѣ, когда явился Подметкинъ. Они сидѣли въ маленькой однооконной комнатѣ, меблированной столомъ, нѣсколькими стульями, комодомъ и кроватями Марины Поликарповны и Марьи Ивановны, на стѣнѣ надъ которыми висѣли какъ колокола накрахмаленныя юбки и платья хозяекъ, завѣшенныя простынями отъ мухъ и пыли. На столѣ стояли: самоваръ, кофейникъ, чайный приборъ, полуштофъ съ водкой, бутылка хересу и тарелки съ вареньемъ, сухарями, булками, ветчиной, мармеладомъ и прочими яствами. За столомъ помѣщался краснолицый мужчина лѣтъ подъ сорокъ въ сѣрой сибиркѣ. Онъ пилъ чай, по временамъ подергивалъ свою клинистую бородку и отиралъ руки о голову. Отъ него такъ и несло коровьимъ масломъ, которымъ была вымазана его голова. Другіе гости были: женщина въ мятомъ чепцѣ съ оранжевыми лентами и съ ребенкомъ на рукахъ, который сосалъ мармеладину и ревѣлъ на всю комнату, отставной солдатъ въ родѣ департаментскаго сторожа съ нашивками на рукавѣ, молодая деревенская баба въ розовомъ ситцевомъ сарафанѣ и бумажномъ платкѣ на головѣ, съ изображеніемъ на немъ скачущей во всю прыть пожарной команды, и двѣ жеманныя горничныя съ губами, сложенными сердечкомъ.
Вошедшій Подметкинъ подошелъ къ хозяйкѣ.
-- Съ ангеломъ, Марина Поликарпова, честь имѣю васъ поздравить. Пожалуйте проговорилъ онъ и подалъ ей пакетъ.
-- Ахъ что это вы!.. напрасно безпокоитесь, Павелъ... какъ по отчеству-то, все забываю!
-- Герасимовичъ.
-- Напрасно, Павелъ Герасимовичъ... Ну, къ чему это изъяниться!
-- Помилуйте, это даже и разговоровъ не стоитъ, такіе пустяки!
-- Что за пустяки, какія же это пустяки! проговорила она, развязывая пакетъ: -- смотрите на милость, байковый платокъ. Ну, какъ же вамъ не стыдно дарить меня, старуху, такими подарками!
-- Ничего-съ, носите на здоровье...
Женщина въ чепцѣ съ оранжевыми лентами тотчасъ же подбѣжала къ платку, и съ самымъ язвительнымъ завистливымъ взглядомъ начала разсматривать доброту.
-- Ну ужь коли такъ, такъ спасибо; позвольте мнѣ старухѣ за это поцаловать васъ, продолжала хозяйка.-- Я думаю, съ молоденькими-то пріятнѣе бы было поцаловаться?-- до этого вѣдь вы, какъ мухи до сахару, падки, молодые люди.
Подметкинъ три раза приложился къ рыхлымъ щекамъ Марины Поликарповны.
-- Садитесь пожалуйста. Маша, дай сѣсть на стуликъ Павлу Герасимовичу.
-- Не извольте безпокоиться, Марья Ивановна, я вотъ здѣсь на кроватку сяду, проговорилъ Подметкинъ, раскланиваясь;-- съ имянинницей честь имѣю васъ поздравить, добавилъ онъ.
-- Благодарю васъ. Садитесь пожалуйста здѣсь на стулъ; я только такъ присѣла, мнѣ поминутно по хозяйству нужно... Не садитесь на кровать, тамъ всѣ въ пуху перепачкаетесь.
-- Ничего-съ, пухъ не смола, какъ пристанетъ, такъ и отстанетъ! отвѣчалъ Подметкинъ, машинально отеръ рукавомъ шляпу и, поставивъ ее на подушку, сѣлъ на кровать.-- Это ваша постелька, Марья Ивановна?
-- Моя-съ...
-- Еще пріятнѣе, значитъ, сидѣть будетъ.
-- Маша, да что же ты въ самомъ дѣлѣ! угощай Павла Герасимыча, вскрикнула Марина Поликарповна, все еще занятая до сихъ поръ разсматриваніемъ платка.-- Вы чего выпьете, водочки, или хереску?..
-- Чего угодно, все равно-съ, только, право, напрасно безпокоитесь... Лучше водочки-съ.
-- Русскому здоровѣе водка, проговорилъ до сихъ поръ молчавшій солдатъ.