Лебон Гюстав
Густав Лебон. Психология народов и масс. Перев. с франц. Изд. Ф. Павленкова. Спб

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Густавъ Лебонъ. Психологія народовъ и массъ. Перев. съ франц. Изд. Ф. Павленкова. Спб. Ц. 1 р. Г. Лебонъ пользуется во Франціи значительной извѣстностью, благодаря своимъ трудамъ по исторіи цивилизацій Индіи, арабовъ и древняго Востока. И нельзя сказать, чтобы изслѣдованія эти не имѣли своихъ достоинствъ и значенія. Но авторъ ихъ не удовлетворился собираніемъ историческихъ матеріаловъ и описаніемъ фактической стороны исторіи Востока. Онъ рѣшилъ извлечь изъ своихъ трудовъ основы истинной общественной науки, своего рода философію исторіи, и еще разъ доказалъ, что таланты компилятора и описателя не заключаютъ еще въ себѣ задатковъ истиннаго ученаго. Широкія, но безсодержательныя обобщенія, которыя онъ выдаетъ за научно-обоснованныя истины, на самомъ дѣлѣ суть не болѣе, какъ банальности, облеченныя ученой терминологіей и обставленныя глубокомысленными соображеніями. Вся первая часть разсматриваемой нами книги, заключающая въ себѣ психологію народовъ сводится къ развитію того положенія, что у каждаго народа есть свой особый психическій складъ, который составляетъ его отличіе и опредѣляетъ его цивилизацію, т. е. вѣрованія, искусства и учрежденія. Въ основѣ второй части, которая носитъ претенціозное названіе психологіи толпы, лежитъ не отличающееся новизною убѣжденіе въ томъ, что толпа непостоянна, не признаетъ разума, не слушаетъ разсужденій, а подчиняется только чувству". Что касается теоріи о расовой душѣ, управляющей жизнью народовъ, то нельзя не согласиться на этотъ разъ съ мнѣніемъ автора, который хотя и имѣетъ много общихъ съ Лебономъ недостатковъ, однако по данному вопросу смотритъ несравненно болѣе здраво. По мнѣнію П. Лакомба, котораго мы имѣемъ въ виду, "объясненіе при помощи духа расы имѣетъ одинъ маленькій недостатокъ: оно слишкомъ коротко. Поддерживая слогъ на желаемой высотѣ, оно доставляетъ краснорѣчію желаемую пищу, но не даетъ автору ничего, кромѣ блестящихъ страницъ" ("Соціологическія основы исторіи", стр. 252). И Густавъ Лебонъ какъ нельзя лучше подтверждаетъ приведенный приговоръ. Въ развитіи своего основного положенія о преобладающей роли расоваго психическаго начала, онъ пользуется очень незначительнымъ запасомъ идей и аргументовъ, но за то большимъ запасомъ словъ, дающимъ ему возможность повторять эти аргументы и мысли въ многоразличныхъ, но равно мало доказательныхъ комбинаціяхъ. Эти разсужденія не всегда имѣютъ даже достоинство послѣдовательности. Отвергая вліяніе политическаго строя и вообще учрежденій на духовный складъ и участь народовъ, авторъ, однако допускаетъ, что школьное воспитаніе составляетъ средство, которымъ единственно возможно нѣсколько воздѣйствовать на "душу народа* (231 стр.). "Въ школахъ-то,-- говоритъ онъ далѣе,-- именно и подготовляется будущее паденіе латинскихъ народовъ". Между тѣмъ, не нужно ни особой проницательности, ни особыхъ познаній, чтобы видѣть ту непремѣнную связь, которая существуетъ между политическими учрежденіями страны и системами школьнаго образованія. Если даже "душа народовъ" поддается вліянію школы, то можно-ли говорить о ничтожномъ вліяніи политическаго строя, который всегда опредѣляетъ характеръ школы? Кого можетъ убѣдить авторъ логикою подобныхъ аргументовъ, мы не беремся судить. Впрочемъ, онъ и не задается, повидимому, подобной цѣлью. По его мнѣнію, "не съ цѣлью убѣждать, но чаще всего съ цѣлью развлечься, тратятъ философы свое время на писаніе. Лишь только человѣкъ выходитъ изъ обычнаго круга идей среды, въ которой ему приходится жить, онъ долженъ заранѣе отказаться отъ всякаго вліянія и довольствоваться узкимъ кругомъ читателей, самостоятельно пришедшихъ къ идеямъ, аналогичнымъ съ тѣми, которыя онъ защищаетъ" (стр. 7). Такимъ только читателямъ и можемъ мы рекомендовать плодъ "развлеченія" Густава Лебона.

"Міръ Божій", No 5, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru