Леббок Джон
Сэр Джон Леббок. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Сэръ Джонъ Лёббокъ. Начало цивилизаціи и первобытное состояніе человѣка. Умственное и общественное состояніе дикарей. Второе изданіе, исправленное и дополненное по пятому англійскому изданію (1889 г.) подъ редакціею Д. А. Коропчевскаго. Спб. Изд. книжн. магазина М. М. Ледерле. Ц. 2 р. 50 к. Есть нѣкоторыя книги, на долю которыхъ выпадаетъ особенно завидная судьба. Ищи не только пользуются, какъ орудіями распространенія просвѣщенія: ихъ любятъ, какъ что-то живое, непосредственно близкое. Такое чисто сердечное отношеніе выразилось въ скромномъ и трогательномъ торжествѣ, устроенномъ недавно умершимъ Гексли въ 1880 году. Это было "празднованіе совершеннолѣтія" книги Дарвина, Происхожденіе видовъ, появившейся въ 1859 г. Гекели началъ свое чтеніе словами: "Сегодня мы празднуемъ совершеннолѣтіе этой небольшой зеленой книжки", и это вступленіе не было риторической фигурой: очевидно, онъ относился къ дорогой ему "зеленой книжкѣ", какъ къ живому существу, и былъ увѣренъ, что также къ ней относятся и его слушатели.
   Книгу Лёббока "Начало цивилизаціи" нельзя, конечно, ставить на ряду съ названной книгой Дарвина, къ которой вполнѣ подходитъ нѣмецкій терминъ "epochemachend", т.-е. открывающій собою новую эпоху. Лёббокъ не положилъ свою жизнь на раскрытіе истинъ, дающихъ ключъ къ пониманію природы, какого намъ недоставало до тѣхъ поръ. Его скорѣе можно вазвать любителемъ науки, отдающимъ свои досуги собиранію и систематизированію научнаго матеріала и наблюденіямъ надъ жизнью природы. Въ области антропологіи ему принадлежатъ только два сочиненія; заглавіе одного изъ нихъ мы выписали выше, а другое, предшествовавшее ему, носитъ названіе "Доисторическія времена". Послѣднее касается болѣе матеріальной культуры доисторическихъ обитателей Европы, а первое -- духовной культуры дикихъ народовъ. Очевидно, Леббокъ отдался интересамъ необычайнаго, по своему оживленію и по плодотворности результатовъ, движенію въ области науки о человѣкѣ, происходившему въ шестидесятыхъ годахъ, и плодомъ его занятій культурой доисторическихъ и дикихъ народовъ явились двѣ названныя книги. Впослѣдствіи онъ посвятилъ часы, остававшіеся свободными отъ его финансовой и политической дѣятельности, изученію нравовъ пчелъ, осъ и муравьевъ, а въ недавніе годы, онъ съ такою же любовью учитъ, какъ любить природу, какъ разумно пользоваться жизнью и т. д.
   Тѣмъ не менѣе, доставшійся намъ плодъ его занятій вопросами умственнаго развитія первобытнаго человѣка, въ видѣ названной выше книги, чрезвычайно цѣненъ. Такая книга могла только выдти изъ рукъ автора съ большимъ и яснымъ умомъ, который отчетливо различалъ русло научной мысли въ свое время и вѣрно угадывалъ его направленіе въ ближайшемъ будущемъ. И одновременно съ "Началомъ цивилизаціи", и послѣ ея появленія, написано было множество сочиненій по тому же предмету на всѣхъ европейскихъ языкахъ, но, за исключеніемъ "Первобытной культуры" Тэйлора, ни одно не пользуется такой общепризнанной, не преходящей извѣстностью, какъ названное сочиненіе Лёббока. Для того, чтобы удержать за собою такое высокое мѣсто въ научной литературѣ въ теченіе четверти вѣка, столь богатой однородными научными трудами, квига Лёббока должна была обладать особыми, неоспоримыми достоинствами.
   Мы полагаемъ, что эти достоинства оцѣнены и русскими читателями, раскупившими два изданія, которыя вышли въ Москвѣ и въ Петербургѣ въ семидесятыхъ годахъ. Очевидно, не прекращающійся спросъ на эту книгу понудилъ г. Ледерле повторить петербургское изданіе 1876 г., которое выходитъ теперь "исправленнымъ и дополненнымъ" по новѣйшему англійскому изданію. Мы можемъ только порадоваться прочной привязанности нашей читающей публики къ книгамъ, заслужившимъ ея довѣріе и признательность.
   Когда въ нашу печать проникло умственное движеніе, вызванное теоріей развитія не только въ біологіи и физической антропологіи, но и въ психологіи, и въ соціологіи, "Начало цивилизаціи" Лёббока явилось путеводною нитью среди разнообразныхъ мнѣній о происхожденіи семейныхъ и общественныхъ отношеній, вѣрованій, языка и т. п. Наплывъ новыхъ взглядовъ, измѣнившихъ укоренившіяся вѣками воззрѣнія на происхожденіе семейнаго союза, на первыя начала общественности, на отношеніе дикаго состоянія къ цивилизованному, создавалъ потребность въ книгахъ, гдѣ новыя воззрѣнія излагались бы ясно, проводились систематически и приходили къ законченнымъ выводамъ. Среди такихъ книгъ, "Начало цивилизаціи" Леббока занимало одно изъ первыхъ мѣстъ.
   Эта книга познакомила многихъ съ послѣдовательными ступенями развитія семьи и окончательно ниспровергнула въ ихъ глазахъ прежнюю теорію патріархальной семьи, какъ первичной формы ея. Пользуясь трудами Бахофена, Мак-Леннана и Моргана, Леббокъ, сопоставляя ихъ мнѣнія, провѣрялъ ихъ этнографическими данными, какія въ то время могли быть въ его распоряженіи, и установилъ, что первоначальною формою брака былъ, такъ называемый, общинный бракъ, когда жены составляли достояніе цѣлой дикой общины. Эта форма, по его мнѣнію, постепенно смѣнилась индивидуальнымъ бракомъ, основаннымъ на похищеніи, что повело къ эксогаміи и къ истребленію дѣтей женскаго пола. Сообразно съ этими различными формами брака, ребенокъ въ первыя времена общественнаго союза считался принадлежащимъ исключительно матери, и родство считалось по женской линіи. Впослѣдствіи, закрѣпленіе индивидуальной формы брака выражалось признаніемъ ребенка принадлежащимъ только отцу, и родство считалось исключительно по отцовской линіи. Наконецъ, съ извѣстной постепенностью, выработалось понятіе о принадлежности ребенка обоимъ родителямъ, хотя, можно сказать, что этотъ процессъ еще не вполнѣ закончился, такъ какъ родословная до сихъ поръ связывается только съ родомъ отца. Многочисленныя доказательства для подтвержденія своихъ взглядовъ Леббокъ нашелъ въ системахъ родства дикихъ народовъ, незадолго передъ тѣмъ отысканныхъ и разработанныхъ Морганомъ.
   Всѣ эти взгляды на происхожденіе и развитіе семьи съ теченіемъ времени подвергались различной переработкѣ съ помощью увеличивавшагося запаса этнографическихъ данныхъ, возроставпіихъ по преимуществу въ области первобытной исторіи культурныхъ народовъ. Въ каждой странѣ, между прочимъ, и въ нашемъ отечествѣ, появились изслѣдователи родной старины и имъ удалось отмѣтить въ процессѣ развитія семьи многое, оставшееся, за недостаткомъ матеріала, недоступнымъ Лёббоку. Въ настоящее время и у насъ составилась уже довольно обильная литература по этому предмету; такъ, въ прошломъ году, на страницахъ этого журнала мы могли отмѣтить одновременное появленіе трехъ сочиненій, спеціально касающихся этихъ вопросовъ, а съ того времени ихъ вышло въ свѣтъ, по крайней мѣрѣ, столько же. Тѣмъ не менѣе, даже и въ этой области мнѣнія Лёббока сохраняютъ не одинъ лишь историческій интересъ. И въ частности, и въ общей послѣдовательности своей, они далеко не могутъ считаться опровергнутыми или устраненными новѣйшей наукой. Напротивъ, видя, что ученые до сихъ поръ съ нимъ считаются, мы не можемъ не признать, что давность придаетъ имъ цѣну, фиксируемую лучшимъ пробнымъ камнемъ -- временемъ. Если для этихъ воззрѣній четверть вѣка минула, не покрывъ ихъ пылью, скрывающею ихъ отъ нашихъ глазъ, то это можетъ служить самымъ убѣдительнымъ доказательствомъ ихъ живучести и прочности.
   Въ неменьшей степени то же можно сказать объ отдѣлѣ разсматриваемаго сочиненія Лёббока, посвященномъ происхожденію и развитію вѣрованій первобытныхъ народовъ. Исходная точка зрѣнія автора, признающая первоначальной стадіей вѣрованій "атеизмъ", т. е., отсутствіе какихъ бы то ни было вѣрованій или религіозныхъ понятій, можетъ считаться значительно поколебленной такимъ авторитетомъ, какъ Тэйлоръ, но его остальныя ступени развитія вѣрованій до сихъ поръ не утратили своего значенія. Если и нельзя установить, что вѣрованія всѣхъ народовъ поднимались именно по такимъ ступенямъ, какія онъ указываетъ, если приходится признать, что нѣкоторыя изъ нихъ, какъ, напримѣръ, шаманизмъ, развивались по преимуществу лишь у извѣстныхъ расъ, то общая схема Лёббока все же даетъ и въ настоящее время возможность удобно оріентироваться въ разнообразныхъ, часто сбивчивыхъ описаніяхъ этихъ вѣрованій. Мы полагаемъ, что для многихъ читателей весьма важно усвоить постепенность развитія вѣрованій первобытныхъ народовъ, заключающуюся въ послѣдованіи фетишизма, тотемизма или обожанія природы, шаманизма и идолопоклонства или антропоморфизма. Теперь, когда значеніе умственнаго состоянія первобытнаго человѣка для исторіи нашихъ собственныхъ умственныхъ понятій выяснилась настолько, что стало достояніемъ всѣхъ образованныхъ людей, философія дикарей, т. е. попытки ихъ объяснить себѣ явленія жизни личной и жизни окружающей природы, получаетъ особенный интересъ. Трудно было бы указать другое сочиненіе, гдѣ съ такою простотою, сжатостью и систематичностью изложены понятія дикарей о сновидѣніяхъ и тѣняхъ, о колдовствѣ, о поклоненіи живымъ и неодушевленнымъ предметамъ, поклоненіи предкамъ, обоготвореніи людей, жертвоприношеніяхъ, религіозныхъ обрядахъ и проч. Повторяемъ, что если Леббокъ не можетъ имѣть притязанія на такую самостоятельность и глубину мнѣній, какъ Тэйлоръ, другой англійскій ученый, извѣстный русскимъ читателямъ, какъ авторъ "Первобытной культуры", то все же указанныя выше качества изложенія Леббока дѣлаютъ главы его сочиненія, посвященныя вѣрованіямъ, весьма интересными и цѣнными въ особенности для читателей, не имѣвшихъ случая ознакомиться раньше съ этими любопытными и важными сторонами первоначальныхъ стадій умственной жизни человѣчества.
   Мы не останавливаемся на двухъ менѣе разработанныхъ или, вѣрнѣе, болѣе сжатыхъ главахъ о характерѣ и нравственности и о правѣ у дикарей. Въ настоящее время онѣ могутъ, пожалуй, показаться слишкомъ эскизными, но и въ этомъ видѣ онѣ не лишены значенія для начинающихъ читателей.
   Къ книгѣ приложены двѣ записки автора, читанныя на собраніяхъ Британской научной ассоціаціи, представляющія возраженія архіепискому Уотли и герцогу Аргайлю. Онѣ имѣютъ только библіографическій интересъ, но если онѣ прилагаются къ англійскому изданію, то и русскому читателю не лишне имѣть ихъ.

"Міръ Божій", No 5, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru