Лазаревский Борис Александрович
Две любви
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Лазаревский Борис Александрович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 29/09/2015. 15k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Рассказы
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Борис Лазаревский
Две любви
Только на сороковом году жизнь Муромцева устроилась более или менее сносно. Он добился перевода в Петербург. Работать здесь оказалось легче, чем в провинции, и жалованье было больше. Сослуживцы попались люди образованные, корректные и не лезли в его интимный мир.
В свободное время Муромцев посещал выставки картин и сам недурно рисовал акварелью, а иногда писал и масляными красками. Театры его не интересовали. В первый раз он жил совсем одиноко, в двух комфортабельно меблированных комнатах. Знакомства и всякой близости с женщинами избегал и боялся.
В прошлом было слишком много мелодраматических и просто скучных историй, которые все без исключения начинались очень поэтически и кончались по шаблону. Провинциальные героини скоро оставили его в покое, кроме одной Настеньки.
Три или четыре раза в месяц приходили ее письма, всегда трогательные, с неясно выраженной надеждой на то, что он вернется и сделает ей формальное предложение. Настенька служила в страховом обществе, и было ей уже под тридцать. Тонкую желтоватую шею всегда облегала розовая лента с медальоном. Высокая, худая, с печальными глазами, она внушала Муромцеву только жалость.
Чтобы не волновать Настеньку, он всегда старался говорить с нею особенно приветливо и ласково, как говорят с детьми. Однажды в апрельский лунный вечер они пошли вместе погулять по широкой, обсаженной столетними вербами, дороге. Как и всегда, Настенька жаловалась на скуку провинциальной жизни.
Сели на пригорке отдохнуть.
Муромцев не знал, что отвечать, молчал и думал: "Но ведь ни для какой другой работы ты не годишься, и уезжать тебе незачем и некуда... Безжалостный Петербург съест тебя, хрупкую, неразумную, в один год".
Когда он поднял голову, то увидел, что Настенька плачет. Неожиданно для самого себя Муромцев обнял ее и поцеловал сначала в лоб, потом в оба глаза, затем в губы и нежно произнес:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Погоди немного,
Отдохнешь и ты...
Настенька скоро успокоилась, и хотя больше ничего не произошло и не было сказано, но вернулась она домой счастливая, с горящим лицом.
А Муромцев злился на себя и долго не мог заснуть, курил папиросу за папиросой и мысленно произносил: "Скорей бы удрать, скорей бы удрать из этого кладбища для живых".
Через две недели он прочел приказ о своем новом назначении и уехал, ни с кем не попрощавшись. И то самое одиночество, которое в маленьком городке казалось невыносимым, теперь радовало его.
Сначала немного тревожили слишком пылкие письма Настеньки, но он скоро привык к ним и отвечал только после каждых трех, коротко и сдержанно.
"В конце концов сентиментальной барышне все это надоест, и она замолчит", -- утешал он самого себя.
Но прошел почти год, а письма от Настеньки все-таки получались.
В тот самый день, когда Муромцев был глубоко убежден, что его сердце уже навсегда потеряло способность увлекаться, он увидел в музее Александра III девушку, копировавшую пейзаж Волкова. Ничего особенного в наружности этой художницы не было: в простенькой синей блузке с бархатным воротником, гладко причесанная, в пенсне на правильном носу, она щурилась, делала несколько шагов назад и потом смело и просто клала на холст мазок. Муромцев вышел из музея немного встревоженным и на Невском чуть-чуть не попал под трамвай.
За обедом он ел плохо и все время ясно представлял себе девушку в синей блузке с бархатным стоячим воротником и красивым простым узлом золотистых волос на затылке.
С этого времени в нем как будто жило два вечно споривших человека. Один говорил: "Ты ее с первого взгляда полюбил и теперь уже никогда и никуда не спрячешься от желания видеть ее как можно чаще"... Другой отвечал: "Пустяки, все это улетит так же быстро, как и налетело".
Но победил первый, потому что Муромцев, точно загипнотизированный, в ближайшее воскресенье утром пошел и попросил разрешения копировать тот же пейзаж. Несмотря на смущение от близости девушки с бархатным воротником, работа сразу наладилась особенно удачно. Легко угадывались краски и ложились послушно, быстро и так, как он хотел, -- точно у самого Волкова.
За два раза картина очень подвинулась. Муромцев заметил несколько одобрительных спокойных взглядов соседки на свой холст, хотел заставить себя не радоваться и все-таки был счастлив, как мальчик, получивший пятерку.
В среду с утра особенно ярко, не по-петербургскому, светило солнце, и паркетные полы в музее отражали фигуры немногих посетителей. Просто и гордо стояла обнаженная Фрина Семирадского. Ласково извивались на фоне украинского пейзажа русалки Маковского.
Но Муромцев ничего этого не видел и, не слыша своей собственной походки, быстро направился в комнату, где работала девушка с бархатным воротником.
Муромцев сделал полупоклон и побоялся посмотреть, ответила ли на него соседка. Он поправил мольберт, открыл ящик и выдавил несколько свежих красок на палитру. Снова все пошло как следует, только, когда в одном месте нужно было снять с неба грязноватое пятно, не оказалось шпахтеля.
"И как же это я не вложил его", -- подумал он с досадой, неожиданно для самого себя повернул голову к художнице и сказал:
-- Можно на секундочку воспользоваться вашим шпахтелем? Я забыл свой.
-- Пожалуйста.
Она кивнула головой и поправила пенсне.
Больше ничего не было сказано, но Муромцев, уже знал наверное, что они познакомятся, а опыт предыдущей жизни подсказал, что, может, будет нечто большее. Страшно и сладко сделалось от этой мысли, и он вдруг почувствовал себя не сорокалетним, видавшим виды, человеком, а точно студентом первого курса, когда он влюбился в пятнадцатилетнюю Соню Штаар.
Знакомство с художницей действительно началось, и гораздо проще, чем он этого ожидал. Самым удивительным было, во-первых, то, что девушка с бархатным воротником -- Вера Викторовна -- оказалась замужней женщиной, и, во-вторых, что она первая решилась зайти к нему посмотреть, как сказал Муромцев, его "мазню".
Держась правой рукой за пенсне и не снимая шляпы, она осмотрела этюды на стенах, потом села и молча перелистывала нумера "Figaro Illustre". Из масляных эскизов ей особенно понравился "Шлях" -- та самая большая дорога, по которой при лунном освещении Муромцев когда-то гулял с Настенькой.
-- Эта вещь совсем неплохая и показывает, что вы могли бы быть не только дилетантом, -- сказала Вера Викторовна и добавила: -- Впрочем, у всех нас жизнь складывается иначе, чем мы хотим. И, конечно, лучше принадлежать к искусству хоть так, как принадлежим мы с вами, чем никак...
Муромцев предложил своей гостье кофе, она не отказалась. Потом засмеялась, сняла пенсне и спросила:
-- Так вы в самом деле принимали меня за девушку?
-- Да... У вас такое лицо...
Вера Викторовна вдруг стала серьезной.
-- Положим, что я всего один год была замужем, от девятнадцати до двадцати, а теперь вот уже третий год, как принадлежу только маме и живописи и, право, не жалею. Вам, наверное, кажется, что я ношу в своей душе трагедию... Но ничего подобного не было. Все очень просто. Мой отец был генерал, после которого мама получает довольно большую пенсию, и так кое-что у нас есть... Еще со времен студенчества у нас бывал некий Вася-юрист, неглупый человек, но... но когда он стал помощником присяжного поверенного и моим законным мужем, то вдруг совсем замолчал о любви и необыкновенно нахально начал требовать денег и денег, которые нужны были "для представительства"... Мне это не понравилось. Слава Богу, что у нас не было ребенка... Затем произошло два-три очень крупных разговора, а затем развод, которого муж сначала не хотел давать. Но теперь он нашел себе по объявлению то, что ему нужно, и собирается снова жениться. Я очень рада. Не дай Бог выходить замуж без любви, а я только теперь поняла, что никогда его не любила...
Слова "теперь поняла" очень взволновали Муромцева.
Вера Викторовна встала и, подавая руку, ласково улыбнулась:
-- Ну-с, до свидания. Копия моя с Волкова кончена, а если вы хотите меня еще видеть, то приходите к нам в субботу, в пять часов, прямо к обеду. Я вам покажу кое-что из своих работ.
Проводив ее, Муромцев долго шагал взад и вперед по комнате и думал:
"Все великое и действительно хорошее -- просто... Тысячи я видел и красивых и некрасивых, и умных и глупых, и талантливых и бездарных, а такой не видел. Тут и талантливость и изящество, и ум и настоящий аристократизм духа. И храбрость... Не побоялась зайти ко мне, одинокому, почти неизвестному... Чуяла, что ее одного взгляда достаточно, чтобы заставить меня быть таким, каким она хочет. С ней пришло ко мне настоящее счастье, в первый раз..."
В субботу он волновался еще больше. На службе старался быть как можно корректнее и ласковее с подчиненными. Возвращаясь домой, дал извозчику лишний двугривенный. И вообще Муромцеву в этот день ужасно хотелось быть во всех отношениях безупречным. Секунду он подумал, надевать ли сюртук, или смокинг и надел сюртук.
Сразу было видно, что Вера Викторовна ему обрадовалась, но генеральша осмотрела его несколько подозрительно и почти сразу начала его расспрашивать о службе. Он отвечал, стараясь иронизировать, -- так казалось легче:
-- После университета думал поступить в Академию Художеств, но попал в Министерство Финансов, да еще в акциз, и пятнадцать лет добивался вырваться из провинции. Сто раз обещали, а в сто первый и перевели наконец...
После обеда Вера Викторовна повела его в свою комнату и успела сказать:
-- Мама у меня человек старых заветов и после моего замужества особенно боится всех невоенных. А я как раз наоборот -- очень не люблю военных.
Она звонко рассмеялась и показала на приколотый над письменным столом этюд:
-- Видите, это я делала в деревне. "Немножко чересчур", -- как говорят в Одессе, -- яркое небо, но это -- Херсонская губерния. А вот мой кавказский набросок, Бештау... Трудно бывает уловить эти переходы на горах из лилового в синий... Чуть ниже сделаешь -- и уже нелепость получается...
Весь вечер прошел для Муромцева, как полчаса. За одну неделю у него даже изменилось выражение лица. С Верой Викторовной они обходили все выставки. Два раза удалось попасть в Мариинский театр на "Шаляпина"... О любви еще не говорили, но она уже была между ними, крепкая, настоящая, бескорыстная и свободная.
Уже близилась весна. Вера с матерью собирались в Киссинген, и это мучило. Неприятно поражали и вдруг ни с того ни с сего участившиеся письма Настеньки. Не хотелось на них отвечать, и Вере он их почему-то не показывал. В начале апреля Муромцев и Вера поехали на Иматру. Долго стояли над клокочущей бездной.
-- Голова кружится, -- громко сказала Вера.
-- Вы могли бы туда броситься? -- почти крикнул Муромцев, потому что за шумом воды плохо было слышно.
-- Нет. Разве если бы сошла с ума... А вы?
-- Я?.. Я?.. Только в двух случаях. Во-первых, если бы узнал наверное, что мы никогда больше не увидимся, а во-вторых, если бы и вы туда бросились...
Она откинула голову назад, сняла пенсне, прищурилась и особенно отчетливо спросила:
-- Это правда?
Муромцев покраснел, посмотрел ей прямо в глаза и так же отчетливо и громко произнес:
-- Памятью своей матери клянусь, что правда!
На зрачках Веры мелькнула влага. От водопада к станции шли молча. И на обратном пути как-то мало говорили, хотя были в купе совсем одни. За Териоками Муромцев подумал: "Теперь или никогда" -- и сказал:
-- Видите, вот что... Вы с мамой собираетесь за границу. Я бы тоже хотел. Я возьму отпуск. У меня есть около полуторы тысячи рублей. Послушайте... Я не знаю, как это делается, но жить без вас дальше -- глупо, я не могу себе представить такой жизни. Послушайте, я буду хорошим мужем, я отдам вам все свое существование, мне не нужно ничего вашего, только... только будьте моей женой, -- произнес он коротко и чуть не заплакал.
Вера подняла ресницы, потом отвернулась к окну и сказала:
-- Хорошо.
Гул вагона показался Муромцеву симфонией.
"Чтобы вышло не шаблонно, не нужно больше говорить об этом, -- подумал он. -- И ненужно ни целовать ее ни переспрашивать. Такие женщины от своих слов не отказываются..."
Только возле Парголова Муромцев произнес:
-- И теперь же, сейчас после Пасхи...
-- Хорошо...
Он не удержался, обнял ее и крепко поцеловал в губы.
Вошел кондуктор и отобрал билеты. В Петербурге расстались до вечера. Домой Муромцев ехал в трамвае, и все пассажиры и пассажирки казались ему умными и добрыми.
В квартире на столе оказалось письмо от Настеньки. И вид этого мещански-розовенького конверта теперь не оскорбил его. Захотелось только быть и по отношению к Настеньке ласковым, справедливым и все понимающим.
Письмо начиналось обычным восклицанием: "Дорогой" и было очень длинное. Он начинал читать последнюю страницу:
"...Я живу только памятью о тебе. Я сумею вымолить у Бога тебе счастье с другой женщиной и сама буду счастлива этим счастьем..."
"Высокопарно и слишком часто повторяется слово "счастье", -- мелькнуло в голове у Муромцева. Он отложил эти розовые листки в сторону и сейчас же, чтобы не быть невежливым, сел писать ответ:
"Письмо твое меня тронуло. Вообрази, я получил его в тот самый момент, когда я действительно в первый раз в жизни подошел к счастью совсем близко. Мне стыдно думать о твоем чувстве ко мне. Хочется что-то для тебя сделать. Я напишу управляющему отделом страхового общества в Харькове, я с ним был когда-то знаком... Может, он устроит тебе перевод..."
Муромцев подписался полной фамилией и подумал: "Следовало бы ей ответить на "вы", но это ничего. Я скажу Вере, и она все поймет. Во всяком случае это мое последнее письмо".
Настенька долго молчала, и Муромцев совсем забыл о ней.
Ответ пришел только на первый день после свадьбы, когда Муромцев и Вера готовились к отъезду в Киссинген. Ответь очень короткий, состоявший только из пяти слов: "Так будь же ты проклят!.."
Муромцев молча протянул эту бумажку жене. Вера прочла, тяжело вздохнула и сказала:
-- Несчастная... Но ведь мы же с тобой не виноваты в том, что родились счастливыми...
1912
----------------------------------------------------
Исходник здесь:
Фонарь
. Иллюстрированный художественно-литературный журнал
.
Оставить комментарий
Лазаревский Борис Александрович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 29/09/2015. 15k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.