Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева
Л., "НАУКА", 1969
ТУРГЕНЕВ В ПИСЬМЕ С. И. ЛАВРЕНТЬЕВОЙ К А. Ф. КОНИ
Софья Ивановна Лаврентьева (1836--после 1918), корреспондентка Тургенева в 1881--1883 гг., детская писательница, мемуаристка, автор воспоминаний о Тургеневе "Мое знакомство с И. С. Тургеневым" ("Исторический вестник", 1896, No 9), о Т. П. Пассе к ("Русская старина", 1890, No 2), о Д. В. Григоровиче, Н. В. Стасовой, А. П. Философовой и др., вошедших позднее в ее известную книгу "Пережитое" (СПб., 1914).
В 60-е годы Лаврентьева успешно занималась живописью, посещая петербургскую рисовальную школу. С начала 1880 г. она стала постоянной сотрудницей детского журнала "Игрушечка", редактировавшегося с 1880 по 1887 г. Т. П. Пассек, а впоследствии А. Н. Толиверовой-Пешковой.
По свидетельству Лаврентьевой, ее знакомство с Тургеневым состоялось 3 мая ст. ст. 1881 г. в Петербурге. Оно повлекло за собой ряд встреч и интересных бесед с писателем, о которых мемуаристка подробно писала в своей книге "Пережитое" (стр. 138--147). Поводом для одной из них, состоявшейся в Петербурге весной 1881 г., послужила работа Лаврентьевой над портретом автора "Записок охотника", выполненным в виде барельефа из глины и воска (подлинник хранится в Музее ИРЛИ).
Начатый с фотографии, он был закончен с натуры и, как явствует из воспоминаний Лаврентьевой, получил одобрение Тургенева (см.: "Пережитое", стр. 142). Писатель с интересом отнесся и к другому замыслу художницы создать рисунок с "портретом <Тургенева> посредине, окруженным сценками из его сочинений" (см.: там же). Тургенев успел ознакомиться лишь с эскизом этого рисунка (последний хранится также в Музее ИРЛИ).
Восторженная почитательница таланта русского романиста, называвшая его своим любимым писателем, Лаврентьева подготовила для детского чтения три рассказа из "Записок охотника", извлечение из рассказа "Муму" и краткую характеристику его литературной деятельности, опубликованные в журнале "Игрушечка" (1881, No 25; 1883, NoNo 37--38). Еще при жизни писателя Лаврентьева посвятила Тургеневу несколько стихотворений, заслуживших его одобрительный отклик (см.: Письма, т. XIII, кн. 2, стр. 91). Некоторые из них были напечатаны в журнале "Игрушечка" (1881, No 25; 1883, No 38). Ей принадлежали стихотворения, написанные в подражание Тургеневу под влиянием тем и настроений "Стихотворений в прозе". Таковы, например, "Разговор", 1883 ("По Тургеневу), "Посещение", 1883 ("По Тургеневу"), "Как хороши, как свежи были розы", 1883 ("По Тургеневу") и др. (ИРЛИУ14.256.LXXXб.3).
Позднее Лаврентьева писала об этих своих стихотворениях в одном из писем к А. Н. Толиверозой-Пешковой от 1 (14) июля 1908 г.: "Хотелось бы мне, по поводу 25-летия со дня смерти моего дорогого И. С. Тургенева, от себя помянуть его публично добрым словом (а что-то, по-видимому, мало ему этих добрых слов говорится!). И вот если бы Вы могли пристроить прилагаемые стихи (первая часть которых, написанная еще при нем, ему посланная, возбудила с его стороны такие лестные, в его ко мне письме отзывы, и так его тронула)? Только было бы желательно в каком-нибудь порядочном журнале! <...> повторяю, что рада была бы, чтобы они были моей скромной лептой в память дорогого усопшего" (ИРЛИ, ф. 227, No 61).
Публикуемый ниже отрывок из письма Лаврентьевой к А. Ф. Кони (1844--1927), известному юристу, общественному деятелю, автору многих литературных мемуаров, в том числе и о Тургеневе, посвящен воспоминаниям Лаврентьевой о Тургеневе. Вместе с тем он вносит некоторые подробности в историю ее работы над портретом писателя и является дополнительным комментарием к их переписке. Отрывок из письма печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (ф. 134, оп. 3, ед. хр. 926).
Лесной--Старопарголовский пр., 53. 27-V-1918.
Глубокоуважаемый Анатолий Федорович.
Старая старица, 82 лет, много пережив в своей длинной и хорошей (более хорошей) жизни всего, мечтает о том, чтоб закончить ее под монастырской сенью. Но, покидая свет, в котором вкусила и от заветных плодов поэзии и искусств, не зарывая и при жизни в землю тех скромнейших даров, что дала ей природа, не хотела бы и теперь унести их с собой, а поделиться остатками, с кем может. Есть у меня большой рисунок (слишком аршин величиной), карандашом, изображающий портрет И. С. Тургенева, окруженный сценками его романов и повестей, в аллегорических из растений, виньетках. Рисунок был задуман мной в ту зиму, когда И<ван> С<ергеевич> в последний раз был здесь, и я, познакомясь с ним, о том ему говорила, очень его заинтересовав выбором сцен, что он нашел очень удачным.1 Мечтая о том, чтобы со временем подарить ему этот заинтересовавший его рисунок, я, переписываясь с ним и в его болезни,2 более подробно писала и о нем 3 и послала ту мою стихотворную летопись, где провожу всех его героинь, -- что вызвало такое трогательно милое его ко мне письмо,4 но далее могла, незадолго до его кончины, послать ему только фотографию.6 И вот этот-то рисунок (он под стеклом, в приличной черной раме) я была бы сердечно рада пожертвовать куда-нибудь в связи с именем дорогого Поэта-Художника и любимой им учащейся молодежи, которой бы так было нужно поучиться у него; одним словом, в место, удачнее которого никто не укажет и не выберет, как вы; на что мне тоже памекал еще покойный Фидлер,6 последний год часто заглядывавший ко мне за "автографами". Подбросила бы я еще к этому небольшой вылепленный мною из темного воска, с виньеткой моего сочинения, барельеф И. С, который я лепила прямо с него.7
Очень тоже он им заинтересовался. "Насколько я понимаю искусство, это очень хорошо, -- говорил милый старичок, -- и насколько знаю свое лицо -- очень похоже".8 И вот, не смея злоупотреблять вашим временем, зная, как оно у вас занято, -- повторяю, не торопя вас, не назначая точно времени, -- была бы счастлива, если бы эти "детки моего сердца" попали под ваше покровительство, пристроенные вами, куда и "когда вы найдете возможным", взятые от меня хоть теперь (я живу в уютной санатории, в Лесном (женская санатория), Лесной, Старопарголовский пр., 53) или позднее.9
1 Замысел рисунка с портретом Тургенева возник у Лаврентьевой не зимой, как она ошибочно пишет, а весной 1681 г., в период приезда Тургенева в Петербург. Работа над ним завершилась лишь в 1883 г. незадолго до кончины писателя. В композиции были использованы иллюстрации из "Записок охотника" (из рассказов "Певцы", "Бежин луг"), из повестей "Фауст", "Ася", "Первая любовь", "Затишье", из романов "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети" (см.: ПД, Описание, стр. 262--263; подлинник хранится в ИРЛИ). "Сделанный Вами выбор сценок, долженствующих окружить мой портрет, кажется мне весьма удачным, -- писал Тургенев Лаврентьевой 1 (13) ноября 1882 г. по поводу полученного им эскиза рисунка, -- и в аллегорической рамке цветов и растений я признаю руку художника и поэтическое чувство женщины" (Письма, т. XIII, кн. 2, стр. 91).
2 Известны три письма Лаврентьевой к Тургеневу 1881 г. (Щукинский сб., вып. III, стр. 204--207).
3 Имеется в виду краткий очерк литературной деятельности Тургенева, подготовленный Лаврентьевой для детского чтения по поручению Т. П. Пассек ("Игрушечка", 1881, No 25). Здесь же был напечатан ее "Акростих", посвященный Тургеневу.
4 Речь идет о стихотворении Лаврентьевой "Поэту-художнику"; другой вариант заглавия "Великому поэту-художнику" (ИРЛИ, 14256. LXXXб. 3). В примечании к нему, сделанном самой писательницей, отмечалось: "Написано после его <Тургенева> чтения в пользу "высших курсов" в его последний приезд туда, в 1882 г. Послано мною ему в Париж, в ответ на что получила письмо" (ИРЛИ, 14.191.LXXIXб.14). В ответном письме от 1 (13) ноября 1882 г. Тургенев писал Лаврентьевой: "Я счастлив тем, что мои вымыслы могли внушить Вам такие гармонические и красивые стихи. Вот настоящая награда писателю!" (Письма, т. XIII, кн. 2, стр. 91).
6 "Окончив рисунок и сняв с него фотографию, -- вспоминала Лаврентьева, -- я одну из них послала в мае перед моим отъездом в Крым Ивану Сергеевичу в Bougival. He имея известия о том, дошло ли это до него, я, среди лета, опять написала туда. Но на это письмо мне отвечала M-me Виардо, уже после его кончины, последовавшей 22 августа 1883 г. "Я ясно помню, -- писала она, -- посланную Вами фотографию, в руках нашего дорогого усопшего, но он был уже так слаб, в это время, что мог только улыбнуться, проговорив: "Как это любезно"; но уже не мог написать Вам благодарности за ваше милое внимание" ("Пережитое", стр. 146).
6 Имеется в виду Ф. Ф. Фидлер (1859--1917), переводчик русских классиков на немецкий язык, педагог, библиофил, автор книги "Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей". М., 1911.
7 Работа над барельефом Тургенева была начата в 1881 г., до приезда писателя в Петербург. По рекомендации Д. В. Григоровича Лаврентьева завершила свой труд с натуры (см.: "Пережитое", стр. 141; ПД, Описание, стр. 59). Подлинник хранится в ИРЛИ.
8 Ср. с воспоминаниями Лаврентьевой -- "Пережитое", стр. 142.
9 Ответное письмо А. Ф. Кони к Лаврентьевой неизвестно. Возможно, А. Ф. Кони порекомендовал писательнице передать барельеф и рисунок с портретом Тургенева в Академию наук. В неопубликованном письме к Н. А. Котляревскому, первому директору Пушкинского дома, Лаврентьева писала: "Многоуважаемый Нестор Александрович! Глубоко тронута дарованною милостию Академии Наук и приношу ей мою сердечную благодарность, с душевной радостью прибавляя к моим скромным дарам и мой рисунок Ив. Сер. Тургенева, окруженный сценами из его сочинений. Глубоко преданная С. Лаврентьева. 26--IX--1918". (ИРЛИ, 14190--14191 LXXIXб. 14). К письму были приложены четыре стихотворения, посвященные Тургеневу. Обе свои работы Лаврентьева передала в 1918 г. в дар Пушкинскому дому.