Ласкос Изабелла Львовна [урожд. Гринберг; 1830* (или 1833), г. Заслав Волын. губ. (?) -- 13(25).5.1877, Петербург; похоронена в Александро-Нев. лавре], беллетристка, муз. и театр, критик, переводчица; певица-любительница.
Отец. Л. П. Гринберг (р. 1796), -- "из купеческого [звания] еврейского закона" (ф. с. 1829 г. -- ЦГИА), по-видимому, в нач. 40-х гг. принявший лютеранство; крупный медик, автор науч. трудов, в т. ч. "Всеобщего терминологии, мед. лексикона" на лат., нем. и рус. языках (см. о нем: Змеев; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Евр. энц., т. VI). Мать -- урожд. фон Розенберг.
Л. с детства отличалась артистич. способностями, готовилась стать певицей. На ее муз. дарование обратил внимание М. И. Глинка, познакомившийся с семьей Л. в 1847 в Варшаве и в течение мн. лет сохранявший с ней дружеские отношения. Позднее Л. брала уроки пения у изв. певца Л. Лаблаша, однако выступала лишь в любительских концертах. Несмотря на стесненное материальное положение семьи, ухудшившееся после смерти отца в 1850 и переезда в Петербург и отчасти компенсировавшееся покровительством вел. кн. Елены Павловны, которая предоставляла Л. средства для занятий, в доме матери Л. часто собирались знаменитости лит. и муз. мира (среди знакомых Л. -- А. С. Даргомыжский, И. А. Гончаров, А. В. Никитенко и др.). С ранней молодости Л. поддерживала дружеские отношения с А. Д. Блудовой, к-рой позднее посвятила рассказ "Первая белая роза" ("Нива", 1870, No 2, 3).
Дебютировала комедией "Бедная племянница" ("Семейные вечера. Старший возраст", 1869, No 5--6), написанной для благотворительного спектакля; в первой постановке на любительской сцене (1862) Л. сама играла гл. роль. В 1863--65 пьеса шла в Петербурге и Москве на сценах имп. театров, была поставлена также в Харькове и Саратове.
В сдержанном отзыве отмечались натянутость сюжета, анахронизм в трактовке жен. образов ("героини -- очевидные видоизменения "Бедной Лизы" Карамзина"; М. В. Родевич -- "Рус. сцена", 1864, No 7, с. 11), но вместе с тем появление пьесы рассматривалось как одно из робких свидетельств "начала самосознания рус. женщины" (с. 13). Вторая пьеса Л.. "Меценат" (посв. скульптору и живописцу Ф. П. Толстому, с к-рым Л. была знакома), не была принята в репертуар имп. сцены, возможно, по ценз. соображениям (пост. в авт. переводе на нем. яз. в Риге и Праге).
С нач. 60-х гг. и до своей смерти Л. активно сотрудничала в разл. периодич. изданиях. В 1862--69 муз. рецензент газ. "Весть", где помещала профессионально написанные критич. статьи о музыке и театре: "Из музыкального мира" (отзыв на оперу А. Н. Серова "Рогнеда" -- 1865, 2 дек.), рец. на "Жизнь за царя" Глинки (1866, И апр.), "Фани Янаушек" (1866, 2 мая) и др. В той же газете выступала со статьями о положении женщины, частично собранными в ее брошюре "По женскому вопросу" (СПб., 1866), в к-рых отстаивалась мысль о необходимости реорганизации жен. образования, в первую очередь с целью противодействия "безнравственному направлению наших нигилисток" (с. 31), исправления "испорченности нравов... лени... небрежности" женщин "низшего сословия" (с. 8), ориентации жен. деятельности на семейную, а не "публичную" сферу (отрицат. отклик: Михайловский, X, 672-- 75). Ограничение участия женщин в "производительном труде" должно быть связано, по мнению Л., с возрождением интереса к традиц. жен. занятиям (ст. "О женском труде", поев. Всемирной выставке в Вене, -- "Семейные вечера. Отдел для юношества", 1874, No 6).
Беллетристич. деятельность Л. начала в 1866, опубликовав худож. очерк "Петр Иванович Бобчинский. Под итальянским небом" ("Лит. б-ка", 1866, No 10, кн. 2). В рассказе "Воспоминания самовара" (PB, 1869, No 5--6) о "странствиях" самовара по разл. "этажам" общества (аристократич., купеческая, чиновничья среда, театр. мир) Л. дает зарисовки социальных типов, отмеченные занимательностью, хотя и не идущие дальше констатации и обыгрывания характеристических внешних примет. В 1869 опубл. пер. (с итал.) романа А. Гизланцони "Театральные артисты" (PB, 1869, No 7,8); нек-рое сходство с ним проявляется в собств. позднейших произв. Л.: пов. "Магнолья" ("Заря", 1871, No 9, 10--11), "Во время выборов" (PB, 1877, No 7; сюжет заимствован из пьесы итал. драматурга П. Феррари), романе из жизни "небольшого королевства" "При дворе" (PB, 1876, No 10--12; 1877, No 6; отд. изд. -- СПб., 1878; не окончен). Для них характерно подробное повествование с тягой к не лишенным мелодраматизма сюжетам из иностр., великосветской или артистич., жизни (читательский интерес к ром. "При дворе" объяснялся восприятием его как переводного -- см. предисл. "От издателей" и положит, отклик: "Указатель по делам печати", 1878, No 15), а также мистич. мотивам, динамичной интриге, четкой поляризации персонажей, сочетающейся с условностью их психол. характеристики. Нек-рые образы и сюжетные коллизии имеют, вероятно, автобиогр. основу (ср., напр., образы гл. героев -- певицы и ее отца -- в пов. "Магнолья").
В 70-е гг. в ж. "Семейные вечера. Отдел для юношества" Л. выступала с очерками под общим назв. "Из путевых воспоминаний", в к-рых авт. наблюдения над аристократич. и театр, жизнью посещаемых мест сочетаются с описанием экзотич. привычек жителей и пересказом ист. легенд: "Наполеон 111 > на двух балах в Виши" (1873, No 5), "Несколько месяцев на острове Мадера" (1873, No 9), "Лето в Смоленской губернии" (1874, No 9) и "Италия" (1875, No 6). В двух последних, рассказывая о положении рус. и итал. "простолюдинов", приходит к выводу, что "врожденное чувство красоты" итальянцев, к-рые привыкли в течение всей жизни "быть окруженными прекрасным" (1875, с. 201, 214), определяет полит, стабильность общества; смягченность их нравов Л. противопоставляет дикости и жестокости рус. деревни, где "зараза нигилистич. идей проникла и в крест, семьи" (1874, с. 146); средством исправления сложившегося положения, по мнению Л., было бы распространение просвещения, повсеместное устройство в России нар. театров, развитие крестьян, "основанное на истинно религиозных началах" (там же).
В 1874 Л. вышла замуж за иностранца и поселилась в Вене; сообщала в газ. "Гражданин" (1874) и "Моск. вед." (1875--76) муз. новости и отчеты о худож. выставках из Австрии, Греции и Италии, полемизировала с высказываниями вен. газет о России: "Вен. легенды" (МВед, 1875, 30 янв.), "Церковь князя Демидова во Флоренции" (там же, 1876, 13 апр.), "Евреи в Вене" (там же, 1875, 9 февр.; перепечатано -- "Евр. б-ка", т. 5, СПб., 1875), и др.
Умерла от чахотки, приехав в Россию для лечения кумысом.
Лит.: Никитенко (ук.); Глинка М. И., Лит. произв. и переписка, т. 1--2, М., 1973--77 (ук.). * Некрологи, 1877: "Семейные вечера. Отдел для юношества", No 6; БВед, 18 мая; МВед, 20 мая; "Гражданин", 22 мая; СПбВед, 23 мая. Межов; Голицын; Пономарёв; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Евр. энц.. т. 10; Систематич. ук. лит-ры о евреях на рус. яз..., [СПб., 1893]; Каталог ОРДП; ИРДТ; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М., Кто писал о музыке. Библ. словарь..., т. 2, М., 1974; Масанов.
Архивы: ЦГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 611 (ф. с. отца 1829 г.); ф. 1343, оп. 19, д. 4557, л. 2--5* (ф. с. отца 1850 г.; дата рождения -- из сопоставления ф. с. и свидетельства о крещении брата Осипа); ф. 472, оп. 19 (237/1253), д. 30 (о просьбе вдовы доктора медицины Гринберга о постановке пьесы ее дочери "Меценат" и о выдаче ей пенсии за службу мужа); ф. 780, оп. 1, д. 39, л. 93--94; д. 40, л. 24, 115 (ценз. мат-лы) (справка Б. М. Витенберга).
А. Г. Алтунян.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994