Ларошфуко (Франсуа VI, герцог La Rochefoucauld, 1613--80) -- знаменитый французский моралист, принадлежал к известному роду Л. (см.), воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги, враждовал с герцогом Ришелье и только после смерти последнего стал играть видную роль при дворе; принимал участие в движении фронды и был тяжело ранен; занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских интриг и пережил ряд личных разочарований, оставивших неизгладимый след на его творчестве. В течение долгих лет в его личной жизни играла большую роль герцогиня Лонгевилль, из любви к которой он отказывался не раз от побуждений честолюбия. Разочарованный в своей привязанности, Л. сделался мрачным мизантропом; единственным его утешением была дружба с м-м де-Лафайет (см.), которой он оставался верным до самой смерти. Последние годы Л. омрачены были разными невзгодами, смертью сына, болезнями. Результатом обширного жизненного опыта Л. явились его "Maximes" -- сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание "Maximes" вышло анонимно в 1665 г. Пять изданий, все более увеличиваемых автором, появились еще при жизни Л. Из позднейших изданий "Maximes" самое лучшее -- в коллекции "Grands écrivains de France". Л. крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Л.: "все наши добродетели-- скрытые пороки". В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Л. имеет преимущественно в виду людей его круга, общий тон его афоризмов -- крайне ядовитый. Особенно удаются ему жестокие определения, меткие и острые как стрела, например изречение: "все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания... других людей". Очень высоко чисто литературное значение "Maximes". Л. издал еще свои воспоминания о времени фронды: "Mémoires sur la régence d'Anne d'Autriche" (1662). Изд. также "Correspondance" Л., в полном издании его сочинений, в 1818 г. Ср. Prevost-Paradol, "Moralistes français"; Faguet, "XVII siècle"; Bourdeau, "L." (1895, в коллекции "Grands écrivains français").
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XVII (1896): Култагой -- Лед, с. 354--355.
II.
ЛАРОШФУКО Франсуа [François de La Rochefoucauld, 1613--1680] -- французский писатель. Герцог и блестящий придворный. Л. принимал самое деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении "фронды", стоял в центре больших интриг. Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам Лафайет. В 1662 опубликовал "Мемуары", а в 1665 "Réflexions ou Sentences et Maximes morales", сначала анонимно. С 1665 по 1678 вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех "Максим" объясняется афористической четкостью мышления автора. Классовая точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить "общечеловеческие" недостатки и особенности характеров, служившие неизменным предметом обсуждений в салонах, посетители которых проявляли свое остроумие в обсуждении выдвинутых картезианской философией вопросов морали, религии и природы эмоций. Личный опыт сложной политической игры в "маккиавелизм" эпохи фронды определил основные взгляды Л., для к-рого главным стимулом деятельности человека является эгоизм: человек любит, потому что приятно, если и его самого любят, человек милосерд, потому что ему неприятно видеть страдания, и т. д., словом, "все добродетели теряются в расчете, как реки в море", и "пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств".
Современники высоко ценили уменье Л. отмечать тончайшие оттенки явлений, находить выразительные и вместе с тем крайне сжатые идейные формулы, его меткость в характеристике предмета и т. п. Основной прием Л. правильно указан французской критикой -- он сводит рассматриваемую добродетель к смежному с ней недостатку: великодушие или храбрость -- к тщеславию, честность -- к желанию внушить доверие в корыстных целях и т. п.
Как историко-культурная фигура Л. -- типичный показатель общих упадочнических моментов в идеологии французской аристократии XVII века. Герцог Ларошфуко понял, что абсолютизм одержал победу над той частью феодальной знати, которая ему сопротивлялась. Мало того, он убедился в том, что она продаст свои притязания на политическую власть за те выгоды, которые предоставит ей абсолютизм. Общий упадок класса не мог не сказаться в утрате традиционных феодальных доблестей, в неустойчивости таких, казалось бы, незыблемых его устоев, как честь и гордость аристократии. Л. в течение своей бурной жизни пришлось быть свидетелем того, насколько мнимыми оказались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда -- крайний пессимизм, мизантропия Л., обобщившая его разочарование в своей классовой прослойке. Разложение последней, ослабление в ней социальных связей определили крайний индивидуализм Л., сосредоточенность его на личных переживаниях, которые подвергаются обостренному самоанализу. Убеждение Л. в испорченности человеческой природы лишь формально связано с янсенизмом, популярным в то время религиозным течением, по существу же является продуктом кризиса мировоззрения фрондировавших против абсолютизма феодально-аристократических группировок.
Библиография:
II.
Кирпичников А. И., Французская литература в эпоху псевдоклассицизма, во Всеобщей истории литературы, под ред. В. Корша, т. III;
Vinet A., Les moralistes français au XVII s. La Rochefoucauld, Paris, 1837;
Prévost-Poradol, Études sur moralistes français, Paris, 1865;
Bourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 59--60.
ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld), Франсуа де (15.XII.1613, Париж, -- 17.III.1680, там же) -- франц. писатель-моралист. Происходил из старинной аристократич. семьи. Принимал участие в дворцовых интригах против Ришельё, затем стал одним из участников Фронды, события и атмосферу к-рой изобразил позднее в своих "Мемуарах" ("Mémoires", 1662, полностью изд. 1817), где выступил противником централизованной королевской власти и поборником старых феод. привилегий. При всей политич. ограниченности этих взглядов, он дал беспощадно правдивую характеристику своих единомышленников-фрондеров, раскрыв их беспринципность и продажность. "Мемуары", написанные в подчеркнуто объективной манере,
от третьего лица, являются ценным историч. источником, образцом классич. франц. прозы. Гл. соч. Л. -- "Размышления, или Моральные изречения и максимы" ("Réflexions, ou sentences et maximes morales", 1665) -- философ. итог его наблюдений над нравами франц. аристократии, выраженный в обобщенной афористической форме. Главными движущими силами поведения человека Л. считает себялюбие и эгоистич. расчет ("интерес"). Добродетели представляются ему лишь "искусно переряженными пороками". Л. отрицает власть разума и воли над эгоистич. влечениями. В этом проявляется пессимистич. характер его философии, подсказанный наблюдениями над политической жизнью того времени. Взгляды Л. перекликаются с концепцией его современника англ. философа Т. Гоббса и знаменуют начало идейного кризиса классицизма. Л. -- мастер психологич. анализа и превосходный стилист. Написанные отточенным, скупым языком "Размышления ...и максимы" -- вершина франц. публицистич. прозы 17 в. Маркс в письме к Энгельсу цитировал афоризмы Л. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 261--62).
"Размышления, или Моральные изречения и максимы" (Париж, 1665). Фронтиспис Э. Пикара.
Сочинения:
Œuvres, v. 1--3, P., 1868--83 (Grands écrivains de la France),
в рус. пер. -- Максимы и моральные размышления, [предисл. Т. Г. Хатисовой], М. -- Л., 1959.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 449--54;
Линецкая Э., Ф. Ларошфуко, в кн.: Писатели Франции, М., 1964;
Разумовская М. В., К истории "Максим" Ларошфуко, в сб.: Вопросы творч. истории лит. произв., [Л.], 1964, с. 77--92;
Adam A., Histoire de la littérature française au XVII siècle, t. 4, [P., 1954], p. 81--115;
Bourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895;
Gransaignes d'Hauterive R., Le pessimisme de La Rochefoucauld, P., 1914,
Magne E., Le vrai visage de La Rochefoucauld, P., [1923];
Marchand J., Bibliographie générale raisonnée de La Rochefoucauld, P., 1948.
Н. А. Сигал.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 35--36.