Лапшин Иван Иванович
И. И. Лапшин. Вселенское чувство

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   И. И. Лапшинъ. Вселенское чувство. (прив.-доц. Спб. унив.). Спб. 89 стр., ц. 60 к.
   Авторъ указываетъ на то обстоятельство, что лучшія новѣйшія работы по психологіи мистики "не изслѣдуютъ... особенностей мистическаго воспріятія съ гносеологической точки зрѣнія" (стр. 1). "Настоящее изслѣдованіе (говоритъ онъ далѣе) имѣетъ цѣлью указать нѣкоторые выводы, которые могутъ быть сдѣланы изъ психологическаго изученія этого явленія для теоріи познанія".
   "Для этой цѣли я (говоритъ авторъ на стр. 1--2) попытаюсь, исходя изъ описаній мистическаго воспріятія, даваемаго наиболѣе яркими представителями мистики, показать слѣдующее: 1) описаніе мистическаго воспріятія характеризуется у мистиковъ отрицаніемъ всѣхъ или почти всѣхъ основныхъ условій раціональнаго познанія -- противоположности субъекта и объекта, временнаго и пространственнаго характера состояній сознанія и постоянства законовъ мышленія. 2) Буквальное пониманіе подобнаго описанія, то-есть, признаніе отрицательныхъ положеній мистицизма абсолютными, а не относительными, не имѣетъ никакого смысла... 3) Однако стремленіе придать такимъ безсмысленнымъ абсолютнымъ отрицаніямъ систематическую форму находитъ себѣ объясненіе въ томъ фактѣ, что такія отрицанія основываются на психологическихъ иллюзіяхъ, постоянно и законосообразно дѣйствующихъ въ человѣческомъ духѣ. 4) Если отказаться отъ буквальнаго истолкованія мистическихъ отрицаній и признать ихъ метафорическими, то въ мистическомъ воспріятіи можно будетъ отмѣтить нѣкоторыя особенности, представляющія глубокій интересъ. 5) Интересъ этотъ заключается въ общихъ чертахъ межцу мистическимъ воспріятіемъ и не мистическими состояніями человѣческаго духа, играющими очень важную роль въ нашей душевной жизни".
   Затѣмъ авторъ многочисленными цитатами изъ наиболѣе авторитетныхъ мистиковъ подтверждаетъ свое положеніе о томъ, что мистики претендуютъ на сверхразумное познаніе, не подчиненное условіямъ раціональнаго познанія. Такъ какъ утвержденія мистиковъ при ихъ буквальномъ пониманіи не имѣютъ смысла, то авторъ и задается цѣлью "перевести ихъ темную рѣчь на общепонятный философскій языкъ" (стр. 31). "Для этой цѣли (говоритъ онъ далѣе на стр. 31--34) придадимъ тѣмъ отрицательнымъ признакамъ мистическаго воспріятія, которые выставляются мистиками, не абсолютное, а относительное значеніе, чѣмъ сразу же упразднятся всѣ претензіи на сверхразумность познанія, и въ то же время описываемое ими душевное состояніе окажется сходнымъ съ психическимъ явленіемъ, которое я назвалъ бы, по примѣру Дюринга, "универсальнымъ аффектомъ", или вселенскимъ чувствомъ, и заключающимъ въ себѣ слѣдующіе признаки:
   1) "Мысль о наивысшихъ цѣнностяхъ, имѣющихъ постоянное значеніе для меня и для всѣхъ остальныхъ людей"...
   2) "Конкретное содержаніе сознанія, въ видѣ представленій, иллюстрирующихъ эту мысль...
   3) "Чувство блаженства, радости, восхищенія, связанное съ этимъ конкретнымъ содержаніемъ сознанія"
   4) "Самозабвеніе..."
   5) "Мысленная, а не фактическая отрѣшенность отъ данныхъ условій пространства и времени..."
   6) "Чувство мощи..."
   7) "Чувство гармоническаго покоя".
   Многочисленные примѣры, взятые, какъ изъ дѣйствительныхъ переживаній мистиковъ, такъ и изъ произведеній романистовъ и поэтовъ, изображавшихъ проявленіе этого "вселенскаго чувства", приводятъ нашего автора къ выводу, что "религіозное самосознаніе человѣчества, поскольку оно проявляется въ... явленіи "вселенскаго чувства", оказывается въ существенныхъ чертахъ тожественнымъ у людей, принадлежащихъ къ самымъ разнообразнымъ религіознымъ и метафизическимъ направленіямъ" (стр. 87).
   Хотя проф. Лапшинъ, какъ мы видимъ, и заявляетъ, что цѣлью своего изслѣдованія онъ ставитъ "указать нѣкоторые выводы.... для теоріи познанія", но, какъ видно изъ вышеизложеннаго, брошюра его является, въ сущности, трудомъ по психологіи, а не по гносеологіи. Къ области гносеологіи относится, въ сущности, лишь утвержденіе автора, что заявленіе мистиковъ, будто ихъ воспріятія не подчинены условіямъ раціональнаго познанія, не слѣдуетъ понимать буквально, ибо иначе мы придемъ къ совершенно безсмысленнымъ положеніямъ. Это утвержденіе конечно, совершенно справедливо; но, въ сущности, оно высказано вполнѣ голословно, а все изслѣдованіе наполнено психологіей того "вселенскаго чувства", которое, по мнѣнію автора, вводитъ въ заблужденіе мистиковъ.
   Вѣроятно, эта неопредѣленность цѣли изслѣдованія (формально объявленнаго трудомъ по гносеологіи, а въ дѣйствительности сведеннаго къ психологіи) и была причиной того, что авторъ не углубилъ вопроса и не далъ намъ ни изображенія того, какимъ образомъ напряженное чувство пертурбируетъ познаніе, ни изслѣдованія того, какъ возникаетъ это пертурбирующее напряженное чувство.
   Чтобы пояснить свою мысль, мы укажемъ, напримѣръ, на статью Leuba въ 53 No англійскаго журнала "Mind" "О психологіи одной изъ группъ христіанскихъ мистиковъ". Мысли Leuba въ значительной мѣрѣ напоминаютъ мысли г. Лапшина, но такъ какъ англійскій авторъ ставитъ себѣ явственно психологическую задачу, то онъ и углубляетъ вопросъ, сводя, напримѣръ, мистическій подъемъ чувства къ иррадіаціи полового чувства, не нашедшаго себѣ общеупотребительнаго исхода, такъ что онъ утверждаетъ, что мистическій экстазъ является любовнымъ трансомъ.
   Вышеизложенное сказано нами отнюдь не въ упрекъ нашему ученому автору, который, конечно, имѣетъ полное право говорить лишь о томъ, о чемъ въ данное время хочетъ что-либо сказать. Нѣтъ, наше замѣчаніе имѣло цѣлью пояснить будущему читателю брошюры г. Лапшина, почему этотъ трудъ, несмотря на несомнѣнныя его достоинства и несмотря на богатство эрудиціи автора, производитъ впечатлѣніе чего-то незаконченнаго...

"Русское Богатство", No 5, 1911

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru