|
Скачать FB2 |
| |
Александр Александрович Ланг
Ведьма.
Драма-поэма в четырёх действиях.
Участники:
Действие I.
В глубине сцены дремучий, дубовый лес. Слева непроходимое болото. Справа избушка с крытым крыльцом. Вечереет, а к концу действия ночь. На небе полная луна.
Медленно, тяжёлой поступью, в глубине сцены, идёт дух прадеда Клары, бывшего при жизни разбойником.
Трепет и ужас среди духов. В это время из-за очень толстого ствола дуба высовывается человек -- шпион инквизиции.
Но стук слышится по временам, до конца действия.
На крыльцо избушки выходит Клара. Рукой придерживается она за косяк крыльца и напряжённо глядит в даль.
Дух разбойника в отчаянии стучит громче.
Сильные стуки. Пауза.
Они идут тихо к болоту, взяв друг друга, как дети, за руки.
В лесу плачет сова.
Вальтер, как безумный, рассекает мечом воздух. В это время с противоположной стороны на сцену выбегает стража инквизиции и окружает Клару.
Вальтер кидается на солдат. Идёт ожесточённый бой.
Её утаскивают. Вальтер бьётся из последних сил. Идёт страшное беспокойство среди духов. Звучат голоса! Внезапно между дерущимися появляется дух разбойника. Он грозно простирает руки против инквизиторов.
Громовые стуки. Один стражник поражает Вальтера кинжалом. Вальтер падает.
Они в ужасе убегают, увлекая Клару. Страшное беспокойство элементалей.
Действие II.
Дремучий еловый бор. Ели стоят часто, как огромные, чёрные колонны. Безлунная ночь. Тихо, как в пустом храме. На авансцене маленькая поляна. Там стоит небольшая землянка. Она к зрителям вся открыта, так как грубый щит вместо двери, сколоченный из еловых стволов, прислонён к одной стороне. Землянка ярко освещена пламенем, которое горит на железном треножнике. Её обстановка: в левом углу обрубок пня, на котором сидит старик маг Герман. Он в сером, грубом балахоне, вроде рясы. Его ноги босы, у него длинные, белые волосы до плеч и длинная, по пояс, седая борода. Он худ и высок. Особенное впечатление производит его огромный, белый лоб. Рядом с ним огромный пень вместо стола. На нём яркий кристалл, несколько толстых пергаментных книг в переплётах из белой кожи и несколько пергаментных свитков. Затем лампа -- римский светильник. Справа, в углу, до самого потолка землянки высится крест из вытесанных белых брёвен. Минуты три Герман сидит задумчиво и смотрит в книгу. Внезапно что-то шумит среди еловых ветвей, затем ясно слышится трепетание крыл. Что-то тёмное и живое опускается на землю. Герман медленно встаёт, выходит из своей землянки и подходит к этому существу.
К нему подползает тёмное существо.
В глубине сцены раздаётся сухой кашель и усталые шаги. Входит колдунья Гульда. Она очень стара. Её жидкие, белые волосы распущены по плечам. Она сгорблена и опирается на палку. Она в лохмотьях -- они светятся ярко-бело. Ноги её босы.
Слышится ещё раз далёкое, едва доносящееся: Прощай! Прощай! Прощай!
Герман медленно возвращается в свою землянку, там он сидит некоторое время безмолвно, задумавшись.
Огонь вспыхивает ярким голубым светом.
Несколько минут безмолвие. Затем подымается шёпот, трепетанье чьих-то крыл.
Герман стоит несколько минут, поражённый известием. Затем начинает говорить, словно про себя.
Входит Вальтер. Он весь в крови и от слабости шатается.
Герман кладёт на грудь Вальтера свою руку и говорит торжественно, словно приказывая.
Вальтер выпрямляется. Силы возвращаются к нему.
Оба падают на колени перед распятием.
Действие III.
Подвальная большая комната, без окон, под сводом. Прямо против зрителей большой, некрашеный стол. На нём несколько толстых книг и Распятие, прибор для письма и несколько канделябров. Рядом с ним скамейка. На самой середине комнаты дыбы. Несколько правее железная пустая кровать, рядом с ней сковорода с горячими углями. Затем целый ряд других предметов пытки. Направо тяжелая, железная дверь, в которую вводят осуждённых. Сперва сцена совершенно пуста. Потом безмолвно, словно крадучись, входит слуга, зажигает свечи, расставляет предметы на столе и испытующе смотрит на орудия пытки. Потом уходит, запирая тяжёлую железную дверь снаружи за сценой. В углу комнаты подымается пар и, когда он пропадает, на сцене стоят Герман и Вальтер.
Вальтер становится с ним рядом. Герман палкой с железным остриём чертит около них магический круг.
За сценой звон отпираемой тяжёлой железной двери. Входят три монаха-инквизитора с актуариусом: двое старых, один молодой. За ними у железных дверей становится стража. Монахи и актуариус торжественно садятся за судейский стол.
Два стражника уходят.
Входят два стражника; за ними ведут Клару двое палачей и трое помощников. Рядом с Кларой идёт жена палача, толстая, обрюзглая баба, Брунгильда. Клара в одной только короткой рубашке: ноги её, руки и шея голые. На глазах у неё повязка. Ведут её задом к инквизиторам.
Клару подводят к столу. Палач с глаз её снимает повязку.
Палач с грубым смехом подводит Клару поочерёдно ко всем орудиям пытки и показывает ей их. Клара вся дрожит и смотрит прямо, не моргая.
Герман медленно и торжественно вытягивает свои руки против Клары и всех судей; подходит к Кларе, как сомнамбул, и дотрагивается до неё руками. Затем пятится тихо и уверенно опять к себе в круг. Палач ввинчивает ногу Клары в испанский сапог.
Палач развинчивает сапог.
Клару ведут к кровати. Привязывают её к ней и раздувают рядом с ней жаровню. Жаровню подносят к её ногам. Пламя начинает их лизать.
Герман схватывает Вальтера и тащит его опять в круг.
Они торжественно уходят. Перед ними тяжёлые двери с гулким металлическим звоном сами распахиваются и потом, пропустив их, опять шумно захлопываются. Инквизиторы и палачи безмолвны.
Действие IV.
Поле за городской стеной. Вдали виднеются башни средневекового города. В перспективе темнеет бор. Среди сцены, несколько в её глубине, огромный костёр, к нему сбоку прислонена лестница. На сцене толпится многочисленная пёстрая толпа. Она состоит из ландскнехтов, ремесленников, бюргеров, лекарей, брадобреев, крестьян и крестьянок и т. д. Все в необыкновенном оживлении ждут казни. По авансцене медленно прохаживаются, совершенно отдельно от толпы, два странных, очень крупного роста, существа в широких мантиях. Они закутаны и их лиц не видать. Одно во всём ярко-серебряном, белом, а другое во всём глубоко-чёрном. Они не разговаривают и держат друг друга за руки. Некоторые из народа следят за ними испуганно глазами. Во время следующего разговора два странных существа незаметно исчезают в толпе.
Вокруг высокого и худого монаха в изодранной ряске собирается толпа. Монах высоко над своей головой жестикулирует руками и что-то кричит. Толпа волнуется.
Народ хохочет. Монах в гневе потрясает кулаком и уходит.
В народе раздаются протяжные и печальные голоса.
Герман тихо бредёт, опустив на грудь седую голову, за ним на расстоянии двух шагов идёт Вальтер.
Герман проходит мимо, не замечая её.
Ландскнехт удивлённо отходит в сторону. К Герману напирает толпа народа. Они кричат и потрясают в воздухе кулаками. Герман изумлённо, словно проснувшись от тяжёлого сна, останавливается и смотрит на них.
Внезапно настаёт тишина. В воздухе тихо и печально проносятся вопли.
Идёт медленное шествие. Клара окружена палачами и стражей. Она сидит задом наперёд, лицом к хвосту, на осле. На голове её высокий колпак с изображениями чертей. За ней идут судьи. Шествие подходит к костру. Клару вводят на костёр, привязывают к находящемуся там столбу. Вальтер прорывается сквозь народ к костру и становится рядом с ним.
Народ сильно волнуется. Ландскнехты отгоняют его от костра.
Герман падает на колени.
Среди полного безмолвия Герман стоит с минуту на коленях; затем порывисто схватывает себя обеими руками за голову и говорит торжественно, как в забытьи.
Пауза.
Народ и стража расступаются перед ним.
Всюду трепет и безмолвие.
Верёвки спадают с Клары, и она медленно по воздуху парит к Герману и становится с ним рядом. К ней подходит Вальтер и берёт её за руку.
Герман медленно восходит на костёр.
Костёр разгорается.
Костёр страшно разгорается. Германа среди пламени больше не видно. Занавес тихо опускается.
---------------------------------------------------------------------------
|