Ламартин (Alphonse de Prât de Lamartine) -- знаменитый французский поэт и политический деятель, род. в Маконе в 1790 г., ум. 1869 г. Отец его воспитал в преданности законной монархии; мать его была ревностная католичка. Детство и юношеские годы Л. провел в обществе матери и пяти сестер; это, вместе с рано развившейся любовью к природе, породило в нем особую мягкость характера и склонность к сентиментальной мечтательности. С детства любимым чтением Л. было Евангелие, а из французских поэтов -- Расин. Школьное воспитание Л. получил сначала в Лионе, потом в иезуитской школе в Беллэ. Вернувшись на родину, он изучал классических авторов, восхищался Руссо и Бернардом де-Сен-Пьером и с увлечением воспринимал новые литературные веяния. Его юношеские увлечения составляют сюжет многочисленных поэм, где, в рассказах об Эльвире, Леноре, Грациэле, переданы истинные эпизоды из жизни поэта, лишь слегка прикрашенные вымыслом. Особенную роль в жизни Л. играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвиры; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Л. печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге. Он много путешествовал, жил в Италии, пробовал счастья на дипломатической карьере. В1820 г. вышел его первый сборник стихов: "Méditations", имевший сразу громадныйуспех; за ним последовали "Nouvelles Méditations" (1823), "Harmonies" (1835), "Jocelyn" (1835), "Chute d'un Ange" (1838), "Recueillements poétiques" (1839). В 1829г. Л. избранбыл членом французской акад.; в 1832 г. он совершил большое путешествие по Востоку и описал его в "Voyage en Orient" (1835). Время с 1839 по 1849 г. -- расцвет политической деятельности и Л. (см. ниже).Последние двадцать лет жизни Л. полны были лишений и страданий. Литературное значение Л. основано главным образом на его первых стихотворных сборниках. Французская критика единогласно признает автора "Méditations" одним из величайших поэтов Франции. Его талант во многих отношениях не уступает В. Гюго, но по своему артистическому темпераменту Л.-- не глава школы; это отличает его от Гюго и определяет его положение относительно романтизма. Он стоял вне литературных распрей своеговремени, не имел литературного самолюбия (его физическая красота и элегантная аристократическая осанка более удовлетворяли его, чем литературный успех) и сам называл себя дилетантом-"curiosus litterarum", вроде друзей Горация и Виргилия. Всвоих первых стихотворениях Л. подражал Вольтеру, Парни и шуточному жанру Грессэ. Большие философские его поэмы в александринских стихах ("L'homme", "La Prière", "L'Immortalité"), его оды (например, "Enthousiasme") и некоторые стансы повторяют манеру Ж. Б. Руссо и других поэтов XVIII в. Шатобриан, Гете, m-me де Сталь приобщили его к духу времени; под их влиянием окреп лирический талант Л., искавший только рамок для отражения своего внутреннего мира. Темой его поэзии, субъективной и отчасти ораторской, сделалась намеченная уже до него m-me де Сталь "загадочность человеческой судьбы"; ее главное содержание -- "грустно созерцательное настроение, уединение лесов, беспредельность горизонта, звездное небо, вечность и бесконечность, таящиеся в душе христианина". Шатобриан внес идею христианства в художественную прозу, Л. внес глубокое христианское настроение в поэзию; эти черты объединяют двух велик. представителей романтизма. Но Шатобриан, поэт страсти и ярких красок, вводит в религию элемент любви и страсти, его христианство полно чувственности и жизнерадостности; Л., в котором вера -- дело природного инстинкта и воспитания, воспевает любовь, очищенную и одухотворенную скорбью и близостью надвигающейся или уже наступившей смерти. Это -- та личная нотка, которую Л. внес в романтическую поэзию: он создал элегию. "Lac", "Isolement", "A Elvire", "Le Vallon", "Crucifix" и др. составляют вечные памятники его славы и дышат неподдельным, искренним чувством, гораздо более, чем длинные поэмы -- "Jocelyn", "Chute d'un Ange", где поэтические красоты чередуются с риторической декламацией. В поэзии Л. женщина является посредницей между земной жизнью и высшим, божественным миром; скорбь при мысли об утраченной возлюбленной окрашивается глубокой верой в бессмертие. Сочетание поэтической меланхолии с инстинктивной верой составляет главное обаяние поэзии Ламартина, не отличающейся новизной замысла. Все дело в непосредственности чувства, которым дышит, напр., "Lac", где старая мысль о бренности земного счастья облечена в неподражаемо трогательную форму. В лирических сборниках, явившихся после первых "Méditations", религиозное настроение все более усиливается и выливается в гимны, проникнутые христианским смирением. "Harmonies" более музыкальны по языку, но уступают "Méditations" по нежности формы. См. Ch. de Pomerols, "Lamartine" (П., 1889); Felix Reyssié, "La jeunesse de L." (П., 1892); Chamboran de Perissat, "Lamartine inconnu"; E. Deschanel, "Lamartine" (П., 1893); F. Brunetière, "Evolution de la poésie lyrique en France"; E. Faguet, "Etudes sur le XIX s."
З. В. (Зинаида Венгерова)
В молодости Л. служил в королевской гвардии, с 1823 по 1829 г. был секретарем посольства в Неаполе и во Флоренции. Кн. Полиньяк предложил ему место главного секретаря мин. иностр. дел, но Л. отказался, так как не разделял реакционных взглядов этого кабинета. В том же 1829 г. он был назначен посланником при герцоге Леопольде Саксен-Кобург-Готском. Узнав об июльской революции, Л. подал в отставку. Избранный, в 1833 г., в палату депутатов, он в первой же речи объявил себя независимым консерватором. В политике он, прежде всего, моралист, в социальных вопросах -- проповедник прогресса и религиозной терпимости, защитник свободы и пролетариата. Блестящие его речи волновали палату и с жадностью читались. Определенных политических планов у Л. не было; он поддерживал консервативный кабинет Моле, а когда приверженцы последнего предложили ему председательство в палате, Л. отказался, заявив, что он прогрессист, а они -- консерваторы. В 1840 г., противодействуя политике Тьера по вост. вопросу, Л. высказался за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь -- России, Египет -- Англии, а Сирию -- Франции. С 1843 г. он становится решительным противником консервативного направления Гизо. Слава Л. достигла своего апогея в 1847 г., когда он выпустил в свет "Историю жирондистов". Впечатление получилось громадное. В этой увлекательно написанной книге Л. дает блестящую апологию жирондистов. Научного здесь очень мало; это -- ряд блестящих портретов и описаний, проникнутых республиканским настроением. После отречения Людовика-Филиппа (24 февраля 1848 г.) Л. решительно восстал в палате против регентства герцогини Орлеанской и произнес горячую речь, предлагая учредить временное правительство и созвать национальное собрание. В качестве члена временного правительства Л. взял на себя портфель министра иностранных дел. Только под напором обстоятельств решился Л. немедленно провозгласить республику, в которой он, благодаря таланту и красноречию, явился посредником между консерваторами и крайними. В эти бурные дни Л. обнаружил большое мужество и такт. 25 февраля, когда временному правительству угрожала опасность быть разогнанным народной толпой, Л. произнес знаменитую речь, где красноречиво описал ужасы революции и воспел трехцветное знамя (в противоположность красному). 4-го марта Л. отправил к европейским дворам манифест в миролюбивом духе. Ряд народных манифестаций (в марте и апреле) заставил Л. прибегать к вооруженной силе. Спокойствие восстановлялось, но популярность Л. падала. Выбранный в 10-ти департаментах депутатом в учредительное собрание, Л. был выбран собранием в члены исполнительной комиссии. Восстание 15 мая было подавлено, благодаря распорядительности Л. Это был последний день его славы. Желая всех примирить, он никого не удовлетворял. Собрание отвергло предложение Л. о недопущении в его среду Луи-Бонапарта, а сближение Л. с Ледрю-Ролленом и ген. Кавеньяком оттолкнуло от него и консерваторов, и радикалов. Июньские дни положили конец его участию в управлении. В вопросе о выборе президента республики Л. разошелся с Греви, предлагавшем предоставить избрание президента республики не народу, а палате. На выборах в президенты Л. получил очень мало голосов. Даже в законодательное собрание 1849 г. он не был выбран, хотя выступил кандидатом в 10-ти департаментах. Возвратясь к литературной деятельности, он основал и редактировал политический журнал "Conseiller du peuple". В его "Civilisateur" (1851) интересны биографии великих людей, особенно Цезаря -- сатира против Наполеона. В 1848 г. Л. написал "Trois mois au pouvoir", в 1849 г. -- "Histoire de la révolution de févriev". В "Histoire de la Russie" (1855), "Histoire de la Turquie", "Histoire des Constituants" выразился упадок таланта Л. В его "Histoire de la Restauration" (1851--63) много драматических страниц и художественных очерков, но научного значения она также не имеет. По-русски переведена "История жирондистов" (СПб. 1871, первые 2 тома).
П. К. (Петр Конский)
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVII (1896): Култагой -- Лед, с. 292--293.
II.
ЛАМАРТИН Альфонс [Alphonse Lamartine, 1790--1869] -- французский поэт. Р. в Маконе в обедневшей дворянской семье. Образование получил в иезуитской коллегии в Беллэ. В 1820 выпустил первый сборник стихотворений под названием "Поэтические и религиозные размышления" (Méditations poétiques et réligieuses). Следующие книжки стихов -- 2-й т. "Размышлений" и сборник "Созвучия" (Les Harmonies) -- вышли в свет в 1823 и в 1830. Так. обр. основным периодом творчества Л., когда он создал наиболее прославившие его произведения, следует считать 20-е гг. В 1830 избран в члены Французской академии. Около этого же времени стал депутатом палаты и отдался преимущественно политике. Л. был членом партии легитимистов -- немногочисленных сторонников прежней династии, крайней правой во время июльской монархии. В 30-х гг. написал поэмы "Жоселен" (Jocelyn, 1836) и "Падение ангела" (La chute d'un ange, 1838), к-рые являются частями задуманной грандиозной эпопеи в 10 видениях о падшем ангеле Элоиме. Л. написал только эти 2 части. Во время революции 1848 занял пост президента временного правительства, несмотря на то, что представлял дворянскую партию. Дело в том, что "легимисты и орлеанисты и те вначале осмеливались выступать лишь под республиканской маской. Только во имя республики можно было начать борьбу против пролетариата" (К. Маркс, Борьба классов во Франции). Роль Л. кончилась с июньским восстанием рабочих. Подготовив диктатуру Кавеньяка, Ламартин отходит от политики, пишет "Историю жирондистов" [1848], "Историю реставрации" [1851--1853], романы "Рафаэль" и "Граумэла". Из этих произведений Ламартина наиболее интересна "История жирондистов".
Л. -- представитель французского консервативного романтизма. В начале XIX в. дворянство оттесняется с общественной арены растущей и крепнущей буржуазией. Хотя в 20-е гг. у власти и находится старая династия, однако аристократия обречена. Реставрация Бурбонов была по сути дела компромиссом остатков старого дворянства с верхами буржуазии -- компромиссом, к-рый не мог спасти дворянство. На этой почве расцветает пышным цветом консервативный романтизм, с его уходом в чистую лирику, отрицанием цивилизации и идеализацией абстрактной природы. Л. -- типичный выразитель этих умонастроений. Его три сборника стихотворений написаны на отвлеченные темы. Содержание стихов туманно и ограничено интимным "я" поэта. Это содержание подчинено форме, которая кажется самодовлеющей. Такое соотношение формы и содержания характерно для нисходящего, обреченного на гибель класса, когда этот класс уже перестал играть какую-либо общественно-полезную роль в экономическом и политическом развитии общества, но когда его писатели сохраняют еще формальное мастерство. Впрочем и это последнее не было у Ламартина в достаточной степени высоким.
Основные мотивы лирики Л. -- любовь и философски-религиозные думы. В области философии Л. примыкает к той идеалистичоской реакции против материализма, к-рая характерна для эпохи реставрации Бурбонов. Дворянству была враждебна философия материалистов XVIII века и оно выбрало своим духовным вождем идеалиста-мистика Жозефа де Местра. Идеи Жозефа де Местра оказали большое влияние на Л. Свои философские взгляды Л. излагает в речи "О судьбах поэзии": "Эпоха Империи была воплощением материалистической философии XVIII в. Геометры, к-рые имели право голоса, давили на молодежь всей тяжестью своей наглядной тирании. Они боялись, как бы поэзия не воскресла вместе со свободой, и с корнем уничтожали ее ростки в своих школах, лицеях и в особенности в своих корпусах и политехникумах".
Идеалистические воззрения Л. находят свое завершение в религиозности. Он созерцает бога, растворенного во всей природе, как то животворящее духовное начало, к-рое всем повелевает и к-рому человечество должно поклоняться. В думе V он пишет: "Ты помнишь ли тот край, где с первого взгляда зародилась наша любовь? Ты часто говорила мне: "природа -- это храм, в котором скрыт бог... мир -- его отражение, день -- его взор, красота -- его улыбка..." Так говорила ты, и наш дух возносился к этому неведомому богу, и наши восхищенные взоры созерцали землю, место нашего изгнания, и небеса, его царство". Его религиозность окрашена глубоким пессимизмом. Тот же пессимизм разлит и в его любовной лирике. В стихотворении "Одиночество" Л. жалуется: "Реки, скалы, леса, вы, некогда столь дорогие моему сердцу! Нет с вами только одного существа, и целый мир превратился для меня в пустыню. Я похож на увядший лист, пусть же дыхание бури умчит меня".
Индивидуализм Л., его пессимизм, утонченная чувствительность, религиозно-мистические воззрения, уход в идеализированную абстрактную природу, преобладание мелодии стиха над конкретным содержанием -- характерны для французского дворянского романтизма. У Л. эти черты выявлены наиболее ярко по сравнению с другими представителями консервативного романтизма (Шатобриан, Виньи и др.), и именно поэтому его поэзия так бескровна. Если у его предшественников и есть известный публицистический пафос, то поэзия Л. совершенно беспредметна; из его стихов как бы вытравлены всякие социальные элементы.
Изгнанных Бурбонов сменяет июльская монархия, царство крупной буржуазии. Роялисты, к которым принадлежал также и Ламартин, становятся в оппозицию. Они добиваются свержения буржуазной монархии.
Маркс говорит: "Провозглашение республики 48-го года уничтожило господство буржуазии. Все роялисты превратились в то время в республиканцев" ("Борьба классов во Франции"). Перемена общественной ситуации повлияла и на творчество Л.: в его поэзию начинают вплетаться социальные мотивы. Он пишет поэму "Жоселен", где развернуты те же темы, что и в лирике, но уже на конкретном материале. В центре -- образ католического священника Жоселена, жизнь к-рого -- апофеоз самоотречения. Жоселен учится в духовной семинарии. Во время революции семинария разгромлена бунтующей толпой. Жоселен принужден уйти на лоно природы, которую он предпочитает развращенным городам. Вскоре после этого он все же сталкивается с цивилизованным обществом, и единственным содержанием его жизни среди культурных людей является самоотречение во имя духовных идеалов. В этой поэме ярко сказалась обреченность дворянства: Л. видит лишь один путь -- самопожертвование до конца. Выхода нет. Можно только уйти от цивилизации к диким племенам, которых Л. хочет противопоставить буржуазному государству. Эта тема развертывается в поэме "Падение ангела". Путь спасения человечества лишь в максимальной близости к природе и в непротивлении злу, во всепрощении, говорит Л. Но и тут город может настигнуть беглецов и погубить их. Для обреченного дворянства спасения нет; сознание безнадежности его положения Л. воплотил и в этом характерном для него произведении.
Своеобразна историческая работа Л. "История жирондистов", написанная на основании редких документов. В ней Л., как и следовало ожидать, окружает ореолом мученичества аристократию, восхищается жирондистами и негодует на якобинцев. Работа до такой степени субъективна, настолько искажает факты, что никакого научного значения не имеет, представляя собой один из бесчисленных образцов дворянского очернения Великой революции 1789--1794.
Библиография:
I. На русский язык перев.: Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку, "Телескоп", ч. 20, 1834, NoNo 15 и 16; Шарлотта Корде (из истории жирондистов), "Современник", 1847, III; Признание, "Современник", 1849, тт. XIV--XV, 1850, тт. XXIII, XXIV; Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни, "Библиотека для чтения", 1849, чч. 94 и 95; Антониэлла, Роман, СПБ, 1868 и СПБ, 1875; История жирондистов, 4 тт., СПБ, 1902; Жанна д'Арк (Орлеанская дева), изд. Суворина, б. г. ("Дешевая биб-ка"); Œuvres, 40 vv., Hachette, 1860--1863.
II. Полонский Л., На досуге, сб. статей, СПБ, 1884; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX в., М., 1895; Брандес Г., Литература XIX века в ее главных проявлениях. Французская литература, СПБ, 1895; Пти де Жюльвиль, Иллюстрированная история новейшей французской литературы, М., 1908; Ла Барт Ф., де, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Коган П. С., Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., изд. 2-е, М., 1923; Покровский М. Н., Ламартин, Кавеньяк и Николай I, в сб. "К 75-летию революции 1848 г.", М., 1923; Луначарский А. В., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. 2, Гиз, 1924 (и нов. изд., 1930); Ла Барт, де, Альфонс Ламартин, история западно-европейской литературы, под ред. Ф. Батюшкова, кн. V, изд. "Мир", б. г.; Лансон Г., История французской литературы, том III, перевод П. Морозова, СПБ, 1897; Фаге Э., История французской литературы. XIX в., СПБ, 1901; Brunnetière, La poésie de Lamartine, "Revue des Deux Mondes", 15 août, 1886; Domvile M., Life of Lamartine, 1888; Deschanel E., Lamartine, 1893; Źyromski E., Lamartine, 1897; Masson P. M., Lamartine, 1911; Doumic R., Lamartine, 1912; Whitehouse H. R., Life of Lamartine, 2 vv., 1918; Lebey A., Lamartine dans ses horizons, P., 1929.
A. Певзнер
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 42--46.
ЛАМАРТИ́Н (Lamartine), Альфонс Мари Луи де [21.X.1790, Макон (деп. Сона и Луара), -- 28.II.1869, Париж] -- франц. поэт-романтик, публицист, политич. деятель. Дворянин по происхождению, воспитывался в иезуитском коллеже, в 1821 после непродолжит. службы в королевской гвардии избрал карьеру дипломата. Сб-ки "Поэтические раздумья" ("Méditations poétiques", 1820) и "Новые поэтические раздумья" ("Nouvelles méditations poétiques", 1823), несмотря на приверженность Л. к классич. перифразе и традиц. версификации, открыли пору романтич. лирики во Франции. Исповедь бесприютной души, переходящей от смутного томления к мыслям о бренности земных забот и покорному умиротворению, подернутый таинственной дымкой сумерек пейзаж, певучесть звукоподражательных строк -- все это резко отличало сугубо личные элегии Л. от суховато-рассудочной поэзии 18 -- начала 19 вв. Романтизм Л. с самого начала тяготеет к спиритуализму: "юдоль земная" -- лишь бледный отблеск и преддверье потустороннего блаженства, лирика скорбных воспоминаний уже в первых книгах переходит в смиренную хвалу богу. Элегия вытесняется молитвенной одой в сб. "Поэтические и религиозные гармонии" ("Harmonies poétiques et religieuses", 1830), где весь окружающий мир предстает как тленное обиталище божеств. духа, что и дало В. Г. Белинскому основание отметить бесплотность поэзии Л. "...с его медитациями и гармониями, сотканными из вздохов, охов, облаков, туманов, паров, теней и призраков..." (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 305).
После революции 1830, сменив верноподданнич. легитимизм на либерально-охранит. конституц. монархизм, подвизаясь с 1833 в палате депутатов как велеречивый оратор, Л. задумал мистич. эпопею о "фазах, через которые должен пройти человеческий дух, чтобы достичь своих целей на божественных путях". Из предполагавшегося цикла поэм были написаны лишь две -- "Жоселен" ("Jocelyn", 1836) и "Падение ангела" ("La chute d'un ange", 1838). В первой повествуется о священнике, превратившем свою жизнь в подвиг самоотречения и мученичества, во второй -- об ангеле, ради любви к женщине превратившемся в смертного и постигшего всю жестокость земного удела. Несмотря на отд. выразит. эпизоды, обе поэмы несут на себе признаки упадка таланта. В сб. "Поэтические созерцания" ("Recueillements poétiques", 1839) Л. обращается от метафизич. мотивов к социальным темам, осмысленным в духе прекраснодушной филантропии. Речи в палате и апология умеренного реформизма в "Истории жирондистов" ("Histoire des girondins", 1847, рус. пер. 1871--1872), а также деятельность Л. после Февр. революции 1848 сделали его "...классическим героем этой эпохи, когда под поэтическими цветами и риторической мишурой скрывалась измена народу" (Энгельс Ф., Демократический панславизм, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 289). Фактически глава Врем. пр-ва, Л. своим бездействием способствовал удушению демократич. оппозиции, а вскоре и самой республики. Потерпев поражение на президентских выборах в дек. 1848, он занялся составлением историч. компиляций ("История Реставрации" -- "Histoire de la Restauration", 1851--52), опубл. "Общедоступный курс литературы" ("Cours familier de littérature", 1856), воспоминания, имитирующие романтич. повесть ("Исповедь" -- "Confidences", 1849; "Рафаэль" -- "Raphaël", 1849, "Грациэлла" -- "Graziella", 1852).
В России Л. переводили Ф. Тютчев, А. Фет, П. Козлов, В. Брюсов, Б. Лившиц.
Сочинения:
Œuvres poétiques complètes Texte établi, annoté et présenté par M.-F. Guyard, [P., 1963];
[Стихи], в кн.: Хрестоматия по заруб. лит-ре XIX в., сост. А. Аникст, ч. 1, М., 1955.
Литература:
К. Маркс и Ф. Энгельс об иск-ве, т. 1, М., 1957, с. 463, 474--81;
Полонский Л., Ламартин (Биографич. очерк), "Вестник Европы", 1869, No 4;
Вяземский П. А., О Ламартине и совр. франц. поэзии, Полн. собр. соч., т. 2, СПБ., 1879;
Шахов А., Очерки лит. движения в первую пол. XIX в., СПБ, 1894;
Обломиевский Д., Франц. романтизм. Очерки, М., 1947;
Рабинович Г., А. де Ламартин, в кн.: Писатели Франции, сост. Е. Г. Эткинд, М., 1964;
Эткинд Е., Семинарий по франц. стилистике, ч. 2, 2 изд., Л., 1964;
Hazard P., Lamartine, P., 1925;
Guillemin H., Lamartine, l'homme et l'oeuvre, P., [1940];
Guyard M.-F., A. de Lamartine, P., [1956];
Baillou J., Harris E., État présent des études lamartiniennes, P., [1933] (Etudes franГaises, cahier 31).
С. И. Великовский
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 21--22.