Ламанский Владимир Иванович
Ламанский В. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЛАМАНСКИЙ Владимир Иванович [26.6(8.7).1833, Петербург -- 19.11(2.12).1914, там же], публицист, критик, учёный-славист, обществ, деятель. Из дворян. Отец -- чиновник Мин-ва финансов, впоследствии сенатор. Начав учиться в частном пансионе, Л. был затем переведен в 3-й кл. 1-й петерб. г-зии (окончил в 1850 с зол. медалью). Обучался на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та, где занимался в семинаре у И. И. Срезневского (вместе с А. Н. Пыпиным, Д. Л. Мордовцевым, с к-рыми позднее поддерживал друж. отношения); изучал слав, древности, а также рус. этнографию и географию; за выпускное соч. "Рассуждение о языке Русской Правды" получил серебр. медаль (1854). В том же году опубл. первую критич. работу -- разбор сб. "Народных южнорусских песен" А. Л. Метлинского ("Вест. РГО", ч. 12, кн. 5; с 1854 Л. секретарь, в 1865--71 и в 1887-- 1910 -- председатель этнографич. отд. РГО). В 1855--57 на службе в Петерб. губ. правлении и имп. Публич. б-ке (канцеляр. чиновник), с 1858 -- старший архивариус в Гос. архиве Мин-ва иностр. дел, благодаря чему получил доступ к почти неизвестным в то время документам по рус. истории 18--19 вв., многие из к-рых стали предметом его исследований.
   В 1-й пол. 50-х гг. Л. познакомился с Н. Г. Чернышевским (посещал его "четверги"), при содействии к-рого напечатал ст. "О распространении знании в России" ("Совр.", 1857, No 5), отразившую обществ. настроения периода подготовки реформ 60-х гг.
   Объясняя "грустные явления" обществ. жизни (слабое развитие законности, сочетание "умственной нетерпимости" с "равнодушием к нравств. достоинству человека", с. 2, 2-я паг.) поверхностным усвоением зап. образованности, не проникающей во все слои общества и не побуждающей к самостоят. развитию, Л. выдвигает идею создания в Москве Об-ва распространения знаний, к-рое сочетало бы просветит, деятельность с задачами объединения противоборствующих партий славянофилов и западников (положит. отклики: К. А. <К. С. Аксаков> -- "Молва", 1857, No 10; Чернышевский, IV, 779--89; и др.); предложение Л. не было осуществлено.
   Увлеченность Л. славянофильскими идеями (отразившаяся и в ст. в "Современнике") вызвала его сближение с кружком моек, славянофилов -- с К. С. и И. С. Аксаковыми (обширная переписка с последним 1858--62 частично опубл. дочерью Л., О. В. Покровской -- РМ, 1916, No 9, 12; 1917, No 2, 3--4), Ю. Ф. Самариным, Ф. В. Чижовым; в Петербурге он поддерживает контакты с А. Ф. Гильфердингом. И. С. Аксаков привлек Л. к сотрудничеству (для полемики с австр. газетами) в слав. отд. "Рус. беседы" и газ. "Парус", после запрещения к-рой Л. активно сотрудничал в "Дне", обрабатывая для печати депеши по слав, проблемам Азиат. деп. Мин-ва иностр. дел и выступая с собств. статьями: "Евдоким Михайлович Кравков, дворянин-старовер" (1862, 21 апр.), "Г-н Безбардис и немцы" (1865. 4 дек.) и др.
   Участие Л. в полемике о положении галицийских русинов ("День", 1861. 21 окт.) -- резко критич. отклик на ст. Чернышевского "Национальная бестактность" (в прим. Аксакова ст. Чернышевского называлась "предательской") -- привело к разрыву с Чернышевским, ответившим статьей "Народная бестолковость" (VII, 843--48; ср. оценку Н. И. Костомаровым выступления Л. как "доноса, акта угодливости силе", благодаря к-рому "Чернышевского посадят в крепость либо сошлют в Вятку как проповедника безбожия, социализма, революции, а вам [Аксакову. -- Ред.] дадут орден за разоблачение зловредного учения" -- РМ, 1916, No 12, с. 109; Дело Чернышевского. Сб. док-тов. Саратов. 1968. с. 18). В 1864, в ходе подготовки к празднованию юбилея M. В. Ломоносова (интерес к личности к-рого отразился в ряде публикаций Л., выступавшего также как редактор академии, изд. его сочинений), Л. поместил в "Дне" ст. "Столетняя память М. В. Ломоносову" (12, 19 сент.); в ней он особо подчеркивал роль Ломоносова в установлении рус. лит. языка и доказывал необходимость изучения проблемы единого лит. языка для всех славян.
   Сотрудничество Л. в славянофильских органах (отд. его статьи появлялись также в 1858 в "Рус. беседе" и в 1867 в газ. "Москва") сочеталось с выступлениями в "Отеч. зап." (особенно активно в 1863--65), придававшими направлению ж-ла "своеобразный привкус панславизма" (Никитин, с. 41).
   Публицистич. деятельность Л. совмещалась с науч. и педагогич., гл. обр. в области славяноведения. В 1859 он защитил магистер. дис. "О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании" (СПб., 1859; речь при защите -- РусБ, 1860, т. 1, кн. 19). В 1867 издал в собств. пер. трактат словац. деятеля 1-й пол. 19 в. Л. Штура "Славянство и мир будущего" (М.), оказавший известное влияние на труды рус. неославянофилов, в т. ч. самого Л., Н. Я. Данилевского и др. Во время путешествия по слав, странам, а также Италии, Греции и Турции (1862--64) изучал полит, положение слав, народов, памятники письменности, архивные материалы [иссл. "О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе н Вене с филол. и ист. примечаниями", СПб., 1864 ("Зап. АН", т. 6, прил. No 1) и др.], установил контакты с наиб, выдающимися западнослав. и южнослав. деятелями, искал практич. подтверждений своим теоретич. воззрениям на славянство, к-рое понимал как единый целостный организм. С 1865 Л. доцент Петерб. ун-та (вступит, лекция к его курсу -- "День", 1865, 11, 18 дек.), с 1871, после защиты докт. дис. "Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе" ("Заря", 1870, No 1, 2, 5, 12; отд. изд. -- СПб., 1871) стал экстраординарным, а в 1873 -- ординарным проф. по кафедре слав, филологии. За время продолжит, деятельности в Петерб. ун-те Л. удалось воспитать целую плеяду рус. ученых, создать собств., одну из самых значит, в рус. славяноведении 19 -- нач. 20 в., школу славистов (среди его учеников А. С. Будилович, Н. В. Ястребов, Т. Д. Флоринский, К. Я. Грот, Р. Ф. Брандт и др.). С 1872 преподавал также в Петерб. духовной акад., где 25 лет занимал кафедру рус. и церковнослав. яз. и истории рус. лит-ры. С 1890 по 1900 состоял проф. Акад. Ген. штаба, читал лекции о совр. положении славян. Академик АН (1899).
   Уже в 60-х гг. Л. формулирует собств. историософ. концепцию, развивающую и детализирующую в практич. плане общие представления ранних славянофилов (И. В. Киреевского, А. С. Хомякова и др.) о коренных началах слав. просвещения, о возрождении славян и их взаимоотношениях с Россией. Отд. теоретич. положения Л. изложены в его магистер. дис, в очерке "Национальности итальянская и славянская в политическом и литературном отношениях" (ОЗ, 1864, No 11, 12; отд. отт. -- СПб., 1865), ст. "Изучение славянства и рус. народное самосознание" (ЖМН11, 1867, No 1), в популярной работе "Россия уже тем полезна славянам, что она существует" (сб. "Братская помочь...", СПб., 1876) и др.; в полном виде концепция представлена в докт. дис. "Об ист. изучении греко-слав. мира в Европе".
   В основе историософ. построений Л. -- разделение мира на восточную и западную "половины": мир зап.-европ. (романо-германский, латино-немецкий, католический) и мир вост.-европ. (греко-славянский, вост.-христианский), своеобразие к-рых определяется совокупностью факторов (географич., этнографич., религ., обществ, и культурных); столкновению и противоборству Запада и Востока Л. придаёт всемирно-ист. значение. В отличие от своих предшественников -- первых рус. славистов (И. И. Срезневского и др.), исповедовавших романтич. культ отд. народностей, Л., объединяя Россию и слав, народы в единое целое, ставил вопрос об ист. судьбах всех славян как "племени", об общих отличит, особенностях их природы и цивилизации. Среди признаков, определивших самобытность греко-слав. мира, Л. особо выделяет нравств. идеал восточно-христ. церкви, в к-ром сохранилась чистота христ. начал, в первую очередь принципа терпимости и свободы веры и мысли (хотя и искаженных отчасти в нар. быту и обществ, жизни из-за умств. грубости и расстройства нравов). Забвением этих принципов в католицизме и протестантизме (религ. направлениях, органически чуждых, по Л., греко-слав. миру) он объясняет низкий, по его мнению, нравств. уровень европ. об-ва, к-рый не могут повысить ни прогресс науки, ни улучшение материальных условий жизни. Вместе с тем, скептически оценивая нравств. состояние зап. об-ва, Л., как и основатели славянофильства, уважительно относился к зап. науке и лит-ре, всему тому "великому и прекрасному", что было создано в Европе.
   Развивая свою теорию применительно к полит, положению слав, народов, Л. выдвигал тезисы о необходимости освобождения греко-слав. мира из-под влияния "чуждых стихий" (гл. обр. немецкой) и сближения с этой целью всех славян с Россией, не утратившей в столкновениях с Западом своей самобытности. Важнейшими условиями такого сближения он считал умственное и лит. общение всех славян, развитие их общей культуры до "высшего слав. этапа", а также принятие в качестве общеслав. лит. яз. -- русского. Доказывая важность вопроса об общелит. яз. не только в культурном, но и в полит. аспектах (ст. "Распространение рус. яз. у зап. славян" -- ЖМНП, 1867. No 6; "Об общеслав. значении рус. лит. языка" -- "Изв. С.-Петерб. слав, благотворит, об-ва". 1887. No 9), Л. подчеркивал, что принятие рус. яз. в качестве литературного не могло бы препятствовать свободному развитию всех остальных слав, "наречий".
   Изложенные в докт. дис. идеи о прошлом и будущем славянства были развиты Л. в трактате "Три мира Азийско-Европейского материка" ("Слав, обозр.", 1892, т. 1, кн. 1--4; отд. изд. -- СПб., 1892; 2-е изд., П., 1916) -- последнем в 19 в. крупном историософ. труде славянофильской направленности. Концепция Л. подверглась в трактате определ. корректировке: в схему был включен "третий" мир -- Азия (народы, не входившие в Рос. империю), а Россия, слав, и нек-рые неслав. народы (румыны и др.) объединены под назв. "Среднего мира". По Л., Азия -- мир по преимуществу уже "дряхлой древности", романо-герм. народы -- "мир настоящего", "мир наличного могущества" (постепенно клонящийся к старости), а греко-славянские -- прежде всего "мир будущего". Характеризуя наметившиеся тенденции развития романо-герм. стран, Л. говорил о постепенной утрате Европой доминирующего положения в мировой политике и образованности (центр романо-герм. мира "перенесется из Европы в другие части света, особенно в Америку и Австралию с Полинезиею", изд. 1892, с. 35). Акцентирование им единых общехрист. основ всей европ. цивилизации (включая слав, народы) сочеталось с повторением положений о "разлагающем" воздействии католицизма на славян (особенно резким в этом плане было отношение
   Л. к полякам -- "отступникам" от слав, идеалов).
   Авторитетный ученый-славист, Л. был довольно заметной фигурой и в обществ, и культурной жизни 2-й пол. 19 в. В 60-е гг. он участвовал в организации этногр. выставки и слав, съезда (1867), учреждении Петерб. отд. Слав. к-та, в 1877 преобразованного в петерб. Слав. благотворит. об-во (в 1887--88 редактировал "Известия" этого об-ва); был одним из руководителей движения по оказанию помощи заруб, славянам, особенно в период т. н. "восточного кризиса" и рус.-турец. войны 1877--78. В 1890 разрабатывал проект устройства этногр. музея Александра III, в этом же году основал этногр. ж-л "Живая старина" (ред. до 1910), ставший одним из лучших этногр. ж-лов Европы; на страницах ж-ла, в частности, осуждал насильств. насаждение рус. яз. среди "инородцев" России (благодаря неоднократным протестам Л. в 1900 был отменен правительств, запрет на использование лат. алфавита в литов. яз.). Л. выступал против цензуры, энергично боролся за ун-тскую автономию, в моменты студенч. волнений вместе с др. профессорами протестовал против репрессивных правительств, мер в отношении учащихся. Друж. отношения связывали Л. со мн. писателями и критиками, в т. ч. с Ф. М. Достоевским, Ф. И. Тютчевым, Н. Н. Страховым, В. В. Стасовым; в 900-е гг. он познакомился с Л. Н. Толстым, интересовавшимся его трудами, состоял с ним в переписке.
   Брат Л., Евг. Ив. (1824--1902) -- изв. финансист и экономист, во 2-й пол. 50-х гг. участник комиссий по подготовке реформ; в 1860--61 возглавлял Гос. банк, одновременно стоял во главе первых крупных столич. банков. Оставил восп. (PC, 1915. No 1--5, 9--12), служащие одним из источников по истории кружка Петрашевского, членом к-рого он был (отрывки переизд. в кн.: Петрашевцы, т. 1), интересные также как свидетельство высокопоставл. и активного деятеля реформ 60-х гг.
   Др. произв.: "М. В. Ломоносов. Биогр. очерк" (ОЗ, 1863, No1,2; не оконч.), иссл. "Ломоносов и Петерб. Акад. наук" (ЧОИДР, 1865, кн. 1), "Secrets d'Etat de Venise. Documents, extraits, notices et études servant à éclaircir les rapports de la Seigneurie avec les Grecs, les Slaves et la Porte Ottomane à la fin du XV et au XVI siècle" ("Гос. тайны Венеции...", St.-Péter Sbo-urg, 1884; [2-ème éd.], v. 1--2, N.-Y., 1968).
   Изд.: Письма -- Д. Л. Мордовцеву, 1859--60 (отрывки) (PC, 1885, No 6, с. 622, 629--30); родным, 1862; А. А. Шахматову, 1902 [в кн.: Док-ты к истории славяноведения в России (1850--1912), М.--Л.. 1948];М. Ф. Раевскому (в кн.: Заруб, славяне и Россия Док-ты архива М. Ф. Раевского. 40--80-е гг. XIX в., М., 1975, ук.; Jугословени и Русjа. Документи из архива М. Ф. Раjевског. 40--80 године XIX в., т. 2. кн. I, Београд, 1989, ук.).
   Лит.: Барсуков; Толстой; Чернышевский; Никитенко; Достоевский (все -- ук.); Григорьев В. В., Имп. С.-Петерб. ун-т в течение первых 50-ти лет его существования, СПб.. 1870, с. 374--77; <Пыпин А. Н.>, Давность слав. идеи в рус. об-ве. -- ВЕ, 1878. No 5, с. 283--316; его же, Рус. славяноведение в 19 столетии. -- Там же, 1889, No 9, с. 262--63, 279--89; Л. С. <Слонимский Л. З.>, Славянофильство и либерализм. По поводу мнений проф. Л. и его единомышленников. -- Там же, 1884, No 10; [Письма к Л. -- Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, Н. Ф. Щербины; 60-е гг.].-- РМ, 1915, No 11 (публ. О. В. Покровской); Князев Г., Слав, "восточный" вопрос в определении Л. -- ЖМНП, 1916, МЬ 9--12; Из переписки Н. И. Костомарова с Л. (1858--67).-- ГМ, 1917, No 1 (публ. О. В. Покровской); Соловьев В. С, Письма, П., 1923 (ук.); Кораблёв В. Н., Л. Толстой и славянство. -- В кн.: Сб. статей к 40-летию уч. деятельности акад. А. С. Орлова, Л., 1934, с. 413--21 (в т. ч. публ. писем Д. П. Маковицкого к Л.); его же. Чешское издание соч. Л. Штура "Славянство и мир будущего". -- В кн.: Труды Ин-та славяноведения АН СССР, т. 2, Л, 1934, с. 405, 410, 412; Берков П. Н., Ломоносовский юбилей 1865 г. -- В кн.: Ломоносов. Сб. статей и мат-лов, М.--Л., 1946 (ук.); Док-ты к истории славяноведения в России (1850--1912), М.--Л., 1948 (письма к Л. -- А. Н. Пыпина, Ю. Ф. Самарина, А. С. Будиловича. И. В. Ягича и др.); Никитин С. А., Балкан, связи рус. периодич. печати 60-х гг. XIX в.-- Уч. зап. Ин-та славяноведения, т. 1, М.--Л., 1948, с. 25--26, 31--32. 41; Зайцев В. К., Литогр. курс лекций Л. об Адаме Мицкевиче.-- Уч. зап. ЛГУ, No 231. Сер. филол. наук, в 34, Л., 1957, с. 143--51; Лаптева Л. П.. Переписка между рус. славистом Л. и чешским ученым А. Патерой как источник по истории рус.-чешских связей во 2-й пол. XIX в. -- Zborník Filozofickej Fakulty Univerzity Komenského. Ročník XXXI. 1980. Historica, Bratislava, 1984, s. 45--73; Цимбаев H. И., Славянофильство, M., 1986 (ук.): Славяноведение в дорев. России. Изучение юж. и зап. славян, М., 1988 (ук); Робинсон М. А., Осн. идейно-науч. направления в отеч. славяноведении кон. XIX -- нач. XX в. -- В кн. : Славяноведение и балканистика в отеч. и заруб, историографии, М., 1990, с. 191--99 и др. (характеристика трактата "Три мира..."): ЛН, т. 86, 90, 97 (ук.). * Некрологи: Известия АН, 1914, No 18, с. 1339--52 (А. А. Шахматов; то же -- отд. изд.. П., 1914); ГМ. 1915. No 2 (И. А. Линниченко). Биогр. словарь профессоров СПб. ун-та; Сл. ОЛРС; Мат-лы для биогр. словаря действит. членов имп. АН, ч. 1, П., 1915; Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Южаков; Гранат, БСЭ; СИЭ; СДР; Булахов М. Г., Восточнослав. языковеды. Биобибл. словарь, т. 1, Минск, 1976; Новый сб. статей по славяноведению, сост. и изд. учениками Л., СПб., 1905 (библ. соч. Л.); История ист. науки в СССР. Дооктябр. период. Библ., М., 1965, с. 585--87 (лит-ра о Л.); Муратова (1, ук.); ИДРДВ; Масанов.
   Архивы: ЛОА АН, ф. 35 (см. описание: Архив АН СССР. Обозрение арх. мат-лов, т. 2, М.--Л.. 1946, с. 259--64 и ук); Literérm Archiv Památníku Nároodního Písemnictví, Praha (письма к чеш. ученым).

Л. П. Лаптева, А. К. Рябов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru