Лафонтен Жан [Jean de La Fontaine, 1621--1695] -- знаменитый французский поэт-баснописец. Принадлежал по происхождению к провинциальной чиновной буржуазии, из рядов к-рой вышли почти все великие писатели "века Людовика XIV". Род Л., весьма древний и богатый, имел претензии на дворянское звание; претензии эти дорого обошлись поэту, на к-рого в 1662 был наложен крупный штраф за незаконное присвоение дворянского титула. Это характерно для Л., вращавшегося среди высшего света и ведшего образ жизни типичного аристократа.
В лит-ру Л. вошел поздно. Он дебютировал посредственным подражанием "Евнуху" Теренция [1654]. Переехав в 1657 в Париж и найдя покровителя в лице Фуке, всесильного министра финансов Людовика XIV, Л. получил пенсию, за к-рую обязался сочинять по стихотворению в месяц. Так появились многочисленные сонеты, баллады и мадригалы Л., воспевавшие мелочи светской жизни в свободном, непринужденном тоне, отличном от манерности поэтов "прециозной" школы (см.). Опираясь на традиции старофранцузских поэтов и Маро (см.), Л. обновляет лексику и строфику "легкой поэзии" (poésie légère), становясь ее виднейшим представителем. Более крупные его вещи свидетельствуют о поисках своего стиля путем использования приемов различных поэтических школ. В эклоге "Климена" [1658] он влагает рассказ о любовных муках пастуха Аканта в уста девяти муз, излагая одну тему в девяти стилях. В аллегорической поэме "Сон в Во" (Le Songe de Vaux, 1658), воспевающей роскошный загородный дворец Фуке, он чередует стихи с прозой, описания с рассказами и диалогами, стиль героический с лирическим. Стремление овладеть разными стилями и жанрами приводит его к подражанию слащавой риторике Марино (см.), под влиянием к-рого он пишет "героическую" идиллию "Адонис" [1658]. Л. стоит здесь целиком на почве эстетики Барокко (см.) в его галантно-аристократическом, гедонистическом выражении, но у него нет присущей Барокко антиномичности, иррациональности и мистицизма: этому противилась здоровая буржуазная психика Л., только временами подавленная салонно-аристократическими условностями. Тем не менее пристрастие к барочной помпезности, велеречивости и декоративности было у Л. весьма прочным; оно не покидало его даже в самый "классический" период его деятельности. Рассказчик-реалист и наблюдатель, он неизменно мечтает о героическом стиле, насилует свое дарование сочинением од и поэм, либретто для опер и балетов, а в старости пишет трагедию в корнелевском стиле "Ахилл" (не окончена).
В 1661 наступает перелом в жизни Л., вызванный отставкой и арестом Фуке. Л. стремится привлечь общественное мнение в пользу своего покровителя; сочиняет трогательную "Элегию к нимфам Во" (Elégie aux nymphes de Vaux, 1661). Но заступничество за Фуке повлекло изгнание Л. в Лимож. В 1664 он находит покровительницу в лице герцогини Бульонской, которой посвящает свои скабрезные стихотворные "сказочки" (contes), почерпнутые у Бокаччо, Петрония, Апулея, Ариосто, Рабле, Маргариты Наваррской и др. "Contes" имели громкий, но скандальный успех; они выдержали 4 издания [1667--1674], после чего были запрещены и навлекли на Л. немилость короля, долго противившегося его избранию во Французскую академию (избран только в 1684). Наконец в 1668 Л. выпускает первые 6 книг своих басен под скромным заглавием "Басни Эзопа, переложенные в стихи Лафонтеном"; следующие 5 книг выходят в 1678, а последняя (12-я) -- только в 1694. Попутно Л. издает маленький роман в прозе "Психея и Купидон" [1669], проникнутый изящным "прециозным" юмором, и пишет (в сотрудничестве с актером Шанмелэ) комедии "Раготен" [1684], "Флорентиец" [1685] и "Волшебный кубок" [1688], мало достойные его имени. Басни Л. принесли ему общее признание. Лишь король сохранял холодность к любимому поэту всей высшей знати, к-рый платил ему той же монетой (ср. басни III2 и VII1). В молодости вольнодумец "либертен", язвительно говоривший о провидении, благодати и т. д., Л. переживает в старости "обращение", отрекается от своих "безбожных" сказок, пишет парафразы на псалмы и умирает верным сыном католической церкви.
Лит-ая слава Л. основана целиком на его баснях, которые он, как и все свои другие произведения, сочинял исключительно для высшего парижского света, для придворной аристократии. Это "хорошее общество" (la bonne compagnie) было подлинным ценителем всего творчества Л., к-рый сумел приспособить свою буржуазную психику, свой "галльский" ум, охотно искавший вдохновения у грубых средневековых рассказчиков, к вкусам и требованиям парижских салонов. Лит-ый диктатор эпохи, создатель догматической эстетики классицизма, Буало (см.) ведет борьбу со всеми уклонениями от рациональных форм мысли и творчества -- с прециозностью и бурлеской (см.), с жеманной пасторалью (см.) и грубым фарсом (см.). Л. целиком принимает программу Буало, формулируя ее в знаменитом четверостишии, написанном под впечатлением комедии Мольера "Несносные": "Nous avons changé de méthode, / Jodelet n'est plus à la mode, / Et maintenant il ne faut pas / Quitter la nature d'un pas" (Мы изменили метод, Жодле уже больше не в моде, и сейчас не следует отступать ни на шаг от природы). Эта декларация новой школы "здравого смысла" и "хорошего вкуса" получила практическое осуществление в творчестве самого Л., в частности -- в его знаменитых баснях.
В области баснописания Л. имел во Франции предшественников: Марию Французскую, "Роман о Лисе", Маро, Ренье. Но Л. им почти ничем не обязан. Он черпал вдохновение в первоисточниках: у Эзопа, Федра, Пильпаи (см. "Басня"). Но у тех басня имела узко дидактическую, практическую цель, являясь иллюстрацией к поучению. У Л. центр тяжести постепенно перемещается на рассказ. Если в первых двух книгах он стоит еще во многом на традиционных позициях дидактической басни, то в дальнейшем он хочет не поучать, а развлекать своего читателя. Отсюда и ослабление общественного смысла басни, которая превращается в "веселую болтовню", "красивую игрушку" (Лессинг), предназначенную для увеселения паразитического класса. Параллельно ослаблению дидактической установки усиливается сюжетная сторона басни; художественное развитие повествования приобретает основное значение, а мораль становится как бы рудиментарным привеском. Задача Лафонтена -- по-новому, свежо и оригинально, рассказать старую басню. В традиционные сюжетные рамки он вводит много нового, неканонического, реально-бытового материала. Его басни развертывают обширную картину современной французской жизни, "комедию в 100 актов", персонажи которой, четко очерченные именно как социальные типы, взяты из всех классов и сословий французского общества XVII в. Правильно заметил Тэн, что всякая басня Л. построена, как маленькая драма, -- с экспозицией, интригой и развязкой, с мастерским диалогом, с чисто драматической обрисовкой персонажей посредством их поступков и яз. Это относится не только к людям, но и к животным, к-рых Л. рисует с поразительной жизненностью, заставляя судить об их характере по их поступкам и приписывая им человеческие свойства, не упраздняющие однако их животной натуры.
Особенности стиля Лафонтена тесно связаны с его мировоззрением. В основе его стиля лежат ясность, трезвость и точность наблюдения реальной действительности и в то же время -- острое ощущение противоречий этой действительности, ее отклонений от принципов "хорошего вкуса" и "здравого смысла", порождающее юмористическую, насмешливую трактовку событий. Эти реалистические черты в творчестве Л., равно как и его жизнерадостность, здоровый оптимизм, характеризуют его как представителя молодого, восходящего класса. Но в то же время почти полное отсутствие агрессивных тенденций, обличительных настроений и сатиры знаменуют удовлетворенность существующим порядком вещей, уверенность в его справедливости и разумности -- настроения, характерные для крупной чиновной и денежной буржуазии, поддерживавшей монархию Людовика XIV (вопреки утверждениям Тэна Л. -- не сатирик, а спокойный наблюдатель, эпикурейски-шутливо говорящий об общественных недостатках и пороках и лишенный всякого политического темперамента). Как ни близок был Л. к аристократическим кругам, его мировоззрение проникнуто сплошь буржуазными чертами; таковы его вольнодумство, эпикуреизм, сенсуализм, эгоистическая утилитарная мораль, подчас граничащая с цинизмом, прославляющая, подобно буржуазной новелле, успех и удачу независимо от средств, которыми они достигаются; она учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами, угождению всем людям, так как могут пригодиться даже самые маленькие из них. Лафонтен лишен всякой сентиментальности; его герои -- те, кто умеет быть кузнецом собственного счастья. Подобная мораль буржуа эпохи первоначального накопления замаскирована изящной формой, непринужденной болтовней с аристократическим потребителем, искусственным простодушием (naïveté), т. е. фикцией рассказчика, верящего небылицам, о к-рых он рассказывает. (Эта сторона басни Л. была впоследствии теоретически обоснована Мармонтелем и стала каноническим признаком жанра у всех последователей Л.). Так, буржуазное содержание облекается в светскую форму, подчиняется концепции искусства как изящной забавы, приятного времяпрепровождения. Сюда присоединяется могучий художественный инстинкт Л., его уменье схватить и передать словами, звуками и ритмами все ощущения реального мира, рамки к-рого широко раздвигаются, включая помимо мира людей также мир вещей, растений, животных, природу в целом, к-рой не знали другие классики XVII в. Соответственно тому расширяются и выразительные средства поэзии Л.; его лексика обогащается из языкового запаса старинных авторов (особенно Рабле), провинциальных наречий и живой народной речи; его слог гибок, сочен и меток; его метрика и просодия поражают богатством и разнообразием ритмов, пристрастием к свободному стиху, предвещающим просодию романтиков и даже символистов с той лишь разницей, что чисто музыкальная и живописная сторона стиха у Л. рационализирована, подчинена смысловой, рассудочной стихии. В этом опять-таки сказывается его классовая психика, проникнутая чисто буржуазным рационализмом.
Басни Л. оказали громадное влияние на все европейские лит-ры, несмотря на противодействие идеолога передовой немецкой буржуазии XVIII в. Лессинга (см.), стремившегося использовать басню как орудие общественно-политической борьбы. В России по стопам Л. шли все видные русские баснописцы: Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Крылов и др.
Библиография:
I. Русское издание басен Лафонтена (в перев. Крылова, Измайлова, Дмитриева, Хемницера, Коринфского и др.), с рисунками Г. Доре, изд. П. П. Сойкина, СПБ, 1896; Басни, перев. прозой, СПБ, 1897; Басни, Полн. собр. сочинений, под ред. А. Введенского, 2 тт., СПБ, 1901; Œuvres de La Fontaine, publ. par C. A. Walckenaer, 18 vv., 1819--1821 (переизд., 1822, 1826, 1835, 1838, 1840); Œuvres complètes de La Fontaine, publ. par Marty-Laveaux, Bibliothèque Elzévirienne, 5 vv., 1857-1877; publ. par L. Moland, 7 vv., 1872-1876; publ. par H. Regnier et P. Mesnard, Coll. des Grands Écrivains de la France, 11 vv., 1883--1893 (научно-критическое изд.).
II. Кирпичников А. И., Французская литература в эпоху псевдоклассицизма, во "Всеобщей истории литературы", под редакцией В. Корша, т. III; Лансон Г., История французской литературы, т. II, XVII в., СПБ, 1899 (есть и др. изд.); Дауден Э., История французской литературы, СПБ, 1904 (есть и др. изд.); Венгерова З., Статья в журн. "Образование", 1896, No 5--6. Лучшая биография Лафонтена: Walckenaer C. A., Histoire de la vie et des ouvrages de La Fontaine, 1820 (4-me éd., 1858). Главные историко-критические труды: Taine H., La Fontaine et ses fables, 1853-1860 (13-me éd., 1895); Sainte-Beuve, Portraits littéraires, v. I; Causeries du lundi, v. VIII; Michaut G., La Fontaine, 2 vv., 1913-1915; Marty-Laveaux, Essai sur la langue de La Fontaine, 1853; Banville Th., Petit traité de poésie française, 1881; France A., Le génie latin, 1913; Vossler K., La Fontaine und sein Fabelwerk, Heidelberg, 1919; Hallays A., J. de La Fontaine, 1922.
III. Lorin Th., Vocabulaire pour les œuvres de La Fontaine, 1852; Rochambeau, de, Bibliographie des œuvres de La Fontaine, 1911.
С. Мокульский
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 117--124.
Лафонтен (La Fontaine), Жан [8.VII.1621, Шато-Тьерри (Шампань, ныне деп. Эн), -- 13.IV.1695, Париж] -- франц. поэт. Чл. Франц. академии с 1684. Выходец из среды судейской буржуазии. Первым литературным выступлением Л. была переработка комедии Теренция "Евнух" ("L'Eunuque", 1654). В 1657 переехал в Париж и вошел в круг литераторов, пользовавшихся поддержкой временщика Фуке. В эти годы Л. создал поэму "Адонис" ("Adonis", 1658), драматическую эклогу "Климена" ("Climène", ок. 1658), фрагменты поэмы "Сон в Во" ("Le songe de Vaux", 1658--61), мадригалы, послания, баллады, для которых характерен прециозный стиль. После ареста Фуке Л. написал элегию "К нимфам в Во" ("Aux nymphes de Vaux", 1662) и "Оду королю..." ("L'ode au roi...", 1663), в которых выразил сочувствие заточенному в тюрьму временщику, вследствие чего навлек на себя немилость Людовика XIV и его министра Кольбера. В 1663 Л. был выслан в Лимож. Второй период деятельности Л. отмечен его закреплением на позициях классицизма. Зависимость Л. от аристократич. покровителей отразилась в его благочестивой поэме "Св. Малх в плену" ("La captivité de Saint Malc", 1673), дидактич. поэме "Хина" ("Le quinquina", 1682) и др. Уступки прециозным вкусам сочетаются с овеянными поэзией страницами в галантной повести "Любовь Психеи и Купидона" ("Les amours de PsychИ et de Cupidon", 1669). Иной характер носят веселые, озорные "Сказки и рассказы в стихах" ("Contes et nouvelles en vers", livres 1--5, 1665--85; в 1674 изд. было запрещено Кольбером и временно перенесено в Голландию) и его знаменитые "Басни" ("Fables", livres 1--6, 1668; livres 7--11, 1678--79). В них Л. предстает как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель (близкий впоследствии материалистич. учению П. Гассенди), продолжатель ренессансных традиций в лит-ре. В стихотв. "Сказках", обрабатывая сюжеты, чаще всего почерпнутые из ренессансной новеллистики, Л. в игривой, нередко фривольной форме осмеивал насильников, толстосумов, церковников-ханжей, приверженцев косной старины. Новый творч. подъем намечается в поэме "Филемон и Бавкида" ("Philémon et Baucis", 1685) и особенно в "Послании епископу Суассонскому Юэ" ("L'épître à monseigneur l'évêque de Soissons...", 1687), где Л. активно вмешивался в известный спор "древних и современных", выступая сторонником первых. В 1694 Л. опубл. последнюю книгу "Басен". "Басням" Л. обязан своей славой одного из величайших нар. поэтов Франции. В них особенно наглядно раскрылись отличит. черты Л., определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к низшим, с точки зрения эстетики классицизма, жанрам (Н. Буало прошел мимо басни и творчества Л. вообще в своем "Поэтическом искусстве"), стремление опереться на нар. мудрость и традицию фольклора, отразить взгляды простых людей, глубоко нац. характер творчества, склонность к иносказанию, к иронич. насмешке, тяготение к широкому охвату действительности. В "Баснях" проходит вся Франция 2-й пол. 17 в., начиная от крестьянина-бедняка и кончая монархом и его аристократич. окружением. Используя антич. образцы (Эзоп, Федр), произв. инд. баснописцев, нар. традиции т. н. животного эпоса, Л. преодолел с годами присущую его предшественникам суховатую нравоучительность. Великолепно владея мастерством лаконичной композиции, виртуозно применяя вольный стих, Л. драматизировал басню и чрезвычайно расширил (прежде всего в сб-ках 70-х гг.) ее реалистич. изобразит. возможности. Примечательны и лирич. достоинства басен Л., передающего в них многообразную гамму личных переживаний -- от язвит. иронии до элегич. грусти и высокого гражд. пафоса.
Нек-рые просветители (Г. Э. Лессинг, Ж. Ж. Руссо) порицали Л. за чрезмерное внимание к худож. началу и настаивали на дидактич. назначении басни. Однако в дальнейшем большинство крупных баснописцев пошло по пути, проложенному Л. С особым успехом реалистич. возможности басенного иск-ва, выявленные Л., были использованы рус. баснописцами конца 18 -- нач. 19 вв. во главе с И. А. Крыловым. Недоброжелательность королевской власти к Лафонтену А. С. Пушкин объяснял вольнодумным, антицерк. характером его творчества (см. ст. "О ничтожестве литературы русской", в кн.: "Пушкин-критик", 1950, с. 402).
Сочинения:
Œuvres, éd. par H. Regnier, t. 1--11, P., 1883--92 et Album, P., 1897; Fables, contes et nouvelles, [2 Иd.], P., 1954 (Bibliothèque de la Pléiade); Œuvres diverses, 2 Иd., P., 1958 (Bibl. de la PlИiade); Fables choisies mises en vers, P., [1962]; Œuvres choisies, [сост. Н. П. Козлова], М., [1964]; в рус. пер. -- Басни, СПБ, 1896; Басни (Полн. собр.), под ред. А. Введенского, т. 1--2, СПБ, 1901; Любовь Психеи и Купидона. Пер. и ст. А. А. Смирнова и Н. Я. Рыковой, М. -- Л., 1964.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946 (ст. С. С. Мокульского); Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории заруб. лит-р XVII в., М., 1954; Томашевский Б. В., Пушкин и Лафонтен, в его кн.: Пушкин и Франция, Л., 1960; Виндт Л., Ж. Лафонтен, в кн.: Писатели Франции. Сост. Е. Г. Эткинд, М., 1964; Walckenaer A., Histoire de la vie et des ouvrages de J. de La Fontaine, P., 1820; Marty-Laveaux Ch., Essai sur la langue de La Fontaine, P., 1853; Taine H., La Fontaine et ses fables, 3 Иd., P., 1860; Lafenestre G., La Fontaine, P., 1895; Vossler K., La Fontaine und sein Fabelwerk, Hdlb., 1919; Gohin F., L'art de La Fontaine dans ses fables, P., 1929; Couton G., La poétique de La Fontaine, P., 1957; Clarac P., La Fontaine. L'homme et l'œuvre. Nouv. Иd., P., 1959; егоже, La Fontaine par lui-même, P., [1963]; Kohn R., Le goШt de La Fontaine, P., 1962; Bibliographie des œuvres de La Fontaine, par le comte de Rochambeau, P., 1911.
Ю. Б. Виппер.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 66--68.