Квитка-Основьяненко Григорий Федорович
Квитка-Основьяненко Г. Ф.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   КВИТКА, Квитка-Основьяненко Григорий Фёдорович [18(29).11.1778, с. Основа, близ Харькова -- 8(20).8.1843, там же], прозаик, драматург, поэт. Писал на укр. и рус. яз. Род. в состоятельной помещичьей семье: отец, Фёд. Ив., происходил из второстепенного казацкого рода; мать, Map. Вас, урожд. Шидловская,-- из видного дворян, харьков. рода. Единств, учитель К. в детстве -- монах Куряжского Преображен. (Старохарьков.) мон.; в дальнейшем это одностороннее образование пополнялось К. самостоятельно, однако отсутствие систематичности давало себя знать: напр., К. так и не выучил иностр. языков. Пятнадцати лет (1793) К. был зачислен вахмистром л.-гв. Конного полка; в 1794 вышел в отставку в чине капитана и поступил в Деп. герольдии. С окт. 1796 снова на воен. службе; сначала ротмистр Северского карабинерного, а с янв. 1797 -- Харьков, кирасир, полка; в том же году выходит в отставку в прежнем чине капитана (служба К. была достаточно формальной -- он являлся лишь на сборы). В июне 1804, согласно своему давнему намерению, К. становится послушником Куряж. мон., однако его религиозность, культивировавшаяся как семейной традицией (дядя К.-- настоятель Куряж. мон., в роду -- др. деятели церкви, другом дома Квиток был Г. Сковорода), так и личной биографией (пятилетний К. был чудесно исцелен от слепоты во время богомолья), причудливо совмещалась с тяготением к деятельной светской жизни: он неоднократно отлучался из монастыря, а в апр. 1805 подал прошение об уходе и, не дожидаясь разрешения, покинул обитель. С дек. 1806 по июль 1807, в период созыва нар. ополчения, К. служит провиантским комиссаром по Харьков, уезду. С ,1807, почти не покидая Основы и Харькова, занимается обществ, и лит. деятельностью: участвует в открытии Харьков: благотворит, об-ва (объявление о нем, опубл. в "Вест. Европы", 1812, No 1,-- первое выступление К. в печати), в основании Ин-та благородных девиц (К. член его совета до 1821), в создании кадетского корпуса (1823), публичной б-ки и т. п. Страстный театрал, пост, участник любительских спектаклей, К. в 1812 на неск. месяцев становится дир. открытого при его поддержке Харьков, театра; тогда же был избран дир. танцевального клуба. По словам Г. П. Данилевского, "где возникало что-нибудь новое и нужно было дать толчок, являлся Основьяценко" (Данилевский, с. 186). Разносторонняя и интенсивная деятельность К., снискавшая ему изв. популярность, вызывала и насмешки (см. эпиграмму В. Н. Каразина: "Был монахом, был актером, Был поэтом, был танцором!" -- там же, с. 210). Круг К. 1810-х гг.-- "товарищество епикурейцев" -- Р. Т. Гонорский, О. М. Сомов, А. Н. Нахимов, В. Г. Маслович, Д. Ярославский. В 1816--28 Харьков, уездный предводитель дворянства (в 1825 награжден орд. св. Анны 2-й степени, в 1826 -- орд. св. Владимира 4-й степени, тогда же получил чин коллеж. ас.); с дек. 1827 по апр. 1828 исправлял должность губ. предводителя. Материальные затруднения (с 1814, отказавшись от своей доли наследства, он живет на небольшую пенсию, выплачиваемую братом) в нач. 1830-х гг. заставляют К. искать платных должностей: в сент. 1831 он избран судьей Харьков, совестного суда на 1832--35; в сент. 1840 выбран в пред. Харьков, уголовной палаты на 1841--47. Затянувшееся утверждение (лишь в 1842), нападки "толстых" ж-лов, начавших травлю автора едкого памфлета "Званые гости", слухи о "высшем" нерасположении подорвали здоровье и без того болезненно мнительного писателя.
   Начало лит. деятельности К. связано с ж. "Укр. вест." (X.): редактор и издатель (вместе с Гонорским и Е. М. Филомафитским), он ведет здесь отдел местных новостей, под псевд. Фалалей (позднее Филурден) Повинухин публикует "Письма к издателям" (1816, No 1, 2, 4, 7, 11; 1817, No 10), ориентированные на традицию обличит, писем 18 в., с устойчивым набором мотивов: ложное воспитание, галломания, неоправданная страсть помещиков к нововведениям (продолжение -- "Письма к Лужницкому старцу" -- ВЕ, 1822, No 4, 7, 9/10). Одновременно печатает в ж. "Харьков. Демокрит" шуточные стихи, эпитафии, акростихи (1816, No 2--4). Стихи К. в 1817 -- 18 печатались в "Укр. вест." ("Приключение на именинах" -- 1817, No 1; "Мысли в день моего рождения" -- 1818, No 3 и др.); мн. басни, сатиры, романсы остались неопубликованными (Ин-т лит-ры АН УССР, ф. 67). Позднее, в 1833, К. напечатал цикл укр. стихотворений "Шпыгачкы, або по Московському Эпиграммы" ("Молва", 7 окт.).
   Первый драм. опыт К.-- комедия "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе" (1827, опубл.: "Пантеон", 1840, No 3, прил. No 2) вызвал скандальный интерес в связи со сходством его сюжета с "Ревизором" Н. В. Гоголя (лит. см.: Айзеншток, 1922). С 1827 по 1830 К. пишет еще 5 пьес: "Дворянские выборы" (М., 1829; запрещена к постановке личным распоряжением Николая I), водевиль "Турецкая шаль, или Так водится" (М., 1829), "Дворянские выборы, часть вторая, или Выборы Исправника" (д. 1 -- впервые в MB, 1830, No 3; отд. изд.-- М., 1830), "Шельменко-волостной писарь" (X., 1831), "Ясновидящая" (1830; в 1840 запрещена цензурой; впервые опубл. в 1956 в его кн.: "Твори", т. 6, К.; на материале комедии написана пов. "Маргарита Прокофьевна" -- "Москв.", 1841, No 9). Комедии осн. на традициях просветит, сатиры: носителям социального зла (преим. провинц. дворянство и чиновничество) противостоят умозрит. добродетельные герои, отражавшие утопич. представления К. о возможностях искоренения обществ, пороков.
   Завязанные в нач. 1830-х гг. отношения с моск. литераторами (С. Т. Аксаков, М. П. Погодин, И. М. Снегирёв и др.), а также чутко уловленная "прозаизация" совр. рус. лит. процесса, обусловили поиски К. в области худож. прозы. Первым опытом К. была пов. "Харьковская Ганнуся" (1831; опубл.: "Телескоп", 1832, No 2--4, в обработке Погодина; отд. изд.-- X., 1839, под назв. "Ганнуся") -- сатирико-дидактич. повествование с густым этногр. фоном и романтич. интригой. Переломным для творчества К. моментом стали начатые в 1832 укр. повести, к-рые печатались под псевд. Грицько Основьяненко: "Салдацький патрет" (альм. "Утренняя звезда", ч. 2, X., 1833), "Малороссийские повести..." (кн. 1--2, М., 1834--37).
   Замысел повестей К. связывал с полемикой с П. Г. Гулак-Артемовским по поводу творч. возможностей укр. языка, пригодного, по мысли К., и для серьезной, и для "чувствительной" прозы. В рец. на первую книгу повестей В. И. Даль писал, что К. преодолел традиционную для укр. лит-ры бурлескно-травестийную линию в обрисовке быта, впервые изобразил его не "наизнанку, а налицо" (СП, 1835, 21, 22 янв.).
   Повести скоро появились на рус. яз.: после публикации "Солдатского портрета" в пер. В. И. Даля ("Совр.", 1837, т. 7) К. взялся за переводы сам, стремясь сохранить языковую стихию оригинала. В окт. 1837 во время пребывания В. А. Жуковского в Харькове К., ободренный его похвалами, предложил ему для публикации неск. своих переведенных повестей (см.: Сумцов, с. 68--70); переданные П. А. Плетнёву, они стали выходить в его "Современнике" ("Маруся" -- 1838, т. 11; "Праздник мертвецов", "Делай добро, и тебе будет добро", "Конотопская ведьма" -- 1839, т. 13--15). К. становится ведущим беллетристом ж-ла, а его отношения с издателем принимают характер лит. союза (см.: Айзеншток, 1930): так, Плетнёв инспирирует написание памфлетов "Званые гости" ("Совр.", 1840, т. 20) и "Мемуары Евстратия Мякушкина" (там же, 1841, т. 21), где разбор (и зачастую разгром) совр. ж-лов давался с позиций "Современника" (критика журн. альянса Греча -- Булгарина, Н. А. Полевого, О. И. Сенковского, колкости в адрес "Отеч. зап." и статей В. Г. Белинского). Сотрудничество в "Современнике" быстро вводит К. в столичную лит.-журн. жизнь: он переписывается с Ф. А. Кони, А. А. Краевским, А. П. Башуцким, его повести, рассказы, очерки печатаются в "Отеч. зап." ("Пан Халявский", ч. 1 -- 1839, No 6, 7; "1812 год в провинции" -- 1843, No 3), "Лит. газете" ("Вот тебе и клад!" -- 1840, 3, 6 янв.; "Знакомые незнакомцы" -- 1841, 2, 7 янв.; "Ботфорт" -- 17 мая; "Вояжёры" -- 1842, 5, 12, 19 июля), "Маяке" ("Перекати-поле" -- 1840, ч. 7; "Малороссийская быль" -- 1842, т. 3, кн. 5), в альм. "Утренняя заря на 1840 г." ("Божие дети"), в сб. "Наши, списанные с натуры русскими" (СПб., 1841, в. 6 -- "Знахарь") и др. изд.
   Автопереводы и собственно рус. повести К. (такие, как "Панна Сотниковна", "Ложные понятия",-- "Совр.", 1840, т. 19), типологически сходные с произв. натуральной школы кон. 1830--40-х гг., генетически восходят к доромантич. традициям кон. 18 -- нач. 19 вв.-- сатирико-дидактической и сентиментальной. Точные этногр. описания быта укр. крестьян, интерес к "маленькому человеку", концепция ложного воспитания как основы социальных бед -- все это роднит К. с традицией просветит. реализма. Эторой слой его творчества -- сентименталистский: авт. установка на "потрясение" читателя, "чувствительность" героев -- таковы особенности "женских" повестей К.-- "Маруся", "Сердешна Оксана" (альм. "Ластівка", СПб., 1841; рус. пер.: "Москв.", 1842, No 2), "Вот любовь!" ("Совр.", 1839, т. 16), сохраняющих обычный набор мотивов сентиментальной повести (несчастная любовь, заканчивающаяся, как правило, смертью героини, обольщение, столкновение добродетельной героини и "развратного" героя).
   Одновременно с повестями К. работал над ром. "Жизнь и похождения Петра Степанова сына Столбикова, помещика в трех наместничествах. Рукопись XVIII века" (начат в 1833, опубл. после ценз. мытарств -- ч. 1--3, СПб., 1841), в к-ром попытался дать своего рода "физиологию" дворян, быта минувшего столетия, увиденного глазами наивно-патриарх. помещика Столбикова (первонач. Пустолобова).
   Устаревшая форма просветит. романа, с его рыхлой структурой, со множеством вставных новелл, с кумулятивным сюжетом и односторонним дидактизмом (все той же идеей ложного воспитания) не могли способствовать успеху произведения (см., напр., скептич. оценку Белинского: ОЗ, 1842, No 1, а также негативные отзывы: БдЧ, 1841, т. 47; СП, 1841, 21 авг.).
   Второй роман К. "Пан Халявский" (СПб., 1840), в к-ром иронически-гротескные тона в изображении старинного уклада рода Халявских выдавали гоголевское влияние, был воспринят Белинским как "превосходная сатира, написанная рукою отличного мастера" (ОЗ, 1841, No 1; IV, 446; ср. отрицат. рец.: БдЧ, 1841, т. 44; PB, 1841, No 9).
   В 30--40-е гг. К. создает ряд новых драм, сочинений, в т. ч. комич. оперы и водевили (напр., "Сватанье в Гончаровке" -- X., 1836); лучшее из них -- сатирич. комедия "Шельменко-денщик" (X., 1840) -- тематически примыкает к ранней драматургии.
   Перу К. принадлежит также неск. очерков об истории Украины, осн. как на документах, так и на устном предании: "Головатый" (ОЗ, 1839, No 10), "Украинцы" ("Совр.", 1841, т. 21), "Предание о Гаркуше" ("Совр.", 1842, т. 25, 26) и др. Умеренно-консервативные взгляды К., в к-рых гуманизм и просветительство сочетались с общей религ.-нравств. установкой, отразились в публиц. "Листах до любезных землямв" (Хармв, 1839), в соч., религ.-филос. проблематика к-рых расходилась с нормами церк. ортодоксии (напр., "Достоверное предание", 1840; не пропущена духовной цензурой; впервые -- Збір. творів у 7 т., т. 6, Киів, 1981).
   Изд.: Соч., т. 1--6, X., 1887--94 (под ред. А. А. Потебни); Твори, т. 1--6, Киів, 1956--57; Твори, т. 1--8, Киів, 1968--70; Зібрання творів, т. 1--7, Киів, 1978--81 [наиб. полн. собр. соч. с вариантами и ук. библ.]; Проза, М., 1990; Повесть Сватання на Гончарівид.-- Шельменко-денщик.: Пьесы, К., 1990.
   Лит.: Данилевский Г. П., Укр. старина. Мат-лы для истории укр. лит-ры и нар. образования, X., 1866, с. 173--284; Грот и Плетнев (ук.); Сумцов Н. Ф., В. А. Жуковский и К.-- В кн.: Харьков, ун-тский сб. в память В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя, X., 1903; Срезневский В. И., К. и И. И. Срезневский.-- В кн.: Sertum Bibliologicum. Сб. в честь А. И. Малеина, П., 1922; Айзеншток И. Я., К вопросу о лит. влияниях: К. и Н. В. Гоголь.-- ИзвОРЯС, 1922, т. XXIV, кн. 1; его же, Г. Ф. Квитка i П. О. Плетньов.-- "За сто літ", X.--К., 1930, кн. 5; Чалий Д. В., Г. Ф. Квітка-Основ'яненко Творчість, Киів, 1962; Вербицька Е., Г. Ф. Квітка-Основ'яненко. Життя i творчість, Харків, 1968; Гончар О. I., Г. Квітка-Основ'яненко. Життя i творчість, Киів, 1969; его же, Г. Квітка-Основ'яненко. Семінарій, 2 вид., Киів, 1978 (с подробной библ.); Словник мови Teopie Г. Квітки-Основ'яненко, т. 1--3, Хармв, 1978; Луцький Ю. Д., Драматургія Г. Ф. Квітки-Основ'яненка i театр, Киів, 1978; Зубков С. Д., Г. Квітка-Основ'яненко. Життя i творчість, Киів, 1962; Вербицька О., Г. Ф, Квитки и Е. П. Гребенки в контексте рус.-укр. лит. связей, К., 1979. + Комаров M., Библ. покажчик нов. укр. лит-ры, К., 1883; Венгеров. Источ.; Брокгауз; РБС.
   Архивы: Ин-т лит-ры АН УССР, ф. 67; ф. 99, 6 (автографы соч.); ЦГАЛИ, ф. 1863 (ф. с. 1827 г.); ИРЛИ, ф. 234 (неопубл. произв.), ф. 7042/XXXVI б. 26 (ф. с); ЛО ААН, ф. 216.

В. Ю. Проскурина.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru