Кузьмина-Караваева Е. Ю. Равнина русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма.
СПб.: "Искусство--СПБ", 2001.
ПОХВАЛА ТРУДУ
псалом
Тот, Кто имеет право приказать,
Чьей воле я всегда была покорна,
Опять велел мне: "Ты должна назвать
Тут, на земле, средь вечной ночи черной,
То, что во тьме сверкает как алмаз,
Что плод дает сторицею, как зерна,
Упавшие на чернозем. Средь вас,
Из персти созданных, есть отблеск Славы,
Есть отблеск Красоты среди прикрас.
Есть нечто. И оно дает вам право
Господними сотрудниками стать.
В строеньи вечном Церкви многоглавой
Ищи". Полвека я могла искать,
Все испытать, все пробовать полвека.
И средь стекла алмазы отбирать.
Священное избранье человека,
Которым Бог его почтил в раю,
Открылось мне. Пусть нищий, пусть калека,
Грехом растливший красоту свою,
Трудящийся среди волчцов упрямо,
Рождающийся в муках, -- узнаю
Того же первозданного Адама,
Носившего избрания печать.
Изгнанник под проклятым гнетом срама,
И Ева падшая, всех падших мать,
И мы, -- их дети, -- что мы можем Богу,
Что было бы Его достойно, дать?
Иду искать. И изберу дорогу
Среди полей. Теперь пора труда.
С конем своим идет спокойно, в ногу,
За плугом пахарь. В прежние года
Его отец и дед пахали ниву,
И сына ждет все та же борозда.
Конь медленно идет, склонивши гриву,
Тяжелая рука ведет тяжелый плуг.
Земля пластом легла. Неторопливо,
Движеньем медленным спокойных рук,
Раскинет сеятель на пашне зерна.
Они за полукругом полукруг
Падут, укроются в могиле черной.
Могила колыбелью будет им,
Земля -- началом жизни чудотворной.
Пойдет работа чередом своим.
Придет косарь с своей косою звонкой,
И молотьба приблизится за ним.
Старик умрет. Из малого ребенка
Муж вырастет, суровый хлебороб.
Незримой нитью, пеленою тонкой
Разделены рожденье, труд и гроб.
В срок надлежащий солнце землю греет,
В срок землю зимний леденит озноб,
Пшеничный колос тоже в срок созреет.
Природа мерна. Мерен человек.
Не думая, он мыщцами умеет
Владеть. Ногам велит спешить на бег,
Прижавши локти и дыша глубоко.
Он сети ставит средь спокойных рек,
Он тянет невод. Он взмахнет широко,
Откинется всем телом, -- и топор
Вонзится в ствол. Пусть дерево высоко,
За зеленью его не видит неба взор,
Пусть прячутся в его макушке птицы, --
Оно падет... Лишь бы найти упор,
В рычаг железною рукой вонзиться, --
И землю сдвинет в воздухе рычаг.
Пусть человек беспомощным родится, --
Бессмысленный младенец, хил и наг, --
Как рычаги стальные мыщцы станут,
Обдуманно сплетенные. И шаг,
И рук движенье созданы по плану,
Рассчитаны, чтоб труд посильным был,
Чтоб был костяк узлами жил обтянут,
Чтоб мыщцы обросли сплетенье жил.
О подвиг трудовой, ты благороден,
Кто потрудился, тот недаром жил.
Тот, как Творец, спокоен и свободен,
В дни жатвы собирает урожай,
Сотрудник и соделатель Господень.
Когда Адамом был потерян рай
И труд объявлен для него проклятьем,
И он вступил навек в изгнанья край,
И Ева в муках жизнь дала двум братьям,
С тех давних пор и вплоть до наших лет
В поту трудился он. Рабов зачатье,
Рождение и смерть рабов. И нет
Приостановки в жизненном потоке.
Бог вопрошал. Каков же наш ответ?
Как мы усвоили Его уроки?
Работали, когда спустилась тьма,
Не вопрошая Господа о сроке.
Хозяин нив, открой нам закрома,
Чтоб мы могли наполнить их пшеницей.
Открой Свои небесные дома,
Чтоб мы вернули все Тебе сторицей.
Прими земных трудов тяжелый плод,
Ты, повелевший нам в поту трудиться,
Пусть спины гнет усталый Твой народ, --
Но есть чем оправдать нам жизнь земную:
На землю пролитый священный пот.
Прими, прими пшеницу золотую
Твоих сотрудников. Вот кирпичи, --
Мы ими глину сделали сырую,
Мы для Тебя работали в ночи.
Что создано в веках, -- необозримо.
Как пчелы лепим воск мы для свечи
В алтарь небесного Иерусалима.
Примечания
Похвала труду. Псалом впервые опубликован в книге: Мать Мария. Стихотворения, поэмы, мистерии... Париж, 1947. Идеи псалма перекликаются со словами славянофила К. С. Аксакова: "Труд есть долг человека, есть его нормальное состояние на земле. Только труд дает право на наслаждение жизнью. Каков бы ни был труд: вещественное ли это обрабатывание земли, работа ли напряженной мысли -- все равно. <...> Жизнь не есть удовольствие, как думают некоторые: жизнь есть подвиг, заданный каждому человеку, жизнь есть труд" (Аксаков К. С, Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1982. С. 25).
С. 264. ...из персти созданных... -- созданный из земли (праха, брения), т. е. человек в его земной, плотской (вещественной) природе; ср.: "Первый человек -- из земли, перстный..." (1 Кор 15: 47).
Полвека я могла искать -- ко времени написания псалма м. Марии исполнилось 50 лет.
Священное избранье человека... -- эта и следующие 10 строк подразумевают грехопадение первозданной четы и последовавшее за ним наказание Божие (см. Быт гл. 3).
С. 265. Лишь бы найти упор... и землю сдвинет в воздухе рычаг -- пересказ исторической фразы Архимеда: "Дайте мне рычаг и точку опоры, и я переверну мир".
С. 266. Небесный Иерусалим -- аллегория будущего Царства Небесного, царства святых на небе. Поскольку созданный Богом земной мир был искажен грехопадением, обновленную вселенную Иоанн Богослов прозрел в образе Небесного (Нового) Иерусалима (Отк 3: 12; 21: 2). Это будет восстановленный райский сад -- Эдем. См. также примеч. к с. 165 ("Я верю, Господи, что если Ты зажег...").