Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки
Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019.
ЭЛЬЗАССКИЙ СЪЕЗД
Самая неблагодарная тема -- это повесть о том, как протекает удачный съезд. Очень трудно передать то личное переживание, которое, может быть, и является отображением самого ценного, большого на таком съезде. Поэтому всякий отчет о съезде есть скорее передача общих впечатлений, чем настоящий отчет. Мне хочется, несмотря на эти трудности, написать об Эльзасском съезде, состоявшемся в Нильванжском Русском доме 24-27 декабря. Нильванж - Кнютанж - Альграндж -- это рабочие села, разросшиеся вокруг огромного сталелитейного завода. Русских там и сейчас много. Живут установившимся бытом, имеют прекрасную церковь, в Русском доме систематические занятия в церковно-приходской школе. Но в последнее время в этой устоявшейся жизни что-то оборвалось, что-то нарушило мирное течение жизни. Угроза безработицы, сильное сокращение заработка, а может быть, слишком долгое пребывание на одном месте, слишком подробное знание всех маленьких слабостей друг друга -- все вместе создало атмосферу уныния, апатии, крайнего недоверия или зачастую даже и вражды. При таких условиях было чрезвычайно трудно налаживать съезд.
Многие говорили о неуместности съезда в разгар общего кризиса и в момент боязни, переживаемой русской колонией, тем более что съезд должен был состояться почти исключительно на местные средства. Тем не менее, благодаря энергии организационного комитета, съезд состоялся. В смысле организационном на нем было одно замечательное новшество -- всех гостей -- около 20 человек -- разобрали на квартиры сами кнютанжцы, проявив по отношению к ним исключительную заботу, просто несовременное гостеприимство. Несмотря на то что на съезде было около 160 человек, поначалу нельзя было сказать, что все эти сто шестьдесят человек заинтересованы в нем. Было много людей, случайно пришедших только оттого, что это были свободные дни французского Рождества. Пришли на съезд даже и люди, чуждые православию, -- баптисты.
Тема съезда была -- "Кризис современной культуры и Церковь". Докладчиками выступали о<тец> Лев Липеровский, Е.Ю. Скобцова, Г.П. Федотов и -- заключительный доклад -- о<тец> Иоанн (Шаховской). Я не буду излагать содержания докладов -- не в этом заключался центр съезда. Центр его был в том, что постепенно люди становились сами собой, забывали о своей трудной и беспросветной жизни, втягивались в какой-то иной ритм. Дома кухни оставались нетопленными, полы немытыми, кошки и собаки некормлеными, а участники съезда с утра наполняли кнютанжский храм, часами сидели в Русском доме на докладах, вечером собирались на частные собеседования, -- зачастую заново знакомились друг с другом. В воскресенье за литургией причащалось около 70 человек. А на благодарственном молебне хору подтягивали даже баптисты. В Кнютанже не осталось ни одной ссоры, все местные тяжбы были ликвидированы. Съезд кончался в атмосфере большого и подлинного братского единения. Кто достиг таких результатов? У местных жителей есть стремление приписать успех съезда приезжим, которые много "дали". Будет совершенно точно, если мы скажем, что они гораздо больше "получили", чем "дали". Думается, что "получили" все, не только оттого, что приезжие читали доклады, а местные люди исключительно внимательно их слушали. Получили все от большой и наглядной силы благодати, которая несомненно осенила съезд. Это было настоящее благодатное дело, объединившее людей.
Но для того, чтобы эта благодатная сила могла проявляться и действовать, должны были существовать и известные человеческие условия. Первое из них -- преднастроенность участников съезда, какое-то полное и детское открытое стремление взять от съезда его религиозную правду. Из этого вытекает и легкость второго условия -- легкость давать эту пищу, которую, наверное, чувствовали все докладчики. Многие из них, действительно, дали очень много.
Если же говорить более частно, об отдельных людях, то совершенно необходимо сказать, три четверти успеха съезда были делом рук владыки Евлогия. Много раз постоянным членам съездов приходилось видеть и присутствовать на богослужениях. Но думаю, что все они согласятся, что в Кнютанжском съезде владыка митрополит принимал какое-то особенное участие. Он не был только желанным почетным посетителем съезда, -- он был его самым деятельным и творческим участником. Начиная с его слова после первого молебна, через все выступления на собраниях, -- и кончая частными беседами его с отдельными лицами -- во всем чувствовалось это его творческое участие в съезде. Он нес с собой мир, благожелательство, широкое понимание человеческой смятенной души, умелое и тонкое разъяснение не только всего, что связано со съездом, но и всего, что связано со всей работой Движения. В Кнютанже была радость. Творцом этой радости в большей степени был владыка митрополит. Думаю, что участники съезда могут надеяться, что и они его обрадовали принятием мира, который он старался дать им.
Кнютанжский съезд был осуществлением соборности.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Вестник РСХД. 1932. No 2. С. 29-30. Подпись: Е.С
Статья посвящена съезду РСХД, состоявшемуся 24-27 декабря 1931 г. в Кнютанже (Франция).
Заметка об этом съезде в No 1 "Вестника РСХД" за 1932 г. гласит: "25-27 дек. состоялся съезд PCX Движения. Съезд в Кнютанже (Франция) является первой попыткой устройства съезда в районе с рабочим населением. Съезд с Божьей помощью прошел так, что некоторые участники его, бывшие на других съездах, говорят, что он превосходит все. Присутствовало ок. 150 чел., с докладами выступали проф. Г.П. Федотов, о. Лев Липеровский, Е.Ю. Скобцова, о. иеромон. Иоанн Шаховской. На съезде присутствовал и Владыка Митрополит Евлогий. В результате съезда возникли 4 кружка и "комитет действия", поставивший своей целью поддержать и закрепить то, что дал съезд" (С. 29-30).
...и -- заключительный доклад -- о<тец> Иоанн (Шаховской). -- Архиеп. Иоанн (в миру кн. Шаховской Дмитрий Алексеевич; 1902-1989) -- архиепископ Сан-Фран-цисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке, проповедник, писатель, поэт. С 1920 г. в эмиграции. В 1926 г. принял монашество на Афоне. В 1926-м учился в Св.-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Служил священником в Сербии, Франции, Германии. С 1950 г. -- епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 г. -- архиепископ. Владыка Иоанн занимался литературным творчеством -- прозаическим и поэтическим -- под псевдонимом Странник, был автором многочисленных стихотворных произведений.